ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-1950/2022 от 18.08.2022 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                      Дело № А15-3065/2021

25.08.2022

Резолютивная часть постановления объявлена 18.08.2022.

Постановление изготовлено в полном объеме 25.08.2022.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Жукова Е.В., Сомова Е.Г.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии от публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - ФИО1 (доверенность от 01.01.2022 № 1), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания – ФИО2 (доверенность от 30.03.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.03.2022 по делу № А15-3065/2021,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением об отмене постановления Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан  от 13.01.2021 № 05-2021-08-22 по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

Решением суда от 14.03.2022 признано незаконным и отменено постановление Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан от 13.01.2021 № 05-2021-08-22 по делу о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

Северо-Кавказское межрегиональное Управление Росприроднадзора обжаловало решение суда в апелляционном порядке. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.

В составе суда произведена замена судьи.

Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан, Северо-Кавказского межрегионального Управления Росприроднадзора, Предпринимателя.

При подаче апелляционной жалобы Северо-Кавказское межрегиональное Управление Росприроднадзора заявило ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы мотивированное поздним получением копии решения суда.

Как следует из материалов дела, копия решения получена Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора 06.05.2022 (л.д. 85) и 12.05.2022 подана апелляционная жалоба. Доказательств более ранней даты получения не имеется. Список почтовых отправлений суда первой инстанции в материалах дела отсутствует. Учитывая право на судебную защиту и исходя из целей и задач правосудия, гарантированного Конституцией Российской Федерации права на судебную защиту (статья 46) апелляционный суд восстанавливает срок на подачу апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, постановлением Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан от 13.01.2021 № 05-2021-08-22 Предприниматель привлечен административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, которое выразилось в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами.

Считая, что постановление Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан о назначении административного наказания незаконным, нарушающим права и законные интересы, Предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан и Северо-Кавказское межрегиональное Управление Росприроднадзора далее поименованы – Управление.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме, устанавливая в том числе, соблюдение административным органом установленного порядка привлечения к ответственности.

Частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием, в том числе, для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные  нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в частности, протоколом об административном правонарушении.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Как следует из содержания постановления Управления от 13.01.2021 № 05-2021-08-22, обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом от 10.12.2020 № 02-05-12/3/2020.

Однако в материалах дела арбитражного дела протокол от 10.12.2020 № 02-05-12/3/2020 отсутствует.

Иных доказательств, подтверждающих факт совершения Предпринимателем вменяемого правонарушения (часть 1 статьи 7.3 КоАП РФ) материалы дела не содержат.

Определением апелляционного суда от 21.06.2022 Управлению предложено: «заблаговременно представить копии материалов административного дела в отношении ИП ФИО3, представить доказательства соблюдения порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности. Представить доказательства направления в адрес предпринимателя акт проверки, уведомления предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов проверки. Оригиналы документов представить в судебное заседание, в случае отсутствия оригинала документов, указать причину невозможности представления документа. Копии представляемых документов заверить в установленном порядке».

21.07.2022 от Управления, посредством ИС «Мой Арбитр»в апелляционный суд поступило письмо от 20.07.2022 № 03-07/3478 в котором сообщено, что исполнить определение суда от 21.06.2022 в полном объеме не представляется возможным ввиду того, что во исполнение требования Управления по Северо-Кавказскому федеральному округу Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам административный материал в отношении Предпринимателя был предоставлен в названное управление прокуратуры. В приложении в электронном виде указаны следующие документы: положение об Управлении на 14 стр.; выписка из ЕГРЮЛ на 14 стр.; приказ № 293 от 10.06.2019 на 6 стр.; приказ № 701-лс от 17.10.2019 на 1 стр.; письмо № 411/1-7-2022 на 3 стр.; доверенности. Протокол об административном правонарушении от 10.12.2020 № 02-05-12/3/2020 не приложен.

Апелляционным судом при исследовании приложенных к письму Управления от 20.07.2022 № 03-07/3478 установлено отсутствие письма № 411/1-7-2022 на 3 стр. Данный факт также подтверждается актом отдела делопроизводства Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда об отсутствии в системе ИС «Мой Арбитр» файла «письмо № 411/1-7-2022 на 3 стр.», указанного в приложении к письму Управления от 20.07.2022 № 03-07/3478.

Копия акта апелляционного суда об отсутствии документа направлена в адрес Управления.

Определением апелляционного суда от 21.07.2022 Управлению предложено: «представить перечень документов, указанный в приложении к сопроводительному письму от 20.07.2022 № 03-07/3478. Представить копии материалов административного дела в отношении ИП ФИО3, представить доказательства соблюдения порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности. Копии представляемых документов заверить в установленном порядке».

27.07.2022 от Управления повторно поступило ранее направленное в апелляционный суд письмо от 20.07.2022 № 03-07/3478, в приложении к письму закреплен файл «письмо № 411/1-7-2022 на 3 стр.». Протокол об административном правонарушении в отношении Предпринимателя от 10.12.2020 № 02-05-12/3/2020 Управлением не представлен.

Судебная коллегия считает, что Управление не обосновало невозможность представления в материалы дела копии материалов административного дела в отношении ИП ФИО3, в том числе протокола от 10.12.2020 № 02-05-12/3/2020.

Из содержания файла «письмо № 411/1-7-2022 на 3 стр.» приложение к письму Управления от 20.07.2022 № 03-07/3478 следует, что Главным  управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам письмом от 27.01.2022 № 411/1-7-2022 истребованы к 04.02.2022 следующие материалы: за период 2021 год - январь 2022 года: 1. проведенных в 2019 государственных экологических экспертиз по материалам общих допустимых уловов водных биоресурсов и иных в сфере водных биоресурсов по поручению Росприроднадзора; 2. по оформлению разрешительных документов на добычу, использование, акклиматизацию, содержание и оборот редких видов водных биоресурсов, включая их вывоз за пределы Российской Федерации; 3. по осуществлению деятельности по сбору и анализу отчетов о реализации ранее выданных разрешений, по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами условий выданных разрешений; 4. по контролю в области обращения с морскими животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, в том числе материалов проверок по обращениям граждан и организаций; 5. По рассмотрению поступивших от Росрыболовства данных о критическом состоянии их запасов в целях рассмотрения вопроса о включении видов водных биоресурсов в Красную книгу Российской Федерации; 6. дела об административных правонарушениях, возбужденных по фактам нарушения законодательства, связанным с водными биологическими ресурсами; 7 сведения об имеющейся технике и числе должностных лиц Росприроднадзора, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением законодательства о рыболовстве и об охране водных биоресурсов, существующим нормативам; 8. по выдаче заключений (разрешительные документы) на вывоз морских и прочих водорослей; 9. по подтверждению отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности; 10. по согласованию проектов работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде; 11. по выдаче разрешений на использование объектов животного и растительного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; 12. по выдаче разрешений на сбросы; 13. по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня (за исключением указанных в п. 1); 14. по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдача разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных); 15. по выдаче разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации; 16. по выдаче заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения; 17. по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории; 18. по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору; 19.           по выдаче удостоверений общественного инспектора по охране окружающей среды; 20. по согласованию нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации; 21. по выдаче заключений (разрешительных документов) на вывоз информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных и минерального сырья;  за период с 01.07.2021 по январь 2022 года: проверок, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не включенные в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и Единый реестр проверок, проведенных по иным основаниям, в том числе дела об административных правонарушениях; проверок, проведенных по обращениям граждан и организаций; по исполнению программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по всем видам контроля на 2022 год; о проведенных профилактических мероприятиях. Также необходимо представить дела об административных правонарушениях, рассмотренных должностными лицами Межрегионального управления за период с сентября 2021 года по февраль 2022 года.

Таким образом, прокуратурой истребованы дела об административных правонарушениях, рассмотренных должностными лицами Управления за период с сентября 2021 года по февраль 2022 года.

С заявлением об оспаривании постановления Предприниматель  обратился в арбитражный суд 17.06.2021. Определением суда от 28.06.2021 заявление Предпринимателя оставлено без движения и 07.07.2021 принято к производству. Управление уведомлено о начавшемся судебном процессе, судебные извещения направлены по адресам Управления; 367027, <...> б; <...> и получены им 12.07.2021, что подтверждается уведомлениями (т.1, л.д. 3,4). Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что с 12.07.2021 Управление обладало информацией об обжаловании постановления в судебном порядке, имело возможность изготовить копии материалов административного дела в отношении Предпринимателя и представить их суду до их истребования Главным  управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам (письмо от 27.01.2022 № 411/1-7-2022), однако данной возможностью не воспользовалось, копии материалов не изготовило.

Во исполнение определений суда апелляционной инстанции Управление не предприняло какие-либо меры для получения копий материалов административного дела в отношении Предпринимателя. В случае невозможности получить копии материалов административного дела не сообщило об этом апелляционному суду, не заявило соответствующее ходатайство.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что запрос прокуратуры (от 27.01.2022 № 411/1-7-2022)  содержал требование о необходимости представления дел об административных правонарушениях, рассмотренных за период с сентября 2021 по февраль 2022 года, однако постановление по делу об административном правонарушении в отношении Предпринимателя вынесено 13.01.2021, то есть за пределами периода, указанного прокуратурой. Таким образом, следует вывод о несостоятельности ссылки Управления на письмо прокуратуры от 27.01.2022 № 411/1-7-2022 об истребовании к 04.02.2022 материалов административных дел за период с сентября 2021 по февраль 2022 года.

Судебной коллегией также исследовано сопроводительное письмо мирового судьи судебного участка № 102 г. Дербента Республики Дагестан (т. 1, л. д. 72) из содержания которого следует, что в адрес Управления (367027, <...> б) направлены материалы дела об административном правонарушении в отношении Предпринимателя, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, для устранения недостатков. В приложении к письму указано: копия определения на 1-м листа; Административный материал на 12-ти листах. Указанные в сопроводительном письме документы в материалах арбитражного дела отсутствуют. Кроме того, в рассматриваемом деле (№ А15-3065/2021), оспаривается постановление Управления по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ. Сопроводительное письмо мирового судьи (по делу о привлечении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ) по своему содержанию не имеет отношения к рассматриваемому делу № А15-3065/2021 (часть 1 статьи 7.3 КоАП РФ) и не содержит сведений о направлении в адрес Управления именно протокола об административном правонарушении от 10.12.2020 № 02-05-12/3/2020.

На основании совокупности изложенного, в отсутствие в материалах дела протокола об административном правонарушении от 10.12.2020 № 02-05-12/3/2020, в отсутствие иных доказательств, подтверждающих факт совершения Предпринимателем вменяемого правонарушения (часть 1 статьи 7.3 КоАП РФ), апелляционный суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления от 13.01.2021 № 05-2021-08-22.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При указанных обстоятельствах требование Предпринимателя подлежало удовлетворению. Решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения..

Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.03.2022 по делу № А15-3065/2021  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                       Цигельников И.А.

Судьи                                                                                                      Жуков Е.В.

                                                                                                                 Сомов Е.Г.