ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-6906/2022 от 17.05.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-40383/2021

20 мая 2022 года                                                                                 15АП-6906/2022

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ефимовой О.Ю.,

судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,

при участии:

от ПАО «Россети Кубань», посредством системы веб-конференции ИС «Картотека арбитражных дел»: ФИО1 по доверенности от 10.12.2020,

от УФАС по Краснодарскому краю, посредством системы веб-конференции ИС «Картотека арбитражных дел»: ФИО2 по доверенности от 12.02.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

публичного акционерного общества «Россети Кубань»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.03.2022 по делу № А32-40383/2021

по заявлению публичного акционерного общества «Россети Кубань»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю

при участии третьего лица: ФИО3

о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Россети Кубань» (далее - ПАО «Россети Кубань», общество, сетевая организация) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – управление, УФАС по Краснодарскому краю) о признании незаконным и отменить постановление от 29.07.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-2969/2021 по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного штрафа в размере 600 000 руб., представления от 29.07.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением суда первой инстанции от 29.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО «Россети Кубань» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.

В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что ФИО3 относится к категории заявителей, указанных в п. 14 Правил
№ 861, из чего следует, что порядок взаимодействия сетевой организации с потребителем осуществляется в соответствии с требованиями раздела 10 Правил
№ 861 посредством интерактивного взаимодействия с использованием личного кабинета на официальном сайте ПАО «Россети» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». З
аявка поступила посредством почтовой связи с сопроводительным письмом от 23.04.2021 № 131/2/2021 подписанным председателем СНТ «Чаевод» ФИО4 Согласно выписки из ЕГРЮЛ, председателем СНТ «Чаевод»с 18.03.2021 являлся ФИО5 Председатель правления – это выборная должность, осуществляет свои полномочия лично, передавать свои полномочия по доверенности не имеет права. Во время отсутствия председателя СНТ его обязанности исполняет член правления.В соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Правил №861 к заявке прилагаются перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики. Согласно описи вложения, в заказное письмо с уведомлением о вручении указанный документ к заявке не прилагался. Категория заявителей, указанных в п. 14 Правил № 861, к числу которых относится ФИО3, не освобождена от обязанности представлять документы, определенные пунктом 10 Правил № 861.

Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания).

Суд удовлетворил ходатайства УФАС по Краснодарскому краю и ПАО «Россети Кубань» о проведении онлайн-заседания.

В судебном заседании представитель ПАО «Россети Кубань» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель УФАС по Краснодарскому краю просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, председателем СНТ «Чаевод» сопроводительным письмом от 23.04.2021 № 131/2/2021 в адрес ПАО «Россети Кубань» направлена заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ ФИО3, расположенных по адресу: Краснодарский край,
г. Сочи, р-н Лазаревский, СНТ «Чаевод».

Заявка на технологическое присоединение зарегистрирована ПАО «Россети Кубань» 29.04.2021 № СЭС/121/7865-о.

По результатам рассмотрения заявки на технологическое присоединение ПАО «Россети Кубань» разместило в личном кабинете письмо без номера, даты и подписи уполномоченного лица, в котором указало, что согласно решению ВС РФ от 23.03.2016 № АКПИ16-167, а также определению Апелляционной коллегии ВС РФ от 21.05.2016 № АПЛ15-206, осуществление технологического присоединения без учета имущества общего пользования некоммерческого объединения может привести к значительному увеличению количества объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций и увеличению охранных зон объектов электросетевого хозяйства, ограничит использования имущества, расположенного в пределах охранных зон.

В письме ПАО «Россети Кубань» ФИО3 также указано о том, что в заявке отсутствует перечень и мощность ЭПУ, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики (т. 1 л.д. 89-93)

ФИО3 обратилась в УФАС по Краснодарскому краю с обращением на действия ПАО «Россети Кубань».

УФАС по Краснодарскому краю посчитало, что в действиях ПАО «Россети Кубань» имеются нарушения п. 105 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (ред. от 14.03.2022) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее – Правила № 861).

В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом УФАС по Краснодарскому краю в отношении ПАО «Россети Кубань»  составлен протокол от 15.07.2021 по делу № 023/04/9.21-2969/2021 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением от 29.07.2021 № 023/04/9.21-2969/2021 ПАО «Россети Кубань»  привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 600 000 руб.

Представлением от 29.07.2021 обществу предписано принять меры и устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения и о принятых мерах сообщить в письменной форме.

В силу ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

ПАО «Россети Кубань» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуг по передачи электрической энергии.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Согласно п. 105 Правил №861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или едином портале (в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием единого портала) в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

в отношении заявителей, указанных в пунктах 13(2) - 13(5) настоящих Правил, - проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности), выработанной на объектах микрогенерации, на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, в чьей зоне деятельности находятся соответствующие объекты;

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Согласно письму общества в заявке ФИО3 отсутствует перечень и мощность ЭПУ, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики (т. 1 л.д. 89-93).

Вместе с тем, из содержания представленной в материалы дела заявки следует перечень и мощность ЭПУ, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики (т. 1 л.д. 45).

Судом первой инстанции правомерно установлено, что заявка
ФИО3
на технологическое присоединение объекта поступила 29.04.2021. Сетевая организация должна зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя (в случае отсутствия у заявителя личного кабинета), а также разместить в личном кабинете потребителя документы, предусмотренные п. 105 Правил № 861 не позднее 21.05.2021 (10 рабочих дней со дня поступления заявки с учетом выходных и праздничных дней).

Апелляционный суд отмечает, что размещенный ПАО «Россети Кубань» ответ (т. 1 л.д. 89-93) не может расцениваться в качестве надлежаще оформленного ответа на заявление потребителя ввиду не соответствия его формальным требованиям, предъявляемым к оформлению документов – отсутствует номер, дата, уполномоченное лицо, его подпись.

В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что заявка поступила посредством почтовой связи с письмом от 23.04.2021, подписанным председателем СНТ «Чаевод» ФИО4, который не уполномочен на это.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что ФИО4 с 01.02.2017 являлся председателем правления, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица. На момент обращения ФИО3 в СНТ председателем СНТ «Чаевод» являлся ФИО4, которым и были подписаны на тот момент все сопроводительные документы к заявке.

Кроме того, в ответе ПАО «Россети Кубань» отсутствует указание на несоблюдение СНТ «Чаевод» порядка подачи рассматриваемой заявки.

Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: заявкой, ответом, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.

Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом совершения административного правонарушения - 22.05.2021 (следующая дата, за которой общество должно было разместить в личном кабинете потребителя документы).

Как установлено УФАС по Краснодарскому краю, ранее ПАО «Россети Кубань» было привлечено к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2020 по делу № А32-2223/2020, штраф оплачен 16.12.2020), за повторное совершение административного правонарушения ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Назначенное административным органом административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.

Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ПАО «Россети Кубань» административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.

С учетом доказанности состава вмененного обществу административного правонарушения и об отсутствии обстоятельств, исключающих применение административной ответственности, представление УФАС по Краснодарскому краю от 29.07.2021 является законными, не нарушает права общества.

Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2022 по делу
№ А32-40383/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции/

Председательствующий                                                           О.Ю. Ефимова

Судьи                                                                                             И.Н. Глазунова

С.В. Пименов