ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-390/13 от 31.01.2013 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-22774/2012

06 февраля 2013 года 15АП-78/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2013 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ереминой О.А.

судей Кузнецова С.А., Чотчаева Б.Т.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.

при участии:

от истца – представитель ФИО1 по доверенности № 02-Д от 11.01.2013; представитель ФИО2 по доверенности № 05-Д от 11.01.2013;

от Министерства финансов Ростовской области – представитель ФИО3 по доверенности № 97-7/2 от 09.01.2013;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП МТК «Ростовпассажиртранс» и Управления федерального казначейства по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.201206.12.2012 по делу № А53-22774/2012

по иску МУП "Муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс"

к ответчику - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
 при участии третьих лиц - администрации г. Ростова-на-Дону, Департамента транспорта г. Ростова-на-Дону", МУ "Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону, МУП "Технологии управления", министерства труда и социальной защиты Ростовской области, министерства финансов Ростовской области

о взыскании убытков

принятое в составе судьи Корха С.Э.

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие Муниципальная транспортная компания «Ростовпассажиртранс» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 259286449 руб. 14 коп. (с учетом уменьшения размера требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – т. 7 л.д. 1-2).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация г. Ростова-на-Дону, Департамент транспорта г. Ростова-на-Дону, муниципальное учреждение «Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону», муниципальное унитарное предприятие «Технологии управления», министерство труда и социального развития Ростовской области, министерство финансов Ростовской области.

Решением от 02.07.2012 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 94376246 руб. 10 коп. убытков в виде неполученной платы за предоставленный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования льготных пассажиров федерального регистра, в том числе за 2009 год – 30170205 рублей, за 2010 год – 31229082 руб. 10 коп., за 2011 год – 32976959 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Решение мотивировано тем, что в спорный период истец на основании единых проездных талонов осуществлял перевозку граждан – федеральных льготников по единым социальным проездным билетам. Разница между расходами истца на оказание льготных услуг по перевозке федеральных льготников в общественном транспорте городских маршрутов и стоимостью единого социального проездного билета истцу не возмещена. Требования удовлетворены в части как разница между стоимостью льготного проездного билета и стоимостью проездного билета (нельготного). Включение в расчет выпадающих расходов стоимости одной поездки и количества таких поездок необоснованно.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения в части отказа в удовлетворении требований в полном объеме, просил изменить его.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что расчет исковых требований произведен в соответствии с судебной практикой, постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 № 2992/09 и от 25.01.2011 № 9621/10. Возражений относительно методики расчета лица, участвующие в деле, не заявляли. Единый проездной билет в спорный период не утверждался и не реализовывался. Определение расходов на перевозку как разница между стоимостью льготного и нельготного проездных билетов необоснованно.

Ответчик также обжаловал решение в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что возмещение расходов транспортным организациям за льготный проезд относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В бюджете Ростовской области предусмотрены средства на реализацию своих обязательств на возмещение затрат транспортных организаций. Требование о взыскании убытков с казны Российской Федерации необоснованно.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в заседание не явился. Министерство извещено о рассмотрении дела надлежащим образом.

Представители третьих лиц - администрация г. Ростова-на-Дону, Департамент транспорта г. Ростова-на-Дону, муниципальное учреждение «Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону», муниципальное унитарное предприятие «Технологии управления», министерство труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

Представитель третьего лица – министерства финансов Ростовской области в судебное заседание явился, просил решение оставить без изменения.

Как следует из отзыва, министерство труда и социального развития Ростовской области поддерживает позицию истца.

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании постановления администрации Ростовской области № 120 от 03.04.2006, 13.03.2009 между МУП МТК «Ростовпассажиртранс», министерством труда и социального развития Ростовской области, Департаментом социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону заключен контракт № 380 (т. 2 л.д. 246-249), согласно которому МУП МТК «Ростовпассажиртранс» обязалось предоставлять бесплатный проезд на общественном транспорте городских маршрутов федеральным льготникам по единым социальным проездным билетам, министерство труда и социального развития области обязалось возмещать расходы истцу за перевозку федеральных льготников в пределах выделенных на эти цели средств из федерального бюджета на 2009 год, а МУ «Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону» - производить расчет средств, необходимых для возмещения расходов предприятию за перевозки федеральных льготников и представлять в министерство документы, являющиеся основанием для расчета за перевозки федеральных льготников.

В 2009, 2010 и 2011 гг. МУП МТК «Ростовпассажиртранс» оказывало услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников, по единым социальным проездным билетам.

Во исполнение названного контракта министерство труда и социального развития области перечислено МУП МТК «Ростовпассажиртранс» в возмещение расходов по перевозке федеральных льготников в период с января по июль 2009 года - 6337350 рублей.

Постановлением администрации Ростовской области от 22.07.2009 № 358 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 03.04.2006 № 120» предусмотренное возмещение расходов транспортных организаций за проезд на общественном транспорте городских маршрутов федеральных льготников в размере 150 рублей отменено.

Постановлением администрации Ростовской области от 28.12.2009 № 698 постановление от 03.04.2006 № 120 с изменениями и дополнениями признано утратившим силу. Постановление от 31.12.2004 № 534 дополнено Положением о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условиях обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта», которым предоставлено право на льготный проезд на общественном транспорте по городским маршрутам федеральным льготникам по единым социальным проездным билетам стоимостью 230 рублей. С 01.01.2011 стоимость ЕСПБ составила 250 рублей в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 03.02.2011 № 40 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых правовых актов Администрации Ростовской области».

Возмещение разницы между расходами транспортных организаций на оказание льготных услуг по перевозке федеральных льготников в общественном транспорте городских маршрутов и стоимостью ЕСПБ в постановлении не предусмотрено.

В соответствии с установленными тарифами на перевозку, исходя из цены льготных единых социальных проездных билетов, в том числе с учетом выплаченных компенсаций в январе-июле 2009 года, а также натурных обследований количества поездок совершаемых федеральными льготниками в месяц, фактические расходы предприятия на перевозку данной категории льготников в 2009-2011 гг. не были возмещены в полном объеме.

По расчету истца расходы транспортной компании на перевозку граждан, включенных в федеральный регистр льготников, составили в 2009 году – 93962755 руб. 08 коп., в 2010 года – 98008027 руб. 41 коп., в 2011 году – 122861147 руб. 50 коп., всего – 314831929 руб. 99 коп. Возмещение расходов составило 55545477 руб. 85 коп, в том числе 49208127 руб. 85 коп., вырученных от реализации единых социальных проездных билетов, и 6337350 рублей, перечисленных министерством труда и социального развития области в счет частичного возмещения разницы между стоимостью единых социальных проездных билетов и фактическими расходами предприятия.

Полагая, что расходы транспортного предприятия на оказание услуг по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников, по единым социальным проездным билетам в размере 259286449 руб. 14 коп не возмещены, МУП МТК «Ростовпассажиртранс» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Указанным Законом предписано субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.

Во исполнение возложенной на субъект Российской Федерации обязанности по обеспечению федеральным льготникам равной доступности услуг общественного транспорта администрацией Ростовской области принято постановление от 03.04.2006 № 120 «О порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условий обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта».

Между Департаментом транспорта и МУП МТК «Ростовпассажиртранс» заключен договор № 13 от 01.01.2006 на выполнение пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Ростова-на-Дону, по условиям которого, а также дополнительных соглашений к нему от 01.01.2009, от 01.01.2010, от 01.01.2011 МУП МТК «Ростовпассажиртранс» обязалось осуществлять перевозки пассажиров автобусами по определенным городским маршрутам.

В соответствии с постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 18.08.2000 № 2260 «О введении в эксплуатацию радиоэлектронной системы контроля и управления общественным транспортом» и распоряжением МУ «Городское управление транспорта» от 15.10.2001 № 61 «Об организации взаимодействия автотранспортных предприятий с МУП «Технологии управления» между МУП МТК «Ростовпассажиртранс и МУП «Технологии управления» заключен договор об оказании услуг № 1 от 13.01.2005, дополнительное соглашение к нему от 01.10.2007 (т. 2 л.д. 3-10), договор № 01/10 от 15.01.2010 (т. 3 л.д. 113-115), согласно которым МУП «Технологии управления» (исполнитель) силами и средствами автоматизированной Системы учета, анализа и контроля движения городского транспорта осуществляет учет и контроль за выпуском и возвратом подвижного состава предприятия, учет и контроль исполненного движения подвижного состава на маршрутах, а также готовит данные для ежемесячного распределения администрацией г. Ростова-на-Дону компенсации выпадающих доходов между пассажирскими транспортными предприятиями (фактический выпуск ТС на маршруты города, результаты выполнения сменно-суточного задания).

В соответствии с названными договорами об оказании услуг стороны ежемесячно согласовывают показатели работы МУП МТК «Ростовпассажиртранс» (заказчик), что отражается в соответствующих протоколах, на основе данных средств автоматизированного контроля за движением автобусов исполнитель готовит информацию о результатах работы МУП МТК «Ростовпассажиртранс».

В г. Ростове-на-Дону пассажирские перевозки в спорный период на городских маршрутах осуществляли 12 автотранспортных и 2 электротранспортных предприятия (трамвай, троллейбус).

Информация об объемах осуществленных истцом перевозок в спорном периоде подтверждена результатами обследования пассажиропотока, утвержденных мэром г. Ростова-на-Дону (т. 4 л.д. 54-77, т. 4 л.д. 81-153, т. 5 л.д. 1-11), в которых также содержатся данные о количестве проданных билетов и количестве перевезенных пассажиров - льготников федерального регистра.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень услуг транспортных организаций, в числе которых перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 Глава администрации Ростовской области постановлением от 11.09.1995 № 246 «О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа на внутригородских и внутрирайонных маршрутах» предоставил право главам администраций городов и районов области утверждать тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта и плату за долгосрочные билеты для проезда в трамвае, троллейбусе, автобусе.

Тарифы на услуги муниципального пассажирского транспорта, а также стоимость месячных проездных билетов на муниципальном пассажирском транспорте в г. Ростове-на-Дону устанавливались главой администрации (мэром) г. Ростова-на-Дону.

Согласно постановлений главы администрации (мэра) г. Ростова-на-Дону «О тарифах на услуги пассажирского транспорта в г. Ростове-на-Дону» в указанный период тарифы на проезд и стоимость проездных билетов на муниципальных автобусах были следующими: 800 рублей и 25000 рублей соответственно (постановление № 210 от 13.02.1996), 1000 рублей и 40000 рублей соответственно (постановление № 608 от 14.04.1997), 1,5 рубля и 75 рублей соответственно (постановление № 750 от 14.04.1999), 2 рубля и 100 рублей соответственно (постановление № 2320 от 11.10.1999), 3 рубля и 150 рублей соответственно (постановление № 115 от 19.01.2001), 4 рубля и 250 рублей соответственно (постановление № 1117 от 06.06.2002), 5 рубля и 350 рублей соответственно (постановление № 980 от 19.05.2003), 5,5 рубля и 400 рублей соответственно (постановление № 425 от 24.03.2004), 6 рублей и 450 рублей соответственно (постановление № 220 от 21.02.2005), 7 рублей и 500 рублей соответственно (постановление № 830 от 21.07.2006).

Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (пункт 2 статьи 19).

Законом Ростовской области от 30.06.2006 № 507-ЗС «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа, то есть установлением исполнительно-распорядительными органами городских округов тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.

В соответствии с данным областным законом администрацией Ростовской области принято постановление № 352 от 31.08.2006 «Об утверждении порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа», в котором определены принципы и процедура становления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.

Во исполнение Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003, областного закона Ростовской области от 30.06.2006 № 507-ЗС, постановления администрации Ростовской области от 31.08.2006 № 352 мэром г. Ростова-на-Дону 18.01.2007 принято постановление № 15 «Об утверждении порядка представления, рассмотрения, установления и контроля за применением тарифов на перевозку пассажиров и багажа в городе Ростове-на-Дону».

Указанными выше федеральным и областным законами предусмотрено лишь государственное регулирование тарифов на перевозку пассажиров и багажа. Правом утверждения стоимости билетов длительного пользования органы местного самоуправления не наделены.

В связи с этим, начиная с 30.05.2008 мэром г. Ростова-на-Дону устанавливались только тарифы на регулярные перевозки 1 пассажира в общественном транспорте, в том числе автобусами, работающими в обычном режиме и плата за провоз багажа: постановление № 525 от 30.05.2008 - 9 рублей; постановление № 627 от 24.08.2010 - 11 рублей; № 405 от 24.06.2011 - 12,50 рублей.

В пункте 3.12 постановления мэра г. Ростова-на-Дону от 18.01.2007 № 15 установлено, что по инициативе МУ «Департамент транспорта» может быть введен месячный проездной билет исходя из величины тарифа на перевозку пассажиров и багажа, устанавливаемого регулирующим органом. Реализационная цена (стоимость) проездного билета (Цпб) рассчитывается по формуле Цпб = Ту х Ппб, где Ту - величина установленного тарифа на одну поездку; Ппб - среднее количество поездок, совершаемое пользователем проездного билета и учитываемое при расчете его стоимости. Количество поездок, приходящихся на один месячный проездной билет определялось на основании результатов проведенных натурных обследований пассажиропотока на общественном транспорте городского сообщения муниципальных автобусов, утвержденных мэром г. Ростова-на-Дону, с учетом количества фактически реализованных билетов по данным видам месячных проездных билетов.

В постановлении мэра г. Ростова-на-Дону от 09.09.2010 № 672 пункт 3.12 постановления № 15 от 18.01.2007 изложен в новой редакции. По инициативе транспортного предприятия, на маршрутах обслуживаемых таким предприятием, вводится месячный проездной билет, исходя из величины тарифа на перевозку пассажиров и багажа, устанавливаемого регулирующим органом.

В 2009-2011 годах месячные проездные билеты (не льготные) реализовывались только МУП МТК «Ростовпассажиртранс» и использовались для поездок на его маршрутах. Иные перевозчики в г. Ростове-на-Дону такие билеты не вводили и не использовали. Стоимость месячных проездных билетов установлена МУП МТК «Ростовпассажиртранс» с 05.2008 в размере 649 рублей (т. 4 л.д. 78), с 01.10.2010 – 793 рубля (т. 4 л.д. 79), с 01.07.2011 – 901 рубль (т. 4 л.д. 80).

Расчет стоимости месячного проездного билета определен в соответствии с установленной формулой и согласован с МУ «Департамент транспорта».

Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, в том числе истец, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы.

В постановлении администрации Ростовской области от 03.04.2006 № 120 не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью единого социального проездного билета. В соответствии с установленными для предприятия истца тарифами на перевозку, компенсация ему расходов, исходя из цены указанных льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.06.2009 № 2992/09, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела.

Расчет истцом произведен в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 № 9621/2010, расходы транспортной организации определены исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам по данным последних натурных обследований для соответствующего периода.

Возмещение затрат от перевозки федеральных льготников по единым социальным билетам 2009 году составило: от министерства труда и социального развития - 6337350 рублей; от МУП «Технологии управления» - 20024472 руб. 80 коп.. всего за 2009 год размер непокрытых расходов по перевозке лиц, имеющих ЕСПБ – 67600932 руб. 28 коп.

Возмещение затрат от перевозки федеральных льготников по единым социальным билетам 2010 году составило 15318926 руб. 31 коп. от МУП «Технологии управления».

Всего за 2010 год размер непокрытых расходов по перевозке лиц, имеющих ЕСПБ в сумме 82610298 руб. 36 коп.

За 2011 год возмещение затрат от перевозки федеральных льготников по единым социальным билетам от МУП «Технологии управления» составило 13767548 руб. 09 коп.

Всего за 2011 год размер непокрытых расходов по перевозке лиц, имеющих ЕСПБ -109075218 руб. 50 коп.

В соответствии с расчетом истца, исходя из учета данных пассажиропотока, общая сумма непокрытых расходов предприятия истца от оказания услуг по перевозке граждан по единым социальным проездным билетам, за период 2009-2111 гг. составляет 259286449 руб. 14 коп.

Расчет произведен с учетом ежемесячных актов предоставленных услуг по перевозке федеральных льготников в городском пассажирском транспорте по единым социальным проездным билетам, подписанным уполномоченными представителями МУП «Технологии управления» и МУП МТК «Ростовпассажиртранс», актов сверки расчетов, составленных между МУП «Технологии управления» и МУП МТК «Ростовпассажиртранс», результатов обследования пассажиропотока, проведенных в спорном периоде.

Поскольку пассажир, имеющий ЕСПБ, пользуется правом проезда во всех видах городского транспорта, кроме автобусов малой вместимости, количество пассажиров по ЕСПБ определяется исходя из доли билетов каждого предприятия, отраженных в акте и количества ездок, которое приходится на один единый социальный проездной билет. Используемые истцом при расчете показатели количества ездок на один билет подтверждены данными обследования пассажиропотока в каждом полугодии 2009-2011 гг. Результаты обследования пассажиропотока проведенные в каждом из периодов на общественном транспорте городского сообщения утверждены мэром г. Ростова-на-Дону.

Однако, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 № 9621/2010 указано, что ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества и руководствуясь правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 23.06.2009 № 2992/09) о возможности использования расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» указано, что если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из пункта 19 названного постановления следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84,85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Поскольку в данном случае, МУП МТК «Ростовпассажиртранс» оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, заявленные к взысканию расходы правомерно взысканы с Российской Федерации в лице Министерства Финансов России за счет средств казны Российской Федерации.

Довод заявителя жалобы - Минфина России о том, что возмещение расходов транспортным организациям за перевозку льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, производится за счет средств бюджета Ростовской области, отклоняется судом апелляционной инстанции.

Положение о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условиях обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта, утвержденное постановлением администрации Ростовской области от 31.12.2004 № 534, устанавливает порядок возмещения фактических расходов организаций за бесплатный проезд федеральных льготников (федеральный регистр) на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным маршрутам и общественном транспорте по городским и внутрирайонным маршрутам.

Названное Положение принято в соответствии с требованиями Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 802.

Согласно указанным Правилам межбюджетные трансферты предоставлялись бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1181 указанные Правила утратили силу с 01.01.2010.

Федеральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории субъекта Российской Федерации для категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусматривается.

Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.

На субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, обязанность по финансированию названных услуг на субъект Российской Федерации не возложена.

Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена истцом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

Судом первой инстанции исковые требования удовлетворены частично в размере 94376246 руб. 10 коп. (за 2009 год – 30170205 рублей, за 2010 год – 31229082 руб. 10 коп., за 2011 год – 320976959 рублей) в соответствии со следующим расчетом.

В спорный период проездные (нельготные) билеты выпускались и использовались в г. Ростове-на-Дону только МУП МТК «Ростовпассажиртранс» с фиксированной стоимостью по 30.09.2010 - 649 рублей, с 01.10.2010 по 30.06.2011 - 793 рублей, с 01.07.2011 - 901 рубль.

Размер расходов определен судом первой инстанции как разница между стоимостью льготного проездного билета и проездного билета (нельготного) в количестве реализованных в спорный период льготных проездных месячных билетов с учетом доли МУП МТК «Ростовпассажиртранс» в пассажиропатоке.

ЕСПБ по своему назначению тоже являются проездными билетами, однако имеющими льготную стоимость, в связи с чем, выпадающий доход транспортной организации в данном случае формируется из разницы в цене проездного билета и стоимости билета льготного. Общий объем выпадающих доходов сопоставим с указанной разницей в цене билетов и количеством таких билетов, проданных льготным категориям граждан (с учетом доли данного транспортного предприятия) и не может в себя включать необходимости учета тарифа на разовую перевозку и соответственно количество таких перевозок.

Ссылка заявителя жалобы – МУП МТК «Ростовпассажиртранс» на то, что принятый судом первой инстанции расчет размера подлежащих возмещению расходов противоречит судебной практике, признается необоснованной.

При отсутствии законодательно установленной методики определения выпадающих доходов подлежащих возмещению транспортной организации, суд вправе применить расчет с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела. Применение данного расчета подтверждено судебной практикой, а именно в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.10.2011 по делу № А55-3896/2010 и определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 1566/12 от 17.02.2011, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 26.04.2011 № 17828/10.

Довод истца о том, что экономические показатели, используемые для установления стоимости нельготного и льготного проездных билетов, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку документально не обоснован.

При таких условиях, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.12.2012 по делу № А53-22774/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий Еремина О.А.

Судьи Кузнецов С.А.

Чотчаев Б.Т.