ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-52295/2021
31 мая 2022 года 15АП-7464/2022
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от ГКУ КК «ТЦМП ЧС»: ФИО1 по доверенности от 01.03.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
государственного казенного учреждения Краснодарского края «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.03.2022 по делу № А32-52295/2021
по заявлению государственного казенного учреждения Краснодарского края «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
об оспаривании ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Краснодарского края «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – ГКУ КК «ТЦМП ЧС», учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее – департамент) об отмене представления от 27.08.2021 № 21-021 в части пунктов 1, 2.
Решением суда первой инстанции от 18.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для признания незаконными и отмене пунктов 1, 2 представления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГКУ КК «ТЦМП ЧС» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на то, что все расчеты с работником производятся до ухода работника в отпуск, так как по его истечении стороны уже не будут связаны обязательствами, что также происходит с трудовой книжкой, документами, которые работодатель обязан предоставить работнику, они выдаются работнику перед уходом в отпуск, т.е. в последний день работы. Фактически трудовые отношения с работником прекращаются с момента начала отпуска. На момент назначения премии ФИО2 правовых оснований для уменьшения размера премирования не было. Оснований для расчета заработной платы без учета премии по результатам работы в августе 2020 года и последующего ее удержания не имелось. По итогам работы учреждения за 9 месяцев и за 2020 год все установленные плановые показатели исполнения мероприятий государственной программы выполнены в полном объеме. Фактически контролирующий орган указал на нецелевое использование бюджетных средств в связи с нарушением п. 4.5 Положения об оплате труда ГКУ КК "ТЦМП ЧС" от 12.05.2015 № 13. Получение и расходование денежных средств было осуществлено на цели расходов по оплате труда и страховых взносов, а не на иные цели. Согласно определению Верховного Суда РФ от 07.12.2020
№ 307-ЭС20-19576 по делу № А44-9043/2019, если машина находится на обособленной территории, имеющей контрольно-пропускной пункт, то фактически между сторонами складываются отношения не по оказанию услуг автостоянки, а по хранению, следовательно, владелец паркинга несет ответственность за сохранность помещенных на стоянку транспортных средств. Учитывая нормы материального права, а также указанную судебную практику, ГКУ КК «ТЦМП ЧС» соблюдены все требования по обеспечению сохранности служебных автомобилей,поскольку между ИП ФИО3 и ГКУ КК "ТЦМП ЧС" фактически сложились отношения по хранению автотранспортных средств, что подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
В отзыве на апелляционную жалобу департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
От департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края поступило ходатайство об участии в судебном онлайн-заседании. Указанное ходатайство отклонено судом ввиду отсутствия технической возможности его удовлетворения в связи с поздним направлением ходатайства департаментом.
В судебном заседании представитель ГКУ КК «ТЦМП ЧС» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в соответствии с приказом от 18.05.2021 № 54 «О назначении плановой выездной проверки ГКУ КК «ТЦМП ЧС», на основании пункта 16.3 плана контрольных мероприятий департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на 2021 год, в период с 24.05.2021 по 11.06.2021 в отношении ГКУ КК «ТЦМП ЧС» проведена выездная плановая проверка осуществления расходов краевого бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», в том числе расходов на обеспечение выполнения функций и их отражения в бюджетном учете и отчетности. Период проверки: с 01.01.2019 по истекший период 2021 года.
Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в ходе проверки выявлено следующее:
1) в нарушение статьи 38, пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пункта 4.5. Положения об оплате труда работников ГКУ КК «ТЦМП ЧС» утвержденного приказом ГКУ КК «ТЦМП ЧС» от 12.05.2015 № 13, допущено нецелевое расходование средств краевого бюджета выделенных на оплату труда, в части выплаты ежемесячной премии ФИО2 в августе 2020 года в размере - 8 678,91 руб.;
2) в нарушение пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ, пункта 15 Приложения 13 Закона Краснодарского края от 21.12.2018 № 3939-КЗ «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», пункта 14 Приложения 13 к Закону Краснодарского края от 23.12.2019 № 4200 - КЗ «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», пункта 14 Приложения 11 Закона Краснодарского края от 23.12.2020 № 4380-КЗ «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» учреждением не обеспечена результативность и целевой характер использования средств краевого бюджета. Нецелевое расходование средств краевого бюджета допущено в результате их направления на оплату денежных обязательств не соответствующих частично расходам, предусмотренных бюджетными сметами, а именно за оказание услуг круглосуточной (в том числе в выходные и праздничные дни) стоянки автотранспортных средств, не обеспечивающих сохранность имущества (автотранспортных средств), закрепленного за учреждением, на праве оперативного управления в сумме - 202 000,00 руб.;
3) в нарушение пункта 1 статьи 72 БК РФ, части 1 статьи 16, части 1 статьи 18 Федерального закона от 05.04,2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Приказа министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края от 30,05.2016 № 100 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края и подведомственных ему государственных казенных учреждений» (далее - Приказ № 100), учреждением 02.04.2019 в план-график закупок (версия 3) на 2019 год включена начальная (максимальная) цена контракта в отношении объекта закупки «приёмники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с жидкокристаллическим экраном, плазменной панелью» в сумме 158 265,90 рублей, в отношении которой обоснование закупки не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
4) в нарушение пункта 1 статьи 72 БК РФ, части 1 статьи 18 Закона о контрактной системе №' 44-ФЗ, пункта 2, 3 таблицы № 23 приложения № 4 к Приказу о нормативных затратах № 100 учреждением 29.12.2020 заключен государственный контракт № 40 на оказание услуг круглосуточной (в том числе в выходные и праздничные дни) стоянки автотранспортных средств учреждения на сумму 14 400,00 руб., при утвержденных нормативных затратах на оказание услуг охраняемой стоянки транспортных средств, что свидетельствует о несоблюдении порядка обоснования объекта закупки;
5) в нарушение пункта 1 статьи 72 БК РФ, части 1 статьи 18 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, пункта 2, 3 таблицы № 23 приложения № 4 к Приказу № 100 учреждением 18.02.2021 заключен государственный контракт № 3 на оказание услуг круглосуточной (в том числе в выходные и праздничные дни) стоянки автотранспортных средств учреждения на сумму 100 000 руб., при утвержденных нормативных затратах на оказание услуг охраняемой стоянки транспортных средств, что свидетельствует о несоблюдении порядка обоснования объекта закупки;
6) в нарушение пункта 1 статьи 72 БК РФ, подпункта 1 части 1 статьи 94, части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, пункта 7.2 раздела 7 государственного контракта от 09.12.2019 № 29, пп. «з» подп. 1.6.6, пп. «а», «е» пункта 3 Положения о контрактном управляющем ГКУ КК «ТЦМП ЧС», утвержденного приказом ГКУ КК «ТЦМП ЧС» от 24.08.2020 № 34 не соблюдены сроки приемки выполненных работ за январь, март 2021 года, а также не составлены документы о приемке выполненной работы (ее результатов) и мотивированный отказ от приемки результата выполненных работ в письменной форме не направлен по государственному контракту от 09.12.2019 № 29 за февраль, апрель 2021 года, на общую сумму 640 836 руб.;
7) в нарушение пункта 1 статьи 72 БК РФ, пункта 1 части 1, части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе, пунктов 1,1, 4.1.1, 7.2 государственного контракта № 5 от 29.03.2021 учреждением осуществлена приемка товара несоответствующего условиям государственного контракта от 20.03.2021 № 5 по характеристике «габаритный размер абонентского терминала» на сумму 10 800 руб.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 29.06.2021 (т. 1 л.д. 27-70).
По результатам проверки департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края вынесено представление от 27.08.2021 № 21-021, в котором содержится требование к ГКУ КК «ТЦМП ЧС»:
1) В срок не позднее 02.11.2021 устранить нарушения, указанные в пунктах 1-2 настоящего представления, принять меры по устранению их причин и условий.
Устранить нарушения путем возврата в доход краевого бюджета предоставленные средства в сумме - 210 678,91 рублей, в том числе:
- по нарушению, указанному в пункте 1 представления -8 678,91 руб.;
- по нарушению, указанному в пункте 2 представления 202 000,00 руб.
2) В срок не позднее 02.11.2021 принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 3-7 настоящего представления.
Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в департамент финансово - бюджетного надзора Краснодарского края не позднее 03.11.2021.
Считая незаконным представление, ГКУ КК «ТЦМП ЧС» оспорило его в судебном порядке.
Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации одними из принципов бюджетной системы, являются принцип эффективности использования бюджетных средств, а также принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).
Согласно материалам дела, ФИО2 согласно расчетному листку за август 2020 года, карточке-справке за 2020 год начислена ежемесячная премия за август 2020 в размере 13 331,66 руб., то есть в размере 150% от должностного оклада за фактически отработанное время.
Вместе с тем, 25.08.2020 ФИО2 был объявлен выговор.
Согласно п. 4.5. Положения об оплате труда работников ГКУ КК «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утвержденным приказом ГКУ КК «ТЦМП ЧС» от 12.05.2015 № 13 с изменениями и дополнениями, ежемесячная премия начисляется в меньшем размере, в том числе, в случае привлечения к дисциплинарной ответственности в месяце, за который осуществляется премирование, при наложении дисциплинарного взыскания - выговор - уменьшение премии за этот месяц на 50%.
Срок выплаты ежемесячной премии (до 25.08.2020) установлен приказом от 19.08.2020 № 89-л.
Согласно заявлению от 17.08.2020 и на основании приказа ГКУ КК «ТЦМП ЧС» от 19.08.2020 № 89-л ФИО2 с 26.08.2020 по 08.09.2020 предоставлен отпуск с последующим увольнением.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, в связи с дисциплинарным взысканием, размер ежемесячной премии должен был составлять 6 665,82 рублей, который следует из следующего расчета:
8 887,76 руб. (10 979,00 руб. (оклад) /21 день (количество рабочих дней в августе 2020)) х 17 дней (дни фактически отработанные ФИО2 в августе 2020);
8 887,76 руб. х 150% = 13 331,66 руб. (ежемесячная премия 150 % должностного оклада от фактически отработанного времени);
13 331,66 рублей - 50% (п. 4.5. Положения об оплате труда – наличие дисциплинарного взыскания) = 6 665,82 руб. (в том числе НДФЛ - 867 рублей).
Доводы учреждения о том, что расчеты с работником производятся до ухода работника в отпуск, так как по его истечении стороны уже не будут связаны обязательствами, фактически трудовые отношения с работником прекращаются с момента начала отпуска, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Согласно пункту 6.7. Положения об оплате труда премия начисляется после завершения периода, с которым она связана. Из указанного следует, что премия работнику может быть выплачена в иные сроки, следовательно, доводы учреждения о том, что фактически трудовые отношения с работником прекращаются с момента начала отпуска, являются необоснованными.
Из п. 2 оспариваемого представления следует, что учреждением допущено нецелевое расходование средств краевого бюджета в результате их направления на оплату денежных обязательств не соответствующих частично расходам, а именно за оказание услуг круглосуточной стоянки автотранспортных средств, не обеспечивающих сохранность имущества (автотранспортных средств), закрепленного за учреждением.
В апелляционной жалобе ГКУ КК «ТЦМП ЧС» ссылается на то, что предоставляемые услуги включают в себя, в том числе: сохранность транспортного средства; исполнитель несет ответственность за вред, причиненный транспортному средству, клиенту или иному посетителю на территории паркинга; исполнитель несет ответственность за сохранность вещей, оставленных в транспортном средстве, что свидетельствует об обеспечении сохранности служебных автомобилей.
Однако, как следует из представленных государственных контрактов и правил пользования паркингом на 2019, 2020, 2021 годы, исполнитель не несет ответственность за сохранность транспортного средства, за вред, причиненный транспортному средству, клиенту или иному посетителю на территории Паркинг, а также за сохранность вещей, оставленных в транспортном средстве (т. 1 л.д. 95-145). Указанные условия контрактов указывают на необеспечение сохранности имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления. Из указанного следует, что учреждением не обеспечено целевое расходование средств краевого бюджета.
Иные доводы учреждения о том, что между ИП ФИО3 и ГКУ КК "ТЦМП ЧС" фактически сложились отношения по хранению автотранспортных средств, отклоняются апелляционной коллегией, поскольку не свидетельствуют о целевом использовании денежных средств.
Ссылки ГКУ КК "ТЦМП ЧС" на исполнение плановых показателей мероприятий государственной программы в полном объеме, опровергаются вышеизложенными нарушениями. Кроме того, согласно представленной департаментом информации, учреждение по факту допущенных нарушений учреждение привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ постановлениями департамента от 21.07.2021 № 20-021/ЮЛ/1, от 21.07.2021 № 21-021/ЮЛ/2, от 21.07.2021 № 21-021/ЮЛ/3, от 21.07.2021 №21-021/ЮЛ/4, что не может свидетельствовать о безусловном целевом расходовании средств краевого бюджета.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований ГКУ КК "ТЦМП ЧС" о признании незаконными п.п. 1, 2 представления от 27.08.2021
№ 21-021 ввиду отсутствия признаков, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения и действия (бездействие) органов незаконными.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2022 по делу
№ А32-52295/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий О.Ю. Ефимова
Судьи И.Н. Глазунова
С.В. Пименов