ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-9310/13 от 30.07.2013 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-26042/20123

02 августа 2013 года 15АП-9310/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2013 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Герасименко А.Н.

судей Николаева Д.В., Стрекачёва А.Н.

при ведении протокола судебного заседания Люлькиной Е.Р.

в отсутствии лиц участвующих в деле

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Краснодарскому краю

на решение Арбитражного суда Краснодарского края
 от 07.05.2013 по делу № A32-26042/2012
 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клинический санаторно-курортный комплекс "АКВАЛОО" (ОГРН 1052310488823, ИНН 7702522466)
 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
 о признании недействительными решений
 принятое в составе судьи Ивановой Н.В.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Клинический санаторно-курортный комплекс «АКВАЛОО», г. Сочи обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Краснодарскому краю о признании недействительными решения от 05.03.2012
 № 6961 и к Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю о признании недействительными решения от 02.05.2012 № 20-12-441.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края, от 07.05.2013 г. по делу
 № A32-26042/2012 заявленные требования удовлетворены. Решение Межрайонной Инспекции ФНС России по Краснодарскому краю №7 от 05.03.2013г. № 6961 признано недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу РФ. Решение Управления ФНС по Краснодарскому краю от 02.05.2012 г. № 20-12-441 признано недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу РФ.

Не согласившись с решением суда от 07.05.2013 по делу № А32-26042/2012 налоговый орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять делу новый судебный акт.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что общество не вправе воспользоваться освобождением от уплаты НДС, предусмотренным пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку установленная норма четко определяет перечень лиц, относимых к учреждениям культуры и искусства в целях предоставления льготы, а налогоплательщик не подпадает ни под одну из групп, внесенную в этот перечень. Суд первой инстанции неверно истолковав норму пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, посчитав, что возможным применение плательщиком НДС спорной льготы связывая данное право только со сферой применения и характер оказываемых услуг, то есть с видом деятельности.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края 14.05.2013 по делу № А32-26042/2012 проверяется Пятнадцатым арбитражи апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражи процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель ООО «Клинический санатор курортный комплекс «АКВАЛОО» просит решение суда оставить без изменен апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании судебная коллегия удовлетворила ходатайство налогового органа о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии её представителя.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч.3 ст. 156 АПК РФ полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии представителей Общества, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Краснодарскому краю

По результатам проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2011г. составлен акт камеральной налоговой проверки от 26.01.2012 № 47835. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки вынесено решение от 05.03.2012 N 6961. Данным решением выявлено занижение налога на сумму 173 097 руб. и отсутствие состава налогового правонарушения, предусмотренного
 п.1 ст. 122 Налогового кодекса (далее - НК РФ). Обществу предложено внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Налоговый орган считает, что Общество не вправе воспользоваться освобождением от уплаты НДС, предусмотренным пп.20 п.2 ст. 149 НК РФ обосновывая это тем, что общество не относится к учреждениям культуры и искусства, перечень которых определен в НК РФ.

Решение от 05.03.2012 № 6961 было обжаловано в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.

Решением УФНС России по Краснодарскому краю № 20-12-441 от 02.05.2012 апелляционная жалоба ООО «КСКК «АКВАЛОО» оставлена без удовлетворения, а решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю от 05.03.2012 года
 № 6961 утверждено и вступило в законную силу с момента его утверждения.

Не согласившись с принятыми решениями, общество, руководствуясь положениями ст. 137, 138 Налогового кодекса РФ.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованном удовлетворении судом первой инстанции требований общества, по следующим основаниям.

По результатам камеральной проверки налоговой декларации общества за 2 квартал 2011 налоговый орган пришел к выводу о том, что общество не вправе воспользоваться освобождением от уплаты НДС, предусмотренным пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку общество не относится к учреждениям культуры и искусства, перечень которых определен в НК РФ.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаютс предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборо предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

На основании пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложени (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российск Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры искусства, к которым относится, в том числе, реализация входных билетов и абонемент на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищн развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдых экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена установленном порядке как бланк строгой отчетности.

К учреждениям культуры и искусства для целей правового регулирования главы "Налог на добавленную стоимость" НК РФ относятся театры, кинотеатры, концерта организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музе выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератор композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университет экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедник ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафта парки.

По смыслу названной нормы права возможность применения плательщиком налога на добавленную стоимость спорной льготы обусловлена не организационной правовой формой последних, а сферой применения и характером оказываемых ими услуг то есть с видом деятельности.

Согласно Постановления от 06.11.2001 N 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (в ред. изм. N 2/2011 ОКВЭД, утв. Приказом Росстандарта от 17.06.2011 N 134-ст, N 3/2011 ОКВЭД, утв. Приказом Росстандарта от 14.12.2011
 № 1517-ст) Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.

Согласно письму Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 28.09.2009 г. № 16-15/100505 «подтверждением принадлежности организации к учреждениям культуры и искусства является присвоение организации соответствующего кода ОКВЭД».

В Уставе общества определены виды деятельности общества, среди которых (п.2.3 Устава) указаны «организация отдыха, развлечений, культуры и спорта». Согласно выписке из ЕГРЮЛ, имеющейся в деле (раздел «Сведения о видах экономической деятельности») обществу присвоен код ОКВЭД 92.7 «прочая деятельность по организации отдыха и развлечений».

Уставная деятельность ООО «КСКК «АКВАЛОО» это деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта данной деятельности соответствует Раздел ОКВЭД 92. «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта». У ООО «КСКК «АКВАЛОО» имеется ОКВЭД 92.7 «Прочая деятельность по организации отдыха, развлечений, культуры и спорта». Среди видов деятельности общества в его Уставе указан и такой вид деятельности как экскурсионная деятельность.

В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности специальный раздел (код) ОКВЭД для проведения экскурсий и/или осуществления экскурсионной деятельности отсутствует. Таким образом, ссылки налогового органа ОКВЭД налогоплательщика в части того, что его ОКВЭД не дает возможное осуществлять деятельность по проведению экскурсий не состоятелен.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, довод налогового органа основанный на положениях «Модельного закона о туристской деятельности», принято на 27 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников С Постановлением № 27-15 от 16.11.2006 о том, что экскурсионная деятельность субъектов туристической индустрии (туроператоров, турагентств, туристко-экскурсионных, экскурсионных бюро, бюро гидов - переводчиков), а также имеющих необходимую квалификацию аккредитованных физических лиц по подготовке организации и проведению экскурсий, оказанию услуг экскурсовода, гида, гида переводчика - и сделанный в связи с этим вывод о том, что экскурсионные услуг являются одним из видов туристических услуг и ими может заниматься толь специализированная организация, судом не принимается по следующим основаниям.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) юридическое ли может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотрена в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанное Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных ви организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нес гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельное не запрещенных законом.

Для осуществления экскурсионной деятельности специальные разрешен законодательством не установлены.

Согласно п.4 ст. 149 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет операций, не подлежащих налогообложению. Данный раздельный учет ведется обществом на основании бланков строгой отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 25.02.2000 г. № 20н «Об утверждении бланков строгой отчетности», в числе которых указывается и «Экскурсионная путевка» (приложение № 1, 2 к материалам дела).

Реализация экскурсионных путевок представляет собой стоимостную оценку результатов основной деятельности учреждения по созданию и оказанию услуг по осуществлению названных мероприятий. Следовательно, от налогообложения освобождается данный вид реализации услуг, налоговая база по которым определяется как стоимость этих услуг, полученная путем продажи экскурсионных путевок.

Как следует из материалов дела, согласно выписке в штатном расписании общества отдельным структурным подразделением выделен экскурсионный отдел со штатом в количестве четырех человек и ОАО «Курорт экспертиза» 13.09.2010 выдан сертификат соответствия № РОСС RU.Y070.M02455 на услуги «Экскурсионные услуги: «Организация экскурсий» сроком действия до 12.09.2013, который представлен в материалы дела.

Материалами дела подтверждается, что у общества в проверяемый период имелось внутренне структурное подразделение - экскурсионный отдел, в котором работал квалифицированный экскурсовод Кобж Э.М., а силами данного отдела налогоплательщик оказывал платные услуги в сфере организации отдыха, развлечений, культуры, а именно реализовал экскурсионные путевки отдыхающим и гостям КСКК «АКВАЛОО» (физическим лицам).

В рамках данной деятельности обществом оказывались экскурсионные услуги по маршрутам: «Обзорная по Сочи», «Ореховские водопады», «Аквариум на Новой Мацесте», «Змейковские водопады», «Агуское ущелье», «Воронцовские пещеры», «Тисо-самшитовая роща», «Река Аше - Изумрудная долина», «Дельфинарий «Лазаревское», «Каньон «Чудо-Красотка», «Волконский дольмен», «Река Шахе - «долина легенд и 33 водопада», «Уч-Дере «чайные Домики», «Река Западный Дагомыс «Корыта», «Солох-Аул-родина русского чая», «Адлерский Дельфинарий» и др. Технологические карты экскурсий согласованы с МУП «Центр развития курортного комплекса г. Сочи».

Бухгалтерский учет по данному виду деятельности велся раздельно, экскурсионные путевки, реализуемые организацией, соответствуют бланку строгой отчетное «Экскурсионная путевка» (приложения № 1, № 2) .

Экскурсионные путевки, реализуемые организацией, соответствуют бланку строгой отчетности, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.02.2000 N 20н. и изготовлены с учетом требований предъявляем Письмом Минкультуры РФ от 15.07.2009г. №29-01-39/04, согласно которому, организации культуры вправе использовать бланки строгой отчетности, утвержденные данным документом, при условии проштамповки недостающих реквизитов.

Недостающие реквизиты, а именно наименование организации, с указанием организационно-правовой формы, ИНН организации, место нахождения ее постоя действующего исполнительного органа - содержит экскурсионная путевка
 ООО «КС «АКВАЛОО».

Таким образом, экскурсионная путевка, используемая обществом установленного образца.

Обществом представлены в материалы дела копии отчетов о продаже экскурсионных путевок и отрывных талонов к путевкам за период с 01.03.2011г. 30.06.2011 г. (второй квартал 2011 года) с указанием маршрутов, а также копии паспортов экскурсионных автобусных маршрутов.

Реализация экскурсионных путевок представляет собой стоимостную оценку результатов основной деятельности учреждения по созданию и оказанию услуг по осуществлению названных мероприятий. Следовательно, от налогообложения освобождается данный вид реализации услуг, налоговая база по которым определяется как стоимость этих услуг (ст. 154 НК РФ), полученная путем продажи экскурсионных путевок.

Оценив довод налоговой инспекции о том, что общество не вправе воспользоваться освобождением от уплаты НДС, предусмотренным пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку установленная норма четко определяет перечень лиц, относимых к учреждениям культуры и искусства в целях предоставления льготы, а налогоплательщик не подпадает ни под одну из групп, внесенную в этот перечень, отклоняется судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.

Сложившейся практикой (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.03.2010г. № ВАС-2738/10, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.07.2012 по делу №А32-37251/2011) установлено, что возможность применения
 плательщиками НДС спорной льготы связывается не с организационно-правовой формой
 последних, а со сферой применения и характером оказываемых услуг.

Таким образом, по смыслу статьи 149 НК РФ возможность применения плательщиком налога на добавленную стоимость спорной льготы связана не с организационно-правовой формой налогоплательщика, а со сферой применения и характером оказываемых им услуг, то есть с видом деятельности.

Следовательно, любой налогоплательщик, который самостоятельно или через свои структурные подразделения осуществляет операции, освобожденные от налогообложения по данному налогу в соответствии с названной статьей, имеет право на льготу.

С учетом изложенного суд считает, что общество имело право на применение льготы, установленной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, отказа в применении указанной льготы налоговым органом неправомерен.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности доначисления налогоплательщику НДС.

В этой связи решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 7 по Краснодарскому краю № 6961 от 05.03.2012 и Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю № 20-12-441 от 02.05.2012 незаконны и подлежат отмене.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильно сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.

Суд первой инстанции выполнил требования ст. 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный обоснованный судебный акт.

Нарушений или неправильного применения норм материального процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене | изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитраж процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.05.2013 по делу
 № А32-26042/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий А.Н. Герасименко

Судьи Д.В. Николаев

А.Н. Стрекачёв