ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-1772/2015 от 10.06.2015 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда


ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                      Дело № А63-8337/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Цигельникова И.А.,

судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Ивашиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края

апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.03.2015 по делу № А63-8337/2013 (судья Алиева А.К.)

по заявлению открытого акционерного общества «Ростелеком» в лице Ставропольского филиала (г. Ставрополь, ОГРН 1027700198767)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (г. Ставрополь) о признании недействительными решения от 17.06.2013 № 24 и предписания от 31.05.2013 № 13,

при участии в судебном заседании:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю – представитель Колесников Ж.В. по доверенности от 12.01.2013 № 03/12,

от  открытого акционерного общества «Ростелеком» в лице Ставропольского филиала – представитель Москвитин О.А. по доверенности от 03.02.2015 № 0410/29/6-15, представитель Уллаева В.В. по доверенности от 11.08.2014 № 0410/29/41-14,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Ростелеком» в лице Ставропольского филиала (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее – Управление) о признании решения 17.06.2013 № 24 и предписания от 31.05.2013 № 13 недействительными.

Решением суда от 04.03.2015 заявленные требования Общества удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением суда, Управление обжаловало его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований Общества.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление возражает по существу доводов, изложенных Обществом в апелляционной жалобе. Просит оставить решение суда без изменения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции,  изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что приказом Управления от 14.02.2013 № 121/26 Общество включено  в реестр по позиции «услуги широкополосного проводного доступа к сети Интернет для абонентов-граждан, использующих услуги связи для личных, семейных, домашних и других нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, ОКПД 64.20.18.130» с долей на рынке > 50 % в географических границах Ставропольского края, за исключением г. Лермонтова и г. Невинномысска и с долей > 35 %.

Общество также является естественным монополистом на рынке услуг общедоступной электрической связи в Ставропольском крае.

В адрес Управления поступали обращения от граждан, в отношении Общества по вопросу установления различной стоимости услуг доступа к сети Интернет в зависимости от населенного пункта.

По мнению Управления, действующие маркетинговые акции Общества: «Все включено», «Домашний Интернет 2.0», «Домашний Интернет+Забава» проводятся не на территории всего края, а в отдельных населенных пунктах, за исключением отдельных сегментов акционных предложений. При этом согласно акционным предложениям устанавливается различная стоимость на скорость доступа к сети Интернет в одном пакете услуг, различное количество услуг, на время промо-периода.

Проводимые акции влияют на конечную цену реализации услуги, поскольку одной из главных качественных характеристик предоставления доступа в Интернет является скорость доступа и цена за эту скорость. Акции, действующие в рамках утвержденных тарифов доступа в Интернет, по сути являются «модифицированными» тарифными планами  и позволяют получать «более» скоростной Интернет за меньшую стоимость в одних населенных пунктах по сравнению с другими населенными пунктами в одной зоне деятельности оператора связи - Общества, где абоненты лишены такой возможности и вынуждены приобретать за большую стоимость «менее» скоростной Интернет. В связи с применением акции конечная стоимость, оплачиваемая абонентская плата за Интернет становится различной в рамках одного тарифного плана или пакета услуг, для абонентов разных населенных пунктов.

Решением Управление от 17.06.2013 Общество признано нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Закона №135-ФЗ.

31.05.2013 Обществу выдано предписание № 13, согласно которому в двухмесячный срок необходимо принять меры к предоставлению равных условий проведения маркетинговых акций для всех абонентов Общества, не допуская неравенство абонентов по территориальному признаку.

Не согласившись с решением и предписанием Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Общества, исходил из следующего.

Согласно пункта 6 части 1 статьи 10 Закона №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 № 126, пунктами 33, 35 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, тарифы на услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, а также тарифы и тарифные планы для оплаты телематических услуг связи устанавливаются операторами самостоятельно.

Тарифы и тарифные планы Общества являются едиными и действуют во всех населенных пунктах Ставропольского края.

Проводимые Обществом акции не относятся к тарифам и тарифным планам, а представляют собой комплекс коммуникативных средств, комплексное мероприятие, применяемое с целью достижения желаемой реакции потребителей услуг, привлечения внимания потребителей, повышения объемов продаж, лояльности потребителей, упрочения положения организации на рынке. При этом акция - это мероприятие, ограниченное во времени. Акции проводятся в соответствии с утвержденными правилами их проведения, содержащими критерии, по которым лицо может стать участником акций и в рамках которых участники акций могут получать поощрения в виде различных бонусов, скидок к действующим тарифам, изменение параметров и условий предоставляемых услуг.

В акциях могут принять участие не все лица, а только те, которые соответствуют условиям, определенным в правилах их проведения. Проведение маркетинговых акций законодательно не запрещено, каких-либо ограничений для их проведения также не установлено, в связи с чем условия проводимых обществом акций не влияют на состояние конкуренции и не ущемляют интересы других лиц, в том числе путем установления обществом экономически, технологически и иным образом необоснованных различных цен (тарифов) на один и тот же товар на территории Ставропольского края.

Кроме того, возможность проведения Обществом маркетинговых акций и выбор населенных пунктов, на территории которых проводятся такие акции, напрямую зависит от технической возможности задействованного оборудования в предоставлении услуг Интернет.

Техническая возможность связана с пропускной способностью каналообразуюшего оборудования, то есть видом (мощностью) используемого технологического оборудования, параметрами абонентской линии связи, загруженностью внешних сетей и ресурсов.

В населенных пунктах, принимавших участие в проводимых акциях за период с 2012 года, организованы магистральные каналы высокой пропускной способности от 10 до 30 Гбит/сек. Высокая скорость этих каналов достигается использованием оптических технологий и сложного дорогостоящего коммутационного оборудования, установленного в конкретном населенном пункте. В населенных пунктах, не принимавших участие в маркетинговых акциях за данный период, пропускная способность ниже, в результате чего не представляется возможным проведение маркетинговых акций без потери качества оказываемых услуг.

Для каждого подключенного абонента устанавливается в соответствии с тарифным планом максимальная пропускная способность, которую он может задействовать в общем канале передачи данных. Однако при этом указанная пропускная способность ограничивает верхний предел скорости, но жестко не резервируется в канале. То есть при отсутствии активности какого-либо абонента или при использовании им меньшей пропускной способности не используемая в данный момент пропускная способность может быть задействована другим абонентом.

Таким образом, если сумма пропускных способностей, закрепленных за всеми абонентами, будет превышать общую пропускную способность канала, между данными абонентами возникает конкуренция.

Когда все абоненты имеют равные или более близкие по значениям ограничения полосы пропускания, конкуренция по общей полосе пропускания канала относительно невысока, даже в момент одновременного выхода в сеть Интернет всех абонентов с учетом задействованных выделенных им пропускных способностей канала.

В различных населенных пунктах Ставропольского края существует различная техническая возможность оказания услуг Интернет.

В качестве каналообразующего оборудования в отдельных населенных пунктах используются SHDSL-системы, которые организуют каналы связи, не превышающие 6-10 Мбит/с. Поэтому в подобных населенных пунктах абоненты не могут подключиться к сети Интернет на скоростях, превышающих 512 Кбит/с, а в некоторых - 256 Кбит/с.          Согласно справке технического блока от 13.02.2015 № 0410/05/959-15 организация связи в сельской местности осуществляется Обществом по соединительным линиям межстанционной связи. Указанные соединительные линии в настоящее время используются во всех сельских районах и на многих других территориях Ставропольского края. Предельная стабильная скорость передачи сигнала зависит от длины соединительных линий и их электрических характеристик (сопротивление шлейфа, коэффициент затухания). Изложенное не позволяет проводить в соответствующих местностях маркетинговые акции, подобные акциям «Домашний Интернет 2.0», «Все включено», «Домашний Интернет+Забава», и оказывать телематические услуги на предусмотренных такими акциями скоростях (2 Мбит/сек и более). Проведение маркетинговых акций с условием увеличения базовой скорости доступа в Интернет без учета технической возможности каналообразующего оборудования негативно скажется на качестве предоставления услуги широкополосного доступа Интернет для всех абонентов населенного пункта и создаст угрозу для нормального функционирования сети связи.

С учетом изложенного судом первой инстанции принят довод Общества о том, что  Общество не имеет технической возможности проводить маркетинговые акции, предусматривающие увеличение базовой скорости предоставления широкополосного доступа к сети Интернет на всей территории Ставропольского края.

Проведение Обществом маркетинговых акций отвечало интересам абонентов, позволяло им попробовать новую скорость доступа к сети Интернет на выгодных условиях. Установление разных цен и/или тарифов является нормой для маркетинга услуг.

Проведение Обществом маркетинговых акций не нарушает интересы абонентов, а наоборот, отвечает им, а сами акции являются инструментом конкуренции.

Различные технические возможности предоставления услуг, в том числе наличие свободных магистральных и распределительных линий связи; различная загрузка оборудования; степень изношенности кабелей (что требует дополнительных затрат на содержание и эксплуатацию и др. затрат) делают экономически обоснованным установление различных цен в разных населенных пунктах.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что Обществом положения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ не нарушены.

У управления отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемого предписания и решения.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

Представленные в материалы дела доказательства в полной мере подтверждают обстоятельства того, что оспариваемое предписание и решение Управления не соответствуют закону (первое условие) и нарушают права и законные интересы Общества (второе условие), в связи с чем признаются недействительными.

При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

            решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.03.2015 по делу № А63-8337/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                             И.А. Цигельников

Судьи                                                                                                           Л.В. Афанасьева

                                                                                                                      Д.А. Белов