ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-2256/20 от 11.03.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

2270/2020-26886(2)

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений) 

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-47615/2019 

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года. 

Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего судьи Соловьевой М.В., 

судей Емельянова Д.В., Ефимовой О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания  Семченко Ю.В., 

при участии:

от ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных  отношений» «Министерства обороны Российской Федерации»: представитель 

ФИО1 по доверенности от 09.01.2020, удостоверение;  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления 

Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  Краснодарскому краю 

на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.12.2019 по делу № А32-47615/2019

по заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Северо- Кавказское территориальное управление имущественных отношений» 

«Министерства обороны Российской Федерации» (ИНН: <***>, ОГРН:  <***>) 

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Краснодарскому краю 

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права  собственности; об обязании, 

УСТАНОВИЛ:

ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России обратилось в  Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому  краю, в котором просит: 

- признать незаконным отказ Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 


11.09.2019 № 23/999/001/2019-194170 в государственной регистрации права  собственности Российской Федерации в отношении объекта недвижимого  имущества: Пожарный резервуар, объемом 250 куб.м., с кадастровым номером  23:43:0108038:384, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар,  Прикубанский округ, ул. 3 -я Трудовая, д. 3. 

- обязать Управление Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать за  Российской Федерацией право собственности на объект недвижимого имущества:  Пожарный резервуар» объемом 250 куб. м. с кадастровым номером  23:43:0108038:384, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар,  Прикубанский округ, ул. 3-я Трудовая, д. 3. 

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2019 признан  незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 11.09.2019 № 23/999/001/2019- 194170 в государственной регистрации права собственности Российской  Федерации в отношении объекта недвижимого имущества: Пожарный резервуар,  объемом 250 куб.м., с кадастровым номером 23:43:0108038:384, расположенный по  адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. 3 -я Трудовая,  д. 3. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать за Российской  Федерацией право собственности на объект недвижимого имущества: Пожарный  резервуар, объемом 250 куб.м. с кадастровым номером 23:43:0108038:384,  расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский  округ, ул. 3-я Трудовая, д. 3. 

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому  краю обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). 

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что возникновение права  собственности на основании закона не освобождает лицо от представления  правоустанавливающих документов, которые необходимы для внесения записи в  ЕГРН согласно Закону № 218-ФЗ. Заявитель не представил правоустанавливающий  документ. В оспариваемом судебном акте суд не указал, в нарушение каких норм  права действовал регистрирующий орган. Суд также не учел, что Управление  Росреестра по КК не оспаривает право федеральной собственности, не ставит под  сомнение возникновение данного права 

В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное государственное казенное  учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных  отношений» «Министерства обороны Российской Федерации» просит решение  суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

В судебном заседании представитель ФГКУ «Северо-Кавказское  территориальное управление имущественных отношений» «Министерства обороны  Российской Федерации» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы,  просил обжалуемое решение суда оставить без изменения. 

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенное о  времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное  заседание не обеспечило. 


Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы,  арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что  апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Департамента  имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от  28.09.2016 № 2021 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного  управления за федеральным государственным казенным учреждением «Северо- Кавказское территориальное управление имущественных отношений»  ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России поручено провести  государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права  оперативного управления учреждения на объект недвижимости - Пожарный  резервуар, объемом 250 куб.м, с кадастровым номером 23:43:0108038:384,  расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский  округ, ул. 3-я Трудовая, д. 3 (далее - объект, резервуар). 

Вышеуказанный объект недвижимости расположен на земельном участке с  кадастровым номером 23:43:0108038:39, площадью 53639 кв.м. находящемся в  собственности Российской Федерации (от 14.04.2010 № 23-23-01/237/2010-110 от  14.04.2010) и праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждения (от  26.03.2019 № 23:43:0108038:39-23/001/2019-2). 

В отношении объекта зарегистрировано право оперативного управления  ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России учреждения, что  подтверждается записью о государственной регистрации права от 05.03.2019   № 23:43:0108038:384-23/001/2019-1. 

В качестве основания возникновения права были указаны п. 12 ст. 1  Федерального закона № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (далее - Закон об  обороне) и Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении  государственной собственности в Российской Федерации на федеральную  собственность, государственную собственность республик в составе Российской  Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов  Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1 от 27.12.1991). 

Однако, уведомлением от 11.06.2019 № 23/999/001/2019-194170 по заявлению  от 07.06.2019 № 23/999/001/2019-194170 Управление Росреестра по  Краснодарскому краю известило учреждение о том, что государственная  регистрация приостановлена ввиду непредставления правоустанавливающего  документа со следующей формулировкой: «Постановление № 3020-1 от 27.12.1991  распространяется на объекты, созданные до его принятия и вступления в силу.  Объект завершен строительством в 2004 году, после принятия и вступления его в  силу». Осуществление действий по регистрации права собственности Российской  Федерации приостановлено до 11.09.2019. 


13.09.2019 на указанный в заявлении о государственной регистрации права  собственности Российской Федерации адрес электронной почты  (registr_sktuio@mail.ru) получено сообщение об отказе в государственной  регистрации права собственности Российской Федерации по следующему  основанию: отсутствие постановки на кадастровый учет объекта. 

Из материалов дела следует, что ЕГРН уже содержит сведения о  кадастровом учете и праве оперативного управления учреждения в отношении  объекта. 

Заявитель считает принятое заинтересованным лицом решение об отказе в  государственной регистрации права собственности Российской Федерации на  спорное имущество незаконным и подлежащим отмене, так как государственным  регистратором не в полной мере проведена правовая экспертиза оснований  возникновения права собственности Российской Федерации в отношении  указанного объекта недвижимого имущества, принято во внимание только  постановление № 3020-1 от 27.12.1991. 

Регистратором, по мнению заявителя, проигнорирована ссылка на пункт 12  статьи 1 Закона об обороне, в соответствии с которым имущество Вооруженных  Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов  является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного  ведения или оперативного управления. 

Кроме того, как указывает заявитель, в оспариваемом решении об отказе, со  ссылкой на не устранение причин приостановки государственной регистрации,  указаны совершенно необоснованные причины для отказа в государственной  регистрации права, а именно отсутствие постановки объекта на кадастровый учет. 

Таким образом, по мнению заявителя, оспариваемый отказ содержит в себе  противоречия и незаконные требования постановки на кадастровый учет объекта. 

Указанные требования послужили основанием для обращения в суд.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку  оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и  действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному  нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или  лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые  действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт,  решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный  правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих  публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает  решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений  и действий (бездействия) незаконными. 


Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий  органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий:  несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и  законных интересов заявителя по делу. 

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного  правового акта, решения и действий (бездействия) государственного органа или  органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как  их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими  гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического  лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых  вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса  Российской Федерации»). 

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона РФ от 13.07.2015   № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон 218-ФЗ /  Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество  - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения,  перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или  ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее -  государственная регистрация прав). 

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона 218-ФЗ, государственный  кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на  основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным  законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в  установленном настоящим Федеральным законом порядке. 

Согласно пунктам 2, 8 части 2 статьи 14 Закона 218-ФЗ, основаниями для  осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной  регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого  имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в  месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные  документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы,  которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или  ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с  законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения,  прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов  недвижимости. 

Пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что  осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной  регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора  прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;  форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав,  не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. 

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или)  государственной регистрации прав отказывается по решению государственного 


регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены  причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и  (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего  Федерального закона (статья 27 Закона № 218-ФЗ). 

Как следует из материалов дела, 07.06.2019 ФГКУ «Северо-Кавказское  ТУИО» обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с  заявлением о государственной регистрации права собственности РФ на пожарный  резервуар, объемом 250 куб.м, с КН: 23:43:0108038:384, расположенный по адресу:  <...>. 

Заявление и все приложенные к нему документы были представлены в  форме электронных документов и (или) электронных образов, что предусмотрено  пп.2, п.1 ст. 18 Закона № 218-ФЗ. 

При проведении правовой экспертизы, предусмотренной пп. 3 п. 1 ст. 29  Закона № 218-ФЗ, представленных документов для осуществления государственной  регистрации, у государственного регистратора возникли сомнения в наличии  оснований для проведения указанных регистрационных действий. 

В качестве документа-основания возникновения права собственности РФ в  отношении спорного объекта было представлено постановление № 3020-1 от  27.12.1991 и ФЗ «Об обороне» № 61-ФЗ от 31.05.1996 (распечатки Консультант  плюс). 

Между тем, согласно данным Единого государственного реестра  недвижимости и кадастрового паспорта от 19.06.2018 № 23/ИСХ/18-1160846  строительства объекта с кадастровым номером 23:43:0108038:384 завершено в 2004  году, следовательно, постановление № 3020-1 от 27.12.1991 в качестве  правоустанавливающего документа рассмотрено быть не может. 

В связи с изложенным, осуществление действий по государственной  регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества -  пожарный резервуар, объемом 250 куб.м, с КН: 23:43:0108038:384, расположенный  по адресу: <...>, приостановлено до устранения  причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но  не позднее чем до 11.09.2019. 

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено,  что ЕГРН уже содержит сведения о кадастровом учете и праве оперативного  управления учреждения в отношении данного объекта недвижимости. 

Управление Росреестра по Краснодарскому краю в суде первой и  апелляционной инстанциях пояснило, что действовало в строгом соответствии с  нормами действующего законодательства, прав и законных интересов Заявителя не  нарушало. 

Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» устанавливает, что  имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских  формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них  на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. 

Аналогичное правило содержится в Постановлении Верховного Совета  Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной 


собственности в Российской Федерации на федеральную собственность,  государственную собственность республик в составе Российской Федерации,  краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и  Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» ((далее -постановление от  27.12.1991 № 3020-1). 

Согласно пункту 2 раздела II приложения № 1 к указанному постановлению  от 27.12.1991 № 3020-1, исключительно к федеральной собственности относится  имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних  войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и  других учреждений, финансирование которых осуществляется из  республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на  территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из  государственного бюджета СССР. 

Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации,  утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082  (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации),  Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации  государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области  обороны, иные установленные федеральными конституционными законами,  федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в  этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной  власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил  Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской  Федерации организаций. 

В соответствии с п. 5 и пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны  Российской Федерации, последнее осуществляет в пределах своей компетенции  правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое  составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым  осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и  других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил. 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053  «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» полномочия по  управлению федеральным имуществом, находящемся в ведении Министерства  обороны Российской Федерации и подведомственным ему воинских частях и  организациях, предоставлены только Министерству обороны Российской  Федерации. 

Таким образом, указанным Постановлением Министерству обороны  Российской Федерации делегированы полномочия собственника в отношении  федерального имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, воинскими  частями и организациями, подведомственными Министерству обороны Российской  Федерации, что подтверждает право на закрепление имущества на праве  оперативного управления за Учреждением. 

Согласно пункту 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации,  имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а  также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований. 


Особенности приобретения и прекращения права собственности на  имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того,  находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в  собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или  муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. 

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в  государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ). 

Пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит  специальное правило о моменте возникновения права оперативного управления с  момента передачи имущества: право хозяйственного ведения или право  оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником  принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением,  возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества,  если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением  собственника. 

Реализуя указанные положения законодательства, Министерство обороны  Российской Федерации своим приказом от 28.09.2016 № 2021 «О закреплении  недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным  государственным казенным учреждением «Северо-Кавказское территориальное  управление имущественных отношений» закрепило спорное имущество за  учреждением на праве оперативного управления. 

Как следует из материалов дела, в отношении объекта зарегистрировано  право оперативного управления ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны  России учреждения, что подтверждается записью о государственной регистрации  права от 05.03.2019 № 23:43:0108038:384-23/001/2019-1. 

Апелляционной коллегией не принимается довод Управления о том, что  согласно данным Единого государственного реестра недвижимости объект с  кадастровым номером 23:43:0108038:384, 2004 года, в связи с чем постановление   № 3020-1 от 27.12.1991 в качестве правоустанавливающего документа рассмотрено  быть не может, ввиду следующего. 

Указанная выше формулировка, содержащаяся в оспариваемом уведомлении  о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской  Федерации, свидетельствует том, что заинтересованным лицом не в полной мере  проведена правовая экспертиза оснований возникновения права собственности  Российской Федерации в отношении указанного объекта недвижимого имущества,  поскольку им принято во внимание только постановление № 3020-1 от 27.12.1991. 

Вместе с тем, государственным регистратором не учтены положения закона  об обороне, в соответствии с пунктом 12 статьи 1 которого имущество  Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований  и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах  хозяйственного ведения или оперативного управления. 

На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к  выводу, что отказ в государственной регистрации права собственности Российской  Федерации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы  Учреждения и Российской Федерации, в связи с чем, заявленные требования  учреждения удовлетворены в полном объеме. 

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой  инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают 


правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут  служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. 

Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при  рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с  соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4  статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной  инстанции не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2019 по делу   № А32-47615/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без  удовлетворения. 

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи  176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление  арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его  принятия. 

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35  Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух  месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном  объёме), через арбитражный суд первой инстанции. 

Председательствующий М.В. Соловьева 

Судьи Д.В. Емельянов 

 О.Ю. Ефимова