ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-2580/2020
17 июня 2020 года 15АП-7788/2020
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Фахрединова Т.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чекуновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Курганинский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2020
по делу № А32-2580/2020 (судья Левченко О.С.)
по иску департамента имущественных отношений Краснодарского края
к администрации муниципального образования Курганинский район
о приведении участка в первоначальное состояние,
при участии:
от истца: посредством онлайн– представители Гончарова Я.В. по доверенности № 52-8261/20-43-17 от 02.03.2020, Сергеева В.С. по доверенности № 52-52068/19-43-17 от 25.12.2019,
от ответчика: представитель Фролов Е.Ю. по доверенности № 40 от 30.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - истец) обратился в суд с иском о возложении на администрацию муниципального образования Курганинский район (далее - ответчик) обязанности по приведению в состояние, пригодное для использования, земельного участка с кадастровым номером 23:16:0601182:162, площадью 8000 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Курганинский район, г. Курганинск, ул. Северная, 16, путем сбора и транспортирования промышленных, бытовых и строительных отходов.
Исковые требования мотивированы невозможностью использования спорного земельного участка ввиду нахождения на нем промышленных, бытовых и строительных отходов, размещенных ответчиком.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при принятии решения о формировании и при передаче спорного земельного участка с кадастровым номером 23:16:0601182:162 в собственность Краснодарского края, принимающая сторона была осведомлена о его характеристиках и состоянии. После передачи в собственность Краснодарского края спорного земельного участка вывоз ТБО был прекращен. Истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора. Нормы ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не действовали на дату приема-передачи спорного земельного участка. Более того, первоначальное и текущее состояние земельного участка совпадают.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представители истца в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:16:0601182:162, площадью 8000 кв. м., категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования - для размещения свалки бытовых отходов 04.12.2015 (л.д. 23) зарегистрировано право собственности муниципального образования Курганинский район.
На основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.01.2016 № 6-р по акту приема-передачи от 26.01.2016 (л.д.54) земельный участок с кадастровым номером 23:16:0601182:162 передан из муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края в целях реализации краевой схемы межмуниципального расположения объектов размещения твердых коммунальных отходов.
02.03.2016 на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Краснодарского края.
В ходе обследования ГКУ КК «Кубаньземконтроль» спорного земельного участка установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:16:0601182:162 расположена часть полигона ТБО, основной массив которого расположен на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:16:0601182:166, принадлежащего на праве собственности МО Курганинский район, что зафиксировано в акте от 26.09.2019 № 226.
Указанный акт составлен в присутствии представителя управления имущественных отношений МО Курганинский район Колосовой Ю.Н., что подтверждается ее собственноручной подписью. Акт не содержит записи о несогласии с указанными в нем сведениями.
Актом обследования от 24.10.2018 № 283 (л.д. 8) зафиксировано, что спорный земельный участок не используется, на нем расположена свалка бытовых отходов, которые вывезены на участок в предыдущие годы.
В настоящее время спорный земельный участок также не используется, что подтверждено актом обследования от 19.12.2019 № 309.
Истец, ссылаясь на невозможность использования спорного земельного участка ввиду нахождения на нем промышленных, бытовых и строительных отходов, размещенных ответчиком, обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и установил фактические обстоятельства спора с учетом положений статей 60, 62 Земельного кодекса Российской Федерации, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзаца 2 пункта 29, 45, 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности в данном случае заявленных департаментом требований по приведению в состояние, пригодное для использования, земельного участка с кадастровым номером 23:16:0601182:162 путем сбора и транспортирования промышленных, бытовых и строительных отходов и как следствие их удовлетворили в полном объеме.
Органом, уполномоченным выступать от имени Краснодарского края, является департамент имущественных отношений.
В данном случае, как правильно указал суд первой инстанции, полномочия Краснодарского края как собственника подтверждены выпиской из ЕГРН.
Факт размещения на земельном участке с кадастровым номером 23:16:0601182:162 части полигона ТБО, отходы вывезены на участок в предыдущие годы, принадлежащего на праве собственности МО Курганинский район, не опровергнут в процессе рассмотрения настоящего дела ответчиком.
При таких обстоятельствах апелляционный суд повторно приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Так, проверяя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не может с ними согласиться на следующих основаниях.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Таким образом, бремя возмещение вреда возложено на лицо, причинившее вред.
Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 4 статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах потребления и производства»).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
Согласно пункту 35 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 прекращение прав лица, деятельность которого привела к необходимости рекультивации или консервации земель, на земельный участок, в том числе в связи с отказом такого лица от прав на земельный участок, не освобождает его от обязанности выполнить мероприятия по рекультивации или консервации земель.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения и муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14, пункт 14 части 1 статьи 15).
В соответствии с п, 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросу местного значения муниципального района. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 этого же Закона к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах потребления и производства» определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (статья 1 абзац 9).
На основании части 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах потребления и производства» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу норм части 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах потребления и производства» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, (часть 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах потребления и производства»)
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах потребления и производства»).
В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренных статьей 14 названного Закона.
Пунктом 7.8 Межгосулапственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Пунктом 7.18 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», «производитель отходов»: любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которые производят отходы, или, если эти лица неизвестны, лицо, которое владеет данными отходами или на чьей территории они расположены.
В нарушение вышеуказанных норм Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах потребления и производства» и Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией муниципального образования Курганинский район после длительного использования спорного земельного участка в качестве не внесенного в государственный реестр объекта размещения отходов не принято мер к организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов.
На земельном участке с кадастровым номером 23:16:0601182:162 расположена часть полигона ТБО, основной массив которого расположен на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:16:0601182:166, принадлежащего на праве собственности МО Курганинский район. Отходы вывезены на участок в предыдущие годы. Указанные обстоятельства зафиксированы в акте в отсутствие каких-либо возражений представителя управления имущественных отношений МО Курганинский район, подписавшего акт без замечаний.
Таким образом, на администрацию возлагается обязанность по приведению в состояние, пригодное для использования, спорного земельного участка путем сбора и транспортировки ТБО.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора, подлежит отклонению.
Поскольку предметом иска по настоящему делу составляет негаторное требование, не являющееся денежным. Федеральным законом обязательность соблюдения досудебного порядка урегулирования спора по такому требованию не предусмотрена.
Ответчик о применении срока исковой давности в суде первой инстанции не заявил.
Иные доводы ответчика, приведенные в обоснование своей позиции по апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам спорного правоотношения и основаны на неверном понимании ответчиком вышеприведенных норм действующего законодательства.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2020 по делу
№ А32-2580/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий И.Н. Глазунова
Судьи Р.Р. Илюшин
Т.Р. Фахретдинов