ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-6102/2018 от 30.05.2018 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

34/2018-53664(1)

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции  по проверке законности и обоснованности решений (определений) 

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-33034/2017 

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года. 

Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2018 года.  Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего судьи Соловьевой М.В., 

судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания  Н.П. Струкачевой, 

при участии:
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области:

главный специалист-эксперт ФИО1 по доверенности № 9 от  09.01.2018, удостоверение; 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства  строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области 

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 07.03.2018 по делу № А53-33034/2017, принятое судьей Колесник И.В.,  по заявлению Министерства строительства, архитектуры и территориального 

развития Ростовской области

к Ленинскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной  службы судебных приставов по Ростовской области, судебному приставу -

исполнителю Ленинского районного отдела Управления Федеральной службы  судебных приставов по Ростовской области ФИО2, 

Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области  при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Альфа-

Монолит"
о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства, архитектуры и территориального развития  Ростовской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской  области с заявлением к Ленинскому районному отделу судебных приставов  Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области,  Управлению федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, 


судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП города Ростова-на-Дону  Раджабову Орхану Рауф оглы о признании незаконными действий (бездействий). 

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.03.2018 в  удовлетворении требований отказано. Решение мотивировано тем, что судебным  приставом-исполнителем предприняты необходимые и достаточные меры в рамках  исполнительного производства, с целью установления имущественного положения  должника. Кроме того, заявителем пропущен срок подачи заявления об  оспаривании бездействия судебного пристава относительно периода 2015-2016  года. 

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство строительства,  архитектуры и территориального развития Ростовской области подало в  Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой  просит решение суда первой инстанции по делу отменить и вынести по делу новый  судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, полагает, что  фактические обстоятельства дела прямо свидетельствуют о бездействии судебных  приставов. С момента возбуждения исполнительного производства - 30.01.2015 -  Ленинским районным отделом судебных приставов г. Ростова-на-Дону не были  предприняты меры по своевременному, полному и правильному исполнению  предъявленного исполнительного листа. Суд неправомерно, в нарушение  требований действующего законодательства приходит к выводу о пропуске срока  обжалования бездействия судебных приставов-исполнителей Ленинского  районного отдела судебных приставов (лист 6 абз. 12 оспариваемого решения), при  этом в решении отсутствует указание на конкретную дату или событие, с которых  следовало исчислять срок на обжалование бездействия судебных приставов  исполнителей или когда министерству строительства стало известно о бездействии  судебных приставов-исполнителей. 

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения  проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с  гл. 34 АПК РФ

В судебном заседании представитель УФССП по Ростовской области  возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой  инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

В судебное заседание заинтересованные лица и третье лицо представителей  не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В  соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в  отсутствие представителей заинтересованных лиц и третьего лица. 

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы,  арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что  апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела, на исполнении в Ленинском районном  отделе судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской  области (далее - Ленинский районный отдел) находилось исполнительное  производство от 30.01.2015 № 905/15/61028-ИП о взыскании с ООО "Альфа- Монолит" в пользу Министерства строительства, архитектуры и территориального  развития Ростовской области суммы долга в размере 36311,28 руб. 


В связи с не получением взыскателем оригинала исполнительного документа  судебный пристав-исполнитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области  с заявлением о выдачи дубликата исполнительного листа. 

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 17.07.2017  заявление судебного пристава-исполнителя о выдаче дубликата исполнительного  листа удовлетворено. 

В связи с не получением взыскателем оригинала исполнительного документа  судебным приставом-исполнитель обратился в Арбитражный суд Ростовской  области с заявлением о выдачи дубликата исполнительного листа. 

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 17.07.2017  заявление судебного пристава-исполнителя о выдаче дубликата исполнительного  листа удовлетворено. 

Считая, что судебным приставом-исполнителем в рамках вышеуказанного  исполнительного производства допущено бездействие, заявитель обратился в  Арбитражный суд Ростовской области с заявлением. 

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные  доказательства, суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат  удовлетворению по следующим основаниям. 

В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, решения и действия (бездействие) судебного пристава- исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях,  предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации  и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Согласно статьи 198 главы 24 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если  полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие  (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления  Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного 


Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах,  связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской  Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными  ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие  двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту,  а также нарушения прав и законных интересов заявителя. 

Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта  или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их  соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает  наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт,  решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также  устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет  судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства: 

- нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной  экономической деятельности; 

- несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному  нормативному правовому акту. 

При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является  основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя. 

В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда  являются обязательными для органов государственной власти, органов местного  самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и  подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ  "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ)  судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на  основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не  установлено названным Федеральным законом. Исполнительный документ и  заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и  применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со  статьей 33 названного Федерального закона. Заявление взыскателя и  исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в  трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.  Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему  исполнительного документа выносит постановление о возбуждении  исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного  производства. 


Федеральным законом № 229-ФЗ определено, что задачами исполнительного  производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов,  актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством  Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты  нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. 

Реализация задач исполнительного производства осуществляется на  принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий и  применения мер принудительного исполнения; 

В силу статьи 1, части 2 статьи 5 Федерального закона от 21.07.1997 № 118- ФЗ "О судебных приставах" непосредственное осуществление функций по  принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и  должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных  подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных  приставов. Статьями 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О  судебных приставах" предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения  судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом   № 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по  своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных  документов, при этом использовать предоставленные ему права в соответствии с  законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных  интересов граждан и организаций. 

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту  совершения исполнительных действий и применения мер принудительного  исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Федерального закона от  02.10.2007 № 229- ФЗ. 

В силу положений части 1 статьи 47 Федеральный закон от 02.10.2007   № 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом- исполнителем в случаях: 


8) направления копии исполнительного документа в организацию для  удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом; 

Согласно пункта 3 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007   № 229-ФЗ, исполнительный документ, по которому взыскание не производилось  или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить  местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии  принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах,  во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за  исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен  розыск должника или его имущества. 

Как следует из материалов дела, на исполнении в Ленинском районном  отделе судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской  области (далее -Ленинский районный отдел) находилось исполнительное  производство от 30.01.2015 № 905/15/61028-ИП о взыскании с ООО "Альфа- Монолит" в пользу Министерства строительства, архитектуры и территориального  развития Ростовской области суммы долга в размере 36311,28 руб. 

Копия постановления об окончании исполнительного производства, а так же  оригинал исполнительного документа был направлен в адрес взыскателя почтовой  корреспонденцией. 

В связи с неполучением взыскателем оригинала исполнительного документа  судебный пристав-исполнитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области  с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа. 

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 17.07.2017  заявление судебного пристава-исполнителя о выдаче дубликата исполнительного  листа удовлетворено. 

Апелляционной коллегией не принимается довод Министерства о том, что,  начиная с момента возбуждения исполнительного производства -30.01.2015 -  Ленинским районным отделом судебных приставов г. Ростова-на-Дону не были  предприняты меры по своевременному, полному и правильному исполнению  предъявленного исполнительного листа, ввиду следующего. 


С целью установления имущественного положения должника судебным  приставом-исполнителем направлены запросы в регистрирующие органы и  кредитные организации. 

Согласно ответам, полученным из регистрирующих органов, имущества на  праве собственности за должником не зарегистрировано. 

Так же согласно ответу ИФНС за организацией-должником  зарегистрированы транспортные средства. 

Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о  том, что из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем  предприняты необходимые и достаточные меры в рамках исполнительного  производства, с целью установления имущественного положения должника. 

Более того, при рассмотрении данного заявления, суд первой инстанции  обоснованно пришел к выводу, что заявителем пропущен срок подачи заявления об  оспаривании бездействия судебного пристава относительно периода 2015-2016  года. 

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд  в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о  нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным  законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может  быть восстановлен судом. 

В соответствии со статьей 122 ФЗ "Об исполнительном производстве" № 229  -ФЗ жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его  действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным  приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления,  совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.  Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в 


течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о  вынесении постановления, совершении действий (бездействии). 

Как следует из заявления, общество ссылается на нарушения его прав,  выразившихся в действиях (бездействиях) судебного пристава-исполнителя,  датированных 2015-2016 годами. 

Однако заявление об оспаривании действий (бездействий) судебного  пристава-исполнителя подано обществом в суд и зарегистрировано канцелярией  суда лишь 31.10.2017. 

Таким образом, оспариваемые действия (бездействия) обжалованы  заявителем в срок свыше десяти дней. 

С учетом изложенного апелляционной коллегией отклоняется довод  Министерства о том, что суд неправомерно пришел к выводу о пропуске срока  обжалования бездействия судебных приставов-исполнителей Ленинского  районного отдела судебных приставов. 

В силу статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение  процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных  названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом. 

В соответствии с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный  процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными. 

Ходатайств о восстановлении процессуальных сроков не заявлено. Более  того, в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о  наличии объективных и уважительных причинах пропуска указанного срока. 

Право выбора способа защиты нарушенного или оспариваемого права  предоставлено заявителю. 

Кроме того, согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления  последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. 

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об  отсутствии у общества уважительных причин пропуска десятидневного срока для  обжалования спорных бездействий. 

Пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для  отказа в удовлетворении заявленных требований. 

Эта позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской  Федерации, отраженной в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ  от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении  некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства",  согласно которой административное исковое заявление, заявление (далее -  заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного  пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со  дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и  законных интересов (часть 3 статьи 219 К АС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и  статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение  в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей  юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом. 


Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также  невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является  основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ). 

Арбитражным судам при рассмотрении указанных выше вопросов надлежит  применять положения частей 6 и 8 статьи 219 КАС РФ по аналогии закона (часть 5  статьи 3 АПК РФ). 

На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно и  правомерно пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных  требований у суда не имеется. 

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой  инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают  правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут  служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. 

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права,  влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено. 

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное  решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой  инстанции, не приведено. 

На основании изложенного, руководствуясь 258, 269 - 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.03.2018 по делу   № А53-33034/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без  удовлетворения. 

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи  176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление  арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его  принятия. 

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35  Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный  суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в  законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд  первой инстанции. 

Председательствующий М.В. Соловьева 

Судьи Т.Г. Гуденица

 С.С. Филимонова