2270/2020-26893(2)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-27464/2019 17 марта 2020 года 15АП-526/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Емельянова Д.В., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Ростовской области: представитель ФИО1 по доверенности от 22.01.2020, удостоверение;
от ООО УК «Полипроф»: представитель ФИО2, приказ от 25.06.2019, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реальный мир"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 11.12.2019 по делу № А53-27464/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реальный мир" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН <***>,
ОГРН <***>)при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Полипроф» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным приказа; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем внесения изменений в реестр
лицензий по многоквартирным домам Ростовской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Реальный мир» (далее – заявитель, ООО «Реальный мир») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области о признании недействительным приказа № 767-Л от 08.05.2019 «Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления»;
об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем внесения изменений в реестр лицензий по многоквартирным домам Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2019 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Реальный мир" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт о признании недействительным Приказа Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 08.05.2019 № 767-Л «Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления».
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оспариваемый обществом приказ об отказе внесения изменений в реестр лицензий Ростовской области нарушает права и законные интересы заявителя и создает препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности. Уполномоченный орган должен был вынести приказ о приостановлении рассмотрения заявления с целью устранения явно допущенной технической ошибки, как-то в описи указан протокол № 1 от 14.05.2018г, тогда как фактически представлен договор, под номером 2 от 14.05.2018г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция Ростовской области указала на законность решения суда.
В судебном заседании представители Государственной жилищной инспекции Ростовской области и ООО УК «Полипроф» возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
ООО «Реальный мир», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.04.2019 ООО «Реальный мир» обратилось в Госжилинспекцию области с заявлением о внесении изменений в Реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом № 426 по ул. Ленина в г. Ростове-на-Дону.
Приказом Госжилинспекции № 767-Л от 08.05.2019 «Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления» ООО «Реальный мир» отказано во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подпунктом «а», «м» пункта 3 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр, которым утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее -Порядок).
Не согласившись с указанным приказом № 767-Л от 08.05.2019 «Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате
заявления», используя право на обжалование, предусмотренное статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО «Реальный мир» обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемыми актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту.
При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
В силу части 5 статьи 192 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными
домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 3 Закона № 99-ФЗ лицензирование - это деятельность лицензирующих органов, в частности, по формированию и ведению реестра лицензий.
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).
На основании Положения о Государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 № 125, органом государственного жилищного надзора на территории Ростовской области, уполномоченным на осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, является Госжилинспекция области (пункт 1).
Согласно пункту 15 Положения № 1110 лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Закона № 99-ФЗ, с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных ЖК РФ.
Нормы ЖК РФ содержат особенности по ведению реестра лицензий, связанные с изменением перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиата.
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий содержит раздел, включающий в себя сведения об адресе многоквартирного дома (адресах многоквартирных домов), деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра предусмотрены статьей 198 ЖК РФ.
В силу частей 1, 2 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ); в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в ГИС ЖКХ, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
На основании части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Во исполнение требований части 3 статьи 198 ЖК РФ приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 25.12.2015 № 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Следовательно, действия Госжилинспекции, оспариваемые ООО «Реальный мир», осуществлены компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий и установленной компетенции.
Из материалов дела следует, что в адрес Госжилинспекции от ООО «Реальный мир» поступило заявление от 19.04.2019 о внесении изменений в Реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом № 426 по ул. Ленина в г. Ростове-на-Дону.
Пунктом 2 Порядка установлены требования, предъявляемые к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации: заявление должно содержать следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) реквизиты договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия);
д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии;
е) данные о реорганизации лицензиата в случаях:
- реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами);
- реорганизации лицензиата в форме преобразования;
- реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности.
Пунктом 3 Порядка установлены требования к перечню документов, подлежащих представлению с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, который включает в себя следующие документы:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган
государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);
в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра:
д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата);
ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия;
з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;
и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения;
- копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом; к) в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата:
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования;
л) в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (далее - реорганизованные юридические лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния:
копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния;
- копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния;
справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником;
м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее система), в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в
случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
Пунктом 7 Порядка установлено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
При этом решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка, что следует из пункта 8 Порядка.
По результатам проверки заявления от 19.04.2019 № 37/1660 (далее - заявление) общества с ограниченной ответственностью «Реальный мир» о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом, указанным в приложении к настоящему заключению, установлено следующее.
В связи с тем, что ООО «Реальный мир» не была предоставлена указанная в описи заверенная копия протокола № 1 от 14.05.2018 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 426 по ул. Ленина в
г. Ростове-на-Дону, а предоставлена заверенная копия протокола № 2 от 14.05.2019, Госжилинспекцией области принято решение об отказе во внесении изменений в Реестр и возврате заявления ООО «Реальный мир», оформленное приказом от 08.05.2019 № 767-Л.
Апелляционной коллегией не принимается как несостоятельный довод общества о том, что уполномоченный орган должен был вынести приказ о приостановлении рассмотрения заявления с целью устранения явно допущенной технической ошибки, как-то в описи указан протокол № 1 от 14.05.2018г, тогда как фактически представлен договор, под номером 2 от 14.05.2018г.
Из материалов дела судом следует, что инспекцией было установлено не соответствие документов, предоставленных ООО «Реальный мир», подпунктам «а» и «м» пункта 3 Порядка, а именно: ООО «Реальный мир» не предоставлена указанная в описи заверенная копия протокола № 1 от 14.05.2018 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 426 по ул. Ленина в г. Ростове-на-Дону.
Согласно пункту 10 Порядка основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же МКД.
Судебная коллегия считает, что, с учетом анализа п.10 Порядка, у инспекции отсутствовали основания для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявителем не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о признании недействительным приказа № 767-Л от 08.05.2019 «Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления».
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в дело доказательства, суд правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ Госжилинспекции № 767-Л от 08.05.2019 «Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления» соответствует действующему законодательству и при его вынесении законные права и интересы заявителя нарушены не были, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований ООО «Реальный мир» не имеется.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия
правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о не исследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2019 по делу № А53-27464/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи Д.В. Емельянов
О.Ю. Ефимова