ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А18-2389/2019
20.07.2020
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.07.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко А.А., при участии представителей: от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия - ФИО1 по доверенности от 25.06.2020 №16; от ООО «Экосистема» - ФИО2 по доверенности от 23.10.2019, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.03.2020 по делу №А18-2389/2019 (судья Гелисханова Р.З.) по заявлению ООО «Экосистема» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия от 01.10.2019 № 132,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Экосистема» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия (далее – Министерство) с заявлением о признании недействительным приказа Министерства от 01.10.2019 №132 «О лишении ООО «Экосистема» статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия».
Решением суда от 13.03.2020 заявленные требования Общества удовлетворены, признан недействительным приказ Министерства от 01.10.2019 №132. Суд взыскал с Министерства в пользу Общества судебные расходы по оплате государственной пошлины. Статус регионального оператора присвоен Обществу путем заключения соглашения от 28.04.2018, таким образом, лишение статуса регионального оператора возможно только путем расторжения данного соглашения в установленном порядке. У Министерства отсутствовали основания и полномочия для вынесения оспариваемого приказа.
Министерство обжаловало решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе и дополнении к ней просит отменить решение суда. Указывает на наличие многочисленных нарушений в деятельности Общества по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Республики Ингушетия. Жалоба Министерства содержит ходатайство об истребовании у Малгобекской городской Прокуратуры и Управления Роспотребнадзора по Республике Ингушетия документов, материалов о проведенных мероприятиях по выявлению фактов несанкционированного размещения отходов в г. Малгобек.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу апелляционной жалобы Министерства и дополнений к ней. Считает, что у Министерства отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого приказа. В Республике Ингушетия нормативно не определен орган, уполномоченный принимать решение о лишении организации статуса регионального оператора, также не определен порядок принятия такого решения.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе и дополнении к ней. Также поддерживает ранее заявленное ходатайство об истребовании документов.
Представитель Общества поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу. Возразил по существу доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, а также по существу ходатайства об истребовании доказательств.
Протокольным определением суда, отказано в удовлетворении ходатайства Министерства об истребовании доказательств.
Согласно части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения. При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.
При рассмотрении ходатайства об истребовании доказательств суд учитывает, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательствам, и вправе отказать в удовлетворении такого ходатайства.
Основанием для истребования доказательств является отсутствие возможности у участвующего в деле лица получить необходимые доказательства от лица, у которого оно находится.
С учетом предмета спора, имеющихся в деле документов, принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о невозможности Министерством самостоятельно получить необходимые документы или об отказе в их представлении соответствующими лицами, ходатайство Министерства об истребовании доказательств подлежит отклонению.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Министерства и Общества, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
28.04.2018 между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия и Обществом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – соглашение от 28.04.2018). Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия.
В соответствии с пунктом 1.2 указанного соглашения статус регионального оператора присвоен Обществу с момента подписания соглашения.
В соответствии с пунктом 6.3.3 и 6.3.4 в обязанности Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия входит осуществление контроля за исполнением региональным оператором возложенных на него обязанностей, а также инициирование при наличии оснований в установленном порядке вопроса о лишении юридического лица статуса регионального оператора.
Пунктами 8.2 и 9.2 соглашения установлено, что юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям и в порядке, установленным Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.
Дополнительным соглашением от 20.08.2019 функции Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия по соглашению от 28.04.2018 переданы Министерству природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия (Министерство), согласно распоряжению Правительства Республики Ингушетия от 29.04.2019 г. № 249-р по передаче полномочий в области обращения с ТКО.
Приказом Министерством от 01.10.2019 № 132 Общество, на основании подпунктов «г» и «д» пункта 40 раздела IV Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Ингушетия. Отделу правового и кадрового обеспечения Министерства и Управлению экологической безопасности и охраны окружающей среды Минприроды Ингушетия в соответствии с пунктом 10.3. раздела 10 соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Ингушетия о 28.04.2018 (с учетом дополнительного соглашения № 1 от 20.08.2019) предписано организовать работу по досрочному расторжению указанного соглашения (пункт 2 Приказа № 132 от 01.10.2019).
Общество, не согласившись с принятым приказом Министерства, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Общества, исходил из того, что оспариваемый приказ, не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Ингушетия от 28.04.2018 статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен региональному оператору с момента подписания соглашения.
Таким образом, статус регионального оператора присваивается путем заключения с победителем конкурсного отбора Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Ингушетия.
Поскольку статус регионального оператор присвоен Обществу путем заключения вышеуказанного соглашения, а также учитывая отсутствие установленного региональным нормативным актом порядка лишения статуса регионального оператора, лишение статуса регионального оператора возможно путем расторжения данного соглашения в установленном законом и соглашением порядке по основаниям, установленным Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Незаконное лишение заявителя статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку лишает его права обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории указанного субъекта Российской Федерации, лишает его права заключать с собственниками твёрдых коммунальных отходов договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ установлено, что региональные операторы по обращению с ТКО обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами, в том числе и с ТКО субъекта Российской Федерации (далее - территориальная схема), на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Согласно пункту 34 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), в целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пунктом 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами определено, что юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 40 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в случае, если в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.
Таким образом, основанием для лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами являются только такие нарушения Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, соглашения от 28.04.2018, которые: являются многократными в течение календарного года; допущены в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора; подтверждены актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016
№ 1156. Разделом VI Типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами установлен порядок фиксации нарушений по договору.
Согласно подпункту «г» пункта 40 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами, является основанием для лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Нарушение схемы потоков твёрдых коммунальных отходов возможно в том случае, когда при транспортировании отходов нарушаются (не соблюдаются) маршруты (потоки) их вывоза, установленные указанной схемой. Нарушение схемы потоков твёрдых коммунальных отходов предполагает совершение региональным оператором активных действий по транспортированию отходов по потокам (маршрутам), не предусмотренным территориальной схемой.
Обязанность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами выполнять схему потоков твердых коммунальных отходов обусловлена наличием договоров на оказание услуг по обращению с отходами и, как следствие, фактическим транспортированием отходов.
Министерством в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие факт нарушения Обществом Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, соглашения от 28.04.2018.
В судебном заседании апелляционного суда исследованы доводы Министерства о нарушении Обществом «схемы потоков», со ссылкой на акт осмотра земельного участка от 26.09.2019, выделенного Обществу для строительства полигона ТКО. По мнению Министерства на земельном участке, выделенном Обществу, образована несанкционированная свалка в результате завоза Обществом отходов.
На вопросы председательствующего, представитель Министерства не мог дать пояснений относительно наличия доказательств, подтверждающих, что свалку отходов произвело именно Общество. В материалах дела отсутствуют доказательства и Министерством не представлено, что завоз отходов производится именно Обществом. Отсутствуют сведения о времени завоза отходов, об автомобилях (марка, государственный регистрационный номер) и водителях (Ф.И.О.) осуществляющих завоз отходов на земельный участок, выделенный Обществу для строительства полигона ТКО.
Кроме того, документом, подтверждающим факт перевозки, в том числе является путевой лист. Однако в материалы дела не представлены документы, в том числе путевые листы подтверждающие маршрут спецтранспорта Общества с заездом на земельный участок, выделенный Обществу под строительство полигона ТКО, для выгрузки отходов.
Несанкционированное размещение (свалка) неустановленным лицом на земельном участке, выделенном Обществу для строительства полигона ТКО, не свидетельствует о нарушении Обществом «схемы потоков», а может являться основанием для вывода о наличии признаков правонарушения со стороны Общества, как владельца земельного участка, допустившего ненадлежащее использование земельного участка и не обеспечившего недопущение размещение отходов неустановленными лицами.
Представленное Министерством в материалы дела постановление о привлечении Общества к административной ответственности от 21.10.2019 №207-2019, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в основу которого положен акт осмотра территорий от 26.09.2019, отменено решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 19.02.2020.
Документы, представленные Министерством, не подтверждают факт нарушения Обществом «схемы потоков» твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами. Не представлена схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия, нарушение которой явилось основанием для лишения Общества статуса регионального оператора.
Представленные Министерством документы (переписка органов власти с контрагентами Общества, акты осмотра-территории) не являются доказательствами, подтверждающими факт нарушений Обществом Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, условий соглашения от 28.04.2018. Представленные Министерством акты осмотра-территории, составлены с нарушением порядка, предусмотренного Типовым договором, и не могут подтверждать зафиксированные в них обстоятельства. Доказательств уведомления Общества о составлении актов не представлено.
Проверка Общества в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не проводилась.
Таким образом, довод Министерства о нарушении Обществом «схемы потоков», создание именно Обществом несанкционированной свалки не подтвержден.
Подпунктом «д» пункта 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора в случае нарушение условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее Правила № 881).
Правила от 05.09.2016 № 881 устанавливают порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе.
Пунктом 16 Правил от 05.09.2016 № 881 предусмотрено, что способом обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению является предоставление безотзывной банковской гарантии, предоставляемой на каждый год срока действия соглашения со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного соглашением.
В подтверждение исполнения обязанности по предоставлению обеспечения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия Общество предоставило банковскую гарантию ООО «КБ «Еврокапитал-Альянс» № 17701-2/1-2018 от 29.06.2018 на сумму 43587317р, сроком действия до 30.06.2019 включительно. Таким образом, Правила конкурсного отбора от 05.09.2016 № 881 в части предоставления банковской гарантии Обществом не нарушалось.
На момент подписания соглашения от 28.04.2018, Правила обращения с твердыми коммунальными отходами не предусматривали в качестве основания для лишения статуса регионального оператора нарушение условий соглашения в отношении банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению.
При таких обстоятельствах, применение подпункта «д» пункта 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, как основания для лишения статуса регионального оператора, необоснованно.
Имеется предусмотренная частью 1 статьи 198 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого приказа Министерства недействительным. Приказ Министерства нарушает права и законные интересы Общества.
С учетом изложенного, приказ Министерства от 01.10.2019 №132 правомерно признано судом первой инстанции недействительным, как не соответствующим требованиям Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, условиям соглашения от 28.04.2018.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Довод Министерства о том, что судом первой инстанции не приобщена к материалам дела справка помощника прокурора Маглобекской городской прокуратуры от 12.03.2020, подлежит отклонению, поскольку доказательств обращения к суду с ходатайством о приобщении дополнительного документа, не представлено. Кроме того, справка помощника прокурора Маглобекской городской прокуратуры от 12.03.2020, датирована после вынесения оспариваемого приказа Министерства от 01.10.2019 №132.
Ссылки Министерства на необоснованный отказ судом первой инстанции ходатайства о вызове сотрудника Роспотребнадзора по Республике Ингушетия в качестве свидетеля, а также необоснованный отказ суда принять от свидетеля дополнительные документы, проверены апелляционным судом.
Согласно части 1 статьи 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вызывает свидетеля для участия в деле по ходатайству лица, участвующего в деле.
Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, может подтвердить свидетель, и сообщить его фамилию имя, отчество и место жительства (часть 2 статьи 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации свидетель сообщает известные ему сведения устно.
Статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В рассматриваемом деле необходимость в допросе сотрудника Роспотребнадзора отсутствовала. Непринятие судом первой инстанции документов от сотрудника Роспотребнадзора не лишало возможности Министерство представить эти же документы суду самостоятельно, как лицом, участвующим в деле.
Доводы, приведенные Министерством в апелляционной жалобе, сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.03.2020 по делу №А18-2389/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий И.А. Цигельников
Судьи Л.В. Афанасьева
М.У. Семенов