ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ессентуки
23 июля 2012 года Дело № А63-137/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.03.2012 по делу №А63-137/2012
по заявлению администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, ст. Ессентукская, ОГРН <***>,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю г. Ставрополь, ОГРН <***>,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, ст. Ессентукская
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю № 98 от 30.09.2011 (судья Русанова В.Г.),
при участии в судебном заседании:
- в судебном заседании Арбитражного суда Ставропольского края участвует представитель УФАС по СК ФИО1 по доверенности;
- от администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края: ФИО2 (доверенность от 27.02.2012);
с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края,
УСТАНОВИЛ:
администрация предгорного муниципального района Ставропольского края (далее -заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее -управление) о признании незаконным и отмене решения от 30.09.2011 № 98 о признании ее нарушившей пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, ст. Ессентукская, в отношении которого Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю составлен акт проверки.
Заявленные требования мотивированы тем, что действия, повлекшие нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ совершены Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (далее - Управление имущественных и земельных отношений), о чем свидетельствует акт № 138 от 02.06.2011 и вынесенные по акту проверки решения управления. Указывает, что Управление имущественных и земельных отношений осуществляет свои полномочия в соответствии с положением, утвержденным постановлением администрации Предгорного муниципального района № 275 от 02 марта 2011 года, (свидетельство о государственной регистрации № 1042600042539), согласно которому оно является юридическим лицом и обладает всеми правами и обязанностями, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации для юридических лиц, в том числе на представительство в суде и других инстанциях, при проведении аукциона Управление имущественных и земельных отношений исполняло функции уполномоченного органа.
Решением от 22.03.2012 суд удовлетворил заявленные требования заявителя, решение № 98 от 30.09.2011 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь признано недействительным.
Судебный акт мотивирован тем, что в действиях администрации отсутствуют нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с таким решением суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Управления, факт нарушения администрацией пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции подтверждается материалами антимонопольного дела, а выводы суда об отсутствии нарушений Закона о защите конкуренции в деянии заявителя противоречат материалам дела.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что суд первой инстанции правильно оценил все юридически значимые факты и вынес законное и обоснованное решение.
Представитель управления в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель администрации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения в соответствии с доводами отзыва на жалобу.
Надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства третье лицо – управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие третьего лица управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, исследовав материалы дела, выслушав представителей управления и администрации, в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующее.
Как видно из материалов дела 2 июня 2011 года управлением была проведена плановая проверка органов местного самоуправления Предгорного муниципального района на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, по итогам которой был составлен акт проверки № 138.
В ходе анализа реестра муниципального имущества Предгорного района Ставропольского края (Решение Совета Предгорного муниципального района Ставропольского края от 24.12.2010 № 58) и реестра договоров аренды и договоров безвозмездного пользования, было установлено, что договоры аренды муниципального имущества заключаются по итогам торгов (конкурсов или аукционов) или в порядке предусмотренном статьями 17.1. и 53 Федерального закона № 135-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 53 Федерального закона № 135 13 договоров аренды муниципального имущества заключено с субъектами малого и среднего предпринимательства на новый срок без проведения конкурсов и аукционов.
Предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ, решением совета Предгорного муниципального района от 25 декабря 2009 года № 70 « О регулировании отношений по сдаче в аренду и в безвозмездное пользование недвижимого имущества находящегося в муниципальной собственности Предгорного муниципального района», решением совета Предгорного муниципального района от 24 июня 2011 года № 29 «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления в аренду и в безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Предгорного муниципального района Ставропольского края, утвержденное решением совета от 25 декабря 2009 года № 70».
Однако в ходе анализа документации по проведенным торгам (конкурсам или аукционам) на право заключения договоров аренды нежилых помещений находящихся в муниципальной собственности было установлено, что информационные сообщения о проведении торгов на заключение договоров аренды муниципального имущества публикуются с нарушением антимонопольного законодательства:
- Информационное сообщение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества опубликованное в газете «Искра» от 2.02.2011 (по итогам торгов заключен договор № 6 на сдачу в аренду нежилых помещений от 03.03.2011 и договор № 7/67 на сдачу в аренду нежилых помещений от 03.03.2011);
- Информационное сообщение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества опубликованное в газете «Искра» от 13.03. 2011 (по итогам торгов заключены договоры № 6 аренды нежилого помещения от 12.04.2010 и № 7 аренды нежилого помещения от 12.04.2010);
- Информационное сообщение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества опубликованное в газете «Искра» от 31.03.2010 (по итогам торгов заключены договоры № 15 аренды нежилого помещения от 04.05.2010, № 12 аренды нежилого помещения от 04.05.2010, № 13 аренды нежилого помещения от 04.05.2010);
- Информационное сообщение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества опубликованное в газете «Искра» от 16.10.2010 (по итогам торгов заключен договор № 27 на сдачу в аренду нежилого помещения от 12.11.2010);
- Информационное сообщение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества опубликованное в газете «Искра» от 10.07.2010 (по итогам торгов заключен договор № 20 на сдачу в аренду нежилого помещения от 09.08.2010);
- Информационное сообщение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества опубликованное в газете «Искра» от 30.03.2011 (по итогам торгов заключен договор № 16 аренды нежилого помещения от 03.05.2011);
- Информационное сообщение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества опубликованное в газете «Искра» от 09.02.2011 (по итогам торгов заключается договор, находится в регистрационной палате).
В вышеуказанных информационных извещениях было установлен ряд нарушений требований приказа № 67 от 10.02.2011, а именно:
- информационное сообщение о проведении торгов размещено только в печатном издании (информации на официальном сайте торгов и не размещалась) (нарушение пункта 103 раздела XVI приказа № 67);
- информационное сообщение размещено менее чем за тридцать рабочих дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе (нарушение пункта 103 раздела XVI приказа № 67);
- в информационном сообщении не указан порядок предоставления документации об аукционе, электронный адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещена документация об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена (нарушение пункта 105 раздела XVI приказа № 67);
- информационное сообщение не содержит указания целевого назначения муниципального имущества, права на которое передаются по договору (нарушение пункта 103 раздела XVI приказа № 67).
Нарушения зафиксированы в акте № 138 от 02.06.2011.
В акте проверки имеется вывод, в котором указано, что в действиях Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края усматриваются нарушения антимонопольного законодательства, а именно статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ.
По результатам рассмотрения акта проверки управлением было в отношении администрации возбуждено дело № 98 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ.
По итогам рассмотрения дела управление вынесло решение № 98 от 30.09.2011 о признании администрации нарушившей пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ и выдало предписание № 56 от 30.09.2011 об устранении антимонопольного законодательства с указанием на необходимость соблюдения при проведении аукционов норм действующего законодательства.
Не согласившись с вынесенным решением, администрация обратилась в суд с требованием о признании его недействительным.
Как следует из материалов дела, в том числе из акта проверки № 138 от 02.06.2011 в 2011 году администрацией принято пять распоряжений о проведении аукционов по продаже права аренды на земельные участки для комплексного освоения в целях жилищного строительства; для сельскохозяйственного производства, которые состоятся до конца первого полугодия 2011 года: № 117-р от 25.04.2011, № 118-р от 25 апреля 2011, № 120-р от 25.04.2011 , № 119-р от 25.04.2011.
Распоряжения помимо указания в пункте 1 на необходимость проведения аукциона в последующих пунктах содержат следующую информацию: пункт 2. Управлению имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края:
2.1. Разработать и утвердить документацию об аукционе, которая обязательном порядке содержать следующие сведения:
2.1.1. Наименование органа местного самоуправления, принявшего решение о проведении аукциона, реквизиты указанного решения, наименование организатора аукциона.
2.1.2. Форму подачи предложении о размере арендной платы.
2.1.3. Предмет аукциона, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях и ограничениях использования земельного участка, кадастровом номере, категории и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные.
2.1.4. Требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе, инструкцию по ее заполнению, перечень документов и предложений, прилагаемых к заявке.
2.1.5. Порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
2.1.6. Порядок и срок отзыва заявок на участие в аукционе.
2.1.7. Срок принятия решения об отказе в проведении аукциона.
2.1.8. Начальный размер арендной платы, определяемый на основании отчета
независимого оценщика. Величину повышения арендной платы («шаг аукциона»).
2.1.9. Размер задатка, срок, порядок внесения задатка и возврата задатка, реквизиты счета для перечисления задатка.
2.1.10. Место, день и время определения участников аукциона.
2.1.11. Место, дата, время и порядок проведения аукциона.
2.1.12. Проект договора аренды земельного участка, сведения о сроке аренды земельного участка.
2.1.13. Срок в течение, которого победитель аукциона должен подписать договор аренды.
2.1.14. Дату, время и порядок осмотра земельного участка на местности.
2.2. Опубликовать в общественно-политической газете Предгорного района «Искра» и разместить на официальном сайте Предгорного муниципального района Ставропольского края в сети «Интернет» извещение о проведении аукциона и информацию о результатах аукциона.
2.3. Обеспечить выполнение функций организатора аукциона в соответствии с
постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 (в ред. от 29.12.2008) и
постановлением главы администрации Предгорного муниципального района Ставропольского
края от 17.06.2008 № 1194.
В соответствии с пунктами 103, 104, 105 раздела XVI приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов В форме конкурса» - извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать рабочих дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Извещение о проведении аукциона также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного Правилами размещения на официальном сайте торгов.
В извещении о проведении аукциона должны быть указаны следующие сведения:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона организатора аукциона;
2) место расположения, описание и технические характеристики
государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по
договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в
случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество;
3) целевое назначение государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору;
4) начальная (минимальная) цена договора (цена лота) с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за единицу площади государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в размере ежемесячного или ежегодного платежа за право владения или пользования указанным имуществом, в размере платежа за право заключить договор безвозмездного пользования указанным имуществом;
5) срок, место и порядок предоставления документации об аукционе,
электронный адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещена документация об
аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление
документации об аукционе, если такая плата установлена;
6) требование о внесении задатка, а также размер задатка, в случае если в документации об аукционе предусмотрено требование о внесении задатка;
7) срок, в течение которого организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона;
8) указание на то, что участниками аукциона могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, имеющие право на поддержку органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в случае проведения аукциона в отношении имущества, предусмотренного Законом.
Как следует из материалов дела, вынесенных управлением по материалам проверки, оформленной актом № 138 от 02.06.2011, распоряжения администрации соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.
В случае если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее также - уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. При этом государственные или муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.
Уполномоченным органом проводить спорные аукционы и исполнять функции организатора аукционов, определено Управление имущественных и земельных отношений.
Из материалов проверки следует, что во исполнение распоряжений администрации Управлением имущественных и земельных отношений опубликованы информационные сообщения о проведении торгов на заключение договоров аренды муниципального имущества, которые были опубликованы с нарушением антимонопольного законодательства, в информационных извещениях было установлены нарушения требований приказа № 67 от 10.02.2011.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом, запрещается.
Закрепленный приведенными нормами запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия властных структур в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Суд первой инстанции указывает, что в данном случае запрещенные пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции действия произведены Управлением имущественных отношений (уполномоченным органом), а не заказчиком (администрацией).
При рассмотрении дела № 98 антимонопольным органом не были выяснены полномочия администрации и Управления имущественных и земельных отношений.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации Предгорного муниципального района № 275 от 02 марта 2011 года, (свидетельство о государственной регистрации № 1042600042539) Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края является юридическим лицом и обладает всеми правами и обязанностями, предусмотренными гражданским законодательством РФ для юридических лиц, в том числе на представительство в суде и других инстанциях.
В соответствии с пунктом 2 раздела 3.5 вышеназванного Положения Управление имущественных и земельных отношений организует и проводит работу по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал вывод, что в действиях администрации отсутствуют нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, такие нарушения допущены Управлением имущественных отношений, что также подтверждается заключением в акте № 138 от 02.06.2011 и других решения управления, вынесенных по результатам проверки, оформленной актом № 138 от 02.06.2011.
При этом суд первой инстанции не учел, что акт проверки № 138 составлен в соответствии с Приказом ФАС РФ от 24.02.2010 № 89 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства». Согласно п. 3.54 регламента утвержденного Приказом ФАС РФ от 24.02.2010 № 89 в акте проверки указываются обязательные реквизиты, а именно:
подп.5 наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
подп.7 сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных признаках нарушения антимонопольного законодательства.
Так, в содержании Акта проверки № 138 указанно, что на основании приказа Ставропольского УФАС России от 27.05.2011 № 345 была проведена проверка в отношении Совета и администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, а также указаны именно признаки нарушения антимонопольного законодательства, а не фактические обстоятельства нарушения антимонопольного законодательства, в том числе заключение акта проверки не содержит информацию о субъекте нарушения антимонопольного законодательства.
В связи с имеющимися признаками нарушения антимонопольного законодательства указанными в п.6 Акта проверки № 138, в отношении проверяемого лица - администрации Предгорного района было возбуждено дело №98 о нарушении антимонопольного законодательства, по признакам нарушения п.2 ч.1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в публикации администрацией Предгорного муниципального района Ставропольского края на сайте информационных сообщений о проведении торгов в форме аукциона, о продаже права аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, где в информационном сообщении не была указана полная информация, требуемая для опубликования в соответствии с п.8 части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 1 ноября 2002 г. № 808, что нарушает запрет осуществлять органам местного самоуправления действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем доступа к информации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссией Ставропольского УФАС России было принято Решение признать администрацию Предгорного района нарушившей антимонопольное законодательство и выдать предписание №56 об устранении допущенных нарушений.
Также следует отметить, что в письменных пояснениях, представленных на рассмотрение дела № 98 администрация Предгорного района не отрицала факт нарушения ей антимонопольного законодательства и сообщила о соблюдении требований установленных законодательством при подготовке следующего аукциона по продаже права аренды земельных участков, в том числе не заявляла о привлечение ненадлежащего лица в ходе рассмотрения дела № 98.
Предписание №56, выданное на основании Решения №98 о нарушении антимонопольного законодательства, также не оспаривалось и было исполнено администрацией Предгорного района.
Следует отметить, что проверка проводилась в отношении администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края в целом, т.е. с учетом деятельности всех структурных подразделений администрации одним из которых являлось и Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, действительно обладающее всеми правами и обязанностями, предусмотренными гражданским законодательством РФ для юридических лиц, в том числе на представительство в суде и других инстанциях, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением администрации Предгорного муниципального района № 275 от 02.03.2011 года.
При этом администрация Предгорного муниципального района Ставропольского края составляет единую систему с подчинением ей структурных подразделений созданных в порядке, установленном положением об администрации Предгорного муниципального района, утвержденном решением совета Предгорного муниципального района Ставропольского края № 22 от 26.04.201 1 года (взамен решения совета Предгорного муниципального района № 71 от 31.10.2008 года).
В том числе администрация Предгорного муниципального района в распорядительном порядке передала часть полномочий и обязательств на основании Положения, утвержденного Постановлением администрации Предгорного муниципального района № 275 от 02.03.2011 года, а также Распоряжениями № 117-р от 25.04.2011, № 118-р от 25 апреля 2011, № 120-р от 25.04.2011 , № 119-р от 25.04.2011 Управлению имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района. Но учитывая единство системы органов местного самоуправления, такими действиями администрация не сложила с себя полномочия, а только наделила частью своих полномочий структурные подразделения, следовательно, обязательства по контролю за деятельностью структурных подразделений остаются в обязанности администрации. Данные обстоятельства подтверждаются Положением об администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, утвержденным Решением Совета Предгорного муниципального района от 26.04.2011 г. №22:
пунктом 4.1. установлено, что администрацией района руководит глава администрации на принципах единоначалия;
пунктом 4.6. установлено, что глава администрации осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность, а именно абзац 6 указанного пункта дает право отменять акты руководителей структурных подразделений администрации района, противоречащих законодательству Российской Федерации, Ставропольского края или муниципальным правовым актам района, принятым на местном референдуме, советом района или главой Предгорного муниципального района Ставропольского края, в соответствии с абзацем 8 указанного пункта глава администрации назначает на должность и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации района, а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственности;
пунктом 5.3. установлено, что руководители структурных подразделений администрации района в своей деятельности подчинены и подотчетны главе администрации;
и Положением об управлении имущественных и земельных отношений, утвержденным постановлением администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края № 275 от 02.03.2011 года:
абзацем 2 пункта 1.2. установлено, что управление подчиняется главе администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края;
пунктом 5.1. указано, что управление возглавляет начальник, назначаемый па должность, и освобождаемый от должности главой администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, для разграничения полномочий заказчика и организатора торгов обязывают заключать концессионный договор или иной договор, в котором каждая сторона имеет свои права и обязанности, а также разграничена ответственность каждой стороны, тем более что взаимоотношение сторон договора строятся на условиях вещного права. Следовательно, при наличии такого договора, организатор торгов несет персональную ответственность за действия и обязательства принятые по условиям договора, если они исполняются в нарушение законодательства Российской Федерации.
Кроме того, п. 1 и 4 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» содержит конкретный перечень субъектов, а именно организатор торгов или заказчик, которые своими действиями нарушают антимонопольное законодательство, в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» законодатель не указал конкретный перечень субъектов. В соответствии, с чем рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 2 и 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» допускается в отношении любого субъекта совершившего нарушение, за исключением случаев, если права и обязанности таких субъектов разграничены в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и представлены достаточные доказательства в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Кроме того суд первой инстанции, рассматривая вопрос по продаже права аренды на земельные участки для комплексного освоения в целях жилищного строительства; для сельскохозяйственного производства необоснованно ссылается на нормы Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Такая ссылка не может иметь место, так как в данном направлении имеется ряд общих и специальных норм, а именно Земельный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков». Также нормы Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ не могут быть применены по аналогии закона, так как в данном законе имеются понятия заказчик, уполномоченный орган и отсутствует понятие организатор торгов в прямом смысле его выражения.
Все акты администрации Предгорного района содержат именно понятие организатор торгов, как это установлено подпунктом «б» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 № 808, в котором указано, что организатором торгов выступает орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, или специализированная организация, действующая на основании договора с ними.
Таким образом, решения Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 30.09.2011 № 98 о признании Администрация предгорного муниципального района Ставропольского края нарушившей пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является законным и обоснованным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции считает необходимым отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Администрации предгорного муниципального района Ставропольского края.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.03.2012 по делу №А63-137/2012 отменить. Апелляционную жалобу удовлетворить. В удовлетворении заявления администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края – отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий Д.А. Белов
Судьи М.У. Семенов
И.А. Цигельников