ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-4726/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А., судей: Баканова А.П., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционные жалобы ОАО «Ставропольгоргаз», УФАС по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.05.2012 по делу № А63-4726/2012 (судья Тлябичева З.Р.),
по заявлению ОАО «Ставропольгоргаз» (ОГРН 1022601937049)
к УФАС по Ставропольскому краю
об оспаривании решения и предписания от 30.12.2011, о взыскании гос. пошлины
при участии в судебном заседании:
от ОАО «Ставропольгоргаз»: Юрченко И.А. (доверенность от 11.01.2012), Койчев В.В. (доверенность от 19.06.2012);
от УФАС по Ставропольскому краю: Пашкова Н.Н. (доверенность от 10.01.2012);
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Ставропольгоргаз» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 30.12.2011 о признании общества нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; о взыскании с управления в пользу общества расходов по государственной пошлине в размере 2000 руб.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.05.2012 заявленные требования общества удовлетворены частично. Признано недействительным предписание управления от 30.12.2011 № 39 в части установления цены на услугу демонтажа и монтажа бытового газового счётчика после ремонта или поверки в сумме 466,58 руб. В остальной части предписание управления от 30.12.2011 № 39 оставлено без изменения. Признан недействительным пункт 2 решения управления от 30.12.2011 в части выдачи предписания в части установления цены на услугу демонтажа и монтажа бытового газового счётчика после ремонта или поверки в сумме 466,58 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
С управления в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Общество и управление обжаловали решение суда в апелляционном порядке.
Общество просило решение суда отменить в неудовлетворенной части и принять по делу новый судебный акт. Общество указало на то, что управлением не доказан факт установления обществом монопольно высокой цены на услуги по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установку бытового счетчика газа после поверки или ремонта, в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Судом не рассмотрены отсутствия оснований для признания цены монопольно высокой. Управлением не проведен анализ рынка, оспариваемой услуги в пределах г. Ставрополя.
Управление просило решение суда отменить в части признания предписания недействительным и принять по делу новый судебный акт. Управление не согласно с выводами суда о том, что управление, предписывая необходимость заключения договоров с населением по конкретной цене, фактически осуществляет функцию государственного регулирования цен и тарифов.
В судебном заседании представители общества, управления поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Как следует из материалов дела, общество предоставляет услуги сетевого газоснабжения: эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт внутридомовых газопроводов и газового оборудования. Общество состоит в региональном реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, занимает доминирующее положение по позиции «услуги сетевого газоснабжения: эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт внутридомовых газопроводов и иного оборудования».
На основании обращений граждан на действия общества по установлению высокой стоимости на услуги по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установки бытового счетчика газа после поверки или ремонта, управлением проведена проверка общества.
В ходе проведения проверки управлением был выявлен факт нарушения антимонопольного законодательства, а именно: установления монопольно высокой цены на услуги по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта.
На основании изложенного, управлением было возбуждено дело № 136 в отношении общества по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон № 135-ФЗ).
30.12.2011 управлением в отношении общества принято решение по делу № 136, согласно которому общество признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ путем установления монопольно высокой цены на услуги по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта.
На основании решения от 30.12.2011 управление выдало обществу предписание от 30.12.2011 № 69, в соответствии с которым обязало общество прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, а именно: установить стоимость услуг по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установке бытового счетчика газа после поверки или ремонта, суммарная стоимость которых не превышала бы стоимости услуг рассчитанной Региональной тарифной комиссией Ставропольского края, согласно приложения № 1 и 2 письма РТК СК от 02.12.2010 года № р-01-05/2925 в части установления цены на услугу демонтаж и монтаж бытового газового счётчика после ремонта или поверки в сумме 466, 58 руб.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, общество оспорило их в судебном порядке.
Пунктом 5 статьи 5 Закона № 135 - ФЗ установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Как указано в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее -постановление № 30), установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», статьей 2 которого предусмотрено, что система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа; газораспределительная система -имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Газораспределительными организациями являются специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям (пункт 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162).
В соответствии с пунктом 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, специализированной организацией является газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
Согласно пункту 7 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 (далее - Порядок № 239), проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 7 Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896 в реестр включаются в том числе, наименование производимого и (или) реализуемого хозяйствующим субъектом товара (работ, услуг), на рынках которого он имеет долю в размере более чем 35 процентов, с указанием кодов согласно общероссийским классификаторам или Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Как следует из материалов дела, заявитель включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 % по позиции: услуги по монтажу и демонтажу приборов учета газа по индивидуальному обращению граждан, ОКУН - 042305.
По Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 данный код обозначает - «установка (монтаж), наладка, ремонт и обслуживание приборов учета газа.
Кроме того, управлением исследовался рынок услуг по монтажу и демонтажу приборов учета газа и установлено, что общество на данном рынке также занимает доминирующее положение с долей на рынке в 2010 году 93,1%; в 2011 году - 70,8% соответственно.
Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке и установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществлены в соответствии с Законом № 135-ФЗ; порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 № 220; административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 № 5.
Из материалов дела следует, что согласно ответам саморегулируемых организаций предприятия, состоящие в СРО и имеющие допуск к работам, указанным в пункте 15.3 приказа Министерства регионального развития России от 30.12.2009 № 239, могут осуществлять услуги по монтажу (установке) и демонтажу приборов учета газа.
Вместе с тем, хозяйствующие субъекты, имеющие право на оказание услуг по монтажу и демонтажу приборов учета газа, занимаются строительно-монтажными работами по устройству наружных и внутренних инженерных систем газификации, в том числе установкой приборов учета газа в строящихся многоквартирных жилых домах, не сданных в эксплуатацию и не подключенных к сетям газоснабжения. Такие хозяйствующие субъекты не оказывают услуги по установке и демонтажу приборов учета газа по индивидуальному обращению граждан и не осуществляют работы на действующих газопроводах.
Таким образом, услуги по установке газовых счетчиков по индивидуальному обращению граждан оказывают общество и некоторые иные специализированные организации, при этом их совокупная доля не превышает 10%.
Управлением при рассмотрении дела и анализе рынка услуг по установке газовых счетчиков по индивидуальному обращению граждан учтены все хозяйствующие субъекты, оказывающие рассматриваемые услуги, их доли рассчитаны на основании достоверной информации, что правомерно позволило управлению сделать вывод о доминирующем положении общества на вышеуказанном рынке услуг.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Частью 1 статьи 6 Закона № 135-ФЗ определено понятие монопольно высокой цены товара.
Материалами проверки установлено, что предъявленная обществом потребителю цена услуг превышает сумму необходимых расходов и прибыли.
Согласно выписке из прейскуранта № 2 стоимость услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки, установлена обществом на строительно-монтажные работы (утвержден приказом № 18-П от 02.02.2011). Предварительный анализ цен услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки показал, что цена в размере 801, 63 и 1154, 34 рублей соответственно, является самой высокой на территории Ставропольского края.
В письменных пояснениях Региональной тарифной комиссии Ставропольского края за исходящим номером от 01.12.2011 № р-03-05/3307, было отмечено, что в отношении стоимости по виду работ «демонтаж и монтаж бытового газового счётчика после ремонта или поверки» обществу предлагались предельные цены в размерах 568,10 руб. на 2010 год и 474,55 руб. на 2011 год (с учётом НДС). Поскольку расчёты организации выполнены с учётом трудоёмкости работ 2,0 чел./час, комиссия Региональной тарифной комиссии Ставропольского края при анализе представленных материалов установила, что предлагаемая организацией стоимость работ учитывает одновременно и демонтаж прибора учёта для направления его в ремонт и/или на поверку, и его последующую установку после ремонта и/или поверки.
При этом Региональная тарифная комиссия Ставропольского края и общество при формировании стоимости на услуги демонтаж и монтаж бытового газового счётчика после ремонта или поверки определяют ее как услугу с установкой единой цены, в то время как общество и другие газораспределительные организации разделяют данную услугу на две услуги, а именно услуги по демонтажу бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и установка бытового счетчика газа после поверки или ремонта.
В результате выборочного анализа управлением калькуляций иных газораспределительных организаций, оказывающих услуги на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки путем сопоставления цен на указанные услуги, было установлено, что цена на услуги по демонтажу бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки общества превышает цену, которая установлена другими газораспределительными организациями Ставропольского края.
Среднестатистическая цена на услуги по демонтажу бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки составляет в среднем около 550 руб.
Из материалов дела видно, что стоимость услуг на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки рассчитывается в соответствии с «Примерным прейскурантом цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанного ОАО «Гипрониигаз» и утвержденного 20.06.2001 ОАО «Росгазификация» (далее - Прейскурант).
Однако при расчете стоимости работ на демонтаж бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтаж после ремонта или поверки общество произвело расчет для категории населения с процентом рентабельности 25.
Пунктом 1.3 Методики расчета цен Методических указаний по использованию Примерного прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденного Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35 определено, что в стоимость платных услуг, оказываемых населению, заложен уровень рентабельности в размере 10% к себестоимости и 25% - при оказании услуг предприятиям.
Таким образом включение обществом в стоимость услуги для населения рентабельность 25 % выше установленного Прейскурантом, свидетельствует о том, что стоимость услуг по демонтажу бытового счетчика газа (с установкой перемычки) и его монтажу после ремонта или поверки превышает сумму необходимых для производства и реализации таких услуг, расходов и прибыли, что содержит признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ.
Указанные факты подтверждаются материалами дела. Доказательств обратного обществом не представлено.
При таких обстоятельствах, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что оснований для признания решения управления недействительным по существу не имеется.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно указал на то, что вынесенное управлением предписание № 69 от 30.12.2011 как ненормативный правовой акт не соответствует Административному регламенту Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб, утвержденному приказом ФАС России от 22.12.2006 № 337.
В соответствии со статьей 50 Закона № 135-ФЗ по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании решения по делу управление выдает предписание. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением.
Согласно пункту 4 статьи 41 Закона № 135-ФЗ, пункту 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.12.2007 № 447, предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок.
Суд правильно указал, что предписание управления, в части обязания обществу прекратить нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, а именно установить стоимость услуг по демонтажу бытового счетчика с установкой перемычки и установке бытового счетчика газа после поверки или ремонта, суммарная стоимость которых не превышала бы стоимости услуг рассчитанной Региональной тарифной комиссией Ставропольского края, обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считать данный акт исполнимым, поскольку содержит указание, каким способом обществу следует прекратить нарушение Закона № 135-ФЗ.
Вместе с тем управление, указав обществу в своем предписании на необходимость заключения договоров с населением по конкретной цене, фактически осуществило функцию по государственному регулированию цен и тарифов. Однако на данную услугу не распространяются правила государственного регулирования цен и тарифов. Таким образом, управление превысило полномочия, представленные антимонопольным законодательством.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования общества в части признания недействительным предписания от 30.12.2011 № 69 и указал на то, что оспариваемое решение управления в части пункта 2 подлежит, так же как и оспариваемое предписание, признанию недействительным.
Решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.05.2012 по делу №А63-4726/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Возвратить ОАО «Ставропольгоргаз» из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий И.А. Цигельников
Судьи А.П. Баканов
Д.А. Белов