ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-190/09 от 17.02.2009 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, факс: 8 (87934) 6-09-16, e-mail: info@16AAS.ARBITR.RU

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Ессентуки Дело № А25-1360/08

17 февраля  2009 г

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2009 г., полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2009 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.

Судей Луговой Ю.Б., Цигельникова И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карапетовым С.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике ФИО1 и Приволжского территориального управления Росрезерва на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.12.2008 по делу № А25-1360/08

по заявлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики

к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике ФИО1,

заинтересованное лицо Приволжское территориальное управление Росрезерва

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике

о признании недействительными постановления от 17.11.08 судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по КЧР ФИО1

«О возбуждении исполнительного производства № 91/12/2009/3/2008 по взысканию с Правительства КЧР в пользу Приволжского территориального управления Росрезерва пени в размере 6 000 000 руб.»;

«О возбуждении исполнительного производства № 91/12/2008/3/2008 по взысканию с Правительства КЧР в пользу Приволжского территориального управления Росрезерва пени в размере 3 116 789 руб.38 коп.»;

«О возбуждении исполнительного производства № 91/12/2007/3/2008 по взысканию с Правительства КЧР в пользу Приволжского территориального управления Росрезерва пени в размере 15 525 руб.55 коп.»;

«Об объединении исполнительных производств № 91/12/2007/3/2008, № 91/12/2008/3/2008, № 91/12/2009/3/2008 в сводное производство № 91/12/2007/3/2008-СД» и обязать судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по КЧР ФИО1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Правительства Карачаево-Черкесской Республики (судья Дышекова А.С.),

при участии в судебном заседании:

от Правительства Карачаево-Черкесской Республики – ФИО2 (доверенность от 12.01.2009 №11-04),

от судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике ФИО1 – ФИО1 (удостоверение ТО 104556),

от Приволжского территориального управления Росрезерва – не явился, извещен,

от Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике – ФИО3-И.М. (доверенность от 13.01.2009 № 2, удостоверение ТО 091782),

УСТАНОВИЛ:

Правительство Карачаево-Черкесской Республики обратилось в арбитражный суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике ФИО1 о признании недействительными постановлений от 17.11.08 судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по КЧР ФИО1: «О возбуждении исполнительного производства №91/12/2009/3/2008 по взысканию с Правительства КЧР в пользу Приволжского территориального управления Росрезерва пени в размере 6 000 000 руб.»; «О возбуждении исполнительного производства №91/12/2008/3/2008 по взысканию с Правительства КЧР в пользу Приволжского территориального управления Росрезерва пени в размере 3 116 789 руб.38 коп.»; «О возбуждении исполнительного производства №91/12/2007/3/2008 по взысканию с Правительства КЧР в пользу Приволжского территориального управления Росрезерва пени в размере 15 525 руб.55 коп.»; «Об объединении исполнительных производств №91/12/2007/3/2008, №91/12/2008/3/2008, №91/12/2009/3/2008 в сводное производство №91/12/2007/3/2008-СД» и обязании судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по КЧР ФИО1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Правительства Карачаево-Черкесской Республики путем отмены оспариваемых постановлений (с учетом уточнений).

Определением суда от 01.12.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике.

Решением суда от 19.12.2008 признаны недействительными постановления от 17.11.08 судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по КЧР ФИО1 «О возбуждении исполнительного производства №91/12/2009/3/2008 по взысканию с Правительства КЧР в пользу Приволжского территориального управления Росрезерва пени в размере 6 000 000 руб.»; «О возбуждении исполнительного производства №91/12/2008/3/2008 по взысканию с Правительства КЧР в пользу Приволжского территориального управления Росрезерва пени в размере 3 116 789 руб.38 коп.»; «О возбуждении исполнительного производства №91/12/2007/3/2008 по взысканию с Правительства КЧР в пользу Приволжского территориального управления Росрезерва пени в размере 15 525 руб.55 коп.»; «Об объединении исполнительных производств №91/12/2007/3/2008, №91/12/2008/3/2008, №91/12/2009/3/2008 в сводное производство №91/12/2007/3/2008-СД», как не соответствующие Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и Бюджетному кодексу Российской Федерации. В части обязания судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по КЧР ФИО1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Правительства Карачаево-Черкесской Республики путем отмены оспариваемых постановлений, в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован нарушением установленного порядка взыскания денежных средств с бюджетного учреждения и отсутствием у судебного пристава-исполнителя оснований для возбуждения исполнительного производства. Суд исходил из того, что надлежащим способом защиты нарушенных прав заявителя является заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов судебного пристава-исполнителя, и признание судом недействительными ненормативных правовых актов судебного пристава-исполнителя влечет за собой восстановление нарушенного права заявителя по вынесению оспариваемых постановлений судебного пристава-исполнителя.

Не согласившись с принятым решением, заявители – судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике ФИО1 (далее – судебный пристав-исполнитель ФИО1) и Приволжское территориальное управление Росрезерва (далее – Управление Росрезерва) обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Судебный пристав-исполнитель ФИО1 в жалобе указывает, что без вынесения определения о возбуждения исполнительного производства не имел права совершать действия, в том числе проверить соблюдение взыскателем порядка взыскания денежных средств с бюджетной организации и установить наличие счетов должника в кредитных организациях.

Судебный пристав-исполнитель ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал.

Управление Росрезерва в жалобе указывает, что обратилось в Управление Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике после получения отказа произвести взыскание денежных средств с должника от Финансово-хозяйственного управления Президента и Правительства КЧР и от Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике.

Управление Росрезерва заявило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Суд удовлетворил ходатайство.

Правительство Карачаево-Черкесской Республики (далее – Правительство КЧР) представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судом решения.

Представитель Правительства КЧР - ФИО2 поддержал доводы отзыва.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике – ФИО3-И.М. просил решение суда отменить, апелляционную жалобу судебного пристава- исполнителя ФИО1 удовлетворить по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.

Правильность решения суда от 19.12.2008 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.12.2008 по делу № А25-1360/08является законным и обоснованным, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что 25.11.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Черкесску внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 - Правительстве Карачаево-Черкесской Республики за основным регистрационным номером 1020900511818, что подтверждается свидетельством серии 09 №000202871 (л.д.18).

13.11.08 в Управление Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике поступили заявления Управления Росрезерва о взыскании средств из бюджета субъекта Российской Федерации с Правительства КЧР с приложением судебных актов Арбитражного суда Нижегородской области, исполнительных листов, выданных на основании указанных судебных актов и приказа Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв) от 20.06.2005 №165-к о назначении руководителя Приволжского территориального управления Росрезерва (том 1 л.д.23-30, 32-39, 41-49).

17.11.2008 на основании указанных документов судебным приставом-исполнителем ФИО1 были вынесены постановления «О возбуждении исполнительного производства №91/12/2009/3/2008 по взысканию с Правительства КЧР в пользу Приволжского территориального управления Росрезерва пени в размере 6 000 000 руб.»; «О возбуждении исполнительного производства №91/12/2008/3/2008 по взысканию с Правительства КЧР в пользу Приволжского территориального управления Росрезерва пени в размере 3 116 789 руб.38 коп.»; «О возбуждении исполнительного производства №91/12/2007/3/2008 по взысканию с Правительства КЧР в пользу Приволжского территориального управления Росрезерва пени в размере 15 525 руб.55 коп.», а также постановление «Об объединении исполнительных производств №91/12/2007/3/2008, №91/12/2008/3/2008, №91/12/2009/3/2008 в сводное производство №91/12/2007/3/2008-СД» (том 1 л.д.11-14).

Полагая, что указанные постановления вынесены с нарушением норм действующего законодательства, Правительство КЧР обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 121 Федерального Закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд сторонами исполнительного производства. Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случае исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона об исполнительном производстве, пунктом 3 статьи 239 и пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством.

Согласно статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится.

Статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что положения, установленные Кодексом применительно к бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти (государственные органы).

В соответствии со статьей 91 Конституции Карачаево-Черкесской Республики, статьей 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.01.1998 №371-ХХ11 «О Правительстве Карачаево-Черкесской Республики» (с изменениями от 07.03.2000, 17.10.2000, 12.11.2001, 22.12.2003, 23.03.2004, 21.06.2004, 19.12.2005, 19.07.2006, 15.11.2006, 18.05.2007, 25.07.2008), Правительство КЧР является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики. Согласно статье 34 указанного Закона расходы на содержание Правительства КЧР определяются в республиканском бюджете отдельной строкой.

Указом Президента КЧР от 23.05.07 №99 образовано Финансово-хозяйственное управление Президента и Правительства КЧР.

Согласно пункту 1.1 Положения о Финансово-хозяйственном управлении Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного постановлением Правительства КЧР от 24.09.07 №359, Финансово-хозяйственное управление Президента и Правительства КЧР является органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, созданным в целях организации материально-технического и финансового обеспечения деятельности Президента КЧР, Администрации Президента КЧР, Правительства КЧР, а также транспортного обслуживания их работников. Одной из основных функций Управления является обеспечение оперативного контроля за своевременным выделением средств на содержание и расходованием средств по статьям сметы расходов Президента КЧР, Правительства КЧР, Администрации Президента КЧР (пунктом 3.8 Положения).

Как следует их материалов дела, заявления взыскателя поступили в Управление Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике 13.11.2008 и 14.11.2008 были переданы для исполнения судебному приставу-исполнителю ФИО1 17.11.2008 судебным приставом-исполнителем ФИО1 были вынесены оспариваемые постановления о возбуждении исполнительного производства. В поданных заявлениях взыскатель не сообщил о действиях, которые он предпринял для взыскания сумм задолженности с Правительства КЧР, а также не приложил к заявлению доказательства обращения в Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике и Финансово-хозяйственное управление Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики.

Об обращении взыскателя в Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике для взыскания с Правительства КЧР денежных средств и отсутствии у Правительства КЧР лицевых средств в Управлении Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике судебному приставу стало известно только 02.12.2008 (том 1 л.д. 50-53).

Суду апелляционной инстанции представлено письмо Финансово-хозяйственное управление Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 12.08.2008 № 150, в котором в ответ на заявление взыскателя о взыскании с Правительства КЧР денежных средств, сообщено о том, что Финансово-хозяйственное управление Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики не является органом исполняющим судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации. Доказательств получения данного письма на момент вынесения судебным приставом-исполнителем оспариваемых постановлений суду не представлено.

Таким образом на момент вынесения оспариваемых постановлений 17.11.2008 у судебного пристава-исполнителя ФИО1 отсутствовала информации о действиях, предпринятых взыскателем в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ до обращения в службу судебных приставов.

Нормами статей 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Названными нормами предусмотрено, что исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета.

Исполнительный лист, предусматривающий обращение взыскания на бюджетные средства по денежным обязательствам бюджетных учреждений, может быть принят судебным приставом-исполнителем к исполнению только лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств соответствующего бюджета в течение установленного трехмесячного срока.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для возбуждения исполнительных производств по принудительному взысканию денежных средств с Правительства Карачаево-Черкесской Республики.

Оспариваемые постановления судебного пристава-исполнителя ФИО1 приняты с нарушением положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» и Бюджетного кодекса Российской Федерации и на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно признаны судом незаконными.

Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Правительства КЧР об обязании судебного пристава-исполнителя ФИО1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку исходя из системного толкования подпункта 3 части 4 и подпункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с подпунктами 3 и 5 части 1 статьи 199 Кодекса в данном случае надлежащим способом защиты нарушенных прав заявителя является заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов судебного пристава-исполнителя, и признание судом недействительными ненормативных правовых актов судебного пристава-исполнителя влечет за собой восстановление нарушенного права заявителя по вынесению оспариваемых постановлений судебного пристава-исполнителя.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.12.2008 по делу № А25-1360/08.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.12.2008 по делу № А25-1360/08 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок.

Председательствующий Л.В. Афанасьева

Судьи Ю.Б. Луговая

И.А. Цигельников