ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки
06 августа 2013 года Дело № А63-18486/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Баканова А.П.,
судей: Джамбулатова С.И., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карповой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Ставрополя» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.04.2013 по делу № А63-18486/2012 (судья Макарова Н.В.)
по заявлению государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Ставрополя» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 355006, <...>)
к ФИО1, г. Ставрополь, ОГРН <***>,
об обязании исполнить обязательства по заключенному договору № 63 от 28.09.2009 о содействии в организации развития малого предпринимательства и самозанятости, а именно: представить в государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Ставрополя» отчеты по форме ГКУ «ЦЗН г. Ставрополя» о выполнении обязательств по договору № 63 от 28.09.2009 за I-IV кварталы 2010 года надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности за период с мая по декабрь 2010 года, надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие расходование части субсидии в размере 7 000 руб., потраченной согласно отчету о расходовании субсидий на оплату аренды, а также подписать акт выполнения договорных обязательств по договору № 63 от 28.09.2009 (с учетом уточненных требований),
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Ставрополя» - ФИО2 (доверенность от 09.01.2013 № 11), ФИО3 (доверенность от 09.01.2013 № 2);
от ответчика - ФИО1 – не явились, извещены,
У С Т А Н О В И Л:
государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Ставрополя» (далее – учреждение, Центр занятости, ГКУ «Центр занятости населения города Ставрополя») обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФИО1 (далее – ФИО1) об обязании исполнить обязательства по заключенному договору от 28.09.2009 № 63 о содействии в организации развития малого предпринимательства и самозанятости, а именно: представить в учреждение о выполнении обязательств по договору от 28.09.2009 № 63 за I-IV кварталы 2010 года надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности за период с мая по декабрь 2010 года, надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие расходование части субсидии в размере 7 000 руб., потраченной согласно отчету о расходовании субсидий на оплату аренды, а также подписать акт выполнения договорных обязательств по договору от 28.09.2009 № 63 (по уточненным требованиям, принятым к рассмотрению суда).
Определением суда от 29.12.2012 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 22.02.2013 суд перешел к общей процедуре рассмотрения дела.
Решением суда от 24.04.2013 в удовлетворении иска отказано. Суд указал на публично-правовой характер правоотношений сторон, применение гражданского законодательства в части понуждения одной из сторон по исполнению условий договора в данных правоотношениях не применяется. Кроме того, Центр занятости в договоре не предусмотрел форму отчетов, порядок сдачи и конкретные даты их предоставления, таким образом, по мнению суда, требование об обязании предоставления отчетов без утвержденных форм отчетов и порядка их сдачи является необоснованным. Факт того, что предпринимателем ФИО1-М.А. в период с 4 квартала 2009 года по 4 квартал 2010 года (включительно) осуществлялась предпринимательская деятельность, подтвержден документально, в том числе актом, составленным сотрудниками Центра занятости; субсидия в размере 58 800 руб. израсходована предпринимателем в полном объеме.
Не согласившись с решением от 24.04.2013, учреждение обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования учреждения удовлетворить. Жалоба мотивирована тем, что судом неполно выяснены обстоятельства дела, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем принято незаконное и необоснованное решение. По мнению апеллянта, к правоотношениям сторон применяется гражданское законодательство Российской Федерации.
Определением от 30.05.2013 апелляционная жалоба принята к производству апелляционного суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 23.07.2013, в котором в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 30.07.2013.
Информация размещена на официальном сайте Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании 23.07.2013 – 30.07.2013 представители учреждения доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым иск удовлетворить.
ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание 23.07.2013 – 30.07.2013 не явился, явку представителя не обеспечил, о причинах неявки суд не известил.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия ответчика и его представителя.
Проверив правильность решения от 24.04.2013 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приказом государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Ставрополя» от 21.08.2009 № 233ДТ/09 ФИО1 признан безработным.
22 сентября 2009 года безработный гражданин ФИО1 обратился в ГКУ «ЦЗН города Ставрополя» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, в котором просил предоставить ему субсидию на организацию предпринимательской деятельности и представил бизнес-план организации магазина по продаже кондитерских изделий.
На основании решения комиссии от 28.09.2009, оформленного протоколом № 28 от 28.09.2009, между ГКУ «Центр занятости населения города Ставрополя» и ФИО1 Х-М.А. заключен договор от 28.09.2009 № 63 о содействии в организации развития малого предпринимательства и самозанятости.
По условиям договора гражданин обязан:
- составить и представить в Центр занятости технико-экономическое обоснование проекта (бизнес-план), подтверждающее эффективность избранного вида деятельности (пункт 2.1.1);
- зарегистрироваться в установленном порядке в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, получить и представить в Центр занятости свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (пункт 2.1.2);
- осуществлять расходование выделенной субсидии в соответствии с разработанным технико-экономическим обоснованием проекта (бизнес-планом) (пункт 2.1.3);
- предоставлять в Центр занятости в течение 12 месяцев со дня регистрации отчет об осуществлении деятельности с периодичностью один раз в квартал (пункт 2.1.4);
- беспрепятственно допускать представителя Центра занятости к проверке документов по осуществляемой деятельности (пункт 2.1.5);
- в случае неосуществления или прекращения деятельности до истечения 12 месяцев со дня регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства без уважительных причин, вернуть полученную субсидию (финансовые средства) (пункт 2.1.6).
30 сентября 2009 года ФИО1 зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 26 № 003577602).
В соответствии с пунктом 2.2.1 договора от 28.09.2009 № 63 и приказом № 274ФП/09 от 01.10.2009 ГКУ «Центр занятости населения города Ставрополя» на банковский счет ФИО1 перечислена субсидия на организацию предпринимательской деятельности в размере 58 800 руб., что подтверждается платежным поручением № 1939 от 07.10.2009.
Бизнес-планом, представленным ФИО1 Х-М.А., предусматривалась организация магазина по продаже кондитерских изделий, при этом субсидию в сумме 58 800 руб. предприниматель планировал израсходовать как дополнительный источник финансирования для покупки весов, кассового аппарата, холодильной витрины, заказа и монтажа рекламной вывески, изготовления рекламного штендера и аренды помещения площадью 24 кв. м.
Предпринимателем в центр занятости представлена информация о расходовании субсидии, предоставленной Центром занятости в рамках дополнительных мероприятий по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан за 4 квартал 2009 года, в соответствии с которой ФИО1 Х-М.А. субсидия в размере 58 800 руб. израсходована в полном объеме на аренду помещения за октябрь, ноябрь и декабрь в сумме 31 500 руб., на покупку торгового оборудования (стеллажа и стола) в сумме 32 300 руб. В подтверждение расходования денежных средств предпринимателем представлен договор аренды между ФИО4 и ФИО1 Х-М.А.от 01.10.2009, товарная накладная № 23 от 15.10.2009 и квитанция к приходному кассовому ордеру № 23 от 15.10.2009.
15 апреля 2010 года инспекторами ГКУ «Центр занятости населения города Ставрополя» проведена проверка (визуальное наблюдение и исследование документов) осуществления ФИО1 Х-М.А. предпринимательской деятельности. В ходе проверки установлено, что заинтересованное лицо в арендуемом помещении по адресу: г. Ставрополь, рынок «Тухачевский», павильон № 63, осуществляет торговлю кондитерскими изделиями, субсидия израсходована полностью на аренду и торговое оборудование, расходные документы предоставлены, предприниматель использует систему налогообложения - единый налог на вмененный доход, в павильоне представлен большой ассортимент кондитерских изделий, уголок покупателя присутствует, отчетность в налоговую инспекцию сдана в срок, документы предоставлены. По результатам проверки сотрудниками заявителя составлен акт проверки № 1 от 15.04.2010.
В связи с неисполнением предпринимателем условий договора от 28.09.2009 № 63 в части ежеквартального предоставления в центр занятости отчетов о ведении предпринимательской деятельности, 28.12.2010 ГКУ «Центр занятости населения города Ставрополя» в адрес предпринимателя направлена претензия о необходимости предоставления налоговых деклараций за I и III кварталы 2010 года, других документов, подтверждающих ведение предпринимательской деятельности в мае-сентябре 2010 года.
На претензию ФИО1 Х-М. А.в центр занятости предоставлены налоговые декларации за II-IV кварталы 2010 года и за I квартал 2011 года.
09 ноября 2011 года заявителем повторно в адрес предпринимателя направлена претензия о предоставлении вышеуказанных документов.
Предпринимателем претензия центра занятости не исполнена, отчеты, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности, не представлены, в связи с чем ГКУ «Центр занятости населения города Ставрополя» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу части 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся, в частности отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.
Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» во всех субъектах РФ действуют региональные антикризисные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда.
В силу пункта 10 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089 (далее - Правила) содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости осуществляется путем предоставления безработным гражданам субсидии в размере равном сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, то есть 58 800 руб.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 18 февраля 2009 № 53-п была утверждена краевая целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2009 году». Одним из основных мероприятий региональной программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2009 году», исполняемой органами службы занятости края, являлось содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Согласно пункту 4 Порядка расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Ставропольского края в рамках реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2009 году», утвержденного постановлением Правительства СК от 27.04.2009 № 126-п, субсидии на развитие малого предпринимательства и самозанятости предоставляются безработным гражданам при условии: заключения договора о предоставлении субсидии между учреждением занятости населения и получателем; предоставления получателем бизнес-плана по выбранному виду деятельности; регистрации в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица, учредителем которого является получатель, крестьянского (фермерского) хозяйства.
Выделение субсидии осуществляется при условии получения безработным гражданином положительного заключения учреждения занятости населения о бизнес-плане по выбранному виду деятельности.
Следовательно, отношения являются публично-правовыми, вытекающими из бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 4 постановления Правительства Ставропольского края от 27.04.2009 № 126-П «Об утверждении Порядка расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Ставропольского края в рамках реализации целевой краевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2009 году» субсидии предоставляются гражданам, достигшим 18-летнего возраста и зарегистрированным в качестве безработных в учреждениях занятости населения, при условии заключения договора о предоставлении субсидии между учреждением занятости населения и получателем.
Осуществление предпринимательской деятельности является одной из целей краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2009 году», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 18.02.2009 № 53-п. Именно на реализацию этой цели согласно пункту 10 Правил предоставляются субсидии.
Судом сделан правомерный вывод о том, что договор от 28.09.2009 № 63 о содействии в организации развития малого предпринимательства и самозанятости между ГКУ «Центр занятости населения города Ставрополя» и ФИО1 Х-М.А. заключен в рамках бюджетного законодательства.
Принимая во внимание публично-правовой характер отношений, применение гражданского законодательства (статьей 309, 310 ГК РФ) в части понуждения одной из сторон по исполнению условий договора в данных правоотношениях неприменимо.
Бюджетным законодательством государственному органу предоставлено право на возврат выделенных субсидий в случае нецелевого использования.
Согласно положениям статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 15 Правил при нецелевом расходовании денежных средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат взысканию в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из условий договора от 28.09.2009 № 63 следует, что основаниями возврата субсидии являются неосуществление или прекращение индивидуальным предпринимателем деятельности до истечения 12 месяцев со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Следовательно, бюджетным законодательством и заключенным договором центру занятости предоставлено право в случае нецелевого использования выделенных субсидий или прекращения предпринимательской деятельности обратиться в суд с заявлением о возврате субсидии.
Обращаясь с требованием об обязании предпринимателя предоставить отчеты по форме ГКУ «ЦЗН г. Ставрополя» о выполнении обязательств по договору от 28.09.2009 № 63 за I-IV кварталы 2010 года, центр занятости в договоре № 63 от 28.09.2009 не предусмотрел форму отчетов, порядок сдачи и конкретные даты их предоставления в центр занятости. Договор содержит общую формулировку по обязанию предоставления отчетов.
Следовательно, требование об обязании предоставления отчетов без утвержденных форм отчетов и порядка их сдачи является необоснованным.
Доказательств обратного ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции учреждением не представлено.
Целью предоставления отчетов является подтверждение факта осуществления лицом, которому выделена субсидия, предпринимательской деятельности согласно бизнес-плану (пункт 2.1.4 договора № 63 от 28.09.2009).
Налоговые декларации, товарная накладная, акты, квитанции, товарные чеки и другие финансовые документы, представленные в материалы дела, подтверждают фактическое осуществление ФИО1 Х-М.А. предпринимательской деятельности.
В акте проверки от 15.04.2010 № 1 центр занятости подтверждает факт ведения ФИО1 Х-М.А. предпринимательской деятельности и расход выделенной субсидии согласно договору от 28.09.2009 № 63.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общая сумма расходов ФИО1 на ведение предпринимательской деятельности (без учета расходов на приобретение кондитерских изделий) составила 69 407 руб. 85 коп., в частности предоставлены:
- акт № 1115 от 05.04.2010 на сумму 9 000 руб. за аренду земельного участка за апрель 2010 года;
- акт № 1477 от 05.05.2010 на сумму 9 000 руб. за аренду земельного участка за май 2010 года;
- акт № 1824 от 05.06.2010 на сумму 1 500 руб. за аренду земельного участка за июнь 2010 года;
- товарный чек № 39 от 08.04.2010 на сумму 1 650 руб. на пленку;
- товарный чек № 4581 от 30.05.2010 на сумму 1 166 руб. на комплектующие к торговому оборудованию (стойка, кронштейн, разделитель под стекло, кроншейн наклонный хлебный);
- товарный чек № 4576 от 29.05.2010 на сумму 3 370 руб. на комплектующие к торговому оборудованию (полка наклонная большая, разделитель под стекло, комплект стекол, разделитель металлический, держатель перекидной системы настенный, карман для перекидной информационной системы);
- товарный чек № 288 от 25.03.2010 на сумму 3 000 руб. на прилавок расчетный;
- товарный чек № 31 от 18.03.2010 на сумму 7 500 руб. на щит информационный (баннер);
- квитанция к приходному кассовому ордеру № 00922 от 30.03.2010 на сумму 921 руб. 85 коп. за услуги по проверке средств измерений.
Следовательно, факт того, что предпринимателем ФИО1 Х-М.А. в период с 4 квартала 2009 года по 4 квартал 2010 года (включительно) осуществлялась предпринимательская деятельность, подтвержден документально, в том числе актом, составленным сотрудниками центра занятости, в котором указано о фактическом ведении предпринимательской деятельности и полном расходовании субсидии.
Таким образом, цель, во исполнение которой предусмотрено предоставление отчетов, реально достигнута.
Судом принято во внимание, что договором от 28.09.2009 № 63 не предусмотрено предоставление каких-либо иных документов, подтверждающих осуществление предпринимателем деятельности, кроме общей формулировки предоставления отчетов, в этой связи требования заявителя об обязании предпринимателя представить надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности за период с мая по декабрь 2010 года, надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие расходование части субсидии в размере 7 000 руб., потраченной согласно отчету о расходовании субсидий на оплату аренды, а также требование о подписании акта выполнения договорных обязательств по договору от 28.09.2009 № 63, правомерно признаны судом необоснованными.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу о необоснованности исковых требований, в связи с чем в удовлетворении иска отказал правомерно.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все материалы дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка, в том числе и тем, которые указаны в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявления, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Доводы учреждения основаны на неверном толковании норм материального права и условий договора.
Доказательств в обоснование своих доводов истец ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представил.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает решение от 24.04.2013 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.04.2013 по делу № А63-18486/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий А.П. Баканов
Судьи С.И. Джамбулатов
Е.В. Жуков