ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-10273/2021
17 января 2022 года 15АП-22742/2021
Резолютивная часть постановления объявлена января 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Емельянова Д.В., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от ЧДОУ Детский сад № 96 ОАО «РЖД»: ФИО1 по доверенности от 30.04.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 96 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 01.11.2021 по делу № А53-10273/2021
по исковому заявлению Министерства общего и профессионального образования Ростовской области
к частному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 96 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
министерство общего и профессионального образования Ростовской области обратилось (далее - министерство, истец) с иском в Арбитражный суд Ростовской области о взыскании с частного дошкольного учреждения «Детский сад № 96 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ЧДОУ Детский сад № 96 ОАО «РЖД», учреждение, ответчик, получатель) субсидии в размере 807 500 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.10.2020 по 07.04.2021 в сумме 17 747,15 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.04.2021 по день фактического исполнения обязательства.
Решением суда первой инстанции от 01.11.2021 с ЧДОУ Детский сад № 96 ОАО «РЖД» взыскана задолженность в размере 807 500 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 15 216,25 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму долга –
807 000 руб. с 08.04.2021 по день фактического исполнения обязательств, государственная пошлина в размере 19 446 руб. Судебный акт мотивирован несоблюдением ЧДОУ Детский сад № 95 ОАО «РЖД» условий соглашения о предоставлении субсидии.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЧДОУ Детский сад № 96 ОАО «РЖД» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на то, что ононе указывало, что имущество, переданное г. Ростову-на-Дону, приобреталось за счет субсидии. Процесс заключения договора дарения имущества не позволил учреждениювозвратить субсидию за счет реализации имеющегося у него имущества, которое позднее было передано в дар г. Ростов-на-Дону. Требование о возврате субсидии было направлено письмом через Почту России, которое не было вручено получателю. Министерство не поставило в известность ЧДОУ «Детский сад № 95 ОАО «РЖД» об имеющихся на тот момент претензиях по возврату субсидии и не предъявило требования, как кредитор реорганизуемого учреждения. В отношении частных учреждений применяется специальный порядок реорганизации. Датой начала процесса реорганизации ЧДОУ «Детский сад №95 ОАО РЖД» является 18.06.2019. К ЧДОУ «Детский сад № 96 ОАО «РЖД» перешли не только обязанности ЧДОУ «Детский сад № 95 ОАО «РЖД», но и его права, в том числе на получение субсидии. Необоснованно отклонена ссылка на применение Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг". На первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором было заключено соглашение, ЧДОУ «Детский сад №95 ОАО РЖД» не находилось в процессе реорганизации и имело право на получение субсидии. В соглашении, в Постановлении Правительства Ростовской области о порядке определения объема и предоставлении субсидии от 11.04.2018 №235 не указано, что получатель субсидии на момент перечисления субсидии не должен находится в процессе реорганизации. Субсидия была израсходована учреждением на компенсацию затрат, понесенных до начала реорганизации.
В судебном заседании представитель ЧДОУ Детский сад № 96 ОАО «РЖД» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, между министерством общего и профессионального образования Ростовской области и ЧДОУ «Детский сад № 95 ОАО «РЖД» (получатель) 05.04.2019 заключено соглашение № ЧДОО-1 о предоставлении из областного бюджета субсидии частной дошкольной образовательной организации на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях.
Предметом данного соглашения являлось предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидии в целях возмещения затрат получателя, связанных с реализацией образовательных программ дошкольного образования, включая расходы и оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.
График перечисления субсидии определен в п. 3.2 договора:
- до 30 апреля 2019 года – 685 300 рублей,
- до 30 июля 2019 года – 685 300 рублей,
- до 30 октября 2019 года – 685 300 рублей,
- до 31 декабря 2019 года – 685 300 рублей.
Через 3 дня после подписании соглашения о предоставлении субсидии – 08.04.2019 на заседании Совета директоров ОАО «РЖД» было принято решение о реорганизации ЧДОУ «Детский сад № 95 ОАО «РЖД», путем его присоединения к ЧДОУ «Детский сад № 96 ОАО «РЖД», что зафиксировано в выписке из протокола № 14 заседания совета директоров ОАО «РЖД» от 08.04.2019
(т.2 л.д. 4-16).
В единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 18.06.2019 внесена запись о начале процедуры реорганизации (т.2 л.д. 16)
ЧДОУ «Детский сад № 95 ОАО «РЖД» уведомило министерство о начале реорганизации в письме от 21.06.2019 № 133(т.1 л.д. 19) .
Сторонами было заключено дополнительное соглашение от 21.10.2019 № 1 к договору субсидии, которым внесены изменения в график перечисления субсидии и установлен следующий порядок платежей:
- до 30 апреля 2019 года – 685 300 рублей,
- до 30 июля 2019 года – 807 500 рублей.
Исполнение договора министерством подтверждается платежными поручениями от 29.04.2019 № 231753, от 24.07.2019 № 446057 в размерах
685 300 рублей и 807 500 рублей.
Поскольку на момент получения субсидии в размере 807 500 руб. в отношении ЧДОУ «Детский сад № 95 ОАО «РЖД» была начата процедура реорганизации, что, по мнению министерства, явилось нарушением положений соглашения, министерство обратилось в суд с иском о взыскании субсидии в размере 807 500 руб.
На основании пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 8 указанного закона.
Порядок предоставления субсидии установлен постановлением Правительства Ростовской области от 11.04.2018 № 235, которым было утверждено Положение о порядке определения объема и предоставления субсидий на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях (далее – Порядок предоставления субсидии).
Согласно пункту 2.6 Порядка предоставления субсидии одним из условий предоставления субсидии является соответствие его требованиям, в том числе участник конкурса не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к участнику конкурса другого юридического лица), ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Требование о том, что получатель не должен находиться в процессе реорганизации, сохраняет свою актуальность в течение всего срока действия соглашения о предоставлении субсидии, а не только на момент его подписания, в силу положений 2.6 Порядка возникновение данного обстоятельства является основанием для прекращения соответствующих выплат, что исключает универсальный переход прав и обязанностей от правопредшественника к правопреемнику в настоящем случае.
Поскольку нахождение стороны соглашения в процессе реорганизации является нарушением Порядка предоставления субсидии, то в силу п. 4.1.5 соглашения министерство обязано направить получателю субсидии требование об обеспечении возврата субсидии в областной бюджет.
Следует учесть, что данная норма носит императивный характер, а потому подлежит исполнению обеими сторонами, не относится на их усмотрение и применяется независимо от целевого использования полученных денежных средств.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае получателем были нарушены условия предоставления субсидии.
Согласно дополнительному соглашению от 21.10.2019 № 1 к договору в график перечисления субсидии внесены изменения и установлен новый порядок платежей:
- до 30 апреля 2019 года – 685 300 рублей,
- до 30 июля 2019 года – 807 500 рублей.
На заседании Совета директоров ОАО «РЖД» 08.04.2019 было принято решение о реорганизации ЧДОУ «Детский сад № 95 ОАО «РЖД», путем его присоединения к ЧДОУ «Детский сад № 96 ОАО «РЖД» - через 3 дня после подписании соглашения о предоставлении субсидии от 05.04.2019.
В ЕГРЮЛ запись о начале процедуры реорганизации юридического лица в форме присоединения внесена 18.06.2019.
Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о реорганизации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Частью 1 статьи 60 Гражданского кодекса РФ, пунктом 1 статьи 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) предусмотрено, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.
Реорганизация юридического лица не является отдельной сделкой, а образует сложный юридический состав, включающий в себя совокупность юридических фактов, устанавливающих, изменяющих или прекращающих гражданские права и обязанности для лиц - участников такой реорганизации. Процесс реорганизации состоит из действий, совершаемых по правилам, установленным главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, начиная с принятия решения о присоединении, дальнейшего утверждения соответствующих документов передачи прав и обязанностей (передаточный акт, разделительный баланс) и государственной регистрации юридического лица.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством начала процесса реорганизации общества.
Вместе с тем, вопреки доводам учреждения о том, что датой начала процесса реорганизации ЧДОУ «Детский сад №95 ОАО РЖД» является 18.06.2019 – внесение записи в ЕГРЮЛ, судом первой инстанции верно установлено начало процесса реорганизации - 08.04.2019 (принятие решения о реорганизации Советом директоров)
Доводы учреждения о том, что судом необоснованно отклонена ссылка на применение Постановления № 887 признается апелляционной коллегией несостоятельной, поскольку противоречит содержанию решения суда первой инстанции, а именно, указанная ссылка отклонена, так как субсидия предоставлялась в соответствии с Положением о порядке определения объема и предоставления субсидий на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 11.04.2018 № 235, соответственно условия соглашения регулируются положениями Порядка предоставления субсидии № 235.
Поскольку предусмотренные вышеприведенными нормами положения получателем не были выполнены, выплаченные ему в качестве субсидии до
30 июля 2019 года денежные средства получены ими необоснованно.
Таким образом, поскольку оснований для выплаты субсидий с момента начала реорганизации учреждений не имелось, перечисленные им в последующий период денежные средства подлежат взысканию с ЧДОУ «Детский сад №96 «ОАО РЖД» как с правопреемника.
Ссылка на несвоевременное уведомление о необходимости возврата субсидии и невозможности осуществить возврат денежных средств в связи с передачей имущества г. Ростову-на-Дону, судебной коллегией не принимается, поскольку указанное не отменяет необходимость возврата денежных средств с учетом вышеизложенных обстоятельств по делу.
Отклоняются доводы учреждения о том, что министерство, как кредитор реорганизуемого учреждения, не предъявило требование и не поставило его в известность об имеющихся на тот момент претензиях по возврату субсидии, поскольку министерством в материалы дела представлено уведомление от 27.08.2020 № 24/5.3-12648 о необходимости возврата субсидии, в котором ответчику предложено возвратить субсидию в течение 20 рабочих дней с момента его получения. Уведомление было направлено ответчику по почте 28.08.2020, и в связи с неудачной попыткой вручения 08.10.2020 было возвращено истцу
(РПО 34410350015925).
Поскольку ЧДОУ «Детский сад №96 «ОАО РЖД» не представлено доказательств выполнения обязанности по возврату субсидии, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требование министерства о взыскании денежных средств в размере 807 500 руб. подлежит удовлетворению в полном объеме, как и требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.10.2020 по 07.04.2021 в сумме
17 747,15 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.04.2021 по день фактического исполнения обязательства.
Доводы апелляционной жалобы учреждения, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.11.2021 по делу
№ А53-10273/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий О.Ю. Ефимова
Судьи Д.В. Емельянов
С.В. Пименов