ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-44722/2020
18 июня 2021 года 15АП-8527/2021
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2021 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ереминой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от заявителя: представитель ФИО1, доверенность от 10.02.2020, паспорт;
от Министерства обороны Российской Федерации: представитель ФИО2, доверенность от 17.11.2020, паспорт; представитель Роев А.А., доверенность от 23.11.2020, паспорт;
от Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации: представитель ФИО3, доверенность от 11.01.2021, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 30.03.2021 по делу № А53-44722/2020
по заявлению Местной религиозной организации - «Кладбищенская церковь ФИО5» Святой Армянской апостольской православной церкви
к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Местная религиозная организация - «Кладбищенская церковь ФИО5» Святой Армянской апостольской православной церкви (далее - религиозная организация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение), Министерству обороны Российской Федерации (далее - министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении мероприятий по высвобождению и передаче в собственность Местной религиозной организации - «Кладбищенская церковь ФИО5» Святой Армянской апостольской православной церкви зданий Армянской богадельни, Дома священника и Служебной постройки, расположенных по адресу: <...>, входящих в комплекс застройки церкви Сурб-Карапет на территории Армянского кладбища, как несоответствующего нормам Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
Решением от 30.03.2021 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непроведении мероприятий по высвобождению и передаче в собственность Местной религиозной организации - «Кладбищенская церковь ФИО5» Святой Армянской апостольской православной церкви зданий Армянской богадельни, Дома священника и Служебной постройки, расположенных по адресу: <...>, входящих в комплекс застройки церкви Сурб-Карапет на территории Армянского кладбища, как несоответствующее нормам Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Суд обязал Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда провести мероприятия по высвобождению, прекращению права оперативного управления и передаче в собственность Местной религиозной организации - «Кладбищенская церковь ФИО5» Святой Армянской апостольской православной церкви зданий Армянской богадельни площадью 1199,2 кв. м с кадастровым номером 61:44:0031512:34, Дома священника площадью 198,4 кв. м с кадастровым номером 61:440031512:37, Служебной постройки площадью 189,5 кв. м с кадастровым номером 61:44:0031512:42, расположенных по адресу: <...>. С Министерства обороны Российской Федерации в пользу Местной религиозной организации - «Кладбищенская церковь ФИО5» Святой Армянской апостольской православной церкви взыскано 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. С Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Местной религиозной организации - «Кладбищенская церковь ФИО5» Святой Армянской апостольской православной церкви взыскано 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 30.03.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает, что, признавая бездействие учреждения и Минобороны России, суд ссылается на имеющуюся переписку между заявителем и собственником испрашиваемого имущества, полагая, что данные письма, которые содержат информацию о возможности передать объекты недвижимою имущества в случае передислокации войсковой части, являются ничем иным как решением собственника, однако с указанным выводом суда нельзя согласиться, так как это не согласуется с порядком установленным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» поскольку полномочия по управлению федеральным имуществом, находящемся в ведении Министерства обороны РФ и подведомственным ему воинских частях и организациях, предоставлены только Министерству обороны РФ. Передача религиозным организациям объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации религиозного назначения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30.11.2010
№ 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее - Закон). Согласно п.п. «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 № 324 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление отдельных полномочий в целях реализации Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти. уполномоченным на принятие решения о передаче религиозным организациям федерального имущества религиозного назначения, а также имущества подведомственным Министерству обороны РФ организаций. Таким образом, основанием для передачи имущества религиозного назначения является решение собственника объекта недвижимого имущества. Такое решение принимается в форме распорядительного акта, а именно в форме приказа директора Департамента военного имущества Минобороны России. Признание незаконным бездействия лица, не наделенного полномочиями по высвобождению и передаче имущества в собственность религиозной организации и обязание судом провести такие мероприятия свидетельствует о незаконности принятого судебного акта, поскольку возложение на учреждение таких обязательств не соответствует закону. Таким образом, в данном деле учреждение является ненадлежащим заинтересованным лицом.
Министерство также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 30.03.2021 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает, что Министерством обороны Российской Федераций на запрос религиозной организации от 03.08.2020 направлен ответ от 22.09.2020 № 141/УГ-54013/3463, согласно которому передача испрашиваемых объектов недвижимого имущества в собственность Местной религиозной организации «Кладбищенская церковь ФИО5» Святой Армянской апостольской православной церкви возможно рассмотреть после передислокации в/ч 25688. Департамент готов вернуться к рассмотрению данного вопроса при поступлении положительного решения заинтересованных органов военного управления. Указанное письмо является дополнительным документом, приложено к апелляционной жалобе и не раскрывалось перед судом первой инстанции. Таким образом, обращение религиозной организации было рассмотрено Министерством и направлен ответ, соответственно, признаки бездействия отсутствуют. Только Министерство обороны Российской Федерации вправе определять, какие объекты военного имущества подлежат использованию, а какие нет, а земельный участок является изъятым из оборота.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании доводы своей жалобы поддержал, заявил ходатайство о приобщении дополнительного доказательства (копия письма от 22.09.2020 № 141/УГ-54013/3463 с реестром об отправке).
Представитель Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании доводы своей жалобы поддержал.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзывах.
Ходатайство Министерства обороны Российской Федерации о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства (копия письма от 22.09.2020 № 141/УГ-54013/3463) отклоняется апелляционным судом, поскольку не было раскрыто перед судом первой инстанции, адресовано иному лицу (ФИО6, а не религиозной организации) и уважительность его непредставления не приведена и не доказана. Кроме того, данное письмо никаким образом не влияет на правомерность выводов суда по обжалуемому судебному акту.
По тем же причинам у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для приобщения к материалам дела дополнительных документов (переписки учреждения по вопросу передислокации), приложенных ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, начиная с мая 2009 года Местная религиозная организация «Кладбищенская церковь ФИО5» Святой Армянской апостольской православной церкви» неоднократно обращалась с заявлениями о передаче в собственность объектов недвижимого религиозного назначения, находящегося в государственной, исторически являющихся зданиями армянской религиозной общины, расположенных по адресу: <...>, являющихся объектами культурного наследия - комплекс застройки церкви Сурб-Карапет на территории Армянского кладбища (далее вместе - объекты):
- здание Армянской богадельни - нежилое здание литер «А» 1870 г.п., площадью 1199,2 кв. м с кадастровым номером 61:44:0031512:34 (объект культурного наследия регионального значения - постановление Главы (Губернатора) Администрации Ростовской области от 09.10.1998 N 411);
- дом священника - нежилое здание литер «Б» 1880 г.п., площадью 198,4 кв. м с кадастровым номером 61:44:0031512:37 (выявленный объект культурного наследия - приказ ГУ «Областная инспекция по охране и эксплуатации памятников истории и культуры» N 191 от 29.12.2004);
- служебная постройка - нежилое здание литер «В» 1880 г.п., площадью 189,5 кв. м с кадастровым номером 61:44:0031512:42 (выявленный объект культурного наследия - приказ ГУ «Областная инспекция по охране и эксплуатации памятников истории и культуры» N 191 от 29.12.2004).
В рамках вступивших в законную сиу дел N А53-19232/2009 и
N А40-84369/2010, прошедших проверку в судах кассационных инстанций, судами дана оценка бездействию Росимущества по передаче указанного имущества религиозного назначения дореволюционной постройки в собственность религиозной организации.
Судами признано незаконным бездействие Росимущества, выразившееся в нерассмотрении заявления религиозной организации от 27.05.2009 о передаче в собственность находящихся на балансе Ростовской-на-Дону КЭЧ района здания богадельни, дома священника и служебной постройки подворья церкви. В принятых по данному делу судебных актах указано на несоответствие бездействия Росимущества требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 N 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения». Также признано незаконным бездействия Росимущества, выразившееся в уклонении от передачи повторного заявления религиозной организации от 11.02.2010 на рассмотрение в Правительство РФ, как не соответствующее Постановлению Правительства РФ N 490 от 30.06.2001.
В связи принятием Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее - Закон) изменен порядок (процедура) передачи зданий религиозного назначения, находящегося в ведении Минобороны РФ, в связи с чем Росимуществом необходимые действия совершены не были.
09.06.2012 религиозной организацией были направлены в Министерство обороны Российской Федерации заявление и документы по перечню, установленному Постановлением Правительства РФ от 26.04.2011 N 325, в том числе нотариальные копии устава МРО «Армянская Апостольская кладбищенская Церковь Сурб Карапет» и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, согласие Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви Патриаршего Экзарха в России Епископа Ерзаса на передачу имущества религиозного назначения МРО «Армянская Апостольская Кладбищенская Церковь «Сурб-Карапет», нотариальные копии Устава Новонахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; архивная справка N 23-35.2.1/892 от 22.12.2012, справки N 01-16а/84-Н, 01-16а/85-Н, 01-16а/86-Н от 19.01.2012 об отнесении имущества к объектам культурного наследия, проекты охранных обязательств на дом священника, служебную постройку и на здание богадельни, согласованные с Министерством культуры Ростовской области и Главой Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви Патриаршего Экзарха в России Епископа Ерзаса, квитанция об отправке копии заявления в адрес ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
По итогам рассмотрения указанного заявления министерство письмом
N 141/32632 от 03.10.2012 сообщило о решении передать объекты в собственность религиозной организации после передислокации воинской части.
Письмом от 23.05.2013 N 141/3/7-7304 учреждение в целях проведения мероприятий по передаче объектов религиозной организации запросило у Южного военного округа информацию о необходимости в использовании Объектов.
Письмом N 141/25111 от 28.08.2014 министерство сообщило религиозной организации об организации работ по передислокации подразделений топографической службы Южного военного округа, занимающих указанные объекты недвижимого имущества, и направлении командующему войсками Южного военного округа соответствующих поручений.
Письмом от 22.04.2015 N 3/1095 Южный военный округ сообщил учреждению об использовании объектов для размещения в/ч 52248 и запланированной передислокации воинской части и освобождении фондов в конце 2016 года.
В дальнейшем министерство и иные государственные органы неоднократно сообщали религиозной организации о проведении мероприятий по вопросу включения объектов в План передачи объектов религиозным организациям, организации работ по передислокации подразделения топографической службы Южного военного округа и подготовке распорядительного акта о передаче в собственность МРО «Кладбищенская церковь ФИО5» Святой Армянской апостольской православной церкви испрашиваемых объектов недвижимого имущества (письма N 141/16428 от 02.06.2016, N 141/19090 от 27.06.2016, N 141/13934 от 02.03.2017).
Письмом N 141/6843 от 09.03.2017 министерство поручило учреждению проработать вопрос размещения топографической службы ЮВО.
03.08.2020 религиозной организацией в адрес министерства и учреждения были направлены запросы о предоставлении актуальной информации об утверждении Плана передачи религиозной организации МРО «Кладбищенская церковь ФИО5» Святой Армянской апостольской православной церкви Зданий Армянской богадельни. Дома священника и Служебной постройки, расположенных по адресу: <...>, мероприятиях, проведенных в рамках реализации данного Плана, а также о планируемых сроках передислокации воинской части, прекращения права оперативного управления ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России и завершения процедуры передачи указанного имущества религиозного назначения.
В письме ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» от 14.08.2020 N 141/3/11-9759 указано, что сведениями о формировании плана передачи учреждение не располагает, решение Минобороны о прекращении вещных прав учреждения на спорное имущество и передаче объектов недвижимости в собственность религиозной организации в адрес учреждения не поступало.
Ответ Министерства обороны РФ на указанный запрос в адрес религиозной организации не поступил.
В настоящее время объекты недвижимого имущества являются федеральной собственностью, в отношении них в установленном порядке зарегистрировано право федеральной собственности (записи от 26.11.2020 и от 29.11.2010) и право оперативного управления учреждения (записи от 29.08.2011).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0031512:10 площадью 8150 кв. м, расположенного по адресу: <...> (в/г 14), в границах которого располагаются указанные объекты недвижимого имущества, зарегистрировано право собственности Российской Федерации (запись от 10.01.2006) и право постоянного (бессрочного) пользования учреждения (запись от 06.07.2007). На территории указанного земельного участка дислоцируется войсковая часть 25688, все объекты используются в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Спорные объекты исторически являются зданиями армянской религиозной общины и относятся к объекту культурного наследия местного значения - «Комплекс застройки церкви Сурб-Карапет на территории Армянского кладбища» (постановление Главы (Губернатора) Администрации Ростовской области от 09.10.1998 N 411 (п. п. 116, 130, 132 приложения N 2)).
Религиозная организация, ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая незаконным, не соответствующим нормам Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» бездействие министерства и учреждения, выразившееся в не проведении мероприятий по высвобождению и передаче объектов в собственность религиозной организации, нарушающим права и законные интересы организации, указывая на то, что до настоящего времени объекты в собственность религиозной организации не переданы, конкретная информация об использовании объектов, мероприятиях и сроках их высвобождения, прекращения на них права оперативного управления учреждения и передачи объектов в собственность религиозной организации неизвестна и не опубликована, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Позиция министерства и учреждения по спору основана на том, что как спорные строения, так и земельный участок находятся в собственности Российской Федерации, оперативное управление таким имуществом осуществляет ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, имущество используется фактически в целях организации выполнения военной службы, решений о высвобождении недвижимого имущества Министерство обороны РФ в установленном Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1054 не принимало, довод заявителя о несоблюдении сроков выполнения мероприятий по передаче спорного имущества не обоснован, а требование об обязании передать указанное имущество в собственность заявителя незаконно. Передача спорного имущества в собственность религиозной организации невозможна без предоставления воинской части иного недвижимого имущества. В этой связи передача может осуществляться в соответствии с планом, как указано в законе, формируемым по решению Правительства РФ. Вопреки доводам заявителя, какое-либо решение уполномоченным органом принято не было, план передачи спорного имущества Правительством РФ не утвержден. Учреждение без доведения до него соответствующего распорядительного акта Минобороны России не располагает информацией о перспективах передачи объектов.
Отклоняя данные доводы, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Правоотношения, связанные с безвозмездной передачей в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, урегулированы Федеральным законом от 30.11.2010 N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее - Закон N 327-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 327-ФЗ к имуществу религиозного назначения относится недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
Часть 3 статьи 5 Закона N 327-ФЗ закрепляет, что безвозмездная передача религиозным организациям государственного или муниципального имущества, не имеющего религиозного назначения и предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, осуществляется в порядке, установленном данным законом для передачи имущества религиозного назначения, одновременно с передачей религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения либо после его передачи.
Согласно статье 6 Закона N 327-ФЗ заявление религиозной организации представляется в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации. Если на дату подачи заявления религиозной организации соответствующее имущество принадлежит на праве оперативного управления государственному или муниципальному учреждению либо на ином праве третьим лицам, копия заявления религиозной организации направляется ею в адрес указанных лиц.
Статья 7 Закона N 327-ФЗ устанавливает положение, согласно которому в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 Закона.
Срок передачи религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения не может превышать два года со дня принятия решения о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения, а в случае передачи государственного или муниципального имущества религиозного назначения, указанного в частях 4 - 8 статьи 5 Закона не может превышать шесть лет со дня принятия к рассмотрению заявления религиозной организации.
Статьей 5 Закона N 327-ФЗ установлены особенности передачи религиозным организациям отдельных видов государственного или муниципального имущества религиозного назначения и иного связанного с ним имущества. Так, передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, осуществляется уполномоченным органом после прекращения в установленном законодательством Российской Федерации порядке права хозяйственного ведения либо права оперативного управления на указанное имущество. В случае, если передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, невозможна без предоставления указанным предприятиям либо учреждениям обеспечивающих их деятельность служебных и производственных помещений вследствие отсутствия иного принадлежащего указанным предприятиям либо учреждениям недвижимого имущества или его недостаточности для осуществления уставных видов деятельности, а также в случае предварительного предоставления организации культуры равноценных здания, помещения, обеспечивающих уставные виды деятельности указанной организации культуры, взамен здания, помещения, занимаемых организацией культуры и передаваемых религиозной организации, такая передача осуществляется в соответствии с формируемым по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.
План передачи религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, содержит:
1) перечень государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, планируемого для передачи религиозным организациям;
2) наименование государственных или муниципальных унитарных предприятий либо государственных или муниципальных учреждений, которым принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления недвижимое имущество религиозного назначения, планируемое для передачи религиозным организациям;
3) наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, в ведении которых находятся соответствующие государственные или муниципальные унитарные предприятия либо государственные или муниципальные учреждения;
4) перечень мероприятий по высвобождению имущества, органы, ответственные за их осуществление, а также срок осуществления таких мероприятий;
5) перечень мероприятий по передаче религиозной организации имущества религиозного назначения, органы, ответственные за их осуществление, а также срок осуществления таких мероприятий;
6) сведения об источнике (средства соответствующих бюджетов, внебюджетные источники финансирования) и о размере финансового обеспечения мероприятий по высвобождению имущества, мероприятий по передаче религиозной организации имущества религиозного назначения;
7) иные сведения в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 7 статьи 5 Закона N 327-ФЗ предложение о включении государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения подготавливается уполномоченным органом на основании заявления религиозной организации о передаче имущества религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование в срок не позднее чем в течение одного года со дня принятия такого заявления к рассмотрению, подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится государственное или муниципальное унитарное предприятие либо государственное или муниципальное учреждение, которым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит имущество, подлежащее высвобождению, а также с руководящим органом (центром) религиозной организации, которой передается государственное или муниципальное имущество религиозного назначения. В трехдневный срок со дня завершения выполнения мероприятий по высвобождению имущества, предусмотренных планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, уполномоченный орган принимает решение о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения и направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления на такое имущество с приложением к этому заявлению указанного решения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» полномочия по управлению федеральным имуществом, находящемся в ведении Министерства обороны РФ и подведомственным ему воинских частях и организациях, предоставлены только Министерству обороны РФ.
То есть, указанным Постановлением Министерству обороны РФ делегированы полномочия собственника в отношении Федерального имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, воинскими частями и организациями, подведомственными Министерству обороны РФ.
Согласно п. п. «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 N 324 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление отдельных полномочий в целях реализации Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти. уполномоченным на принятие решения о передаче религиозным организациям федерального имущества религиозного назначения, а также имущества подведомственным Министерству обороны РФ организаций.
Судом установлено, что религиозная организация в 2012 году обратилась в установленном порядке в министерство с заявлением о передаче ей в собственность указанных объектов с приложением необходимых документов.
Письмом N 141/32632 от 03.10.2012 министерство по итогам рассмотрения заявления сообщило о готовности передать объекты в собственность религиозной организации и о спланированной по решению Министра обороны Российской Федерации передислокации воинских частей, которыми используются объекты.
Письмом N 141/25111 от 28.08.2014 министерство информировало религиозную организацию о том, что работы по передислокации подразделений топографической службы Южного военного округа, занимающих объекты, организованы и соответствующие поручения направлены.
23.07.2015 учреждение письмом N 141/3/5-10256 сообщило религиозной организации об использовании объектов войсковой частью 52248 и о планируемом высвобождении объектов в конце 2016 года.
В дальнейшем министерство неоднократно информировало религиозную организацию о проведении мероприятий по передислокации подразделения топографической службы Южного военного округа, включению объектов в План передачи объектов религиозным организациям и последующей подготовке распорядительного акта о передаче объектов в собственность организации (письма Министерства N 141/16428 от 02.06.2016, N 141/19090 от 27.06.2016, N 141/13934 от 02.03.2017).
Письмом N 141/6843 от 09.03.2017 министерство поручило учреждению проработать вопрос размещения топографической службы ЮВО.
Таким образом, по результатам рассмотрения заявления религиозной организации министерством принято решение о передаче объектов в собственность религиозной организации, спланированы мероприятия по передислокации воинских частей, их занимающих, которые не исполняются.
Несмотря на указанные решения и поручения до настоящего времени спорные объекты недвижимого имущества заявителю до настоящего времени не переданы и используются в целях дислокации войсковой части 25688.
Министерство и учреждение неоднократно и в течение длительного периода времени лишь подтверждает религиозной организации решение о передаче объектов в собственность религиозной организации и информирует о проводимых в этих целях мероприятиях.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорные объекты были построены в дореволюционное время именно для обеспечения указанных в законе видов деятельности религиозных организаций.
На основании части 3 статьи 7 закона N 327-ФЗ срок передачи религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения не может превышать шесть лет со дня принятия к рассмотрению заявления религиозной организации.
Длительное бездействие правопредшественника надлежащего органа, а затем министерства и учреждения (с мая 2009 более 10 лет) предопределяет нарушение предусмотренного законом права религиозной организации на получение в собственность объектов религиозного назначения.
Религиозная организация в указанный период неоднократно обращалась за судебной защитой своих прав и интересов в отношении спорных объектов. Иные меры судебной защиты ей исчерпаны.
Поскольку учреждением и министерством в рамках настоящего судебного разбирательства не доказана законность оспариваемого столь длительного бездействия, не доказана уважительность причин такого бездействия, установив, что бездействие, выразившееся в не проведении мероприятий по высвобождению и передаче в собственность религиозной организации зданий Армянской богадельни, Дома священника и Служебной постройки, расположенных по адресу: <...>, входящих в комплекс застройки церкви Сурб-Карапет на территории Армянского кладбища, не соответствует Закону N 327-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований религиозной организации.
Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержать указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В силу положения части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд возлагает на министерство и учреждение обязанность устранить допущенное нарушение: в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда провести мероприятия по высвобождению, прекращению права оперативного управления и передаче в собственность религиозной организации зданий Армянской богадельни площадью 1199,2 кв. м с кадастровым номером 61:44:0031512:34, Дома священника площадью 198,4 кв. м с кадастровым номером 61:440031512:37, Служебной постройки площадью 189,5 кв. м с кадастровым номером 61:44:0031512:42, расположенных по адресу: <...>.
Доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, по существу дублируют доводы, приведенные министерством и учреждением в суде первой инстанции, и фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.03.2021 по делу
№ А53-44722/2020 оставить без изменений, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий М.Г. Величко
Судьи Ю.И. Баранова
О.А. Еремина