ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-51120/2020
17 января 2022 года 15АП-22579/2021
Резолютивная часть постановления объявлена января 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Попова А.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25 октября 2021 года по делу № А32-51120/2020
по иску федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье»
к ответчику: Департаменту имущественных отношений Краснодарского края,
при участии третьих лиц: Управления Федерального службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, государственного казенного учреждения Краснодарского края «Краснодаравтодор», Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края,
об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края со следующими исковыми требованиями:
признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:2492, реестровой ошибкой, указав, что решение по настоящему делу является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:2492, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:120 и осуществления управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:2492;
признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:5123, реестровой ошибкой, указав, что решение по настоящему делу является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:5123, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:120 и осуществления управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:5123;
признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:5130, реестровой ошибкой, указав, что решение по настоящему делу является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:5130, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:120 и осуществления управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:5130;
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы департамент указывает, что он не располагает сведениями о допущенной реестровой ошибке при формировании земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0000000:2492, 23:37:0709001:5123 и 23:37:0709001:5130. Также апелляционная жалоба мотивирована тем, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержания которого следует, что истец находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
При названных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:120, площадью 694 070 +/- 838 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Анапский район, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - автомобильный транспорт, запись государственной регистрации права от 15.07.2013 N 23-23-26/080/2013-096 (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:120). Участок поставлен на кадастровый учет 30.03.1988.
Указанный земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:120 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКУ Упрдор «Черноморье», запись государственной регистрации права от 18.01.2016 N 23-23/026-23/001/830/2015-1989/1.
ФКУ Упрдор «Черноморье» проводит кадастровые работы с целью государственного кадастрового учета земельных участков, попадающих в полосу отвода автомобильных дорог А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия; Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Подъезд к городу Майкопу; А-146 Краснодар-Верхнебаканский; А-160 Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск; Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой; А-290 Новороссийск - Керчь».
Согласно заключению кадастрового инженера от 19.06.2020, выполненного ООО «ГЕО Инвест-Информ», в результате проведенного исследования экспертом установлен факт наличия реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0000000:2492, 23:37:0709001:5123, 23:37:0709001:5130.
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0000000:2492, 23:37:0709001:5123,23:37:0709001:5130 принадлежат на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю, и предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования ГКУ КК «Краснодаравтодор».
ООО «ГЕО Инвест-Информ» в заключении указало, что в границах земельных участков 23:37:0000000:2492, 23:37:0709001:5123, 23:37:0709001:5130, внесенных в ЕГРН, выявлены дорожные инженерные устройства и элементы автомобильной дороги А-290 «Новороссийск-Керчь», а именно: дорожные знаки, съезд, водоопускная труба, откос, согласно техническому паспорту автомобильной дороги N 2.5, федерального значения М-25 Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь), составленному по состоянию на 01.01.2012 г. (от км 33+186 до км 76+182, протяженностью 42.996 км).
Проведены геодезические работы по установлению фактического местоположения границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0000000:2492, 23:37:0709001:5123, 23:37:0709001:5130, смежных с границей земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:120, занятого автомобильной дорогой федерального значения А-290.
Экспертом определен способ исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0000000:2492, 23:37:0709001:5123, 23:37:0709001:5130 выявленных при производстве работ по настоящему экспертному заключению.
Исправление реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0000000:2492, 23:37:0709001:5123, 23:37:0709001:5130 целесообразно произвести одновременно с исправлением сведений о местоположении границ земельного участка под автомобильной дорогой с кадастровым номером 23:37:0000000:120, согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В связи с тем, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0000000:2492, 23:37:0709001:5123, 23:37:0709001:5130 внесены в Единый государственный реестр недвижимости с достаточной точностью, (что подтверждается сведениями ЕГРН), руководствуясь п. 82, 83, 84, 85 приказа Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015 года N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требования к его подготовке», письмом от 20.12.2019 ФКУ Упрдор «Черноморье», в целях согласования границ земельных участков в индивидуальном порядке, направило межевой план и акты согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0000000:120, 23:37:0000000:2492, 23:37:0709001:5123, 23:37:0709001:5130 в адрес ответчика.
Письмом от 13.01.2020 N 52-462/20-37-05 ответчик в согласовании границ земельных участков отказал.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
Границы земельного участка под автомобильной дорогой определяются в соответствии с нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717. Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границами земельного участка считаются границы, закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ такого земельного участка.
В силу вытекающего из сути недвижимых вещей принципа единства правовой судьбы земельного участка и расположенного на нем здания, строения исключительное право землепользования должно принадлежать тому лицу, чей объект ранее возведен на участке, а не тому, кто впоследствии приобрел титул на участок с размещенным на нем чужим объектом недвижимости.
В данном случае истцом заявлено требование о признании реестровой ошибкой сведений о местоположении части границы земельного участка.
В силу части 3 статьи 61 Закона о регистрации воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Частью 4 статьи 61 Закона о регистрации установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
В соответствии со ст. 43 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете, в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (пункт 2 статьи 43 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 06 февраля 2017 года по делу N 310-ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости)».
Такой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, в соответствии с которой резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости.
Вместе с тем внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленных на основании судебного акта границах земельного участка истца будет невозможно без исключения или исправления содержащихся в реестре ошибочных сведений о местоположении границ смежного земельного участка ответчика, поскольку возникнет пересечение границ этих участков.
Из содержания части 7 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что исправление реестровой ошибки сводится к внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка.
Исходя из пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество» и пункте 2 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» даны разъяснения, согласно которым иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Пересечение границ земельного участка означает, что одна и та же часть земной поверхности входит в границы нескольких земельных участков. Устранение пересечения путем исправления реестровой ошибки возможно только тогда, когда отсутствует спор о праве или границах, а имеет место лишь несоответствие сведений о границах, содержащихся в ЕГРН, действительному местоположению земельного участка.
Как верно указано судом первой инстанции, согласно справке кадастрового инженера от 19.06.2020 N 10/190620, уточняемый земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:120 по части границ н144-н149 граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером 23:37:0000000:2492. Часть границы н144-н149 является общей только для двух участков - 23:37:0000000:120 и 23:37:0000000:2492, соответственно данная часть границы не является общей смежной границей с иными земельными участками.
Согласно справке кадастрового инженера от 19.06.2020 N 11/190620, уточняемый земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:120 по части границ н143-н144 граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером 23:37:0709001:5123. Часть границы н143-н144 является общей только для двух участков - 23:37:0000000:120 и 23:37:0709001:5123, соответственно данная часть границы не является общей смежной границей с иными земельными участками.
Согласно справке кадастрового инженера от 19.06.2020 N 12/190620, уточняемый земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:120 по части границ н142-н143 граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером 23:37:0709001:5130. Часть границы н142-н143 является общей только для двух участков 23:37:0000000:120 и 23:37:0709001:5130, соответственно данная часть границы не является общей смежной границей с иными земельными участками.
Следовательно, права иных землепользователей настоящим решением не затрагиваются.
Также, в соответствии со справкой кадастрового инженера ФИО1 от 06.07.2021 N 01/060721 земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0709001:5123, 23:37:0000000:2492, 23:37:0709001:5130 предназначены для размещения автомобильной дороги «п. Виноградный - ст-ца Благовещенская». Согласно техническому паспорту автомобильной дороги регионального значения «п.Виноградный - ст-ца Благовещенская» начало дороги установлено как пересечение оси данной дороги с осью ФАД г. Новороссийск - г. Керчь, съезд влево на км 63+586. Начало участка обслуживания, км 0+031.
При этом в соответствии с техническим паспортом автомобильной дороги федерального значения г. Новороссийск- г. Керчь и топографической съемки кадастровым инженером установлено что, расстояние от оси автомобильной дороги федерального значения г. Новороссийск - г. Керчь до начала автомобильной дороги регионального значения «п.Виноградный - ст-ца Благовещенская» составляет 25 м, что означает начало автомобильной дороги регионального значения «п.Виноградный - ст-ца Благовещенская» км 0+025 м (схема прилагается).
Вместе с тем, автомобильная дорога регионального значения «п.Виноградный - ст-ца Благовещенская» внесена в Единый государственный реестр недвижимости на км 0 + 015 м.
Таким образом, в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении границ данного сооружения имеются признаки наличия реестровой ошибки. Следовательно, исправление реестровой ошибки местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:120 с одновременным исправлением местоположения границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0709001:5123, 23:37:0000000:2492, 23:37:0709001:5130, не приводит к появлению новой реестровой ошибки в сведениях об автомобильной дороги регионального значения «п.Виноградный - ст-ца Благовещенская».
Кадастровые работы осуществляются на основании заключенного договора (контракта). Договором (контрактом) предусматривается объем подлежащих выполнению кадастровых работ. Действующим контрактом на исправление границ земельных участков под автомобильными дорогами не предусмотрены работы по исправлению сведений ЕГРН о сооружениях.
Нормами Федеральных законов от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков в соответствии с межевым планом, а исправление границ зданий, строений, сооружений, помещении, машино-мест, объектов незавершенного строительства - на основании технического плана. Исправление местоположения границ земельных участков осуществляется на основании межевого плана, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 N 921. Работы по исправлению сведений о зданиях, строениях, сооружениях осуществляется на основании технического плана, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 N 953.
Согласно ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ расположение сооружения (автомобильной дороги) в границах земельного участка, не предназначенного для его размещения, не является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета.
Таким образом, кадастровым инженером указано, что исправление сведений о земельном участке и сооружении являются отдельными процедурами, осуществляемыми на основании отличных друг от друга документов. Производство работ по исправлению местоположения сооружения и земельного участка одновременно не представляется возможным.
Согласно заключению кадастрового инженера от 19.06.2020, выполненного ООО «ГЕО Инвест-Информ», в результате проведенного исследования экспертом установлен факт наличия реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0000000:2492, 23:37:0709001:5123, 23:37:0709001:5130.
Экспертом определен способ исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0000000:2492, 23:37:0709001:5123, 23:37:0709001:5130 выявленных при производстве работ по настоящему экспертному заключению.
Исправление реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0000000:2492, 23:37:0709001:5123, 23:37:0709001:5130 целесообразно произвести одновременно с исправлением сведений о местоположении границ земельного участка под автомобильной дорогой с кадастровым номером 23:37:0000000:120, согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Указанное исправление реестровых ошибок возможно либо на основании личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей в акте согласования местоположения границ, либо на основании вступившего в законную силу решения суда.
Также экспертом определен каталог координат границ земельных участков.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов» к элементам автомобильной дороги относится: земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, автобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, знаки дорожные, светофоры и средства для регулирования уличного движения прочие.
Таким образом, съезд с автомобильной дороги - неотъемлемая составная часть автомобильной дороги.
В силу вытекающего из сути недвижимых вещей принципа единства правовой судьбы земельного участка и расположенного на нем здания, строения исключительное право землепользования должно принадлежать тому лицу, чей объект ранее возведен на участке, а не тому, кто впоследствии приобрел титул на участок с размещенным на нем чужим объектом недвижимости.
Факт оформления земельного участка под недвижимым имуществом, ответчику не принадлежавшем, не порождает возникновение у него прав и обязанностей в отношении такого имущества.
На основании пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 5 раздела IV приложения 1 к Постановлению к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.
Так, год завершения строительства автомобильной дороги - 1950.
Поскольку Гражданский кодекс РСФСР 1922 года не содержал специальных норм о моменте возникновения прав на вновь созданную недвижимость, право собственности на вновь созданные до введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации объекты возникало с момента их создания, независимо от какой-либо регистрации.
Для устранения реестровой ошибки в орган регистрации одновременно с заявлением предоставляется документ, подтверждающий наличие реестровой ошибки. Так, к указанным документам относятся: межевой план, технический план, акт обследования и иные документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета с описанием в чем именно заключается реестровая ошибка.
Истцом направлены ответчику - департаменту помимо акта согласования границ спорного земельного участка - документ, подтверждающий наличие реестровой ошибки - межевой план.
В разделе заключении кадастрового инженера, направленного ответчику межевого плана, указано, что реестровая ошибка заключается в неверном определении ответчиком местоположения своих границ на местности.
Согласно пункту 32 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, в том числе на основании карты-плана территории, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона).
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу части 1 статьи 3 того же федерального закона государственный кадастровый учет осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Таким образом, государственный кадастровый учет объектов недвижимости является исключительной компетенцией уполномоченного органа государственной власти. Данная деятельность носит публичный характер.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
ГК РФ устанавливает основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одними из которых являются принципы публичности и достоверности, то есть бесспорности зарегистрированных в реестре прав, отсутствия сомнений в наличии у объекта ошибок при определении границ.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития.
Учитывая изложенное, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что наличие в ЕГРН сведений об установленных смежных границах не отвечает принципам единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации, общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В связи с изложенным, судом первой инстанции правомерно отмечено, что настоящее исковое заявление направлено на исключение из ЕГРН недостоверных сведений об объектах недвижимости, не отвечающим частям 1 и 7 статьи 1 и статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ и нарушающим права истца.
С учетом выводов заключений экспертной организации ООО «ГЕО Инвест-Информ», нахождение в государственном кадастре сведений о неверно определенных границах противоречит нормам действующего законодательства, принципам достоверности ведения кадастрового учета и нарушает права и интересы истца.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25 октября 2021 года по делу А32-51120/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий В.В. Галов
Судьи А.А. Попов
О.А. Сулименко