ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-1135/14 от 12.05.2014 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки

16 мая 2014 года Дело № А15-4103/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Белова Д.А.,

судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Махачкалинского отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по СКФО на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.02.2014 по делу № А15-4103/2013

по заявлению МУП «Дербентсервис» о признании незаконным и отмене постановления Махачкалинского отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по СКФО от 06.12.2013 №13-0001/581-Вн.-3 о наложении штрафа (судья З.Т.Тагирова)

при участии в судебном заседании:

от Департамента Росприроднадзора по СКФО с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан: Алиева К.А. по доверенности от 09.01.2014 №03;

от муниципального унитарного предприятия «Дербентсервис» с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан: Аскендеров Р.Я. по доверенности от 01.02.2013.

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие «Дербентсервис» (далее – МУП «Дербентсервис», предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Махачкалинского отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по Северо - Кавказскому федеральному округу (далее - Махачкалинский отдел по надзору на море Департамента Росприрднадзора по СКФО, административный орган) от 06.12.2013 №13-0001/581-Вн.-3 о наложении по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административного штрафа в размере 180 000 рублей.

Заявление общества мотивировано отсутствием события и состава вмененного административного правонарушения.

Решением от 24.02.2014 суд требование заявителя удовлетворил, признал незаконным постановление Махачкалинского отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по СКФО от 06 декабря 2013 года №13-0001/581-Вн.-3 о наложении на МУП «Дербентсервис» по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ штрафа в размере 180 000 рублей и отменил его.

Судебный акт мотивирован тем, что административным органом не доказано наличие в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

Не согласившись с таким решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить Решение Арбитражного суда Республики Дагестан и отказать в удовлетворении требований заявителя об отмене постановление Махачкалинского отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по СКФО от 06 декабря 2013 года №13-0001/581-Вн.-3.

По мнению апеллянта действия заинтересованного лица в полной мере соответствуют положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается материалами административного дела, а выводы суда о том, что административным органом не доказано наличие в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, противоречат материалам дела.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что суд первой инстанции правильно оценил все юридически значимые факты и вынес законное и обоснованное решение.

В судебном заседании представитель административного органа поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.

Представитель общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Общества, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной внеплановой проверки госинспектором Махачкалинского отдела по надзору на море Сулеймановым Ш.Б. составлен акт проверки №13-0001/507-Вн от 23.10.2013.

Из этого акта проверки видно следующее:

предприятием несвоевременно внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год, не представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2011 года, 3 квартал 2013 года;

предприятием не разработан паспорт опасного отхода за 2012 год(масла моторные отработанные -3 класс опасности);

предприятие не оборудовало гараж и автостоянку (площадку автотранспорта) маслоулавливателем и ливневой системой водоотведения;

предприятие оказывает негативное воздействие на атмосферный воздух, осуществляя выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников (стоянка автотранспорта), образующихся в процессе его хозяйственной деятельности, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у предприятия отсутствуют, не представлен отчет в Управление Росприроднадзора по РД по форме 2ТП-(воздух) за 2011 -2012 годы, чем нарушены статьи 22,23,67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», часть статьи 22, часть 2 статьи 22,25,30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», за которое предусмотрена административная ответственность АО части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении от 25.11.2013 №!3-0001/581-Вн.-3 следует, что госинспектором Сулеймановым Ш.Б. составлен протокол об административном правонарушении №13-0001/581-Вн-3 в присутствии директора предприятия Гаджимурадова Г.И.

Из протокола об административном правонарушении усматривается следующее: в ходе проверки в отношении предприятия выявлено, что предприятие оказывает негативное воздействие на атмосферный воздух, осуществляя выбросы загрязняющих веществ от стационарного источника (стоянка автотранспорта), образующихся в процессе его хозяйственной деятельности, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у предприятия отсутствует, нарушены статьи 22,23,67 Федерального закона «Об охране окружающей среды», часть 1 статьи 22, части 2 статьи 22, статьи 25,30 Федерального закона №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Определением от 25.11.2013 №13-0001/581-Вн.-3 госинспектор Сулейманов Ш.Б. назначил время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 10 час.40 мин. 06.12.2013. В перечисленных выше акте проверки, протоколе об административном правонарушении и в определении о назначении административного дела госинспектором сделаны записи об отказе от подписании и получении этих документов без указания фамилии, имени и отчества лица, отказавшегося их принять и подписать.

Сопроводительным письмом от 25.11.2013 №1667/13, врученным 28.11.2013, Махачкалинский отдел по надзору на море по почте направил предприятию акт проверки от 25.11 .2013, предписания, протокола об административном правонарушении от 25.11.2013 №13-0001/581-Вн.-1, №13-0001/581-Вн.-2, №13-0001/581-Вн.-3, №13-0001/581-Вн.-4, №13-0001/581-Вн.-5, №13-0001/581-Вн.-6 и определения от 25.11.2013 о назначении времени и месте рассмотрения административных дел №13-0001/581-Вн.-1, №13-0001/581-Вн.-2, №13-0001/581-Вн.-3, №13-0001/581-Вн.-4, №13-0001/581-Вн.-5, №13-0001/581-Вн.-6.

Ходатайством от 05.12.2013 №238 предприятие обратилось в Махачкалинский отдел по надзору на море о рассмотрении ходатайства и об отложении рассмотрения административных дел, назначенных на 06.12.2013, в том числе и дела №13-0001/581-Вн.-3, назначенного на 06.12.2013 на 10 час.40 мин., на более позднюю дату, поскольку представитель предприятия не может явиться на рассмотрение указанных дел, занят в рассмотрении другого гражданского дела, назначенного на то же время в Дербентском городском федеральном суде. К ходатайству приложены копия выданной Аскендерову Р.Я. судебной повестки Дербентского городского федерального суда о назначении дела на 10 час.00 мин. 06.12.2013, выписанной на имя МУП «Дербентсервис», и копия выданной предприятием Аскендерову Р.Я. доверенности от 01.02.2013. Данное ходатайство согласно выписке из журнала в Махачкалинском отделе по надзору на море зарегистрировано вх.№0799/13 10.12.2013.

На основании перечисленных выше акта проверки, протокола об административном правонарушении от 06.12.2013 госинспектор Сулейманов Ш.Б. в отсутствие заявителя вынес постановление от 06.12.2013 №13-0001/581-Вн.-3 о признании виновным предприятия в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.

С постановлением Махачкалинского отдела по надзору на море от 06.12.2013 №13-0001/581-Вн.-3 о наложении штрафа заявитель не согласился и оспорил его в судебном порядке.

Удовлетворяя требования предприятия, суд первой инстанции исходил из следующего.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21КоАП РФ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон №96-ФЗ, Закон об охране атмосферного воздуха) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

При этом нахождение (поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее -Закон об охране окружающей среды) не использует термин «вредное вещество», применяя понятие «загрязняющее вещество». Под загрязняющим веществом понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизма нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Из содержания названных норм законов следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории вредных (загрязняющих) необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.

Таким образом, в протоколе об административном правонарушении, постановлении о привлечении лица к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ должны быть отражены сведения о том, какие вредные вещества выбрасываются в воздух, об их количестве и (или) концентрации, а также нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения.

В противном случае факт выброса хозяйствующим субъектом вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, без специального на это разрешение нельзя считать доказанным

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

На основании части 4 статьи 23 Закона "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 12 Закона об охране окружающей среды в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.

Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Как следует из статьи 14 Закона об охране атмосферного воздуха, Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 №404, административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выброса отнесен к источникам вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.

Таким образом, изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении о наложении штрафа обстоятельства о выбросе в атмосферный воздух вредных веществ без специального разрешения сами по себе еще не свидетельствуют о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

Административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.

Таким образом, суд первой инстанции сделал вывод, что административным органом не доказано наличие в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

При этом суд первой инстанции не в полной мере учел, что в ходе проведения проверки было выявлено, что предприятие оказывает негативное воздействие на атмосферный воздух, осуществляя выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников (стоянка автотранспорта), образующихся в процессе хозяйственной деятельности предприятия, инвентаризация выбросов загрязняющих веществ не осуществляется, отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не представляется отчетность по форме 2ТП-(воздух) в Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан за период с 2011 по 2013гг.

Наличие указанных источников выбросов (автотранспорта и стоянки) подтверждается журналом регистрации основных средств предприятия, справками о производственной деятельности предприятия, расчетами платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, договором финансовой аренды (лизинга) автотранспортных средств от 29.12.2007 года № 14/1-2007-ФА (копии прилагаются), платежными поручениями №№ 50, 51, 87, подтверждающими оплату за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012г, за 2013 гг. (раздел №2) предприятие осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно: бензин неэтилированный, дизельное топливо.

Кроме того, согласно справкам о производственной деятельности предприятия за 2012, 2013гг. количество транспортных средств на предприятии составляет 31 единицу, из них 16 грузовых бензиновых, 5 грузовых дизельных, 2 легковые, 3 трактора; так же в разделе 3.2 и 4 указанных справок представлены данные о выбросах вредных веществ, осуществляемых посредством указанных единиц транспорта.

Так же, в справках о производственной деятельности предприятия указано, что площадь предприятия, используемая для стоянки автомобилей составляет 5625 кв.м.

Кроме того, инспектором отдела был сделан запрос в Управление Росприроднадзора по РД по указанному предприятию и получен ответ (письмо от 14.11.13 № 10-3070, в котором указано, что МУП «Дербентсервис» не представляет отчетность по форме 2ТП-(воздух) за 2011-2013гт, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получало.

По результатам проверки был составлен Акт №13-0001/581-вн. от 25.11.2013 года, согласно которому предприятие не получило разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не разработало проект предельно допустимых выбросов, не ведет инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не представляется отчётность по форме 2ТП-(воздух) в Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан за период с 2011 по 2013гг.

МУП «Дербент-сервис» были нарушены ст.22, ст.23, ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 14, ст. 22, ст. 25, ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Из п. 1 ст. 14 Закона N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» следует, что разрешение должно быть получено для стационарного источника выбросов.

Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством (пп.2 пункта 1.1 раздела 1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. N 14-01-333, далее - Методическое пособие).

Согласно пп.2 пункта 1.1 раздела 1 Методического пособия стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:

- источники с организованным выбросом;

- источники с неорганизованным выбросом.

Пп.2 пункта 1.2 раздела 1 Методического пособия установлено, что к неорганизованным источникам также относятся транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории предприятия, в том числе автотранспорт.

Таким образом, МУП «Дербентсервис» обязан был получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, так как на балансе предприятия имеется автотранспорт, спецтехника.

Обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности является наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в окружающую среду. Наличие выбросов на Предприятии подтверждается расчетами платежей за негативное воздействие (раздел 2), платежными поручениями за выбросы загрязняющих веществ.

Статьей 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Статьей 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (статья 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").

В соответствии с п.1,6 ч.1 ст.30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик», ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»).

За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ «Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения».

Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ установлена ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон №96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Федеральный закон №96-ФЗ устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, то есть, является специальным в области регулирования охраны атмосферного воздуха по отношению к Федеральному Закону №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Соответственно, учитывая, что состав вменяемого Обществу административного правонарушения предусматривает ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха, при определении наличия или отсутствия объективной стороны данного правонарушения, применению подлежат положения Федерального Закона №96-ФЗ, которые при определении загрязняющего (вредного) вещества не связывает его с определением количества и (или) концентрации этого вещества.

В силу изложенного, для определения наличия объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ достаточно установить лишь факт выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух.

Данный вывод следует также из статьи 14 Федерального Закона №96-ФЗ, в соответствии с которой, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (пункт 1 статьи 14 Закона №96-ФЗ).

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 14 Закона №96-ФЗ).

Таким образом, именно разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливает предельно допустимые количество, концентрации выбросов, а вещество является вредным (загрязняющим) вне зависимости от его количества и (или) концентрации в атмосферном воздухе.

В соответствии с пунктом 3.3 Приказа Росприроднадзора №283 от 29.09.2010г. выдачу разрешений загрязняющих веществ в окружающую среду осуществляют управления Росприроднадзора по соответствующим субъектам Российской Федерации.

В силу того, что состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ является формальным, наступление ответственности не зависит от количественных показателей выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

Следовательно, МУП «Дербентсервис» был обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

Таким, образом постановление в отношении Общества вынесено обоснованно и в соответствии с процессуальными требованиями КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя в части того, что изложенные в протоколе и постановлении обстоятельства о выбросе в атмосферный воздух вредных веществ без специального разрешения еще не свидетельствуют о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 8.21 КоАП РФ и что административному органу необходимо подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.

Данный довод является неверным, так как объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, является выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, являются граждане и должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых могут совершаться выбросы 7 вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту - Закон № 96-ФЗ) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В статье 1 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ») приведено понятие «загрязняющее вещество», под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

При этом понятие «вредное вещество» в указанном законе не установлено. Такое понятие приведено в статье 1 Закона № 96-ФЗ. В частности, под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, содержащихся в атмосферном воздухе и оказывающих в определенных концентрациях вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона № 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Для получения разрешения согласно статье 22 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 № 579 утверждён Порядок установления источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (далее по тексту - Порядок). Этот Порядок применяется, в том числе, при утверждении предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух. Согласно указанному Порядку (пункты 6, 7, 8) к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

В силу пункта 7 Порядка государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в Приложении 2 к данному Приказу (далее по тексту - Перечень загрязняющих веществ), а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 настоящего Порядка.

Пунктом 8 Порядка установлено, что Перечень загрязняющих веществ утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на 10 лет и подлежит пересмотру по истечении установленного срока, или не позднее 1 года после вступления в силу международных обязательств Российской Федерации в области охраны окружающей среды, требующих принятия мер государственного регулирования в отношении загрязняющих веществ, отсутствующих в Перечне загрязняющих веществ, если иное не предусмотрено международным договором, или по результатам научных исследований в области охраны окружающей среды, проведенных в установленном законодательством порядке.

Приложением № 2 к вышеуказанному Приказу Минприроды РФ от 31.12.2010 № 579 утвержден Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию (далее - Перечень вредных (загрязняющих) веществ). В соответствии с данным Перечнем к вредным (загрязняющим) веществам относятся, в том числе, оксид углерода, сажа, бензопирен, диоксид серы - вещества, образующиеся в ходе сгорания топлива автомобиля и выделяющиеся в составе выхлопных газов.

Вредные (загрязняющие вещества) в отношении источников которых требуется разрешение на выброс, приведены в указанном Перечне, и включение веществ в данный Перечень, то есть признание их вредными, не обусловлено какой-либо концентрацией их в атмосферном воздухе.

В этой связи, вредное и загрязняющее вещество – это то, что в определенных концентрациях оказывает вредное воздействие. Из изложенного следует, что вредное и загрязняющее вещество это то, что в определенных концентрациях оказывает вредное воздействие. Вместе с тем из приведенных выше определений не следует, что отнесение вещества к вредному (загрязняющему) поставлено в зависимость от количества такого вещества. Вещество будет относиться к вредному (загрязняющему) независимо от того, какова его концентрация.

Концентрация имеет значение лишь для того, чтобы не допустить ее превышение, поскольку в случае, если она будет превышена, то вредные (загрязняющие) вещества окажут негативное воздействие и на здоровье человека, и на окружающую среду.

Для обеспечения недопустимости превышения такой концентрации и для регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в количествах, не оказывающих негативного воздействия на здоровье человека, действующим законодательством определены критерии качества атмосферного воздуха (статья 1 Закона №96-ФЗ), с целью обеспечения соответствия которым установлены технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы (статья 12 Закона №96-ФЗ).

Отсутствие проб атмосферного воздуха, результатов исследования количества (концентрации) выбрасываемых веществ в атмосферный воздух, в данном случае, не имеет правового значения, поскольку предприятие не имело разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которым устанавливаются допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха. При этом из приведенных выше положений Приказа Минприроды РФ от 31.12.2010 № 579 не следует, что признание выбросов вредными обусловлено какой - либо концентрацией их в атмосферном воздухе.

Кроме того, в соответствии с Законом № 96 - ФЗ и принятым в соответствии с ним Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183, нормативы выбросов устанавливаются для конкретного источника выбросов и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий в соответствующем разрешении. Следовательно, при отсутствии такого разрешения с установленным нормативом выбросов в отношении конкретного источника, преждевременно говорить об обязанности административного органа устанавливать факт того, что количество и концентрация вредного вещества превысили определенные нормативы.

Из материалов дела следует, что к основным видам деятельности Предприятия относятся, в том числе, транспортные услуги, ремонт и эксплуатация дорожного хозяйства, мостовой и иных транспортных инженерных сооружений, работы по надлежащему санитарному содержанию города, обеспечение благоустройства и озеленение территорий города и другие виды работ, определенных уставом предприятия.

Для осуществления своей уставной деятельности общество имеет, в частности, промышленную площадку, находящуюся по адресу: Республика Дагестан, г. Дербент, ул. 345 Дагестанской стрелковой дивизии, 8 «Г», на территории которой расположены транспортные средства, эксплуатация которых неразрывно связана с выбросом и концентрацией вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе.

Данные объекты отражены предприятием и в представленных в Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан Расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012, 2013 годы, также в справках о производственной деятельности предприятия за 2012-2013гг., в журнале регистрации основных средств предприятия за 2013 год (копия прилагается).

За 2012 год, отчетный 1 квартал 2013 года предприятие произвело расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду от источников, в том числе в отношении автостоянки площадью 5625 кв.м., и перечислило в бюджетную систему данные платежи, тем самым, подтверждая факт выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно данным, представляемым филиалом ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО - ЦЛАТИ по РД» (письмо от 12.03.2014 №39/11-12) ГОСТом Р 52033-2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния» устанавливаются нормативные значения содержания в отработавших (выхлопных) газах автомобилей оксида углерода и углеводородов.

Кроме того, филиалом ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО - ЦЛАТИ по РД» со ссылкой на ГОСТ Р 52033-2003 установлено содержание оксида углерода и углеводородов по автомобилями, находящимися на балансе (в пользовании) МУП «Дербентсервис».

Предприятием эксплуатируются как бензиновые двигатели, так дизели (согласно справкам о производственной деятельности за 2012 года, и 1,2,3,4 кварталы 2013 года, спецификации к договору лизинга транспортных средств от 29.12.2007 года № 14/1-2007-ФА 10 и дополнительному соглашению № 3 от 27.07.2011 года к нему, а также сведениям из журнала регистрации основных средств предприятия).

Следовательно, автомобили, находящиеся на балансе и в пользовании МУП «Дербентсервис», выделяют вредные вещества, а именно: оксид углерода, сажа, бензопирен, диоксид серы, которые отнесены к вредным веществам согласно Перечню вредных (загрязняющих) веществ, утвержденному Приказом Минприроды РФ от 31.12.2010 № 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию".

МУП «Дербентсервис» сам подтверждает, что у него имеются стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, само представило данные о производственной деятельности с указанием количества израсходованного за указанный период топлива (бензин, дизтопливо, газ) при сжигании которого происходит выброс в атмосферу продуктов горения (вредных загрязняющих веществ), указало наличие автостоянки площадью 5625 кв.м, наличие производственной площадки и гаражей для автомобилей так же подтверждается журналом регистрации основных средств предприятия за 2013 год, в котором перечислены транспортные средства предприятия и их месторасположение (копии листов журнала регистрации основных средств прилагаются).

Таким образом, факт совершения предприятием правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, подтверждён материалами административного дела.

Судом апелляционной инстанции нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности не установлено.

При этом суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя, что государственным инспектором Сулеймановым дело об административном правонарушении №13-0001/581-вн.-3 не было отложено в связи с поступившим ходатайством МУП «Водоканал» об отложении рассмотрения дела, чем нарушены предусмотренные статьей 24.1 КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела, поскольку не основан на материалах дела.

Так, ходатайство об отложении рассмотрения дела, направленное предприятием, было получено отделом 09.12.2013 года и зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции 10.12.2013 года за № 0799/13, а рассмотрение дела было назначено на 06.12.2013 года, то есть ходатайство поступило в отдел уже после даты рассмотрения самого дела.

Копии листов журнала входящей корреспонденции отдела за 10 декабря 2013 года, где отражена дата получения Махачкалинским отделом по надзору на море письма МУП «Дербентсервис» что усматривается из письма от 17.02.2014 года № 0247/14.

Согласно статье 24.4 КоАП РФ - лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют права заявлять ходатайства, ходатайство заявляется в письменной Форме.

Документа, подтверждающего полномочия Аскендерова Р.Я. как представителя МУП «Дербентсервис» на 06.12.2013 года в распоряжении ни у государственного инспектора, составлявшего административный материал, ни в самом Махачкалинском отделе не было.

Таким образом, на дату составления постановления о назначении административного наказания в Махачкалинский отдел не поступало письменное, обоснованное ходатайство от уполномоченного представителя предприятия.

Таким образом, административный орган при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя каких-либо нарушений допущено не было. МУП «Дербентсервис» правомерно, законно и обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

Поскольку предприятием несвоевременно внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год, не представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2011 года, 3 квартал 2013 года;

предприятием не разработан паспорт опасного отхода за 2012 год (масла моторные отработанные -3 класс опасности);

предприятие не оборудовало гараж и автостоянку (площадку автотранспорта) маслоулавливателем и ливневой системой водоотведения;

предприятие оказывает негативное воздействие на атмосферный воздух, осуществляя выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников (стоянка автотранспорта), образующихся в процессе его хозяйственной деятельности, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у предприятия отсутствуют, не представлен отчет в Управление Росприроднадзора по РД по форме 2ТП-(воздух) за 2011 -2012 годы, чем нарушены статьи 22,23,67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», часть статьи 22, часть 2 статьи 22,25,30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», то в деянии предприятия содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Нарушений процедуры привлечения предприятия к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя предприятия, дело рассмотрено должностными лицами административного органа в рамках предоставленных законом полномочий, в отсутствие надлежаще извещенного представителя предприятия. Назначенное наказание соответствует санкции за совершение данного правонарушения.

При назначении административного наказания административным органом были учтены характер совершенного заявителем административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции считает необходимым отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном размере.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.02.2014 по делу № А15-4103/2013 отменить.

Апелляционную жалобу – удовлетворить.

В удовлетворении заявления МУП «Дербентсервис» - отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий Д.А. Белов

Судьи Л.В. Афанасьева

С.А. Параскевова