2270/2020-26886(2)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-47615/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Емельянова Д.В., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» «Министерства обороны Российской Федерации»: представитель
ФИО1 по доверенности от 09.01.2020, удостоверение; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.12.2019 по делу № А32-47615/2019
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Северо- Кавказское территориальное управление имущественных отношений»
«Министерства обороны Российской Федерации» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в котором просит:
- признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от
11.09.2019 № 23/999/001/2019-194170 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объекта недвижимого имущества: Пожарный резервуар, объемом 250 куб.м., с кадастровым номером 23:43:0108038:384, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. 3 -я Трудовая, д. 3.
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать за Российской Федерацией право собственности на объект недвижимого имущества: Пожарный резервуар» объемом 250 куб. м. с кадастровым номером 23:43:0108038:384, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. 3-я Трудовая, д. 3.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2019 признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 11.09.2019 № 23/999/001/2019- 194170 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объекта недвижимого имущества: Пожарный резервуар, объемом 250 куб.м., с кадастровым номером 23:43:0108038:384, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. 3 -я Трудовая, д. 3. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать за Российской Федерацией право собственности на объект недвижимого имущества: Пожарный резервуар, объемом 250 куб.м. с кадастровым номером 23:43:0108038:384, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. 3-я Трудовая, д. 3.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что возникновение права собственности на основании закона не освобождает лицо от представления правоустанавливающих документов, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН согласно Закону № 218-ФЗ. Заявитель не представил правоустанавливающий документ. В оспариваемом судебном акте суд не указал, в нарушение каких норм права действовал регистрирующий орган. Суд также не учел, что Управление Росреестра по КК не оспаривает право федеральной собственности, не ставит под сомнение возникновение данного права
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» «Министерства обороны Российской Федерации» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» «Министерства обороны Российской Федерации» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 28.09.2016 № 2021 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Северо- Кавказское территориальное управление имущественных отношений» ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России поручено провести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления учреждения на объект недвижимости - Пожарный резервуар, объемом 250 куб.м, с кадастровым номером 23:43:0108038:384, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. 3-я Трудовая, д. 3 (далее - объект, резервуар).
Вышеуказанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0108038:39, площадью 53639 кв.м. находящемся в собственности Российской Федерации (от 14.04.2010 № 23-23-01/237/2010-110 от 14.04.2010) и праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждения (от 26.03.2019 № 23:43:0108038:39-23/001/2019-2).
В отношении объекта зарегистрировано право оперативного управления ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России учреждения, что подтверждается записью о государственной регистрации права от 05.03.2019 № 23:43:0108038:384-23/001/2019-1.
В качестве основания возникновения права были указаны п. 12 ст. 1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (далее - Закон об обороне) и Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1 от 27.12.1991).
Однако, уведомлением от 11.06.2019 № 23/999/001/2019-194170 по заявлению от 07.06.2019 № 23/999/001/2019-194170 Управление Росреестра по Краснодарскому краю известило учреждение о том, что государственная регистрация приостановлена ввиду непредставления правоустанавливающего документа со следующей формулировкой: «Постановление № 3020-1 от 27.12.1991 распространяется на объекты, созданные до его принятия и вступления в силу. Объект завершен строительством в 2004 году, после принятия и вступления его в силу». Осуществление действий по регистрации права собственности Российской Федерации приостановлено до 11.09.2019.
13.09.2019 на указанный в заявлении о государственной регистрации права собственности Российской Федерации адрес электронной почты (registr_sktuio@mail.ru) получено сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации по следующему основанию: отсутствие постановки на кадастровый учет объекта.
Из материалов дела следует, что ЕГРН уже содержит сведения о кадастровом учете и праве оперативного управления учреждения в отношении объекта.
Заявитель считает принятое заинтересованным лицом решение об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорное имущество незаконным и подлежащим отмене, так как государственным регистратором не в полной мере проведена правовая экспертиза оснований возникновения права собственности Российской Федерации в отношении указанного объекта недвижимого имущества, принято во внимание только постановление № 3020-1 от 27.12.1991.
Регистратором, по мнению заявителя, проигнорирована ссылка на пункт 12 статьи 1 Закона об обороне, в соответствии с которым имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Кроме того, как указывает заявитель, в оспариваемом решении об отказе, со ссылкой на не устранение причин приостановки государственной регистрации, указаны совершенно необоснованные причины для отказа в государственной регистрации права, а именно отсутствие постановки объекта на кадастровый учет.
Таким образом, по мнению заявителя, оспариваемый отказ содержит в себе противоречия и незаконные требования постановки на кадастровый учет объекта.
Указанные требования послужили основанием для обращения в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон 218-ФЗ / Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пунктам 2, 8 части 2 статьи 14 Закона 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного
регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона № 218-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 07.06.2019 ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ на пожарный резервуар, объемом 250 куб.м, с КН: 23:43:0108038:384, расположенный по адресу: <...>.
Заявление и все приложенные к нему документы были представлены в форме электронных документов и (или) электронных образов, что предусмотрено пп.2, п.1 ст. 18 Закона № 218-ФЗ.
При проведении правовой экспертизы, предусмотренной пп. 3 п. 1 ст. 29 Закона № 218-ФЗ, представленных документов для осуществления государственной регистрации, у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведения указанных регистрационных действий.
В качестве документа-основания возникновения права собственности РФ в отношении спорного объекта было представлено постановление № 3020-1 от 27.12.1991 и ФЗ «Об обороне» № 61-ФЗ от 31.05.1996 (распечатки Консультант плюс).
Между тем, согласно данным Единого государственного реестра недвижимости и кадастрового паспорта от 19.06.2018 № 23/ИСХ/18-1160846 строительства объекта с кадастровым номером 23:43:0108038:384 завершено в 2004 году, следовательно, постановление № 3020-1 от 27.12.1991 в качестве правоустанавливающего документа рассмотрено быть не может.
В связи с изложенным, осуществление действий по государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества - пожарный резервуар, объемом 250 куб.м, с КН: 23:43:0108038:384, расположенный по адресу: <...>, приостановлено до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не позднее чем до 11.09.2019.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ЕГРН уже содержит сведения о кадастровом учете и праве оперативного управления учреждения в отношении данного объекта недвижимости.
Управление Росреестра по Краснодарскому краю в суде первой и апелляционной инстанциях пояснило, что действовало в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, прав и законных интересов Заявителя не нарушало.
Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» устанавливает, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Аналогичное правило содержится в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной
собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» ((далее -постановление от 27.12.1991 № 3020-1).
Согласно пункту 2 раздела II приложения № 1 к указанному постановлению от 27.12.1991 № 3020-1, исключительно к федеральной собственности относится имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с п. 5 и пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, последнее осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» полномочия по управлению федеральным имуществом, находящемся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и подведомственным ему воинских частях и организациях, предоставлены только Министерству обороны Российской Федерации.
Таким образом, указанным Постановлением Министерству обороны Российской Федерации делегированы полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, воинскими частями и организациями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, что подтверждает право на закрепление имущества на праве оперативного управления за Учреждением.
Согласно пункту 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).
Пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит специальное правило о моменте возникновения права оперативного управления с момента передачи имущества: право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Реализуя указанные положения законодательства, Министерство обороны Российской Федерации своим приказом от 28.09.2016 № 2021 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» закрепило спорное имущество за учреждением на праве оперативного управления.
Как следует из материалов дела, в отношении объекта зарегистрировано право оперативного управления ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России учреждения, что подтверждается записью о государственной регистрации права от 05.03.2019 № 23:43:0108038:384-23/001/2019-1.
Апелляционной коллегией не принимается довод Управления о том, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости объект с кадастровым номером 23:43:0108038:384, 2004 года, в связи с чем постановление № 3020-1 от 27.12.1991 в качестве правоустанавливающего документа рассмотрено быть не может, ввиду следующего.
Указанная выше формулировка, содержащаяся в оспариваемом уведомлении о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации, свидетельствует том, что заинтересованным лицом не в полной мере проведена правовая экспертиза оснований возникновения права собственности Российской Федерации в отношении указанного объекта недвижимого имущества, поскольку им принято во внимание только постановление № 3020-1 от 27.12.1991.
Вместе с тем, государственным регистратором не учтены положения закона об обороне, в соответствии с пунктом 12 статьи 1 которого имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Учреждения и Российской Федерации, в связи с чем, заявленные требования учреждения удовлетворены в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают
правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2019 по делу № А32-47615/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи Д.В. Емельянов
О.Ю. Ефимова