ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-7200/2019
22 января 2022 года 15АП-23237/2021
Резолютивная часть постановления объявлена января 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Попова А.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от акционерного общества "Агрокомплекс им.А.Н.Ткачева" - представитель ФИО1 по доверенности от 19 августа 2021 года (онлайн-участие),
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края - представитель ФИО2 по доверенности от 3 августа 2021 года (онлайн-участие),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 9 ноября 2021 года по делу № А32-7200/2019
по заявлению акционерного общества "Агрокомплекс им. А.Н. Ткачева" (ИНН <***>)
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края,
при участии третьих лиц: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Администрации Шкуринского сельского поселения Кущевского района, Администрации муниципального образования Кущёвский район,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, об обязании заключить договор аренды,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество " Фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным отказа от 29.12.2018 № 52-59051/18-32-12 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804005:6, об обязании заключить договор аренды.
Требования мотивированы тем, что заявитель обратился в департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов, на что был получен отказ, мотивированный тем, что в границах испрашиваемого земельного участка предусмотрено размещение газопровода, а расположением участка в границах земель, покрытых поверхностными водами.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2021 заявление удовлетворено. Суд признал незаконным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 29.12.2018 № 52-59051/18-32-12 в предоставлении в аренду без проведения торгов АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804005:6 площадью 19,5601 га как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда подготовить и направить в адрес АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804005:6 с предложением о заключении соответствующего договора.
Судебный акт мотивирован незаконностью отказа в заключении договора. Доводы Департамента относительно наличия проекта установки охранной зоны газопровода и наличия водного объекта судом отклонены.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился с апелляционной жалобой, в котором просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления акционерного общества отказать. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что согласно генеральному плану Шкуринского сельского поселения в границах земельного участка с кадастровым номером предусмотрено размещение газопровода. Ссылаясь на норму подпункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, Департамент считает, что ввиду планируемого размещения объекта местного значения указанного обстоятельства достаточно для отказа в предоставлении земельного участка. Генеральный план является действующим документом. Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки указанного сельского поселения испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель, покрытых поверхностными водами, что подтверждается письмом Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края. Апеллянт считает, что акт "Кубаньземконтроля" не является органом, уполномоченным на установление и классификацию водных объектов.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Департамента поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель акционерного общества просила судебный акт оставить без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, направлением им копии определения суда по адресам электронной почты ( с подтверждением доставки), представителей в апелляционный суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежитудовлетворениюпо следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, что согласно выписке из Единого государственного кадастра недивжимости от 15.01.201999/2019/239100116 на земельный участок с кадастровым номером 23:17:0804005:6 зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 11.10.2004 сделана запись регистрации № 23-01/00-240/2004-187.
Согласно той же выписке земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения (л.д.31, т.1).
Постановлением главы муниципального образования Кущевский район Краснодарского края от 05.05.2009 № 453 на основании единственной заявки, поданной после публикации в районной газете «Вперед» от 09.12.2008 № 135 (9521) сообщения о наличии земельного участка сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Краснодарского ФИО3 предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства площадью 19,5601 га с кадастровым номером 23:17:0804005:6, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, Шкуринское сельское поселение.
На основании вышеуказанного постановления между управлением муниципального имущества администрации муниципального образования Кущевский район (арендодатель) и ФИО3 (арендатор) заключен договор аренды от 18.05.2009 № 8817000317 (далее – договор), согласно которому арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок с кадастровым номером 23:17:0804005:6 общей площадью 19,5601 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, Шкуринское сельское поселение, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства (п. 1.1 договора).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке (дата регистрации 07.11.2009, запись регистрации № 23-23-06/031/2009-021).
Договор действует в течение 10 лет, до 18.05.2019 (п. 7.2 договора).
На основании договора о передаче прав и обязанностей от 10.09.2013 к ЗАО фирма «Агрокомплекс» перешли права и обязанности арендатора ФИО3 по договору аренды земельного участка от 18.05.2009 г. № 8817000317.
Впоследствии ЗАО фирма «Агрокомплекс» переименовано в АО "Фирма «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева, что подтверждается выпиской из протокола общего собрания акционеров общества от 01.04.2015.
30.11.2018 в связи с истечением срока договора общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду на новый срок без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804005:6 (далее - спорный земельный участок) на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 29.12.2018 № 52-59051/18-32-12 (полученным заявителем 14.01.2019) Департамент отказал в предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов сославшись на то, что в соответствии с генеральным планом Шкуринского сельского поселения Кущевского района в границах испрашиваемого земельного участка предусмотрено размещение газопровода, а также данный участок расположен в границах земель, покрытых поверхностными водами.
Считая отказ департамента в предоставлении спорного земельного участка в аренду на новый срок без поведения торгов незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ), в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 10 которого гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести его в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом
Пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
В силу подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, в случае предоставления участка арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 ЗК РФ и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 ЗК РФ. К таким основаниям, в частности, относятся: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.8 ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В оспариваемом отказе департамент ссылается на то, что в границах спорного земельного участка согласно Генеральному плану Шкуринского сельского поселения Кущевского района предусмотрено размещение газопровода.
Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов (часть 8 статьи 90 Земельного кодекса).
В соответствии с указанной нормой Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992, в пункте 4.2. определено, что земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдении требований настоящих Правил.
Пунктом 4.1 названных Правил определено, что для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны.
Кроме того, особые условия использования такого земельного участка не являются препятствием его для передачи в собственность, а определяют порядок его использования (аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2018 № А32-18149/2017).
В письме департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 29.12.2018 № 71-04-01-18066/18, указано, что в соответствии с Генеральным планом Шкуринского сельского поселения Кущевского района в границах земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804005:6 предусмотрено размещение газопровода.
Согласно письму администрации Шкуринского сельского поселения Кущевского района от 04.09.2018 № 763 строительство газопровода в границах земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804005:6 в течение 10 лет не планируется.
Данные обстоятельства также подтверждаются письмом управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район от 24.09.2018 № 04-01-13/4079.
В письме администрации муниципального образования Кущевский район от 09.03.2020 № П101-18/20/1452 указано, что через земельный участок с кадастровым номером 23:17:0804005:6проходит проектируемый газопровод, строительство которого в ближайшие 3 года не планируется.
Также из содержания письма администрации Шкуринского сельского поселения Кущевского района от 29.09.2020 № 1163 следует, что газопровод, нанесенный в Генеральном плане на границы спорного участка является перспективным для газификации населенных пунктов х. Гудколиманский и х. Красный. В связи с изменением демографической ситуации газификация х. Гудколиманский не актуальна и бесперспективна, а по х. Красный перспектива газификации есть от альтернативной линии, но вопрос еще не рассматривается. Документы, подтверждающие отнесение планируемого к размещению линейного объекта – газопровода, к федеральному, региональному или местному уровню отсутствуют. Проектной документации на строительство линейного объекта нет и не планируется сельским поселением. Решение о подготовке утверждении документации по планировке территории на строительство газопровода отсутствует.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный соответствии с документами территориального планирования для размещения объектов федерального, регионального или местного значения, может быть предоставлен на период до начала строительства названных объектов в аренду для ведения сельскохозяйственного производства лицу, не уполномоченному на такое строительство, в том числе в отсутствие решения о резервировании такого участка. Соответствующим договором аренды на арендатора возлагаются обязанности по передаче земельного участка арендодателю по требованию последнего с одновременным прекращением арендных отношений в случае начала строительства указанного объекта.
Земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункты 1, 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса). Одной из целей охраны земель является обеспечение рационального использования земель для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса).
Под охраной земель понимается деятельность, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить ряд мероприятий, в том числе по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации (пункт 1, подпункт 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса).
Градостроительным кодексом под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для определения планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения (часть 2 статьи 1). Сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов, их основные характеристики и местоположение, указываются в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования
В генеральных планах (части 4, 5 статьи 10, части 2, 3 статьи 13.1, части 3, 4, 5 статьи 14, части 1, 2 статьи 19, части 3, 4 статьи 23). Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории, принятия решений о резервировании земель и создания на основании этой документации объектов федерального, регионального и местного значения (часть 1 статьи 26). Схемы территориального планирования, предусматривающие размещение линейных объектов, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет, а в иных случаях - не менее чем десять лет. Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (части 10,11 статьи 9).
В случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства договор аренды заключается на срок от трех до сорока девяти лет, для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных - не более чем три года, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности - до пяти лет (подпункты 11,12 пункта 8 статьи 39,8 Земельного кодекса, пункт 3 статьи 9, пункт 8 статьи 10 Закона № 101-ФЗ). Если такой участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, договор заключается на срок, не превышающий срока резервированиями в нем должна быть предусмотрена возможность досрочного расторжения договора по требованию арендодателя по истечении одного года после уведомления арендатора о расторжении этого договора (подпункт 13 пункта 8, пункт 16 статьи 39.8 Земельного кодекса).
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он в соответствии с утвержденными документами территориального планирования предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения или если он зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. В последнем случае допускается проведение аукциона на право заключения договора аренды на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка (подпункты 12, 14 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса).
При реализации процедуры предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов уполномоченный орган должен отказать как в предварительном согласовании такого предоставления, так и в самом предоставлении земельного участка, если участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения или если он зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, а испрашиваемый срок аренды превышает срок действия решения о резервировании земельного участка (подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15, пункты 7, 17 статьи 39.16 Земельного кодекса, подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Законодатель допускает резервирование не предоставленных гражданам и юридическим лицам публичных земель в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения на срок не более чем три года, а для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения - до двадцати лет (пункты 1, 2, 3 статьи 70.1 Земельного кодекса). В Положении о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561, в перечне документов, на основании которых принимается решение о резервировании земель, названа документация по планировке территории (подпункт «а» пункта 3).
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 данного Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.
В пункте 4 статьи 27 ЗК РФ приведен исчерпывающий перечень изъятых из оборота земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности, объектов.
Земельные участки сельскохозяйственного назначения, предназначенные в соответствии с документами территориального планирования для размещения объектов федерального, регионального или местного значения не отнесены к землям, изъятым из оборота и, следовательно, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.
При применении пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ следует учитывать, что до начала строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования (или) документацией по планировке территории должна быть произведена в установленном статьями 279 - 282 ГК РФ, положениями главы VII. 1 ЗК РФ порядке процедура изъятия у собственников для государственных или муниципальных нужд как объектов недвижимости, так и права аренды земельного участка, на котором они расположены.
В этом случае в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 56.11 ЗК РФ основанием для досрочного прекращения договора аренды земельного участка является заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное (пункт 3 статьи 56.11 ЗК РФ).
Таким образом, из совокупного толкования указанных норм следует, что сами по себе положения пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ не лишают права на заключение договора аренды земельного участка, из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного в соответствии с документами территориального планирования для размещения объектов федерального, регионального или местного значения, до начала строительства названных объектов лица, не уполномоченного на такое строительство.
Долгосрочная перспектива территориального планирования, установленные законодателем сроки, на которые утверждаются документы территориального планирования, значительные периоды с момента утверждения этих документов до начала строительства объектов федерального регионального, местного значения и несвоевременное выполнение уполномоченными органами этапов реализации документов территориального планирования (отсутствие подготовленной и утвержденной документации по планировке территории, решений о резервировании земель) в ряде случаев не способствуют эффективному использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для размещения указанных объектов.
Полный запрет на предоставление в аренду для ведения сельскохозяйственного производства земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного в соответствии с документами территориального планирования для размещения объектов федерального, регионального или местного значения, на период до начала строительства названных объектов противоречит принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, препятствует обеспечению рационального использования земель. Такой запрет с учетом длительных периодов реализации документов территориального планирования не способствует сохранению земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, может привести к деградации сельскохозяйственных угодий, их зарастанию деревьями и кустарниками, сорными растениями, нарушению ранее достигнутого уровня мелиорации.
Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков составе таких земель по назначению до начала осуществления строительства объектов, предусмотренных документами территориального планирования, не может воспрепятствовать такому строительству, В качестве гарантии обеспечения реализации документов территориального планирования договором аренды земельного участка на арендатора должны быть возложены обязанности по передаче земельного участка арендодателю по требованию последнего с одновременным прекращением арендных отношений.
Таким образом, довод Департамента о планировании строительства линии газопровода в границах спорного земельного участка подтверждения не нашел, так как суду не представлено достаточных доказательств проектирования линии газопровода.
Для строительства линии газопровода не требуется изъятие земельного участка у его собственника. По окончании такого строительства и завершении рекультивационных мероприятий возможно использование земельного участка в целях сельскохозяйственного производства. Планируемое проведение газопровода не препятствует использованию земельного участка его арендатором.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.07.2020 по делу № А32-55239/2017 и от 02.09.2021 по делу № А32-13219/2018.
Также в оспариваемом отказе департамент ссылается на то, что согласно письму департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 29.12.2018 № 71-04-01-18066/18 в соответствии с Правилами землепользования и застройки Шкуринского сельского поселения, утвержденными решением Совета Шкуринского сельского поселения от 04.04.2017 № 162 данный участок расположен в границах земель, покрытых поверхностными водами.
В письме Кубанского бассейнового водного управления от 22.03.2019 № 01-07/978 указано, что согласно данным общедоступного информационного ресурса «Публичная кадастровая карта» в границах земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804005:6 расположен объект, который хотя и не обозначен как водный объект согласно общепринятому гидрографическому обозначению, своими характерными признаками не отрицает возможности наличия признаков водного режима.
По предложению суда первой инстанции в судебном заседании 12.04.2021 представитель департамента представил акт осмотра ГКУ КК «Кубаньземконтроль» от 29.03.2021 № 91, из которого следует, что в границах спорного земельного участка отсутствуют водные объекты и курганы.
Также в материалах дела имеется акт осмотра ГКУ КК «Кубаньземконтроль» от 25.05.2021 № 247, а также пояснительная записка к нему, которые также подтверждают отсутствие на спорном земельном участке курганов и водных объектов, весь участок используется для сельскохозяйственного производства.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
Согласно правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 № 8127/13, лица, участвующие в деле, обязаны соблюдать принципы арбитражного процесса по опровержению доказательств, представленных другой стороной.
В соответствии с части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Департаментом в материалы дела не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии в границах спорного земельного участка водного объекта, по предложению суда ходатайство о назначении судебной экспертизы также не заявлено.
В связи с этим суд первой инстанции правильно критически оценил довод департамента о нахождении спорного земельного участка в границах земель, покрытых поверхностными водами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу ор том, что отсутствуют ограничения, препятствующие предоставлению спорного земельного участка по договору аренды без проведения торгов, оспариваемый отказ департамента от 29.12.2018 № 52-59051/18-32-12 не соответствует требованиям статьи 39.17 ЗК РФ, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в области земельного законодательства.
Апелляционный суд не усматривает оснований для иной оценки доказательств, которые в совокупности оценил суд первой инстанции.
Более того, само по себе нахождение гипотетического водного объекта на спорном земельном участке ( если бы наличие такового и было бы доказано) не препятствует заключению договора аренды земельного участка, а лишь препятствует заключению договора купли-продажи земельного участка (правовая позиция, сформулированная в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.09.2017 № 19-КГ17-26).
Согласно пункту 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. в данном случае идет речь о запрете на формирование земельного участка под водным объектом в пределах его береговой линии. При этом в Водном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" содержатся нормы, которые предусматривают наличие земельных участков, на которых расположены такие водные объекты как пруд и обводненный карьер (статья 8 Водного кодекса, статья 7 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"). Также в соответствии с пунктом 12 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253, в государственный водный реестр вносятся сведения о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, в том числе о кадастровых номерах земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, и земельных участков, занятых указанными сооружениями, о документах, на основании которых зарегистрировано право собственности на указанные земельные участки, а также на водные объекты, гидротехнические сооружения и иные сооружения, расположенные на водных объектах. Таким образом, законодательством Российской Федерации допускается образование земельного участка, в границах которого располагается водный объект, если границы земельного участка не пересекают береговой линии водоема, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
С учетом изложенного, неправомерным было бы формирование земельного участка исключительно под водным объектом, однако из материалов дела такого обстоятельства не усматривается. Передача в аренду земельного участка с прудом (обводненным карьером) закону не противоречит.
Апелляционный суд отмечает, что довод Кубанского бассейнового водного управления о возможном наличии водного объекта носит исключительно предположительный характер. Как следует из акта проверки, осуществленной государственным казенным учреждением "Кубаньземконтроль" от 27.03.2019 на спорном земельном участке ранее располагался солончак (подтапливаемый участок) площадью 0,75 га из общей площади участка в 19,561 га, при визуальном обследовании наблюдается понижение рельефа местности, однако водная гладь и камыш отсутствуют (л.д.80-84, т.1). Наличия как водного объекта, так и наличия постоянной гидравлической связи с иным водным объектом не имеется.
Таким образом, соответствующий довод возражений Департамента не доказан.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом первой инстанции допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом первой инстанции установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09 ноября 2021 года по делу № А32-7200/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий В.В. Галов
Судьи А.А. Попов
О.А. Сулименко