ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-1950/2013 от 04.09.2013 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                          

06 сентября 2013 года                                                                         Дело № А18-96/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2013 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Белова Д.А.,

судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.05.2013 по делу № А18-96/2013  (судья Р.Ш. Цечоев)

по  заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия

к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия,

о взыскании задолженности,  

при участии в судебном заседании:

- от Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия – Оздоева Р.Т. по доверенности от 22.01.2013 № ИС-01/277,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к Государственному учреждению Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее ГУ ОПФ РФ по РИ) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 69 517,16 рублей.

Заявление мотивировано расчетом суммы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, при эксплуатации автотранспортных средств за 2011год, то есть плата за выбросы веществ загрязняющих атмосферный воздух от передвижных источников составило 162,12 рублей, плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных объектов составило 66,55 рублей, плата за образование отходов составило 122 969, 15 рублей. Всего на сумму 123 197,82руб. и с учетом ранее оплаченных ГУ ОПФ РФ по РИ за 2011год по платежному поручению №568 от 04.10.2011 - 26 840,33 рублей, по платежному поручению №450 от 11.08.2011г. - 26 840,33 руб., а всего - 53 680, 66 руб. Общий остаток невыплаченной суммы ГУ ОПФ РФ по РИ за 2011 год составляет 69 517, 16 рублей.

Решением от 17.05.2013 суд в удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия отказал.

Судебный акт мотивирован тем, что ГУ ОПФ РФ по РИ вправе не вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Не согласившись с таким решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.05.2013 отменить и удовлетворить заявленные требования в полном размере.

По мнению апеллянта действия административного органа в полной мере соответствуют положениям законодательства, что подтверждается материалами дела, а выводы суда о том, что ГУ ОПФ РФ по РИ вправе не вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду, противоречат нормативно-правовым актам и материалам дела.

В отзыве на апелляционную жалобу ГУ ОПФ РФ по РИ, считая доводы апелляционной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также указывает на ошибочность выводов Управления о необходимости ГУ ОПФ РФ по РИ вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Представитель ГУ ОПФ РФ по РИ в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, о чем в деле имеются соответствующие уведомления, в суд полномочных представителей не направило, ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие Управления в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, выслушав представителя ГУ ОПФ РФ по РИ, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что жалоба административного органа подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела,в соответствии с докладной запиской от 06.02.2012г. начальника отдела надзора за водными ресурсами, экологического контроля, экологической экспертизы и нормирования о не предоставлении платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам принятых отчетов (расчетов) за 4 квартал 2011года в отношении ГУ ОПФ РФ по РИ было проведено административное расследование.

В ходе расследования усмотрев в действиях ГУ ОПФ РФ по РИ признаки неосуществления платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011года Управлением вынесено определение от 08.02.2012г. о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.8.41 КоАП РФ и направлено вместе с запросом о представлении необходимых документов в целях получения доказательств по делу об административном правонарушении 09.02.2012г. по почте с уведомлением о доставке.

Были подготовлены расчеты суммы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, при эксплуатации автотранспортных средств за 2011год, то есть плата за выбросы веществ загрязняющих атмосферный воздух от передвижных источников составило 162,12 рублей, плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных объектов составило 66,55 рублей, плата за образование отходов составило 122 969, 15 рублей. Всего на сумму 123 197,82руб.

ГУ ОПФ РФ по РИ за 2011год оплачено по платежному поручению №568 от 04.10.2011 -26 840,33 рублей, по платежному поручению №450 от 11.08.2011г. -26 840,33 руб., а всего-53 680, 66 руб. Общий остаток невыплаченной суммы ГУ ОПФ РФ по РИ за 2011 год составляет 69 517, 16 рублей.

29.03.2012г. Управлением вынесено Постановление №15 о назначении административного наказания по ст.8.41 КоАП РФ в отношении ГУ ОПФ РФ по РИ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

10.04.2012г. ГУ ОПФ РФ по РИ обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Ингушетия об отмене данного постановления. Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15.06.2012г. (дело №А18-217/12), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.09.2012г.), в удовлетворении заявленного требования ГУ ОПФ РФ по РИ отказано.

Управлением 05.10.2012г. направлено письмо в ГУ ОПФ РФ по РИ о погашении задолженности по уплате за негативное воздействие на окружающую среду в добровольном порядке, на что от ГУ ОПФ РФ по РИ получен ответ, что в 2011г. произведена переплата за воздействие на окружающую среду в сумме 53 273, 38 рублей.

По доводам, изложенным в заявлении, заявитель просит суд обязать ГУ ОПФ РФ по РИ произвести оплату в пользу Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия недостающую сумму, согласно произведенного расчета, в сумме 69 517,16 рублей.

Обязанность уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлена Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ). В п. 2 ст. 16 указанного Закона приведен закрытый перечень видов негативного воздействия на окружающую среду, включающий в том числе размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, данный Порядок распространяется на лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за определенные виды вредного воздействия на окружающую природную среду, в том числе размещение отходов.

Вследствие недостаточно конкретных формулировок Закона N 7-ФЗ контролирующий орган настаивает на обязанности организаций непроизводственной сферы уплачивать платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Понятия "отходы производства и потребления" и "размещение отходов производства и потребления" приведены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). Согласно ст. 1 данного Закона отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Размещение отходов - это их хранение и захоронение. При этом хранением отходов признается содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А под захоронением понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Вместе с тем деятельность по размещению отходов подлежит лицензированию (пп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Так, исходя из указанных норм, заниматься размещением отходов имеет право специализированная организация , имеющая лицензию. Деятельность офисов, в результате которой образуется бытовой мусор, хранящийся в мусорных корзинах, а не в специально оборудованных хранилищах, как это предписывают законодатели, не может признаваться деятельностью по размещению отходов производства и потребления и поэтому не влечет уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

В Письме Ростехнадзора от 23.12.2005 N СС-47/145, доведенном до сведения налоговых органов Письмом ФНС России от 08.02.2006 N ГВ-6-21/132@, указано, что законодательством Российской Федерации не установлено безусловной связи между возникновением объекта по плате и фактом наличия лицензии на размещение отходов.

Таким образом, для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника.

ВАС РФ поддержал субъектов хозяйственной деятельности в Постановлении Президиума от 17.03.2009 N 14561/08. Таким образом, принимая во внимание приведенную позицию Президиума ВАС РФ, суд считает, что в данном случае организация вправе не вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

В ходе судебного разбирательства, судом установлено, что требование в отношении платы за выбросы веществ загрязняющих атмосферный воздух от передвижных источников и эксплуатации автотранспортных средств заявителем не предъявляются, так как ответчиком указанные платы произведены.

Требования заявителя касаются платы в части негативного воздействия на окружающую среду,  в следствии размещения и складирование бытовых отходов.

Суд установил, что ГУ ОПФ РФ по РИ не занимается деятельностью по размещению, хранению и утилизации отходов производства и потребления в смысле, предаваемом Законом N 89-ФЗ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Вместе с тем суд первой инстанции не в полной мере учел что, согласно статьи 1 Закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция, утратившие свои потребительские свойства; а под обращением с отходами - деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В силу статьи 11 Закона № 89 - ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. В соответствии со ст. 14 названного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами (часть 2 статьи 14), на отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российском Федерации федеральный орган исполнительной власти (часть 3 статьи 14).

Статья 18 Закона № 89-ФЗ устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ в редакции Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ в редакции Закона №309-Ф3 от 30.12.2008г статьи 33 пункта - «б», под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона №89-ФЗ в редакции Закона № 309-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Также в соответствии с данной статьей к размещению отходов относится их хранение до момента вывоза отходов, в соответствии с данной статьей накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Законом №309-Ф3 в содержание понятия «обращение с отходами » была включена деятельность по накоплению отходов, что связано с введением ее законодательного определения и необходимостью ее правовой регламентации.

Введение понятия «накопления отходов» было связано с необходимостью разграничения правовой квалификации деятельности, связанной с временным складированием отходов вне специально оборудованных объектов размещения и деятельности, связанной с их хранением и захоронением, традиционно включаемым в содержание понятия «размещение отходов».

В соответствии с пунктом 5 Приказа Минприроды России от 1 сентября 2011 года №721»Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отходов устанавливается в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002г № 786.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В силу пунктов 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Пунктом 1 статьи 15 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно пункту 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Исходя из положений статей 1, 19, 22 и 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

Факт образования отходов производства и потребления в результате осуществления ГУ ОПФР РФ хозяйственной деятельности, а также их размещение на территории ГУ ОПФР РФ в отсутствие утвержденных лимитов, неосуществление ГУ ОПФР РФ обязанностей по учету образовавшихся отходов, а также отнесению отходов к конкретному классу опасности подтвержден материалами дела.

Так, во всех договорах заключенными ГУ ОПФР РФ и их структурных подразделений по оказанию коммунальных услуг с жилищно-коммунальными хозяйствами Республики Ингушетия предметом договоров является вывоз твердых бытовых отходов, а не размещение и захоронение данных отходов, эти организации не являются специализирующими организациями и не имеют лицензии на осуществление деятельности в области обращении с отходами.

Отказ от права собственности на отходы допускается при условии соблюдения требований законодательства государства об отходах и не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении этих отходов до момента приобретения права собственности на них другим лицом, за исключением случаев, когда отходы в соответствии с законодательством государства подвергнуты удалению. И лишь комплексный анализ законодательства в области обращения с отходами позволяет делать выводы о том, что субьектом внесения платы за размещение отходов является собственник отходов, который несет полную ответственность за размещение своих отходов, при этом отчитываясь в установленном порядке не только за отходы, находящиеся в собственности, но и за отходы, образованные в результате их хозяйственной и иной деятельности, переданные в собственность другим лицам.

Материалами дела подтверждается размер исковых требований, так имеется расчет суммы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, при эксплуатации автотранспортных средств за 2011 год, то есть плата за выбросы веществ загрязняющих атмосферный воздух от передвижных источников составило 162,12 рублей. Данный расчет подготовлен 05.06.2012 года на основании данных из ГИБДД МВД по РИ по количеству автотранспортних средств зарегистрированного на ГУ ОПФР по РИ и запроса в ГУ ОПФР РФ по РИ о количестве потребленного ГСМ за 2011год, и называется она как дополнительная справка расчета суммы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников, в части потребления ГСМ. Контр расчет не представлен.

Данный платеж ответчиком не мог быть оплачен в связи с тем, что ГУ ОПФР РФ по РИ в соответствии с платежными поручениями №450 от 1 1.08.2011 года и в соответствии с платежным поручением № 568 от 04.10.2011 перечислило за негативное воздействие на окружающую природную среду общую сумму 53680,66рублей за 1-ый и 2-ой квартал включительно 2011года.

В исковом заявлении Управления составлен общий расчет и выведен общий остаток не выплаченной суммы ОПФР РФ по РИ за 2011год, остаток не выплаченной суммы составил 69517,16 рублей.

Судом апелляционной инстанции установлено, что ГУ ОПФР РФ по РИ осуществляет производственно - хозяйственную деятельность без внесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4-ый квартал 2011 года.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции считает необходимым отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Управления в полном размере.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.05.2013 по делу № А18-96/2013 отменить. Апелляционную жалобу – удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (ИНН 0602015269, ОГРН 1020600985503) в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия (ИНН 0603278359, ОГРН 1040600282975) сумму по уплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 69 517 рублей 16 копеек.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                Д.А. Белов                                                                                             

Судьи                                                                                                            Л.В. Афанасьева

                                                                                                                      И.А. Цигельников