ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-22887/2021 от 10.01.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-27162/2021

17 января 2022 года                                                                           15АП-22887/2021

Резолютивная часть постановления объявлена января 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен 17 января 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Яицкой С.И.,

судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1, 

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представителя ФИО2 по доверенности от 17.08.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.11.2021  по делу
№ А53-27162/2021

по иску общества с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области

о признании незаконными решений,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" (далее – ООО "Ростовские тепловые сети", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее – управление, заинтересованное лицо) о признании незаконными решений, выраженных в уведомлениях от 14.05.2021 № КУВД-001/2021-17102097/1 и от 22.07.2021 № КУВД-001/2021-17102097/4.

Заявленные требования мотивированы тем, что заинтересованное лицо необоснованно отказало в государственной регистрации права собственности в отношении теплотрассы.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.11.2021 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что на основании пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 816, получение разрешений на строительство и соответственно разрешений на ввод теплотрассы в эксплуатацию не требуется и не предоставляется в регистрирующий орган с целью государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные сооружения.

Не согласившись с данным судебным актом, управление обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 24.11.2021 отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что согласно документам, на основании которых подготовлен технический план, строительство сооружения завершено в 2016 году. Действие постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 816 распространяются на правоотношения, возникшие после его введения, в связи с чем в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться законодательством, действовавшим на 2016 год. Представленный заявителем технический план подготовлен на основании исполнительной документации без использования документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Ростовские тепловые сети" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание заинтересованное лицо явку представителя не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017
№ 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца в судебном заседании  возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу –  без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Ростовские тепловые сети" обратилось в орган регистрации прав с заявлением КУВД-001/2021-17102097 о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права.
На государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав представлен технический план сооружения от 23.04.2021, подготовленный в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: Ростовская обл., г Ростов-на- Дону, б-р Комарова (далее - технический план).
Согласно разделу технического плана "Заключение кадастрового инженера" разрешение на строительство не требуется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816 (далее - Постановление № 1816).
Согласно документам, на основании которых подготовлен технический план, год завершения строительства сооружения - 2016 год.
По результатам проведения правовой экспертизы государственным регистратором прав было принято решение о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий в соответствии с требованиями пункта 7 части 1 статьи 26 Закона 218-ФЗ сроком до 16.08.2021 (уведомление от 14.05.2021) в связи с тем, что представленный технический план подготовлен на основании исполнительной документации без использования документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, а также в связи с тем, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на земельные участки, в пределах которых расположено сооружение или документы, подтверждающие в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения созданного сооружения, без предоставления земельного участка или установления сервитута.
По мнению государственного регистратора прав, данные документы необходимы, поскольку в рассматриваемом случае положения Постановления 
№ 1816 не применимы.
Заявителю предложено предоставить технический план по форме и (или) содержанию соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: представить документ, на основании которого подготовлен технический план.
Уведомлением от 22.07.2021 государственный регистратор прав сообщил заявителю о неустранении причин приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении сооружения.
Считая уведомления противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и нарушающими права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В части 4 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона
"О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").

В пункте 10 статьи 40 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В части 2 статьи 31 Областного закона Ростовской области от 14.01.2008
№ 853-ЗС "О градостроительной деятельности в Ростовской области" установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Ростовской области.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в нарушение пункта 20 требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.12.2015, представленный технический план подготовлен на основании исполнительной документации без использования документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатации, а также невозможности применения положений Постановления
№ 1816 к спорным правоотношениям, отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.

Постановлением № 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлен перечень случаев, при которых для спорного объекта не требуется получение разрешения на строительство.

Согласно Постановлению № 1816 в вышеуказанный перечень входит строительство, реконструкция тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно.

Судом первой инстанции установлено, что согласно проектной документации и разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки № 20-20-52/16-Р от 09.06.2016 спорный участок теплотрассы является линейным объектом подземной прокладки с параметрами теплоносителя: 150 градусов Цельсия (со срезом 115 градусов Цельсия).

Также судом первой инстанции установлено, что в целях урегулирования отношений общества с муниципальными органами относительно получения права на размещение на земельных участках спорной теплотрассы, им получено разрешение МКУ "Управление благоустройства Ворошиловского района" № 42 от 14.10.2015.       
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что с заявлением о регистрации права собственности в отношении теплотрассы ООО "Ростовские тепловые сети" обратилось 27.04.2021, т.е. после вступления в силу Постановления № 1816.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае получение разрешений на строительство на территории Ростовской области и соответственно разрешений на ввод в эксплуатацию теплотрассы не требуется в соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановления 
№ 1816.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.

Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.11.2021  по делу
№ А53-27162/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                           С.И. Яицкая

Судьи                                                                                             Е.А. Маштакова

                                                                                                        Б.Т. Чотчаев