ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А15-4689/2019
29 мая 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.05.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Джамбулатова С.И., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марковой М.Е., в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Южгазстрой» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.02.2020 по делу № А15-4689/2019, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «Южгазстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственному казенному учреждению Республики Дагестан «Дагсельхозстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании основного долга по государственному контракту от 18.06.2014 №6-14 в размере 15824753,44 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Южгазстрой» (далее – истец, ООО «Южгазстрой») обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Республики Дагестан «Дагсельхозстрой» (далее – ответчик, ГКУ РД «Дагсельхозстрой») о взыскании 15824753,44 руб. основного долга по государственному контракту от 18.06.2014 №6-14 на выполнение строительно-монтажных работ по газификации с.Хунзах Хунзахского района Республики Дагестан.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Правительство Республики Дагестан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан, Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан, ГКУ РД "Спецгазстройсервис" и Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.02.2020 по делу № А15-4689/2019 с учетом уточнений исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.02.2020 по делу № А15-4689/2019 общества с ограниченной ответственностью «Южгазстрой» обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отзыв на апелляционную жалобу суду не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.02.2020 по делу № А15-4689/2019 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.02.2020 по делу № А15-4689/2019 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между КП РД «Спецгазстройсервис» (заказчик) и ООО «Южгазстрой» (подрядчик) на основании решения единой комиссии по размещению заказов КП РД "Дагсельхозстрой" (протокол от 14.08.2009) заключен государственный контракт от 22.09.2009 №124-г по условиям которого подрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы по газификации с.Хунзах Хунзахского района Республики Дагестан, определенные настоящим контрактом и приложением к нему, в соответствии с утвержденной заказчиком проектно-сметной документацией.
Согласно пункту 2.1 контракта общая стоимость работ в базовых ценах 2001 года составляет 8740,79 тыс. руб. Указанная цена контракта остается неизменной в течение всего срока действия выполнения работ, кроме случаев, предусмотренных законодательством о размещении заказов для государственных нужд.
В соответствии с пунктом 2.2 контракта объем и стоимость строительно-монтажных работ, подлежащих выполнению в пределах 2009 года в текущих ценах составляет 13900,0 тыс. руб. (тринадцать миллионов девятьсот тысяч рублей).
Общий объем работ по настоящему контракту подлежит выполнению в срок до 30.12.2009. Работы, подлежащие выполнению в пределах одного календарного года, должны быть начаты, произведены и завершены в соответствии с годовым календарным графиком производства работ. В случае, если в процессе выполнения работ возникает необходимость внести в график работ изменения, вызывающие увеличение срока строительства, такие изменения должны вноситься по согласованию сторон в письменной форме (пункты 3.1, 3.2).
Согласно пункту 4.17 контракта подрядчик обязан обеспечить выполнение работ в полном объеме в пределах цены контракта, указанной в п.2.1 настоящего контракта.
В соответствии с п.6.1 контракта приемка выполненных работ осуществляется ежемесячно и оформляется актами приемки выполненных работ и затрат по формам КС-2, КС-3.
Ежемесячно, до 25 числа отчетного месяца, подрядчик представляет заказчику акты приемки выполненных работ по форме КС-2, а также все документы, подтверждающие фактическое выполнение работ и расходы на приобретение товарно-материальных ценностей для производства работ на объекте. Заказчик в течение 5 рабочих дней с момента подписания акта приемки выполненных работ по форме КС-2 составляет и направляет подрядчику справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3, скорректированную на процент уступки (скидки), предложенной подрядчиком к начальной (максимальной) цене контракта, с учетом единого индекса удорожания строительно-монтажных работ на соответствующий год. Подрядчик в течение 2 рабочих дней со дня получения от заказчика справки по форме КС-3 подписывает ее и возвращает заказчику, либо направляет последнему мотивированный отказ. В случае, если подрядчик в течение 2 рабочих дней со дня получения не вернет заказчику справку по форме КС-3 или не представит мотивированный отказ, такие действия подрядчика признаются согласием последнего и принятием (подписанием) указанного документа без возражений (пункты 6.2, 6.3).
В силу пункта 6.8 контракта окончательный расчет за выполненные работы по объекту производится заказчиком не позднее 30 календарных дней с даты утверждения акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (с учетом финансирования из бюджета).
В соответствии с пунктом 9.1 контракта цена контракта может быть снижена по дополнительному соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объема строительно-монтажных работ и иных условий исполнения государственного контракта.
Согласно пункту 9.2 контракта в случае возникновения экономии в результате производства работ, не повлиявшей на качество выполненных работ, распределение полученной экономии устанавливается дополнительным соглашением между сторонами.
В соответствии с пунктом 15.1 контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до момента выполнения обязательств по нему или расторжения контракта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Любая договоренность между сторонами, влекущая за собой новые обстоятельства, не предусмотренные настоящим контрактом, считается действительной, если она подтверждена сторонами в письменной форме в виде дополнительного соглашения (пункт 16.1).
Во исполнение обязательств по государственному контракту от 22.09.2009 №124-г ООО "Южгазстрой" (подрядчик) выполнены и сданы КП РД "Спецгазстройсервис" (заказчик) работы на общую сумму 26493586 руб. (в ценах 2000г. - 3966553 руб.), из них:
- за период с 20.11.2009 по 20.12.2009 выполнены и сданы заказчику работы на сумму 6680194 руб. (в ценах 2000г. - 1118811 руб.);
- за период с 20.11.2009 по 20.12.2009 выполнены и сданы заказчику работы на сумму 897414 руб. (в ценах 2000г. - 64399 руб.);
- за период с 20.08.2010 по 20.09.2010 выполнены и сданы заказчику работы на сумму 2594812 руб. (в ценах 2000г. - 394118 руб.);
- за период с 01.07.2012 по 01.08.2012 выполнены и сданы заказчику работы на сумму 5445115 руб. (в ценах 2000г. - 845922 руб.);
- за период с 25.10.2012 по 25.11.2012 выполнены и сданы заказчику работы на сумму 3175576 руб. (в ценах 2000г. - 463009 руб.);
- за период с 20.06.2013 по 20.07.2013 выполнены и сданы заказчику работы на сумму 1372556 руб. (в ценах 2000г. - 205147 руб.);
- за период с 20.08.2013 по 20.10.2013 выполнены и сданы заказчику работы на сумму 2397590 руб. (в ценах 2000г. - 328896 руб.);
- за период с 20.08.2013 по 20.10.2013 выполнены и сданы заказчику работы на сумму 1729768 руб. (в ценах 2000г. - 239527 руб.);
- за период с 20.10.2013 по 20.11.2013 выполнены и сданы заказчику работы на сумму 1623502 руб. (в ценах 2000г. - 226291 руб.);
- за период с 20.11.2013 по 20.12.2013 выполнены и сданы заказчику работы на сумму 577059 руб. (в ценах 2000г. - 80433 руб.).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30.01.2014 N26 казенное предприятие Республики Дагестан "Дагсельхозстрой" преобразовано в государственное казенное учреждение Республики Дагестан "Дагсельхозстрой" и им приняты на баланс объекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Передача функций заказчика от КП РД "Спецгазстройсервис" по контракту от 22.09.2009 №124-г к ГКУ РД "Дагсельхозстрой" и принятие ГКУ РД "Дагсельхозстрой" на баланс объекта незавершенного строительства (газификация с.Хунзах Хунзахского района) оформлены путем подписания государственного контракта от 18.06.2014 №6-14 между ООО "Южгазстрой" и ГКУ РД "Дагсельхозстрой".
Во исполнение обязательств по государственному контракту от 22.09.2009 №124-г ООО "Южгазстрой" (подрядчик) выполнены и сданы ГКУ РД "Дагсельхозстрой" (заказчик) за период с 20.07.2015 по 20.12.2017 работы на общую сумму 15824753,44 руб. (в ценах 2001г. - 1949792 руб.).
Согласно акту сверки взаимных расчетов, составленному между ООО "Южгазстрой" и ГКУ РД "Дагсельхозстрой" по состоянию на 31.05.2019 задолженность по государственному контракту №124-г составляет 15824753,44 руб.
Претензией от 26.08.2019 №26/08 ООО "Южгазстрой" потребовало у ГКУ РД "Дагсельхозстрой" погашения образовавшейся задолженности по государственному контракту от 18.06.2014 №6-14 в размере 15824753,44 руб.
В ответе на претензию от 26.08.2019 №24-08/6 учреждение указало, что между обществом и учреждением заключен государственный контракт от 18.06.2014 №6-14, указанный контракт отсутствует в реестре контрактов заключенных ГКУ РД "Дагсельхозстрой" в единой информационной системе закупок, в связи с чем не представляется возможным оплатить сумму, указанную в досудебной претензии.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения в суд с иском.
Согласно постановлению Правительства РД от 30.01.2014 N 26 "О заказчиках- застройщиках, осуществляющих строительство объектов, финансируемых в рамках республиканской инвестиционной программы" основной целью деятельности ГКУ РД "Дагсельхозстрой" является осуществление функций заказчика-застройщика по объектам, финансируемым за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
В постановлении Правительства РД от 30.01.2014 N 26 Государственным казенным учреждениям Республики Дагестан "Дирекция единого государственного заказчика- застройщика" и "Дагсельхозстрой" в месячный срок с момента завершения организационных процедур, связанных с их созданием, в соответствии с пунктом 4 настоящего постановления указано принять на баланс объекты незавершенного строительства, финансируемые за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан в рамках республиканской инвестиционной программы, кроме объектов, по которым функции заказчика переданы администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (пункты 4 и 9).
ГКУ РД "Дагсельхозстрой" принимает на баланс только объекты незавершенного строительства, финансируемые в рамках республиканской инвестиционной программы.
Доказательства перехода функций заказчика от КП РД "Спецгазстройсервис" по контракту от 22.09.2009 №124-г к ГКУ РД "Дагсельхозстрой" и принятия ГКУ РД "Дагсельхозстрой" на баланс объекта незавершенного строительства (газификация с.Хунзах Хунзахского района) в материалы дела представлен государственный контракт от 18.06.2014 №6-14.
Из государственного контракта от 18.06.2014 №6-14 следует, что он заключен между ГКУ РД "Дагсельхозстрой" (назначенного постановлением Правительства РД от 30.01.2014 N26 заказчиком-застройщиком по строительству объектов газификации) и ООО "Южгазстрой" (подрядчик) на основании результатов размещения государственного заказа КП РД "Дагсельхозстрой" путем проведения аукциона (протокол от 14.08.2009) и ранее заключенного государственного контракта от 22.09.2009 №124-г.
Учитывая акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.05.2019, составленный между ООО "Южгазстрой" и ГКУ РД "Дагсельхозстрой" и подтверждающий наличие задолженности у учреждения именно по контракту №124-г от 22.09.2009, а также сведения содержащиеся в контракте от 18.06.2014 №6-14, суд расценивает контракт от 18.06.2014 №6-14 как доказательство перехода функций заказчика от КП РД "Спецгазстройсервис" по контракту от 22.09.2009 №124-г к ГКУ РД "Дагсельхозстрой".
Подписание обществом и учреждением документа с наименование "государственный контракт 18.06.2014 №6-14" не свидетельствует о возникновении между его сторонами новых подрядных отношений, в нем не установлен новый (дополнительный) объем работ, который отличается и не соответствует объему и стоимости работ по государственному контракту №124-г от 22.09.2009 (данный документ не влечет правовых последствий в указанной части). Кроме того, в тексте данного документа указано, что он заключен на основании результатов размещения государственного заказа КП РД "Дагсельхозстрой" путем проведения аукциона (протокол от 14.08.2009), что соответствует основанию заключения государственного контракта от 22.09.2009 №124-г. Подписание указанного документа со стороны общества связано с тем, что произошла перемена заказчика с КП РД "Спецгазстройсервис" на ГКУ РД "Дагсельхозстрой" (аналогичный правовой подход отражен в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.01.2019 N Ф08-11542/2018 по делу N А15-4913/2016).
Строительство объекта (газификация с.Хунзах Хунзахского района) было начато в 2009 году по контракту от 22.09.2009 №124-г, а поскольку работы полностью не были завершены и финансировались в рамках республиканской инвестиционной программы указанный объект незавершенного строительства на основании постановления Правительства РД от 30.01.2014 №26 был принят на баланс ГКУ РД "Дагсельхозстрой". В связи с этим в данном случае проведение повторных торгов не требовалось, поскольку работы были начаты с 2009 года и не были завершены.
Судом первой инстанции установлено, что в результате передачи функций заказчика-застройщика по спорному объекту к ГКУ РД "Дагсельхозстрой" произошла перемена заказчика по контракту от 22.09.2009 №124-г, что в силу пункта 6.6 статьи 9 Закона N 94- ФЗ влечет переход прав и обязанностей заказчика по этому контракту к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях.
Составление КС-3 от 20.12.2017 №15 и КС-2 от 25.11.2017 №26, от 20.10.2016 №15, от 25.11.2016 №16, от 20.12.2016 №17, от 20.04.2017 №18, от 20.05.2017 №19, от 25.06.2017 №20, от 25.07.2017 №21, от 20.08.2017 №22, от 20.09.2017 №23, от 20.10.2017 №24, от 25.10.2017 №25 со ссылкой на контракт от 18.06.2014 №6-14 и составление таких же КС-3 и КС-2 со ссылкой на контракт от 22.09.2009 №124-г не имеет правового значения для рассматриваемого дела, поскольку по сути они составлены по результатам проведения одних и тех же работ.
Спорные правоотношения являются правоотношениями по поводу выполнения подрядных работ для государственных нужд, которые регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Федеральным законом Российской Федерации N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), действовавшим в 2009 году.
В соответствии со статьей 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ред. от 17.07.2009).
В силу пункта 2 статьи 1 Закона N 94-ФЗ настоящий закон применяется в случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
На основании статьи 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ред. от 17.07.2009).
Из условий государственного контракта №124-г от 22.09.2009 следует, что он заключен на основании результатов открытого аукциона согласно протоколу от 14.08.2009. В протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе КП РД "Дагсельхозстрой" от 14.08.2009 указано о рассмотрении единственной заявки ООО "Южгазстрой" на участие в открытом аукционе в порядке п.6 ст.36 Закона N 94-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 32 Закона N 94-ФЗ в целях настоящего Федерального закона под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта, за исключением случаев, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 37настоящего Федерального закона (ред. от 17.07.2009).
Согласно пункту 1 статьи 33 Закона N 94-ФЗ извещение о проведении открытого аукциона опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе (ред. от 17.07.2009).
В силу пункта 3 статьи 36 Федерального закона N 94-ФЗ в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе заказчик размещает на официальном сайте протокол рассмотрения заявок.
Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона N 94-ФЗ установлено, что протокол аукциона размещается на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.
Поскольку Законом N 94-ФЗ прямо предусмотрено, что извещение о проведении открытого аукциона опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте, то в силу пункта 3 статьи 16 Закона N 94-ФЗ размещение информации о размещении заказов на официальном сайте не может заменить опубликование такой информации в официальном печатном издании.
В судебном заседании представитель Правительства РД пояснила, что официальном печатным изданием для опубликования информации о размещении заказов в Республике Дагестан является газета "Дагестанская правда", данные обстоятельства подтверждаются и пунктом 7 постановления Правительства РД от 08.07.2009 N 235.
Из пункта 1 постановления Правительства РД от 18.05.2006 N 79 "О мерах по реализации Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" следует, что официальным сайтом Республики Дагестан в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Дагестан (далее - официальный сайт) является сайт с адресом - www.dagtorgi.ru, администратором сайта является Министерство экономики Республики Дагестан (в период проведения аукциона).
Таким образом, соблюдением требований о проведении торгов является опубликование извещения о проведении торгов в печатном издании "Дагестанская правда" и одновременно размещение на официальном сайте www.dagtorgi.ru., а поэтому исследование порядка заключения спорного контракта имеет существенное значение для рассматриваемого спора.
В постановлении Правительства РФ от 27.12.2006 N 807 (ред. от 15.07.2008) "Об утверждении Положения о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры" указано, что в настоящем Положении используются следующие понятия: "реестр контрактов" - перечень сведений о государственных или муниципальных контрактах, заключенных соответственно государственными заказчиками или муниципальными заказчиками от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (далее - заказчики) по итогам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; "уполномоченный орган" - федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение соответствующего реестра контрактов.
Реестр контрактов ведется в электронном виде. Ведение реестра контрактов осуществляется путем использования программного обеспечения, отвечающего требованиям, установленным настоящим Положением (далее - информационная система).
Уполномоченный орган размещает реестр контрактов на официальных сайтах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее - официальный сайт) и обеспечивает к реестру контрактов свободный и бесплатный доступ.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РД от 27.06.2006 N 122 (ред. от 03.06.2009) "Вопросы Министерства экономики Республики Дагестан" Министерство экономики Республики Дагестан осуществляет в том числе следующие полномочия в установленной сфере деятельности: ведет официальный сайт Республики Дагестан для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Республики Дагестан по итогам размещения заказов.
Приказом Минэкономики РД от 27.02.2008 N 43-к утвержден Административный регламент Минэкономики Дагестана по исполнению государственной функции по ведению реестра государственных контрактов, заключенных от имени Республики Дагестан по итогам размещения заказов (далее - регламент).
Согласно пункту 3 регламента Минэкономики Дагестана исполняет государственную функцию по ведению Реестра контрактов на основании представленных государственными заказчиками сведений о государственных контрактах, заключенных от имени Республики Дагестан по итогам размещения заказов.
В соответствии с пунктом 4 регламента Минэкономики Дагестана в пределах своих полномочий: принимает от государственных заказчиков сведения о контракте и на их основании формирует новые и (или) обновляет существующие реестровые записи; сообщает государственным заказчикам о результатах обработки сведений о контракте; формирует Реестр контрактов; размещает Реестр контрактов на официальном сайте Республики Дагестан в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд по адресу (www.dagtorgi.ru) (далее - Официальный сайт) и обеспечивает свободный и бесплатный доступ к нему; взаимодействует с государственными заказчиками по вопросам исполнения государственной функции по ведению Реестра контрактов.
Реестр контрактов содержит сведения о государственных контрактах, заключенных государственными заказчиками от имени Республики Дагестан по итогам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Полученные от государственного заказчика сведения о контракте проверяются специалистом Минэкономики Дагестана на соответствие требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ N 807 (далее - установленные требования).
Минэкономики Дагестана возвращает государственному заказчику сведения о контракте, при этом показатели сведений о контракте не подлежат включению в Реестр контрактов, в случаях предусмотренных в пункте 12 регламента.
На основании сведений о контракте соответствующих установленным требованиям специалист Минэкономики Дагестана осуществляет формирование новой или обновление существующей реестровой записи. Новой реестровой записи присваивается уникальный номер, обновленной реестровой записи присваивается порядковый номер изменения. Специалист Минэкономики Дагестана извещает государственного заказчика о включении сведений о контракте с указанием номера реестровой записи или номера ее изменения способом, аналогичным способу представления государственным заказчиком сведений о контракте. На основании новых и обновленных реестровых записей формируется Реестр контрактов. Сформированный Реестр контрактов размещается на Официальном сайте (www.daqtorgi.ru).
Минэкономики Дагестана не вправе требовать от государственного заказчика для включения в Реестр контрактов следующих сведений о контракте: государственный контракт, конкурсную документацию и документацию об аукционе, извещение о проведении торгов, запросы котировок, результаты проведения предварительного отбора, протоколы комиссий по размещению заказов, акты и заключения уполномоченных органов на осуществление контроля за размещением заказов, выписки из реестров субъектов естественных монополий, письменные согласия единственного участника размещения заказа на заключение государственного контракта, акты государственной экспертизы в сфере градостроительной деятельности, копии публикаций в официальных печатных изданиях, осуществленных в рамках исполнения законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных нужд, или иные документы, служащие основанием для государственного заказчика при подготовке сведений о контракте (пункт 23 регламента).
В пунктах 6 и 11 постановления Правительства РФ от 27.12.2006 N 807 указано, что заказчик направляет в уполномоченный орган в электронном виде или на бумажном носителе сведения о контракте (его изменении) по форме согласно приложению N 1 в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта (его изменения). Не позднее дня, следующего за датой включения в реестр контрактов сведений о контракте (его изменении) или сведений об исполнении (о прекращении действия) контракта, уполномоченный орган извещает заказчика о включении в реестр контрактов соответствующих сведений и указывает присвоенный уникальный номер реестровой записи для сведений о контракте и порядковый номер изменения для сведений об изменении или исполнении (о прекращении действия) контракта.
Статьей 21 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" внесены изменения в статьи 17 и 18 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", которые вступили в силу с 01.01.2011.
После указанных изменений было принято постановление Правительства РФ от 29.12.2010 N 1191 (ред. от 03.11.2011) "Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр".
В пункте 3 постановления от 29.12.2010 N 1191 указано, что Федеральное казначейство: с 1 января 2011г. до 15 января 2011г. размещает в реестре контрактов сведения о действующих контрактах, включенные по состоянию на 1 января 2011 г. в реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов; с 1 января 2011г. до 1 апреля 2011г. предоставляет техническую возможность финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, уполномоченным до 1 января 2011 г. на ведение соответственно реестров государственных контрактов, заключенных от имени субъектов Российской Федерации, и муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципальных образований) включать в реестр контрактов сведения о контрактах, заключенных соответственно от имени субъекта Российской Федерации и от имени муниципального образования, в формате, установленном Федеральным казначейством.
Таким образом, до 01.01.2011 Минэкономики РД являлось органом исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченным на ведение соответствующего реестра контрактов. С 01.01.2011 указанные функции перешли к Федеральному казначейству.
В материалы дела ответчиком представлены платежные поручения от 30.12.2014 №170498, от 01.07.2015 №767433 об оплате обществу 658000 руб. за выполненные работы по газификации с.Хунзах Хунзахского района.
Факт того, что заказчиком через УФК по РД производились платежи по спорному контракту не может служить доказательством заключения контракта с соблюдением Закона N 94-ФЗ, поскольку в силу пункта 23 приказа Минэкономики РД от 27.02.2008 N 43-к "Об утверждении Административного регламента Минэкономики Дагестана по исполнению государственной функции по ведению реестра государственных контрактов, заключенных от имени Республики Дагестан по итогам размещения заказов" Минэкономики Дагестана не вправе было требовать от государственного заказчика для включения в Реестр контрактов в том числе следующих сведений о контракте: государственный контракт, конкурсную документацию и документацию об аукционе, извещение о проведении торгов, копии публикаций в официальных печатных изданиях, осуществленных в рамках исполнения законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных нужд, или иные документы, служащие основанием для государственного заказчика при подготовке сведений о контракте. В связи с этим Минэкономики Дагестана при включении записи о контракте в реестр контрактов не проверяло процедуру заключения контракта. Таким образом, наличие или отсутствие сведений о контракте от 22.09.2009 в реестре контрактов с указанием номера реестровой записи, не имеет правового значения для рассматриваемого дела.
Стороны утверждают, что контракт от 22.09.2009 №124-г заключен в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ (по результатам открытого аукциона), ссылаясь на протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 14.08.2009.
Между тем, как верно установил суд первой инстанции доказательства того, что государственный заказчик разместил заказ на объект, указанный в контракте, отсутствуют, из представленного протокола невозможно установить непосредственно печатное издание и дату публикации заказа.
Доказательства извещения о проведении торгов в газете "Дагестанская правда" или в сети Интернет не представлены.
В материалах дела имеется ответ ГБУ РД "Редакция республиканской газеты "Дагестанская правда" от 20.01.2020 за №6/1 на запрос суда из которого следует, что публикация информации по размещению заказа для выполнения работ по газификации в с.Хунзах Хунзахского района не найдена.
Сведения о размещении сообщения о проведении аукциона на официальном сайте www.zakupki.gov.ru., равно как и сведения, подтверждающие последующее сохранение данной информации о размещении сообщения о проведении аукциона, не выявлены. Согласно информации с Единой информационной системы в сфере закупок государственный контракт от 22.09.2009 №124- г не заключался. Также в системе отсутствует какая-либо информация о протоколе рассмотрения заявок и о заявке ООО "Южгазстрой" на участие в открытом аукционе.
Таким образом, требования Закона N 94-ФЗ не соблюдены. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что контракт от 22.09.2009 №124-г заключен с соблюдением требований Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" по результатам проведенных торгов на размещение госзаказа.
Материалами дела подтвержден факт нарушения заказчиком части 3 статьи 16, части 1 статьи 33, части 8 статьи 37 Федерального закона N 94-ФЗ. В результате указанных нарушений неопределенному кругу лиц не было известно о подготовке и проведении открытого аукциона, в связи с чем суд признает данные нарушения существенными.
В Законе N 94-ФЗ содержится явно выраженный запрет на заключение сделок в обход таких конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга лиц - потенциальных участников торгов. Сделки, совершенные в обход конкурентных процедур, являются ничтожными; согласно сложившейся судебной практике работы, выполненные по таким договорам, оплате не подлежат.
В данном случае государственный контракт от 22.09.2009 №124-г заключен без соблюдения требований Закона N 94-ФЗ, посягает на публичные интересы, что свидетельствует о его ничтожности.
Таким образом, выполнение работ без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, выполнявшее работы, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства.
По общему правилу поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд без государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя права требовать оплаты соответствующего предоставления (пункт 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, пункт 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, пункт 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 165, определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2016 N 303-ЭС-13256).
Истец, осуществляя работы без государственного контракта, не мог не знать о том, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательств. Таким образом, в условиях отсутствия государственного контракта на выполнение работ, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, фактическое выполнение истцом работ не может влечь возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения (аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.07.2015 по делу N А77-1017/2014, от 08.10.2015 по делу N А53-8301/2013, от 29.02.2016 по делу N А32-20127/2014).
Кроме того, пунктом 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 94-ФЗ, государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Согласно статье 5 указанного Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из пункта 9 статьи 4 Федерального закона N 94-ФЗ заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Из анализа названных выше статей следует, что контракт может быть заключен только с заказчиком, разместившим заказ на выполнение работ.
Законом N 94-ФЗ возможность передачи обязанности заказчика, разместившего заказ, на заключение государственного или муниципального контракта другому лицу не предусмотрена.
Как видно из протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 14.08.2009 заказчиком, разместившим заказ на выполнение работ является КП РД "Дагсельхозстрой".
Вместе с тем, государственный контракт от 22.09.2009 №124-г заключен на основании протокола от 14.08.2009 между КП РД "Спецгазстройсервис" (заказчик) и ООО "Южгазстрой" (подрядчик).
В обоснование того, что функции заказчика после рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе 14.08.2009 перешли от КП РД "Дагсельхозстрой" к КП РД "Спецгазстройсервис", истцом в материалы дела представлена копия постановления Правительства Республики Дагестан от 01.07.2009 №220 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 11 января 2008 г. N 6".
Указанным постановлением внесены следующие изменения в постановление Правительства Республики Дагестан от 11 января 2008 г. N6 "О заказчиках-застройщиках, осуществляющих строительство объектов, финансируемых в рамках республиканской инвестиционной программы": а) пункт 1 дополнить новым абзацем шестым следующего содержания: "по объектам газификации - казенное предприятие Республики Дагестан "Спецгазстройсервис"; б) абзац второй пункта 6 исключить.
Также в постановлении Правительства Республики Дагестан от 01.07.2009 №220 указано, что заказчикам-застройщикам по объектам газификации, финансируемым за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан в рамках республиканской инвестиционной программы, в месячный срок необходимо передать незавершенные объекты КП РД "Спецгазстройсервис".
В соответствии со статьей 21 Закона Республики Дагестан от 07.06.2006 N 33 (ред. от 12.05.2009) "О Правительстве Республики Дагестан" постановления Правительства Республики Дагестан вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
В связи с тем, что в постановлении Правительства Республики Дагестан от 01.07.2009 №220 не предусмотрен иной порядок вступления его в силу, указанное постановление вступило в силу со дня его подписания, то есть с 01.07.2009.
Таким образом, начиная с 01.07.2009 заказчиком-застройщиком вновь начинаемых объектов, строящихся в рамках республиканской инвестиционной программы по объектам газификации было определено КП РД "Спецгазстройсервис", а объекты газификации по которым начато и не завершено строительство до 01.07.2009 необходимо было передать КП РД "Спецгазстройсервис" согласно п.2 Правительства Республики Дагестан от 01.07.2009 №220 в месячный срок, то есть до 01.08.2009.
Поскольку по состоянию на 01.07.2009 работы на объекте по газификации с.Хунзах Хунзахского района не были еще начаты, суд считает, что заказчиком на выполнение строительно-монтажных работ по газификации с.Хунзах Хунзахского района должно было выступить КП РД "Спецгазстройсервис", а не КП РД "Дагсельхозстрой".
При этом КП РД "Спецгазстройсервис" заказ на выполнение работ для государственных нужд не размещало и торги не проводило.
Не являясь заказчиком по смыслу указанных выше норм права, КП РД "Спецгазстройсервис" не имело права от своего имени заключать государственный контракт от 22.09.2009 №124-г на выполнение работ по газификации с.Хунзах Хунзахского района.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009).
Таким образом, поскольку контракт от 22.09.2009 №124-г был заключен со стороны заказчика неправомочным лицом, суд приходит к выводу, что данный контракт на основании указанного также является ничтожной сделкой.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и ссылок на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Фактически доводы жалобы сводится к не согласию апеллянта с выводом суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм права.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.02.2020 по делу № А15-4689/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.В. Жуков | |
Судьи | С.И. Джамбулатов Е.Г. Сомов |