ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело №А63-13423/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, апелляционную жалобу ООО «Винно-коньячный комбинат» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.06.2012 по делу № А63-13423/2011 (судья Борозинец А.М.),
по заявлению ООО «Винно-коньячный комбинат» (ОГРН <***>, <...>)
к МРУ Росалкогольрегулирования по Северо - Кавказскому Федеральному округу (<...>)
об оспаривании постановления от 07.12.2011,
при участии в судебном заседании:
от МРУ Росалкогольрегулирования по Северо - Кавказскому Федеральному округу - ФИО1 (доверенность от 02.03.2012);
от ООО «Винно-коньячный комбинат» - ФИО2 (доверенность от 11.10.2011);
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Винно-коньячный комбинат» (далее – общество) обратилось с заявлением о признании незаконным постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо - Кавказскому Федеральному округу (далее – управление) по делу об административном правонарушении № 07-10с/530 от 07.12.2011.
Решением суда от 21.06.2012 в удовлетворении требований общества отказано.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Общество не согласно с доводами управления и выводами суда первой инстанции.
Из отзыва управления следует, что оно не согласно с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, управлением проведена плановая документарная проверка общества по представленным декларациям об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2011 года по лицензии № Б 095776 и сведений, зафиксированных в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), в ходе которой было установлено, что в декларации об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 3) отражено производство коньяка обработанного (код вида продукции 231) в объеме 48,29 тыс. дал., в декларации об объемах закупки алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 7) отражено поступление коньяка обработанного (код 231) - закупка у ООО «Кировский» в общем объеме 20,39 тыс. дал. (ТТН №№ 27, 28, 29 от 14.07.2011, №№ 30, 31 от 15.07.2011). Однако в декларации об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 4) отражено поступление коньяка обработанного в общем объеме 48,29 тыс. дал. Расхождение составило 20,39 тыс. дал.
По факту, указывающему на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), 21.11.2011 МРУ Росалкогольрегулирования по Южному Федеральному округу вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 07-10с.
В объяснении № 372 от 02.12.2011 общество указало, что объем произведенного коньяка обработанного (код 231) в 3 квартале составляет 27,8985 тыс. дал, что подтверждается представленными первичными документами (купажными актами) и отражено в ЕГАИС за период от 01.07.2011 по 30.09.2011 (раздел 3 «произведено с начала отчетного периода»).
При таких обстоятельствах МРУ Росалкогольрегулирования по Южному Федеральному округу пришло к выводу о том, что обществом в декларацию по форме приложения № 3 «Об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции» внесены недостоверные данные.
05.12.2011 МРУ Росалкогольрегулирования по Южному Федеральному округу составлен протокол об административном правонарушении № 530 в отношении общества по факту совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
Определением от 05.12.2011 протокол и иные материалы дела об административном правонарушении № 0710с/530 в отношении общества переданы по подведомственности в управление для рассмотрения по существу.
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 07.12.2011 управлением вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 07-10с/530 о привлечении общества к административной ответственности, установленной статьей 15.13 КоАП РФ, и назначении административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. Согласно пункту 4 указанной статьи порядок представления деклараций и форма деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок учета и декларирования объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен статьей 14 Закона № 171 -ФЗ, согласно пункту 2 которой учет оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 названного Закона.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 171 - ФЗ оборудование для учета объема оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема розничной продажи) должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона № 171 -ФЗ порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определяется Правилами функционирования ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 № 522 (далее - Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858 утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в соответствии с пунктом 4 которого декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Пунктом 3 указанного Положения установлено, что организации, осуществляющие производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению № 3.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 № 24н утвержден Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, согласно пункту 1.4 которого, внесение дополнений и изменений организацией в декларацию при обнаружении в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных в истекших отчетных периодах, предшествующих текущему отчетному, производится путем представления за соответствующий истекший период декларации, в которую вносятся соответствующие изменения и дополнения с приложением объяснений и указанием причин, вызвавших корректировку, до наступления следующего отчетного периода.
Из материалов дела следует, что согласно представленной декларации за 3 квартал 2011 года обществом было произведено по коду 231 продукции в объеме 48, 2904 тыс. дал (в графе 6 страница 001 - 16,0952 тыс. дал, страница 004 - 32,1952 тыс. дал). Тогда как в отчете ЕГАИС за 3 квартал 2011 года в графе 3 (по коду 231) указано, что юридическим лицом произведено 27,8985 тыс. дал.
Таким образом, разница между данными ЕГАИС и сведениями, отраженными в поданной декларации об объеме произведенной продукции с начала отчетного периода, составляет 20, 3919 тыс. дал.
Общество при обнаружении искажений между данными деклараций и ЕГАИС имело возможность представить уточненную декларацию, но не воспользовалось данным правом, не признало факта совершенного правонарушения, что свидетельствует об отсутствии раскаяния заявителя в совершенном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что общество не может быть освобождено от административной ответственности по малозначительности.
Судом первой инстанции правильно отклонен довод общества о том, что протокол об административном правонарушении составлен неправомочным должностным лицом.
Согласно приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 22.01.2010 № 5 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 09.09.2009 № 61 «Об утверждении Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу» МРУ Росалкогольрегулирования по Южному Федеральному округу осуществляло свои полномочия на территории Южного Федерального округа и Северо-Кавказского Федерального округа.
30.11.2011 года приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка № 416 в связи с созданием Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому Федеральному округу приказ № 5 от 22.01.2010 признан утратившим силу.
В настоящее время полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также юридическое сопровождение дел об административных правонарушениях в арбитражных судах и судах общей юрисдикции МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому Федеральному округу осуществляет в соответствии с Положением «О Межрегиональном управлении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу», утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка № 317 от 22.09.2011.
Дела об административных правонарушениях, в том числе материалы по незавершенным административным производствам, возбужденным в 2011 году приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка № 417 от 30.11.2011 (далее - Приказ № 417), подлежали передаче Межрегиональному управлению Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому Федеральному округу, согласно установленному перечню и акту приема-передачи. При этом в соответствии с пунктом 2 Приказа № 417 срок передачи определен до 01.01.2012. Таким образом, для совершения необходимых действий по подготовке и передаче дел между управлениями установлен переходный период, в пределах которого указанные действия должны быть произведены.
Кроме того, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 07-10с/530 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, в отношении общества было вынесено 21.11.2011 заместителем руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Южному Федеральному округу ФИО3, проведение административного расследования было поручено главному специалисту-эксперту отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции указанного управления - ФИО4
Согласно пункту 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении № 07-10с/530 составлен по завершении административного расследования 05.12.2011. КоАП РФ не предусматривается передача дела об административном правонарушении по подведомственности до составления протокола об административном правонарушении.
После составления протокола об административном правонарушении заместителем руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Южному Федеральному округу ФИО3 дело № 07-10с/530 в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ и приказами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка №№ 416, 417 от 30.11.2011, определением от 05.12.2011 передано по подведомственности в орган, уполномоченный на рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении организаций Северо-Кавказского Федерального округа, то есть в МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому Федеральному округу.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что протокол об административном правонарушении от 05.12.2011 и постановление от 07.12.2011 вынесены в соответствии с действующим законодательством.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы общества о том, что вменяемое правонарушение не является длящимся, следовательно, вынесение постановления по делу об административном правонарушении невозможно в связи с истечением срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Доказательствами, имеющимися в материалах дела, подтверждается наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения. Порядок привлечения к административной ответственности управлением не нарушен, протоколы и постановление об административной ответственности составлены уполномоченными должностными лицами административного органа, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли, в связи с чем суд первой инстанции обосновано отказал обществу в удовлетворении требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда и не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.06.2012 по делу № А63-13423/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий И.А. Цигельников
Судьи Д.А. Белов
О.В. Марченко