ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-2171/2022 от 12.07.2022 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                  Дело № А63-16977/2021

19.07.2022

Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2022.

Постановление изготовлено в полном объеме 19.07.2022.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Жукова Е.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасовым К.Б., при участии от Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – ФИО1 (доверенность от 29.12.2021 № 01), от ООО «Кавмининтер» – ФИО2 (доверенность от 15.03.2021) директора – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.05.2022 по делу № А63-16977/2021 (судья Галушка В.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кавмининтер» (г. Минеральные Воды, ОГРН <***>) к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г. Ессентуки, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления и представления,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Кавмининтер» (далее - Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) о признании незаконным постановления от 15.10.2021 № 26в-21-023-2021-П\А\Ф-258\5, о признании недействительным представления от 15.10.2021 № 26в-21-023-2021-П\А\Ф-258\5.

Решением суда от 13.05.2022 заявленные требования Общества удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Управления от 15.10.2021 № 26в-21-023-2021-П\А\Ф-258\5, признано недействительным и отменено представление от 15.10.2021 № 26в-21-023-2021-П\А\Ф-258\5.

Судебный акт мотивирован тем, что Управлением не доказан состав вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Обществом не допущено нарушений условий лицензии.

Не согласившись с принятым решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела.

Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Управления, просит решение суда оставить без изменения.

            В судебном заседании представитель Управления поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Представитель Общества в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Арбитражный суд апелляционной инстанции,  изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Управления и Общества, считают, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

15.06.1999 Обществу выдана лицензия СТВ № 00428-МЭ с целевым назначением и видами работ - добыча минеральной воды из скважины № 72 на Змейкинском месторождении. Лицензия зарегистрирована в Северо-Кавказском региональном геологическом фонде 29.06.1999. Неотъемлемой составной частью указанной лицензии является Лицензионное соглашение об условиях пользования недрами для добычи минеральных вод Змейкинского месторождения, расположенного на территории Минераловодского района Ставропольского края, в соответствии с п. 3.1 которого, срок действия лицензии был установлен до 01.01.2013.

08.10.2003 главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю зарегистрированы «Изменения и дополнения к Лицензионному соглашению об условиях пользования недрами для добычи минеральных вод Змейкинского месторождения, расположенного на территории Минераловодского района Ставропольского края. Пунктом 1 раздела 4 указанных изменений, п. 6.1 Лицензионного соглашения изложен в редакции, обязывающей владельца лицензии в срок до 01.11.2003 предоставить в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю согласованный и утвержденный в установленном порядке технический проект разработки Змейкинского месторождения.

Дополнением к лицензии СТВ 00428 МЭ на право пользования недрами для добычи минеральной воды из скважины № 72 на Змейкинском месторождении, расположенном на территории Минераловодского района Ставропольского края, зарегистрированным Управлением по недропользованию по Ставропольскому краю 13.12.2012, срок действия лицензии продлен до 01.07.2027 года (п. 4 Дополнения), в состав лицензии в качестве неотъемлемой составной части включены условия пользования недрами Змейкинского месторождения в новой редакции.

В период с 26.05.2021 по 08.06.2021 Управлением в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проверки выявлены следующие нарушения: не обеспечено выполнение требований технологической схемы в части обвязки эксплуатационной скважины, расположения контрольно-измерительной аппаратуры; не обеспечено проведение наблюдений за техническим состоянием водозабора (комплекс геофизических исследований) на скважине № 72, оценка технического состояния подземной части скважины не производилась; не обеспечены мероприятия по содержанию первого пояса зоны санитарной охраны в соответствии с проектом ЗГСО в части отведения поверхностного стока за ее пределы, колодец, не предназначенный для сбора воды, заполнен водой; не в полном объеме обеспечена обязанность по ведению мониторинга в соответствии с программой мониторинга подземных вод и технологической схемой; в нарушение технологической схемы не обеспечено измерение дебита газа и дебета воды объемным способом аттестованными мерными емкостями и секундомерами, прошедшими государственную поверку; не обеспечено с 2018 года по настоящее время ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по форме 1.2 и (или) 1.5 -1.6 Приказа Минприроды России от 08.07.2009 №205 (действующего до 31.12.2020), п. 3, п. 5, п. 6 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 № 903.

По результатам проверки составлен акт от 08.06.2021 № 023-2021-П\А.

На основании акта проверки, в отношении Общества 08.09.2021 составлен протокол об административном правонарушении № 26в-21-023-2021-П\А\Ф-258\1 и 15.10.2021 вынесено постановление № 26в-21-023-2021-П\А\Ф-258\5 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.5 КоАП РФ. 15.10.2021 в отношении Общества вынесено представление № 26в-21-023- 2021-П\А\Ф-258\6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Обществу указано на необходимость принять меры по недопущению нарушения требований законодательства в области охраны недр, обеспечить контроль за исполнением законодательства, организовать меры по внесению изменений в технологическую схему разработки Змейкинского месторождения подземных минеральных вод, разработать и утвердить план устранения недостатков, представить данный план в адрес Управления.

Несогласие с названными постановлением и представлением Управления послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением.

Действующим законодательством о недропользовании установлена обязанность недропользователей по осуществлению добычи подземных вод исключительно в соответствии с утвержденными техническими проектами, разработанными и согласованными в установленном порядке, а также получившими положительное заключение государственной экспертизы.

Технологическая схема - это проектный документ, на основании которого осуществляется разработка месторождений полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 2 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденная постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118, подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Для каждого месторождения, исходя из его характеристик и особенностей, лицами, обладающими специальными познаниями, подготавливается конкретный, относящийся только к разработке данного месторождения проектный документ, который включает мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; мероприятия по рациональному использованию и охране недр; мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; информацию о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель (п. 12 Положения), выбор контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения ведения мониторинга подземных вод (пп. «в», п. 13 Положения).

Указанный проектный документ, до утверждения недропользователем, подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом, которой может быть принято решение об отказе в согласовании проектной документации, в случае ее несоответствия требованиям к составу и содержанию, предусмотренным пунктами 12 и 13 настоящего Положения.

Обществу вменяется нарушение следующих пунктов Дополнения № 2 к лицензии: пункта 3.2.5, в соответствии с которым, владелец лицензии обязан осуществлять добычу подземных минеральных вод в соответствии с технологической схемой, прошедшей в установленном порядке экспертизы, согласования и утверждение, в объемах, не превышающих утвержденные запасы подземных минеральных вод, пункта 3.2.4, в соответствим с которым, владелец лицензии обязан не позднее 1,5 лет с даты государственной регистрации лицензии обеспечить организацию зоны санитарной охраны в соответствии с утвержденным и согласованным проектом округа горно-санитарной охраны, пункта 3.2.6 Дополнения № 2 к лицензии, в соответствии с которым, владелец лицензии обязан осуществлять мониторинг подземных минеральных вод Змейкинского месторождения в соответствии с программой мониторинга, согласованной с распорядителем недр, пункта 4.1.7, в соответствии с которым владелец лицензии обязан осуществлять учет и контроль добываемых подземных минеральных вод по каждому объекту, имеющему промышленное значение, числящемуся на государственном учете запасов, пункта 7 4.1.9, возлагающего на владельца лицензии обязанность обеспечивать соблюдение других требований законодательства РФ, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ.

Подпунктом 3.2.3 Дополнения № 2 к лицензии установлена обязанность владельца лицензии не позднее одного года с даты государственной регистрации настоящего Дополнения к лицензии разработать и утвердить новую технологическую схему разработки месторождения. Согласно подпункту 3.2.5 Дополнения № 2 к лицензии, владелец лицензии обязан осуществлять добычу подземных минеральных вод в соответствии с технологической схемой, прошедшей в установленном порядке экспертизы, согласования и утверждение, и в объемах, не превышающих утвержденные запасы подземных минеральных вод. Пунктом 4.2. Раздела 4 Дополнения № 2 от 13.12.2021 к лицензии установлено, что основные требования по обеспечению рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды и безопасного ведения работ, связанных с добычей подземных минеральных вод (включая доразведку месторождения) устанавливаются в проектных документах соответствующих видов работ, прошедших необходимые согласования и экспертизы.

В соответствии с пунктом 3.2.3 Дополнения № 2 к лицензии, проектная документация - технологическая схема разработки Змейкинского месторождения (скважины № 72) минеральных вод, утверждена Обществом 21.05.2014, после согласования, с Федеральным агентством по недропользованию (протокол от 21.03.2014 № 29 заседания Центральной Комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений подземных вод, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых). Во исполнение пункта 3.2.5 Дополнения № 2 к лицензии, общество осуществляет добычу минеральной воды на основании технологической схемы, согласованной в установленном действующим законодательством порядке.

Пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов», установлено, что мероприятия по охране подземных водных объектов предусматриваются техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, подготовленным, согласованным и утвержденным в установленном порядке.

Пунктом 4 Приказа Минприроды России от 30.07.2020 № 530 «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод» предусмотрено, что проектная документация на разработку месторождений (участков) подземных вод, согласованная и утвержденная пользователем недр в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах до дня вступления в силу настоящих Правил, действует до окончания срока, на который данная проектная документация была утверждена.

Таким образом, технологическая схема разработки Змейкинского месторождения минеральных вод (скважина № 72) является действующим документом, позволяющим обществу добывать минеральную воду из Змейкинского месторождения в течение срока действия лицензии СТВ № 00428 МЭ, до 01.07.2027 (аналогичная правовая позиция отражена в судебных актах по делу № А63-16767/2020 по заявлению ЗАО «Минеральные Воды Железноводска» к Управлению о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 30.10.2020 № 20/Ф/113-4).

Каких-либо условий, возлагающих на Общество обязанность подготовить и согласовать новую технологическую схему разработки месторождения в связи с принятием Правительством РФ либо Минприроды каких-либо новых нормативных актов, регламентирующих порядок разработки месторождений подземных вод, правила их охраны, действующее Дополнение № 2 к лицензии не содержит. При наличии согласованной технологической схемы разработки месторождения такая обязанность лицензией не предусмотрена.

Соответствие технологической схемы разработки Змейкинского месторождения минеральных вод действующим нормативным требованиям установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2021 по делу № А63- 5159/21.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.11.2021 по делу № А63-3963/21, решением Минераловодского городского суда от 23.06.2021 года по делу № 12-138/2021 установлено, что скважина № 72 Змейкинского месторождения минеральных вод оборудована всеми предусмотренными технологической схемой приборами учета объема добычи подземных вод, на основании показаний которых и определяется фактический объем добычи.

При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что согласованная в установленном законом порядке технологическая схема разработки Змейкинского месторождения минеральных вод (скважина № 72) является действующим документом, позволяющим Обществу добывать минеральную воду из Змейкинского месторождения в течение срока действия лицензии СТВ № 00428 МЭ, до 01.07.2027, основан на правильном применении и толковании судом норм материального права и соответствует сложившейся правоприменительной практике.

На основании оценки раздела 5.1.2. «Контрольно-измерительная аппаратура», раздела 5.2.2. «Конструкция и оборудование ствола, водоприёмной части и устья скважины № 72», раздела 8.1. «Измерение расходов» технологической схемы, п.6 Протокола № 29 от 21.03.2014 к ней, «Схемы оборудования устья скважины № 72 Змейкинского месторождения при эксплуатации», согласованной с Ростехнадзором, фотоматериалов к актам проверки от 08.06.2021 № 023-2021-П\А, от 29.01.2021 № 21-1\ВП\1, установлено, что отвод на сброс в накопительную емкость после предохранительного клапана (№ 20 на схеме) в линии минералопровода № 2 оборудован после расходомера (№8 на схеме). Отбор воды в обход расходомера линии минералопровода № 2 невозможен, ввиду того, что расходомер (№ 8 на схеме) установлен на устьевой обвязке, до распределительного узла (то есть, вода в минералопровод, идущий к распределительному узлу, поступает после расходомера. Кроме того, представленным а материалы дела актом об установлении заглушек в распределительном узле от 11.10.2012, подтверждается невозможность переключения подачи воды в санаторий и завод розлива, поскольку в 2012 году в распределительном узле были проведены работы по отключению двух веток минералопровода D86мм и D50мм на завод розлива от минералопровода № 2 (санатория).

На основании оценки технологической схемы, разработанной на ее основании «Инструкции по проведению контрольных замеров дебита воды, газа и газового фактора на устье скважины № 72 Змейкинского месторождения» (утверждена 07.12.2015), фототаблицы проведения замеров дебита, первичных учетных документов (счетов на оплату, платежных поручений, накладных и т.п.), судом первой инстанции верно установлено использование манометра, газового счетчика и термометр для фиксации температуры газа только три раза в месяц при замерах дебита воды, газа и газового фактора, установка указанного оборудования перед проведением замеров за пределами надкаптажного сооружения (на улице) и хранение его, с целью обеспечения работоспособности, и избежания порчи в результате негативного воздействия атмосферных факторов (дождь, снег и т.п.) в промежутках между замерами в здании санитарного контроля.

Учитывая, что технологической схемой регламентировано использование манометра, газового счетчика и термометра только три раза в месяц при проведении замеров дебита воды, газа и газового фактора (больше ни в каких процессах указанное оборудование не используется), установлено место проведения замеров - за пределами надкаптажного сооружения, на улице, и не предусмотрено прямого запрета на снятие вышеуказанного оборудования в интервалах между использованием, обязательность его постоянного нахождения в обвязке, события вменяемого правонарушения в указанной части отсутствует.

Учитывая, что Технологическая схема, согласованная в установленном законом порядке, является действующим документом (с учетом пункта 4 Приказа Минприроды России от 30.07.2020 № 530, действует до окончания срока действия лицензии), отсутствует событие правонарушения в части оборудования на скважине № 72 в соответствии с технологической схемой крана пробоотборника в линии, ведущей к минералопроводу № 1 до водомера и байпасной линии между минералопроводами.

В данном случае учет добычи ведется установленными на устье турбинными (механическими) расходомерами, в связи с чем, элементы конструкции старого недействующего электромагнитного расходомера, используемого до утверждения в 2014 году новой технологической схемы, и оставшегося на линии ввиду затруднительности демонтажа, на учет никак не влияют.

Доводы Общества о необоснованности выводов суда в части вмененного правонарушения в виде не обеспечения проведения наблюдений за техническим состоянием водозабора, указывают на неверное толкование и применение административным органом норм материального права, и противоречат фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 2 статьи 22 и 23 Федерального закона «О недрах», пользователь недр обязан соблюдать требования технических проектов.

Пунктом 28 Приказа Минприроды России от 30.07.2020 № 530 установлено, что пользователь недр обязан следить за техническим состоянием эксплуатационных скважин в соответствии с периодичностью, указанной в проектной документации на разработку месторождения (участка) подземных вод.

Согласно представленного в материалы дела ответа Кавказского управления Ростехнадзора от 18.08.2021 (исх. № 410-9791) на обращение Общества (исх. № 267 от 23.07.2021), геофизическое исследование скважины - это комплекс геофизических методов и исследований, проводимых в скважине и направленных на оценку ее пригодности к эксплуатации, необходимость и периодичность проведения которых зависит от требований, указанных в технологической схеме разработки месторождения и лицензионных условий эксплуатации объекта.

На основании оценки технологической схемы, раздела IV «Контроль технического состояния скважины» протокола ЦКР № 29 от 21.03.2014, установлено, что наблюдение за техническим состоянием водозабора на скважине № 72 обеспечивается посредством гидрогеологических наблюдений, проведение геофизических исследований, направленных на изучение технического состояния скважины, необходимо только в случае заметных изменений химического состава воды, в первую очередь по показателю содержания железа.

Довод Управления о превышении концентрации железа в 2021 году в 1000 раз противоречит фактическим обстоятельствам дела, ГОСТ 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин», постановлению Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 № 879 «Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации».

Согласно протокола № 590/05.18 от 18.06.2018 концентрация железа в 2018 году ставила - 0,00174 г\дм3, согласно протокола № 64/05.19 от 03.07.2019 концентрация железа в 2019 году составила - 0,00175 г\дм3, согласно протокола № 579/06.20 от 30.06.2020 концентрация железа в 2020 году составила - 0,00157 г\дм3. Концентрация железа в 2021 году, согласно протокола № 967\03.21 от 09.04.2021 составила 1,68 мг\л.  Сравнение значений показателя железо указывает на его стабильность, нахождение в пределах 2 мг\дм3 (0,002 г\дм3).

На основании оценки представленных в дело протоколов испытаний полных,  кратких и сокращенных химических анализов, бальнеологических заключений (которыми установлена стабильность состава минеральной воды), ответов ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России, ответов ФГБУ СКФНКЦ «ФМБА России» от 11.11.2021 (исх. № 360), от 11.04.2022  (исх. № 118), авторской справки разработчика технологической схемы ФИО4 от 16.11.2021 следует вывод о стабильном составе добываемой из скважины № 72 минеральной воды, в том числе по показателю железа.

Доводы жалобы о необоснованности выводов суда в части не отведения поверхностного стока за пределы первой зоны ГСО, противоречат фактическим обстоятельствам дела. Согласно п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.027-95. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", территория первого пояса ЗСО (зона санитарной охраны) должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Запрещается посадка высокоствольных деревьев.

Доказательством осуществления Обществом действий по планировке территории первого пояса для отвода поверхностного стока за ее пределы, является подраздел 1.1.3 «Сведения об основных условиях пользования участком недр» технологической схемы (стр.19), а так же заключение филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в г. Пятигорск» от 14.02.2006, в соответствии с которыми зона санитарной охраны 1 пояса соответствует требованиям нормативных документов, в том числе п.3.2.1.1.СанПиН 2.1.4.027-95. 2.1.4.

На основании оценки письма Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды филиала ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» от 20.08.2021г исх.№ 1-62/2104, следует вывод, что осмотр территории скважины был проведен утром 07.06.2021, сразу после прошедших дождей и выпадения осадков в избыточном, аномальном количестве. Таким образом, наличие луж и затопление водой водопроводного колодца является не следствием действий (бездействия) Общества, а последствием стихийного бедствия, под вероятность наступления любого из которых спланировать территорию не представляется возможным.

Подлежат отклонению доводы Управления о непредоставлении Обществом документов, подтверждающих аттестацию мерной емкости и секундомера, поскольку указанные доводы опровергаются представленными в дело письменными пояснениями Общества.

Судом первой инстанции (на основании оценки Бальнеологических заключений и протоколов испытаний), установлено постоянство, неизменность химического состава минеральной воды, добываемой из скважины № 72 на протяжении всего периода добычи. Исследованные и оцененные судом документы подтверждают проведение Обществом мониторинга путем гидрогеологических наблюдений, включающих ежемесячное проведение кратких химических анализов минеральной воды, включая ежемесячное исследование основного для мониторинга показателя - показатель «железо», РН, один раз в год - полных химических анализов, и один раз в квартал - сокращенных химических анализов.

Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 № 219 (далее Положение), предусмотрено, что мониторинг подземных вод, осуществляет Федеральное агентство по недропользованию, а поверхностных водных объектов - Федеральное агентство водных ресурсов, Приказ Минприроды № 205 от 08.07.2009, как и пришедший ему на смену Приказ № 903 от 09.11.2020, разработаны и утверждены в соответствии с пунктом 16 Положения, и на недропользователей, мониторинг деятельности которых возложен на Федеральное агентство по недропользованию, не распространяется.

Исходя из состава газо-водяной смеси и установленного проектными документами порядка учета добычи, Управлением по недропользованию Ставропольского края, в составе Программы мониторинга, согласована форма «Журнала учета добычи минеральной воды из скважины № 72 Змейкинского месторождения», включающая, в отличие от формы 1.2. «Журнала учета водопотребления средствами измерений», установленной Приказом Минприроды, графы по замерам дебета -Графа 4 «Время наполнения емкости» и Графа 5 «Дебит в СУТКИ», а также Графу 6 «Расчетный коэффициент», без введения которых, отразить фактический объем добычи невозможно.

В указанных обстоятельствах, заполнение формы 1.2. «Журнала учета водопотребления средствами измерений», установленной Приказом Минприроды для пользователей поверхностных водных объектов, содержащей только графы фиксации показаний измерительного прибора, времени работы измерительного прибора, расхода воды в сутки, для Общества, как недропользователя, осуществляющего добычу минеральной воды, являющейся газо-водяной смесью, неприемлемо и невозможно.

Поскольку при режиме самоизлива (без применения насосно-компрессорного оборудования) насосы и электроэнергия не используются, никакой продукции Общество не производит, у общества вообще отсутствует информация, подлежащая внесению в графы Форма 1.5 -1.6 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) другими методами»: Графа 2 «Удельный расход электроэнергии на заборе воды, или производительность насосов, или норма водопотребления на единицу продукции», Графа 3 «Расход электроэнергии или количество часов работы насоса в сутки, или объем выпущенной продукции», и, соответственно, не может быть заполнена графа 3 «Расход воды за отчетный период».

Кроме того, учитывая, что ни лицензия, ни технологическая схема, не содержат условия об обязательном представлении в отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления сведений по форме 3.1, 1.2, 1.5-1.6, вмененное правонарушения не образует состав, ответственность за который установлена ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, несообщение информации подпадает под правовое регулирование ст.8.5 КоАП РФ, что также подтверждает незаконность вынесенного постановления.

Обществом не допущено нарушений условий лицензии, положений действующего законодательства и утвержденного технического проекта.

Таким образом, нарушений условий лицензии Обществом не допущено, оспариваемое постановление вынесено Управлением в отсутствие предусмотренных действующим законодательством оснований, соответственно подлежит признанию незаконным и отмене.

Поскольку оспариваемое Обществом представление вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, оно подлежат признанию недействительным и отмене.

Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.

Доводы, приведенные в жалобе, были исследованы судом первой инстанции, каждому из них дана оценка в судебном акте. Несогласие Управления с решением суда не может являться основанием для его отмены.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка..

Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.05.2022 по делу № А63-16977/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                       Цигельников И.А.

Судьи                                                                                                    Жуков Е.В.

                                                                                                              Семенов М.У.