ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-1936/13 от 20.08.2013 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда


ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки

27 августа 2013 года Дело №А63-1368/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013года.

Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2013 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
 Петросян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

УФМС по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.05.2013 по делу № А63-1368/2013 (судья Алиева А.К.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Реммастер» (г. Ставрополь, ОГРН 1072635019159)

к Управлению Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1052604288428)

о признании незаконным и отмене постановления № 111226 от 01.02.2013 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от ООО «Реммастер»: Мишакова С.В. по доверенности от 22.07.2013, Смертина А.В. по доверенности от 10.07.2013,

в отсутствие иных лиц участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Реммастер», г. Ставрополь (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (далее – Управление), о признании незаконным и отмене постановления от 01.02.2013 №№ 111226 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 30.05.2013 требования Общества удовлетворены.

Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения. Факт наличия заключенного трудового договора с иностранным гражданином, без непосредственного допуска к выполнению работ, не является привлечением этого гражданина к трудовой деятельности и не образует состав административного правонарушения.

Не согласившись с решением суда, Управление обжаловало его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе Управление указывает на незаконность и необоснованность принятого судом решения. Считает, что Общество обоснованно привлечено к административной ответственности

В отзыве на апелляционную жалобу Общество, ссылаясь на отсутствие в материалах дела доказательств наличия состава вменяемого административного правонарушения, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что заключение трудового договора с иностранным гражданином само по себе не является привлечением данного гражданина к трудовой деятельности и не образует состава административного правонарушения.

В судебном заседании представители Общества поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представитель Управления в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителей Общества, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что в адрес Управления 03.04.2012 года поступило заявление от гражданина Республики Узбекистан Олланазарова Жасурбека Камулжановича о продлении срока миграционного учета по месту пребывания в г. Ессентуки в связи с осуществлением трудовой деятельности.

На основании докладной записки о неуведомлении Общества о привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности, руководителем Управления было вынесено распоряжение от 21.12.2012 № 6/89 о проведении внеплановой документарной проверки Общества с целью исполнения государственной функции контроля и надзора за соблюдением правил привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Распоряжение вручено 24.12.2012 руководителю Общества, о чем имеется подпись на распоряжении.

В адрес Общества 18.01.2013 была направлена информация № 6/466 (т. 1 л.д. 32) о том, что по результатам проверки установлен факт нарушения требований приказа от 28.06.2010 № 147 Федеральной миграционной службы России, с указанием места и времени для дачи объяснений по делу и составлении протоколов по делу об административном правонарушении.

22.01.2013 в присутствии руководителя Общества, с учетом его письменных объяснений от 22.01.2013 Управлением, составлен протокол №№ 111226/108.

Определением от 28.01.2013 Управление назначило дату и место рассмотрения дела об административных правонарушениях на 01.02.2013 на 12 часов 20 минут (т.1 л.д. 34).

01.02.2013 Управлением в присутствии законного представителя Общества было вынесено постановление № 111226, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.

Основанием для признания Общества виновным в названном правонарушении явилось неуведомление о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности Олланазарова Ж.К. (разрешение на работу № 120001540, гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) от 11.03.2012 б/н).

Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с частью 9 статьи 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Согласно пункту 2 Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2008 г. № 183 (действующих на момент привлечения Общества к административной ответственности), работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее - орган службы занятости населения), о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства (далее - иностранный гражданин).

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что законодательство, устанавливающее обязанность уведомления миграционного органа в трехдневный срок с даты заключения трудового договора, и законодательство, предусматривающее ответственность за неуведомление миграционного органа, связывают уведомление прежде всего с фактом привлечения и использования иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности.

Заключение трудового договора само по себе не означает привлечение и использование иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности, поэтому отсутствие действий со стороны работодателя по допуску иностранного гражданина к трудовой деятельности исключает обязанность уведомления миграционного органа о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 22.11.2011 № 7197/11 по делу № А40-82952/10-79-451.

В примечаниях 1 и 2 к статье 18.15 КоАП РФ указано, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

В пункте 20 постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 судам разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц за совершение правонарушений, установленных частями 1 и 2 статьи 18.15 КоАП РФ, судам необходимо принимать во внимание, что статьей 61 Трудового кодекса Российской Федерации различаются день заключения договора и день, когда работник обязан приступить к выполнению своих трудовых обязанностей.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что административное производство по спорным постановлениям ограничилось докладной запиской о наличии заявлений иностранных граждан о продлении сроков миграционного учета и отсутствии уведомлений о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства общества о приеме на работу, опросом руководителя общества.

Доказательств, свидетельствующих о фактическом привлечении названных выше граждан к трудовой деятельности, административный орган у Общества не истребовал, такие доказательства в материалах административного дела отсутствуют.

В материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие, что Обществом не исполнена установленная нормами Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязанность. Из материалов дела не усматривается, что имелось событие вмененного административного правонарушения.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в материалах административного дела отсутствуют доказательства наличия в действиях Общества и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В апелляционной жалобе Управление указывает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка заявлениям иностранных граждан о продлении срока миграционного учета. Данный довод отклоняется апелляционным судом.

Как видно из материалов дела, в указанных Управлением заявлениях о продлении срока миграционного учета отсутствуют сведения о работодателе или заказчике работ, нет указаний на время, дату, период проведения работ, а также отсутствуют сведения об объекте и виде работ.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при назначении наказания административным органом не установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность (отсутствуют) (абзац 3 страницы 3 постановления), в связи с чем основания для назначения наказания выше минимального (250000 руб.) Управлением не мотивированы, постановление в данной части вынесено с нарушением статьи 4.1 КоАП РФ.

Довод Управления в апелляционной жалобе о необоснованности взыскания в пользу Общества 1000 рублей судебных издержек, так как Управление не может являться ответчиком по данному требованию, отклоняется.

Судом первой инстанции правильно установлено, что по данному делу с административного органа взысканы не издержки по делу об административном правонарушении, а судебные расходы, вопросы распределения которых в соответствии со статьей 112 АПК РФ разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело.

Согласно п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 г. № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителя в арбитражных судах» в случае, когда орган государственной власти (орган местного самоуправления) выступает в арбитражном суде в качестве стороны, требование другой стороны о возмещении понесенных судебных расходов подлежит удовлетворению за счет государственного (муниципального) органа.

Стороной по делу о привлечении Общества к административной ответственности являлся орган государственной власти.

Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.05.2013 по делу № А63-1368/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

  Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий И.А. Цигельников

Судьи Л.В. Афанасьева

Д.А. Белов