ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-28720/2011
26 июня 2012 года 15АП-6024/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
при участии:
от истца – представитель ФИО1 по доверенности № 37 от 30.12.2011;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Исток" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.04.2012 по делу № А53-28720/2011
по иску ООО "Донэнергосбыт" в лице Каменского межрайонного отделения
к ответчику - ООО "Исток"
о взыскании долга, процентов за пользование чужими денежными средствами
принятое в составе судьи Мартыновой С.И.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Донэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственность «Исток» о взыскании задолженности в размере 2200912 руб. 87 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 32155 руб. 25 коп.
Решением от 16.04.2012 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 2200912 руб. 87 коп. основного долга и 32155 руб. 25 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение мотивировано тем, что ответчиком не исполнена обязанность по оплате поставленной электрической энергии. Расчет стоимости поставленной энергии произведен по одноставочному тарифу для соответствующей группы потребителей.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что в приложении № 1 к договору сторонами согласовано число часов использования мощности. Сторонами 27.11.2011 заключено дополнительное соглашение об изменении приложения № 2 к договору, время работы токоприемников потребителя установлено 24 часа в сутки. По мнению заявителя, потребитель правомерно отнесен в группу потребителей 7001 кВт/ч и выше. Нормы пункта 69 Методических указаний от 06.08.2004 № 20-э/2 применены неправильно, контроль фактической нагрузки в соответствии с пунктом 3.2.4 договора не производился, в связи с чем отсутствуют основания для определения числа часов использования на 2011 год с использованием данных за 2010 год. Замеры в 2010 году не производились, акт замеров отсутствуют.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ООО «Исток» не явился. Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
Представитель истца в заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 14.06.2012 был объявлен перерыв до 21.06.2012 до 09 час. 50 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
После перерыва заседание продолжено с участием представителя истца.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.08.2007 между ООО «Донэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) и ООО «Исток» (потребитель) заключен договор энергоснабжения № 1922 (л.д. 12-15), согласно которому гарантирующий поставщик обязался продавать потребителю электрическую энергию, на условиях, предусмотренных договором, а потребитель обязался принимать и оплачивать электрическую энергию и оказанные услуги на условиях и в количестве, определенных договором.
В пункте 3.3.14 договора предусмотрено, что потребитель обязан заявлять гарантирующему поставщику договорной объем потребления электрической энергии (мощности) с помесячной детализацией, выделением субабонентов, а также расчет числа часов использования мощности по фактическим данным за предыдущий период регулирования (для базовых и одноставочных потребителей) не позднее, чем за 2 месяца до начала очередного периода регулирования тарифов; в случае непредставления заявки действующими считаются договорные величины электропотребления и мощности из приложения № 1 текущего года, а часы использования заявленной мощности равными 2000. В случае отклонения по результатам года фактической величины числа часов использования заявленной мощности (для базовых и одноставочных потребителей) от самостоятельно рассчитанной потребителем в соответствии с пунктом 3.3.14, гарантирующий поставщик производит перерасчет стоимости потребленной электроэнергии с учетом действующей на момент цены (тарифа) для соответствующей группы потребителей (пункт 5.8).
Письмом от 20.09.2010 № 1070 потребитель заявил о применении в 2011 году максимального числа часов использования заявленной мощностью по точкам поставки электрической энергии 8760 часов в год (за исключением двух объектов).
Гарантирующий поставщик отказался от применения при расчетах числа часов использования мощности в размере 8760, в связи с тем, что расчет ЧЧИМ отсутствовал, данные, из которых исходил потребитель при указании заявленной мощности и по ЧЧИМ, документально не обоснованы, замеры не предоставлены.
Гарантирующим поставщиком совместно с представителем потребителя, произведены контрольные замеры почасового потребления электрической энергии, по результатам которого потребитель должен быть отнесен к тарифной группе потребителей с использованием мощности менее 4500 часов.
По результатам произведенной корректировки числа часов использования мощности, гарантирующим поставщиком рассчитана сумма задолженности ответчика за сентябрь 2011 года и выставлена счет-фактура № 05/02/10771 от 30.09.2011 на сумму 3686201 руб. 12 коп. (л.д. 19-20)
Потребитель оплатил задолженность частично в размере 1485288 руб. 25 коп.
В связи с неисполнением обязательств по оплате задолженности в полном объеме, ООО «Донэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
Спор по объему поставленной электрической энергии между сторонами отсутствует, ответчик в ходе рассмотрения дела заявил о возражениях относительно корректировки стоимости потребленной энергии, проведенной гарантирующим поставщиком в связи с применением числа часов использования мощности и отнесения потребителя к иной группе потребителей одноставочного тарифа – менее 4500 часов.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую энергию в спорный период определялись Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», согласно которому тарифы на электрическую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность).
В статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
На основании названных федеральных законов постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии в. В пункте 109 Правил установлено, что электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».
Согласно пункту 3 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год, а также предложений и материалов, указанных в пунктах 9 - 11 настоящих Правил, Федеральная служба по тарифам устанавливает не позднее 2 недель с даты внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предельные уровни регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (далее - предельные уровни тарифов), указанные в пункте 53 Основ ценообразования. В рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность).
В силу пункта 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3 вариантах: 1) одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электрической энергии и мощности; 2) двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт установленной генерирующей мощности; 3) одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.
В свою очередь, одноставочный тариф дифференцируются в зависимости от числа часов использования потребителями электрической мощности (в редакции приказа от 31.12.2009 № 558-э/1): от 7001 часов и выше; от 6501 до 7000 часов; от 6001 до 6500 часов; от 5501 до 6000 часов; менее 5500 часов.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.12.2009 № 15/5 утвержден одноставочный тариф, дифференцированный по числу часов использования заявленной мощности.
Как отмечено выше, в пункте 3.3.14 спорного договора предусмотрена обязанность потребителя заявить гарантирующему поставщику договорной объем потребления электроэнергии (мощности) с помесячной детализацией, а также расчет ЧЧИМ по фактическим данным за предыдущий период регулирования не позднее, чем за два месяца до начала очередного периода регулирования тарифов.
В случае отклонения по результатам года фактической величины числа часов использования мощности от самостоятельно рассчитанной потребителем на основании пункта 3.3.14 договора гарантирующий поставщик производит перерасчет стоимости потребленной электроэнергии с учетом действующей на этот момент цены для соответствующей группы потребителей (пункт 5.8).
Федеральной службой по тарифам приказом от 06.08.2004 № 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
В пункте 64 названных Методических указаний установлено, что одноставочный тариф для конечных потребителей представляет собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), состоящая из одной ставки, которая дифференцируются в зависимости от числа часов использования потребителями электрической мощности; стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - единый (котловой) тариф, который дифференцируется по уровням напряжения, определяемый в соответствии с пунктом 51 настоящих Методических указаний, но не дифференцируются в зависимости от режима использования потребителями электрической мощности; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.
В информационном письме ФСТ от 12.08.2005 № ДС-4928/14 разъяснено, что понятие заявленная мощность трактуется в двух аспектах как наибольшая получасовая электрическая мощность, которую потребитель обязуется ежедневно не превышать в часы максимальной нагрузки энергосистемы, при этом величина заявленной (договорной) мощности, как правило, устанавливается на год с помесячной разбивкой и отражается в договоре, и как величина заявленной (расчетной) мощности, которая определяется расчетным путем. Данная величина используется для потребителей, которые рассчитываются по одноставочному тарифу, в договоре энергоснабжения с этими потребителями «заявленная мощность» не указывается. Расчетная мощность в отношении группы потребителей «одноставочный» (исходя из заявленного объема электрической энергии) определяется согласно пункту 69 Методических указаний посредством деления суммарного годового объема электропотребления на максимум нагрузки.
Согласно пункту 28 Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 854, контрольные измерения значений передаваемой мощности, нагрузок на объектах электроэнергетики производятся всеми субъектами электроэнергетики не реже двух раз в год - в третью среду июня и декабря. Величина максимальной используемой мощности определяется: на основании показаний интервальных приборов учета; расчетным способом, путем деления годового объема электропотребления на максимальную мощность, определяемую в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 854. По указанному графику определяется максимальная величина нагрузки потребителя в отчетные часы утреннего или вечернего максимумов нагрузки энергосистемы.
В соответствии со статьей 69 Методических указаний годовое число ЧЧИ заявленной мощности является расчетной величиной и вычисляется как отношение объема электроэнергии к величине заявленной мощности. При возникновении разногласий между потребителем и энергосбытовой компанией величина заявленной мощности определяется на основании показаний интервальных приборов учета. Если эти приборы не установлены, расчет ЧЧИ производится на основании заявленного (фактического) объема годового потребления и величиной максимальной мощности, потребляемой в рабочий день в часы максимальной нагрузки энергосистемы (письмо ФСТ от 12.08.2005 № ДС-4928/14).
Принцип расчета числа часов использования содержится в пункте 69 приказа ФМСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, согласно которому замеры нагрузки осуществляются не в любой день, а в день годового максимума совмещенного графика нагрузки объединенной энергосистемы в часы утреннего и вечернего максимумов нагрузки данной энергосистемы.
Согласно пункту 25 письма ФСТ России от 18.02.2005 № СН-570/14 «О разъяснениях к методическим указаниям» в отношении базовых потребителей число часов использования мощности определяется делением факта годового электропотребления на фактическую мощность в зимний режимный день.
Пунктом 28 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике» определено, что контрольные измерения значений передаваемой мощности, нагрузок и уровней напряжения на объектах электроэнергетики производятся всеми субъектами электроэнергетики не реже 2-х раз в год - в 3-ю среду июня и декабря.
Ссылка заявителя жалобы на то, что фактически замеры произведены с нарушением предусмотренного порядка один раз в нережимный день, так как в пункте 69 названных методических указаний предусмотрена возможность определения фактического числа часов использования мощности не только по фактическим замерам, но и расчетным путем с использованием данных о фактическом потреблении электрической энергии за год.
Данный расчет представлен истцом в судебное заседание апелляционной инстанции 21.06.2012. Согласно расчету число часов использования мощности 2906 в год. Расчет подтвержден актами снятия показаний измерительных комплексов за 2011 год.
При таких условиях, исковые требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции, потребитель обязан рассчитываться по одноставочному тарифу для группы потребителей – ниже 4500 часов.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 32155 руб. 25 коп.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Российской Федерации № 8 и Пленума Верховного суда Российской Федерации № 6 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» как пользование чужими денежными средствами следует квалифицировать также просрочку уплаты должником денежных сумм за переданные ему товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Ответственность за неисполнение денежного обязательства предусмотрена в статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
На основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 32155 руб. 25 коп.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.04.2012 по делу № А53-28720/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий Еремина О.А.
Судьи Ковалева Н.В.
Чотчаев Б.Т.