ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-9239/20 от 02.09.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

2270/2020-69461(2)

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции 

по проверке законности и обоснованности решений (определений) 

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-5041/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2020 года.  Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2020 года. 

Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В., 

рассмотрев в порядке упрощенного производства

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания  Семченко Ю.В., 

при участии:

от Новороссийской таможни: представитель ФИО1, по доверенности от  17.01.2020, паспорт; 

апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тропик-Юг»  на решение Арбитражного суда Краснодарского края 

от 01.06.2020 по делу № А32-5041/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тропик-Юг»  (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

к Новороссийской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)  о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к 

административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Тропик-Юг» (далее –  заявитель, ООО «Тропик-Юг», общество) обратилось в Арбитражный суд  Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене  постановления Новороссийской таможни (далее – административный орган,  таможня) от 21.01.2020 № 10317000-1080/2019 о привлечении к административной  ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей. 

В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции  единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства. 

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2020 в  удовлетворении заявленных требований заявителю отказано. Решение  мотивировано наличием в действиях общества состава административного  правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об 


административном правонарушении, привлечением в пределах срока,  установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения  малозначительным, а также отсутствием оснований для применения положений ст.  4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Тропик-Юг»  обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной  жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый  судебный акт об изменении постановления таможни в части замены вида  административного наказания на предупреждение, ссылаясь на то, что суд первой  инстанции правовую оценку ходатайству заявителя о переходе на общий порядок  судопроизводства и истребование материалов дела из таможенного органа, не дал. 

Апелляционная жалоб мотивирована тем, что в рассматриваемом деле  возможно применить положения ст. 4.1.1. КоАП РФ и заменить назначенное  таможенным органом наказание в виде штрафа на предупреждение. 

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает  апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

В отзыве на апелляционную жалобу таможня просит решение суда оставить  без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

В целях всестороннего, полного исследования обстоятельств по делу  определением от 27.07.2020 суд апелляционной инстанции назначил судебное  заседание. 

В возражениях на отзыв общество ссылается на то, что безопасность товаров  подтверждена должным образом, а, следовательно, угроза охраняемым  общественным отношениям не возникла и возникнуть не могла, так как товары  были безопасны. 

От Новороссийской таможни поступило ходатайство об участии  представителя в онлайн судебном заседании. 

Суд удовлетворил ходатайство об участии представителя Новороссийской  таможни в онлайн судебном заседании. 

Судебное заседание проводилось с использованием веб-конференции.

От ООО «Тропик-Юг» поступили возражения на отзыв на апелляционную  жалобу. 

В судебном заседании представитель Новороссийской таможни возражал  против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда  оставить без изменения. 

ООО «Тропик-Юг», надлежащим образом извещенное о времени и месте  рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. 

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд  апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены  обжалуемого судебного акта. 

Как следует из материалов дела, 14.10.2016 между компанией «RIFAT  TURGUT ITHALAT IHRACAT» (Турция, продавец) и ООО «Тропик-Юг» (Россия,  покупатель) заключен контракт № 5, согласно которому Продавец обязуется  поставить в адрес Покупателя свежие фрукты, а Покупатель обязуется принять  товар и оплатить его на условиях, указанных в контракте. 


26.09.2018 в Новороссийский таможенный пост (центр электронного  декларирования) Новороссийской участником ВЭД ООО «Тропик-Юг» подана  декларация на товары № 10317120/260918/0001366, согласно которой к  таможенному оформлению в соответствии с таможенной процедурой выпуска для  внутреннего потребления, в том числе, заявлены следующие товары, следующих  наименований: 

товар № 1 «ЛИМОНЫ СВЕЖИЕ СОРТ INTERDONATO, УРОЖАИ 2018  ГОДА, ДЛЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ В ПИЩУ, ДЛЯ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ.  УПАКОВАНЫ В 1350 ПЛАСТИКОВЫХ ЯЩИКОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА 15  ПОДДОНАХ. ВЕС БРУТТО С УЧЕТОМ ВЕСА ПОДДОНОВ 13480 КГ»; 

товар № 2 «МАНДАРИНЫ СВЕЖИЕ, СОРТ MIHOWASE, УРОЖАЙ 2018Г,  ДЛЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ В ПИЩУ, ДЛЯ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ, УПАКОВАНЫ  В 450 ПЛАСТИКОВЫХ ЯЩИКОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА 5 ПОДДОНАХ, ВЕС  БРУТТО С ПОДДОНАМИ 4450 КГ.» 

В качестве разрешительных документов, свидетельствующих о соблюдении  установленных запретов и ограничений в отношении товаров №№ 1, 2 заявленных  по декларации на товары № 10317120/260918/0001366, ООО «Тропик-Юг»  представлены разрешительные документы: 

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС, товары перемещаются через  таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с  соблюдением запретов и ограничений. 

Согласно заключению отдела торговых ограничений и экспортного контроля  Новороссийской таможни за исх. от 04.10.2018 № 26-25/1250, товары «лимоны  свежие» и «мандарины свежие» является пищевой продукцией и на них  распространяется действие технического регламента Таможенного союза № TP ТС  021/2011 «О безопасности пищевых продуктов» и технического регламента  Таможенного союза № TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее 


маркировки». Разрешительные документы - декларации о соответствии № ЕАЭС N  RU Д-ТК.АИ14.В.26402 от 16.10.2017, № ЕАЭС N RU Д-тПО55.В.21040 от  24.11.2017, представленные при таможенном оформлении товаров «лимоны  свежие, урожай 2018» и «мандарины свежие, урожай 2018» по  ДТ № 10317120/260918/0001366, выданные на основании протоколов испытаний   № 105/5039.1.2017 от 10.10.2017, № 105/5857.1.2017 от 24.11.2017,   № 105/5856.1.2017 от 24.11.2017 по результатам лабораторных испытаний на  продукцию, исследованную в 2017 году. Следовательно, лабораторные  исследования в отношении продукции «лимоны свежие» и «мандарины свежие»  урожая 2018 года не проводились. Таким образом, данные разрешительные  документы отнести к продукции урожая 2018 года не представляется возможным. 

На основании вышеизложенного, ОТОиЭК Новороссийской таможни сделан  вывод о том, что запреты и ограничения (в части мер технического регулирования)  по товарам «лимоны свежие, урожай 2018» и «мандарины свежие, урожай 2018»,  заявленным по ДТ № 10317120/260918/0001366, с предоставлением  разрешительных документов деклараций о соответствии № ЕАЭС N RU Д- TR.AH14.B.26402 от 16.10.2017, № ЕАЭС N RU Д-Т^ПО55.В.21040 от 24.11.2017,  не соблюдены. 

Данные товары впоследствии заявлены таможенному органу по  ДТ № 10317120/280919/0001633 с предоставлением новых декларации о  соответствии № ЕАЭС N RU Д-ТКНА22.В.00424/18 от 29.09.2018, № ЕАЭС N RU  Д-TR.HA22.B.00425/18 от 29.09.2018. 

Постановлением от 21.01.2020 № 10317000-1080/2019 ООО «Тропик-Юг»  привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ в виде  штрафа в размере 50 000 рублей. 

Не согласившись с вынесенным постановлением, используя право на  обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд  Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным и отмене. 

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности  арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность  оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий  административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает,  имелись ли законные основания для привлечения к административной  ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к 


ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной  ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. 

В соответствии с ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях заявление декларантом или таможенным  представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений  о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения  или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения  установленных международными договорами государств - членов Евразийского  экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии,  нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной  тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся  предметами административного правонарушения, или без таковой либо  конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных  лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от  пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся  предметами административного правонарушения, или без таковой либо  конфискацию предметов административного правонарушения. 

Объектом административного правонарушения является установленный  порядок совершения таможенных операций с товарами. 

Объективная сторона правонарушения выражается в представлении при  декларировании товаров недействительного документа, который послужил или мог  послужить основанием для несоблюдения установленных международными  договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями  Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами  Российской Федерации, запретов и ограничений. 

Субъектом правонарушения является лицо, представившее при  декларировании товаров недействительный документ с целью подтверждения  соблюдения запретов и ограничений, в данном случае субъектом является  декларант ООО «Тропик-Юг», представивший при декларировании товаров по ДТ   № 10317120/260918/0001366 документы, относящийся к другим товарам, а именно:  декларации о соответствии № ЕАЭС N RU Д-ТК.АИ14.В.26402 от 16.10.2011   № ЕАЭС N RU Д-ТК.ПО55.В.21040 от 24.11.2017, послужившие основанием для  несоблюдения установленных запретов и ограничений. 

Согласно ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию  при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в  соответствии с ТК ЕАЭС. 

В соответствии с ч. 2 ст. 104 ТК ЕАЭС, таможенное декларирование  осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не  установлено настоящим Кодексом. 

С момента регистрации таможенная декларация становится документом,  свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (ч. 8 ст. 111 ТК  ЕАЭС). 

Согласно ст. 84 ТК ЕАЭС декларант вправе:


2) отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под  таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в  соответствии со статьей 17 настоящего Кодекса; 

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством  государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2  настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений,  а также за представление таможенному представителю недействительных  документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные  (ложные) сведения. 

В соответствии со ст. 108 ТК ЕАЭС при подаче таможенной декларации на  товары представляются, в том числе документы, подтверждающие соблюдение  запретов и ограничений. 

Согласно Решению Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 319 «О  техническом регулировании в таможенном союзе», подача таможенной декларации  на продукцию (товары) должна сопровождаться представлением таможенному  органу одного из документов, подтверждающих соблюдение установленных  запретов и ограничений. 

В соответствии со ст. 324 ТК ЕАЭС таможенные органы проверяют  документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с  целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (Или)  правильности их заполнения и (или) оформления. 

Согласно Протоколу о техническом регулировании в рамках Евразийского  экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом 


союзе), под декларацией о соответствии техническим регламентам Союза  понимается документ, которым заявитель удостоверяет соответствие выпускаемой  в обращение продукции требованиям технических регламентов. 

Под выпуском продукции в обращение понимается поставка или ввоз  продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без  складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе  коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе (ст. 2  приложения 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе). 

Исходя из анализа приведенных норм в их совокупности, под ограничением  на ввоз продукции на таможенную территорию ЕАЭС в данном случае понимается  требование соответствия ввозимой продукции установленным техническими  регламентами критериев качества и безопасности. При ввозе такой продукции и  подаче декларации на товар с целью его выпуска в свободное обращение декларант  обязан подтвердить таможенному органу соответствие продукции требованиям  технических регламентов. В противном случае, продукция, не соответствующая  критериям качества и безопасности, либо соответствие которой в установленном  порядке не подтверждено, не может быть разрешена к ввозу на таможенную  территорию ЕАЭС. 

То есть уже в момент ввоза товара на таможенную территорию Евразийского  экономического союза и декларирования таможенному органу ввозимый товар  должен соответствовать требованиям технических регламентов таможенного  союза. При декларировании товара таможенному органу декларант обязан заявить  в 44 графе ДТ разрешительный документ, подтверждающий такое соответствие. 

Примечанием к ст. 16.1 КоАП России предусмотрено, что для целей  применения главы 16 КоАП России под недействительными документами  понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем,  документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к  другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие  юридической силы. 

Деяние, выразившееся в представлении при таможенном декларировании  товаров недействительного документа, послужившего основанием для  несоблюдения установленных международными договорами государств – членов  Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической  комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, запретов и  ограничений, подлежит квалификации по ч. 3 ст. 16.2 КоАП России. 

Таким образом, ООО «Тропик-Юг» при декларировании товаров №№ 1, 2 по  ДТ № 10317120/260918/0001366 представлены недействительные документы - декларации о соответствии № ЕАЭС N RU Д-ТЯ.АИ14.В.26402 от 16.10.2017,   № ЕАЭС N RU Д-ТРО1055.В.21040 от 24.11.2017, выданные на товары, урожая  2017 года, в отношении ввезенных товаров «лимоны свежие, урожая 2018 года и  «мандарины свежие, урожая 2018...», которые послужили основанием для  несоблюдения установленных запретов и ограничений, установленных  международными договорами государств - членов Евразийского экономического  союза, решениями Евразийской экономической комиссии и нормативными  правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с  международными договорами государств - членов Евразийского экономического  союза, что является административным правонарушением, ответственность за  которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП России. 


В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в  совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у  него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых  настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ  формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц  требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась  возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена  административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры  по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2  КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. 

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в  судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»  в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к  ответственности за совершение административного правонарушения, если будет  установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за  нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие  от него меры по их соблюдению. 

Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о  существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида  правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть, соблюсти ту степень  заботливости и осмотрительности, в том числе в части выбора органа  сертификации, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.  При этом, права лица, корреспондирующиеся его обязанностям, в свою очередь  определяют ту степень заботливости и осмотрительности, которая должна быть  проявлена лицом. 

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что в  действиях заявителя имеется состав административного правонарушения,  предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ

Вина ООО «Тропик-Юг» выражается в том, что у общества имелась  возможность для соблюдения требований и норм таможенного законодательства,  но им не были предприняты все необходимые для этого меры. 

Нарушений административного законодательства при производстве по делу  об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не  установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об  административном правонарушении. 

Оспариваемое постановление о привлечении к административной  ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в  совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, 


пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от  административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для  переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется. 

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при малозначительности совершенного  административного правонарушения судья, орган, должностное лицо,  уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут  освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от  административной ответственности и ограничиться устным замечанием. 

Согласно абзацу 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ  от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»  малозначительным административным правонарушением является действие или  бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного  правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли  правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не  представляющее существенного нарушения охраняемых общественных  правоотношений. 

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18  Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при  рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление   № 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам  необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной  угрозы охраняемым общественным отношениям. 

В пункте 18.1 Постановления № 10 указано, что при квалификации  административного правонарушения в качестве малозначительного судам  надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее  неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП  РФ. 

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве  малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из  сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного  правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не  может быть отказано в квалификации административного правонарушения в  качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей  статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение  какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо  последствий. 

В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза  охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо  материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к  исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям  публичного права. 

Допущенные заявителем правонарушения посягают на установленный  нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере 


правового регулирования отношений, связанных с порядком таможенного  оформления и декларирования товаров, а также с учетом фактических  обстоятельств дела, характера совершенного деяния, а также доказательств  пренебрежительного отношения заявителя к исполнению своих публично- правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права. 

Таким образом, суд первой инстанции в пределах своих полномочий,  установленных арбитражным процессуальным законодательством, рассмотрел  вопрос о наличии в действиях общества существенной угрозы охраняемым  общественным отношениям, и пришел к выводу о невозможности применения  положений ст. 2.9 КоАП РФ, правомерно не нашел оснований для признания  правонарушения малозначительным и освобождения общества от  административной ответственности. 

Довод апелляционной жалобы ООО «Тропик-Юг» о том, что имелись  основания для применения ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ, судом апелляционной  инстанции отклоняется по следующим основаниям. 

Частью 1 названной статьи предусмотрено, что являющимся субъектами  малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и  юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное  административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления  государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если  назначение административного наказания в виде предупреждения не  предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона  субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях,  административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене  на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи  3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  настоящей статьи. 

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП Российской Федерации  предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные  правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы  причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного  мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и  культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при  отсутствии имущественного ущерба. 

Частью 3.5 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации также определено, что  административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если  оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или  закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях,  за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии  причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей,  объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам  культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской  Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. 

С учетом приведенных взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4,  части 3.5 статьи 4.1 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации 


административное наказание в виде штрафа может быть заменено на  предупреждение только в том случае, если совершенное субъектом малого или  среднего предпринимательства административное правонарушение не повлекло  обозначенных в этих нормах последствий, в том числе не создало угрозу  причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного  мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и  культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 

Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО «Тропик-Юг»  (ИНН <***>, ОГРН <***>) включено в Единый реестр субъектов  малого и среднего предпринимательства 01.08.2016, отнесено к категории Малое  предприятие, сведения о том, что юридическое лицо является социальным  предприятием в реестре отсутствуют. 

Вместе с тем, наличие у лица статуса субъекта малого предпринимательства,  исходя из положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, не является безусловным  основанием для применения наказания в виде предупреждения, вопрос о снижении  санкций связан с оценкой всей совокупности доказательств по делу. 

Более того, общество не подтвердило надлежащим образом свое тяжелое  финансовое положение. 

В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции не усматривает  каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения  административного правонарушения. 

Допущенное обществом правонарушение, совершено в сфере таможенного  регулирования и государственного регулирования внешнеторговой деятельности,  связано с перемещением через таможенную границу, непредставление при  декларировании действительных документов, подтверждающих качество ввозимой  продукции, создает угрозу жизни и здоровью потребителей такой продукции на  территории РФ. 

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от  15.09.2015 № 1828-О указано, что поскольку административное наказание является  средством государственного реагирования на совершенное административное  правонарушение и как таковое применяется в целях предупреждения совершения  новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и  другими лицами, установленные данным Кодексом размеры административных  штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности  административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим  эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой  административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае  применение административного наказания не будет отвечать предназначению  государственного принуждения в правовом государстве, которое должно  заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих  юридических средств (санкций) для защиты прав и свобод человека и гражданина,  а также иных конституционно признанных ценностей. 

Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 Кодекса об  административных правонарушениях для возможности замены административного  штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения  указанной нормы Кодекса является то обстоятельство, что административное  правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная 


статьей 4.1.1 Кодекса, является исключительной. При этом, при рассмотрении  вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение  должны учитываться совершенные ранее иные административные  правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к  рассматриваемому правонарушению. 

При этом, условий, в соответствии с которыми оценка возможности  применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от  наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной  ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения  последующего правонарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 Кодекса об административных  правонарушениях не предусматривают. 

Данные правовые позиции изложены в пункте 43 подраздела «Практика  применения административного законодательства и положений Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях» раздела  «Судебная коллегия по экономическим спорам» Обзора судебной практики  Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом  Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018), а также в определениях  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации от 05.09.2018 № 302-АД18-6072, 303-АД18-5207, 06.02.2019   № 304-АД18-24749, 11.04.2019 № 305-ЭС19-3432. 

Судом апелляционной инстанции установлено, что в рамках дела   № А32-33399/2019 общество обжаловало постановление таможни от 03.07.2019 о  привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях в виде  административного штрафа в размере 50 000 рублей. Решением суда штраф  заменен на предупреждение, применены положения ст. 4.1.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. Решение не обжаловалось. 

Следовательно, административное правонарушение, рассматриваемое в  настоящем деле, не является впервые совершенным административным  правонарушением. 

При таких обстоятельствах общество уже реализовало возможность замены  штрафа на предупреждение за совершение правонарушения впервые. 

Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в  постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.02.2020   № Ф08-211/2020 по делу № А32-27484/2019. 

Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях является правом суда с учетом  конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью. 

В апелляционной жалобе ООО «Тропик-Юг» указывает, что суд первой  инстанции не рассмотрел ходатайство заявителя о переходе в общий порядок  судопроизводства, судом апелляционной инстанции данный довод не принимается  по следующим основаниям. 

В силу абз. 2 п. 18 Постановления пленума Верховного суда Российской  Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами  положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном  производстве» если по формальным признакам дело относится к категориям дел,  названным в части первой статьи 232.2 ГПК РФ и частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ


то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, о чем  указывается в определении о принятии искового заявления (заявления) к  производству (часть вторая статьи 232.3 ГПК РФ, часть 2 статьи 228 АПК РФ).  Согласие сторон на рассмотрение данного дела в таком порядке не требуется. 

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в порядке упрощенного производства подлежат  рассмотрению дела об оспаривании решений административных органов о  привлечении к административной ответственности, если за совершение  административного правонарушения назначено административное наказание в  виде предупреждения или административного штрафа, размер которого не  превышает сто тысяч рублей. 

В соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела по  общим правилам искового производства или по правилам административного  судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного  производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело,  принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам,  установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству  одной из сторон, пришел к выводу о том, что порядок упрощенного производства  может привести к разглашению государственной тайны; необходимо выяснить  дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства,  а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения,  назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания; заявленное  требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или  судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и  законные интересы других лиц. 

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 33 постановления № 10  указанные в части четвертой статьи 232.2 ГПК РФ, части 5 статьи 227 АПК РФ  (например, необходимость выяснения дополнительных обстоятельств или  исследования дополнительных доказательств), могут быть выявлены как при  принятии искового заявления (заявления) к производству, так и в ходе  рассмотрения этого дела. 

В случае выявления таких обстоятельств суд выносит определение о  рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам  производства по делам, возникающим из административных и иных публичных  правоотношений, и указывает в нем действия, которые надлежит совершить лицам,  участвующим в деле, и сроки совершения этих действий (часть пятая статьи 232.2  ГПК РФ, часть 6 статьи 227 АПК РФ). Такое определение не подлежит  обжалованию. 

Указанное определение может быть вынесено в том числе по результатам  рассмотрения судом ходатайства участвующего в деле лица, указавшего на  наличие одного из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 и 2 части  четвертой статьи 232.2 ГПК РФ, пунктами 1 - 3 части 5 статьи 227 АПК РФ.  Данное ходатайство может быть подано до окончания рассмотрения дела по  существу. 

Суд первой инстанции в ходе рассмотрения дела не установил наличие  предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса 


Российской Федерации оснований для рассмотрения дела по общим правилам  искового производства или по правилам административного судопроизводства. 

Как видно из материалов дела, общество в своем ходатайстве не заявляло о  наличии одного из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 5 статьи  227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того,  Кодекс не предусматривает обязательность перехода к рассмотрению дела по  общим правилам искового производства или по правилам административного  судопроизводства в случае заявления об этом лица, участвующего в деле,  считающего, что данное дело должно быть рассмотрено в общем порядке, а не в  порядке упрощенного производства. 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно рассмотрел  дело в порядке упрощенного производства. 

Довод апелляционной жалобы о том, что суду необходимо было истребовать  из Новороссийской таможни дело об административном правонарушении   № 10317000-1080/2019, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку  копия материалов указанного дела об административном правонарушении  приобщена Новороссийской таможней к материалам судебного дела в суде первой  инстанции, представлена вместе с отзывом на заявление (т. 1 л.д. 13-169), дело об  административном правонарушении представлено суду апелляционной инстанции  дополнительно в электронном виде и размещено в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» - http://kad.arbitr.ru, в режиме  ограниченного доступа, электронный код доступа к материалам арбитражного дела  указан в определении суда первой инстанции о принятии заявления к производству  в порядке упрощенного производства, которое получено обществом 24.02.2020 по  адресу <...>. Таким образом, общество имело  возможность ознакомится с материалами дела в электронном виде в режиме  ограниченного доступа. 

Довод о размещении в карточке электронного дела в информационном  ресурсе «Картотека арбитражных дел» сведений об определении от 07.05.2020 О  привлечении по делу в качестве соответчика является техническим сбоем при  заполнении атрибутов электронного документа, с учётом того, что ходатайств о  привлечении соответчиков сторонами не заявлялось. 

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной  жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает. 

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного  разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании  полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. 

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права,  являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению  решения, апелляционной инстанцией не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд  апелляционной инстанции 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2020 по делу   № А32-5041/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без  удовлетворения. 


В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи  176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление  арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его  принятия. 

В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть  обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо- Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух  месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса. 

Судья М.В. Соловьева

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 04.08.2020 7:42:14

Кому выдана Соловьева Марина Владиславовна