ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-217/20 от 29.07.2020 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                           Дело № А63-25610/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2020

Полный текст постановления изготовлен  05.08.2020

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калугиной У.В., при участии в судебном заседании представителя инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края Некрасова М.Ю. (доверенность от 14.10.2019), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.11.2019 по делу № А63-25610/2018,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось ООО «Пятигорский ипподром» (далее - общество) с заявлением к ИФНС России по г. Пятигорску (далее - инспекция) о признании незаконным распоряжения от 09.06.2018 № 01-75/067 о проведении плановой выездной проверки, результатов плановой выездной проверки на оснований распоряжения от 09.06.2018 № 01-75/067, предписания № 17 от 29.11.2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Заявленные требования мотивированы тем, что проведение проверки и ее результаты являются незаконными, что влечет за собой недействительность предписания.

Решением суда от 27.11.2019 производство по делу в части требования о признании недействительными результатов плановой выездной проверки прекращено, отклонено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование распоряжения о проведении плановой выездной проверки, признано недействительным предписание инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края № 17 от 29.11.2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в части пунктов 1, 2, 3, 4 и 6. В остальной части в удовлетворении заявленных требований суд отказал.

В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение Арбитражного суда Ставропольского края в части признания недействительным предписание № 17 ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края от 29.11.2018 г. об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в части пунктов 1,2,3,4 и 6 отменить, в удовлетворении требований Общества отказать.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.

Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда в указанной части.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, апелляционную жалобу – удовлетворению по следующим основаниям.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 27.11.2019 г. по делу №А63-25610/2018, в порядке ч.5 ст. 268 АПК РФ проверяется только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений об этом.

Из материалов дела усматривается.

В соответствии с лицензией № 3 от 26.06.2009 общество вправе осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (услуги по организации заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между двумя или несколькими участниками азартной игры, услуги по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше). Лицензия выдана бессрочно.

В отношении общества распоряжением инспекции от 09.06.2018 № 01-75/067 назначено проведение плановой выездной проверки в рамках осуществления лицензионного контроля за деятельностью по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Предметом проверки определено соблюдение обществом всех лицензионных требований, установленных пунктом 4 «Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1130.

Пунктом 8 распоряжения установлен срок проведения проверки - 15 часов с 18.06.2018. Копия распоряжения вручена 09.06.2018 бухгалтеру общества по доверенности Белько А.А.

Так же в тот же день по телекоммуникационным каналам связи обществу направлены разъяснения положений статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ). Согласно извещения о получении электронного документа лист ознакомления получен обществом 09.06.2018 в 16-36 час.

В ходе проверки инспекцией у общества запрашивались документы письмами № 15-20/010579 от 18.06.2018, № 15-20/011661 от 04.07.2018, № 15-20/01218 от 10.07.2018, № 15-20/013018 от 26.07.2018, № 15-20/013775 от 08.08.2018, № 15-20/016876 от 08.09.2018, № 15-20/018188 от 18.10.2018.

По итогам проверки составлен акт № 17 от 29.11.2018, согласно которому выявлен ряд нарушений обществом лицензионных требований.

29 ноября 2018 года инспекцией выдано предписание № 17 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, которым обществу предписано в срок до 29.12.2018 устранить выявленные нарушения, указанные в акте проверки от 29.11.2018 № 17, а именно:

1. Обеспечить приведение стоимости чистых активов обществом в соответствии с требованиями части 6 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2016 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 244-ФЗ) в сумме не менее 100 млн. руб.;

2. Обеспечить прохождение обучения в форме: дополнительного инструктажа генерального директора общества Кайшева Д.В. и исполняющей обязанности главного бухгалтера общества Канкуловой Ф.М. в соответствии с приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» во исполнение Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3. Предоставить в ФНС России «Данные учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования» за 2018 год в соответствии с Правилами представления в Федеральную налоговую службу данных учета в букмекерских конторах и тотализаторах участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 60 «Об утверждении Правил ведения в букмекерских конторах и тотализаторах учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования, и Правил представления в Федеральную налоговую службу данных учета в букмекерских конторах и тотализаторах участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования»;

4. Обеспечить соблюдение лицензионных требований части 11 статьи 6 Закона № 244-ФЗ в части своевременного предоставления «Отчета организатора азартных игр о лицах, которые имеют голосующие акции или долю в уставном капитале этого организатора азартных игр в размере не менее 10 процентов» в ИФНС России по г. Пятигорску согласно положениям «Правил представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 № 540;

5. Обеспечить по адресу приема ставок букмекерской конторы: Ивановская область, г. Тейково, ул. Шестагинская, 41 (первый этаж часть пом. № 1 литера А (часть комнаты № 5) соблюдение лицензионных требований пункта 2 статьи 8 Закона № 244-ФЗ;

6. Обеспечить по адресу пункта приема ставок тотализатора: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 219, соблюдение лицензионных требований пункта 5 статьи 6 Закона № 244-ФЗ.

Копия предписания получена обществом на руки 29.11.2018, о чем имеется соответствующая отметка на предписании.

Ссылаясь на незаконность проверки и ее результатов, недействительность предписания, общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества о признании недействительным предписания инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края № 17 от 29.11.2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в части пункта 1 указал, что при рассмотрении требования о признании недействительным предписания и оценки каждого его пункта, вынесенного на основании акта проверки от 29.11.2018 № 17 для устранения отраженных в нем нарушений, о чем прямо указано в тексте предписания.

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1130, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются:

-        соответствие стоимости чистых активов соискателя лицензии (лицензиата) требованиям части 6 статьи 6 Закона № 244-ФЗ (подпункт «б»);

-        соблюдение лицензиатом требований, установленных частью 5 статьи 6 и частью 2 статьи 8 Закона № 244-ФЗ (подпункт «з»);

-        соблюдение лицензиатом требований, установленных частями 11 - 13 статьи 6 Закона № 244-ФЗ (подпункт «л»).

Согласно пункту 2 части 6 статьи 6 Закона № 244-ФЗ в первоначальной редакции, подлежащей применению к обществу в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.04.2010 № 64-ФЗ, стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр не может быть менее 100 миллионов рублей - для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

В соответствии с бухгалтерской отчетностью общества по состоянию на 30.06.2018 стоимость чистых активов составила 127 650 тыс. руб., которая определена с учетом остаточной стоимости нематериального актива - программы для ЭВМ "Программный комплекс «Спринт-бет 1.0»", права на которую принадлежат обществу (свидетельство о регистрации № 2016615033, дата регистрации - 13.05.2016) и используемую им в своей деятельности, в размере 120 165 тыс. руб. Остаточная стоимость определена с учетом отчета № Н/МА-1188-20-08-2015 от 26.08.2015 об оценке рыночной стоимости нематериального актива - специализированного «Программного комплекса «Спринт-Бет 1.0», как единой информационной среды для надлежащего функционирования букмекерской бизнес-единицы.

Инспекцией в период проведения рассматриваемой плановой проверки также проводилась камеральная проверка налоговой декларации по налогу на прибыль за 6 месяцев 2018 года и налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за июль 2018 года (в рамках налогового контроля), в ходе которой была назначена оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту НП «Гильдия профессиональных экспертов и оценщиков» Леонову П.С., в распоряжение которого были представлены документы на программу для ЭВМ «Спринт-бет 1.0» (постановление о назначении оценочной экспертизы № 2 от 12.09.2018).

11 сентября 2018 года инспекцией с НП «Гильдия профессиональных экспертов и оценщиков» заключен договор № Э-180911/6 на оказание экспертных услуг по подготовке заключения оценки стоимости программного комплекса «Спринт-Бет 1.0», входящего в состав нематериальных активов как единой информационной среды для надлежащего функционирования Букмекерской Бизнес-Единицы, по состоянию на 30.06.2018.

Общество ознакомлено с постановлением о назначении экспертизы путем направления  по электронным  каналам  связи  (извещение  о  получении электронного документа от 12.09.2018).

В соответствии с заключением Леонова П.С. рыночная цена прав на программное обеспечение «Программный комплекс «Спринт-Бет 1.0» по состоянию на 30.06.2018 составляет 62 727 тыс. руб.

Дата «30.06.2018» является датой определения стоимости объекта оценки (датой проведения оценки, датой оценки), то есть датой, по состоянию на которую определена стоимость объекта оценки. Дата составления заключения указана под подписью Леонова П.С. в конце текста заключения - 20.09.2018, поэтому не обоснованы доводы заявителя о том, что оценка проведена до ее назначения постановлением от 11.09.2018. Копия заключения направлена инспекцией в адрес общества (исх. № 10-25/017106 от 02.10.2018) и получена им 08.10.2018, о чем имеется отметка с входящим номером на сопроводительном письме. С учетом указанной в заключении от 20.09.2018 цены инспекцией произведен пересчет стоимости чистых активов общества по состоянию на 30.06.2018, которая по расчету инспекции составила 70 211 тыс. руб., чем нарушены требования части 6 статьи 6 Закона № 244-ФЗ.

Суд первой инстанции, сославшись на пункт 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком», по ходатайству заявителя, определением суда от 11.04.2019 по делу назначил судебную экспертизу, производство которой поручено эксперту ООО Межрегиональный центр оценки «Бизнес-Партнер» Зинченко С.А. по вопросам:

- Является ли заключение эксперта Некоммерческого партнерства «Гильдия профессиональных экспертов и оценщиков» Леонова Петра Сергеевича «Об определении рыночной стоимости цены прав на программное обеспечение "Программный комплекс "СПРИНТ-БЕТ 1.0"» достоверным и соответствует ли определенная в нем рыночная стоимость рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на 30.06.2018?

- Если не соответствует, то какова рыночная стоимость программного обеспечения "Программный комплекс "СПРИНТ-БЕТ 1.0" по состоянию на 30.06.2018?

По заключению эксперта Зинченко С.А. от 21.06.2019 № 344/2019 заключение Леонова П.С. не является достоверным, определенная в нем рыночная стоимость не соответствует рыночной стоимости объекта оценки на 30.06.2018; рыночная стоимость исключительного права на программное обеспечение «Программный комплекс «Спринт-Бет 1.0» по состоянию на 30.06.2018 составляет 102 781 958 руб.

Суд первой инстанции, исследовав заключение Леонова П.С., заключение эксперта Зинченко С.А., а также выслушав указанных лиц, указал, что принципиальное отличие, приведшее к различным итоговым результатам, обусловлено применением разных показателей темпа роста выручки. В заключении Леонова П.С. применено значение 5,7 % на 2-й и 3-й прогнозный годы; в заключении эксперта Зинченко С.А. применено значение 44 %. Данный показатель является прогнозируемым значением.

Суд первой инстанции указал, Леоновым П.С. принято значение, указанное в диаграмме показателя роста мировой игорной индустрии и беттинга, содержащейся в статье, опубликованной в сети интернет. Мнение Зинченко С.А. основано на анализе роста выручки общества за 1 и 2 кварталы 2018 года, в сопоставлении с прогнозами темпа развития отрасли в России. Так, за 1 квартал 2018 года выручка общества от деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах составила 42 303 977 руб. (прирост - 45,5 %), за 2 квартал 2018 года - 65 245 252 руб. (43,1 %).

Таким образом, суд первой инстанции указал, что принятие среднемировых значений роста игорной индустрии не учитывает индивидуальность объекта оценки - программного комплекса, и территорию его использования обществом. При этом, представляются обоснованными доводы Зинченко С.А. о том, что рост выручки обусловлен не только фактом проведения мировых чемпионатов по футболу (на что ссылается Леонов П.С., применяя более низкое значение темпа роста в годы, в которые чемпионат не проводится), но и иными спортивными событиями, вызывающими широкий общественный интерес.

Судом первой инстанции указал, что прогнозное значение, примененное экспертом Зинченко С.А., оказалось более верным, поскольку результаты деятельности общества за 3-4 кварталы 2018 года, а также 1 -2 кварталы 2019 года по данным налоговых деклараций заявителя по НДС: за 3 квартал 2018 года выручка общества от деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах составила 48 264 428 руб., за 4 квартал 2018 года - 160 579 760 руб., за 1 квартал 2019 года -180 289 585 руб., за 2 квартал 2019 года - 163 014 035 руб.

Кроме того, как следует из заключения Леонова П.С. и акта приема-передачи от 11.09.2018 (по которому инспекция передала в НП «Гильдия профессиональных экспертов и оценщиков» скан-копии документов для проведения экспертизы), в данном заключении в качестве исходных данных использовались сведения лицензии общества, переоформленной 30.03.2017, тогда как на дату оценки (30.06.2018) общество переоформило лицензию с изменением количества пунктов приема ставок. То есть исходные данные об обществе как лице, являющемся владельцем оцениваемого исключительного права, не соответствовали обстоятельствам, существовавшим на дату оценки.

Также в заключении Леонова П.С. указана среднесписочная численность общества - 1 человек, что не соответствует данных отчетности «Сведения о среднесписочной численности работников», согласно которым по состоянию на 01.01.2017 среднесписочная численность составляла 25 чел., на 01.01.2018 - 86 чел., на 01.01.2019 - 106 чел.

Таким образом, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии доказательств недостоверности данных общества о стоимости его чистых активов по состоянию на 30.06.2018 в размере 127 650 тыс. руб. и неподтвержденности оснований для выдачи заявителю предписания в части обязания его увеличить стоимость чистых активов.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества о признании недействительным предписания инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края № 17 от 29.11.2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в части пункта 2 указал, что согласно части 5 статьи 6 Закона № 244-ФЗ организатор азартных игр обязан соблюдать установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с данным Законом правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2007 № 441, организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования:

а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе специальных должностных лиц, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Согласно приказу Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 утверждено "Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Положение № 203).

В соответствии с пунктом 6 Положения № 203 обучение проводится в следующих формах: а) вводный инструктаж;

б) дополнительный инструктаж;

в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);

г) повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - повышение уровня знаний).

Пунктом 7 Положения № 203 установлено, что вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 Положения, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 Положения. Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в случаях, указанных в пункте 8 Положения № 203.

Согласно пункту 10 названного Положения обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций. Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти, в частности главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета (подпункт «а» пункта 10 Положения).

В соответствии с пунктом 12 Положения № 203 повышение уровня знаний не реже одного раза в три года проходят специальное должностное лицо организации (филиала) (за исключением организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке), а также сотрудники организаций, обозначенные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 10 Положения.

Суд  первой инстанции указал, что специальным должностным лицом в обществе назначен руководитель -генеральный директор Кайшев Д.В., имеющий высшее образование по специальности «Финансы   и   кредит»,   который   прошел   обучение   в   форме   целевого   инструктажа (свидетельство серия ЦИ №006052 от 01.02.2017 выданное ООО «Центр профессионального менеджмента «Академия бизнеса»»), а также повышение уровня знаний (свидетельство серия ПК № 006157 от 10.11.2017, выданное ООО «Центр профессионального менеджмента «Академия бизнеса»»).

В обоснование пункта 2 предписания в акте проверки указано, что в нарушение пункта 8 Положения № 203 генеральный директор общества Кайшев Д.В. - специальное должностное лицо, не прошел дополнительный инструктаж; исполняющая обязанности главного бухгалтера общества Канкулова Ф.М. в нарушение подпункта «а» пункта 10 Положения № 203 не прошла однократное обучение в форме целевого инструктажа, а также в нарушение пункта 12 Положения № 203 не прошла повышение уровня знаний.

Суд первой инстанции указал, что в соответствии с Положением № 203 специальное должностное лицо проходит обучение в форме целевого инструктажа и повышения уровня знаний, а вводный инструктаж и дополнительный инструктаж проводится самим специальным должностным лицом для других сотрудников. Соответственно, генеральный директор общества не должен был проходить дополнительный инструктаж, предусмотренный пунктом 8 Положения № 203.

В отношении обучения Канкуловой Ф.М., то она занимала в обществе должность заместителя главного бухгалтера и бухгалтера-кассира. Согласно приказов (распоряжений) формы Т-8 № 51 и № 52 от 05.03.2018 Канкулова Ф.М. уволена с обеих вышеуказанных должностей с 05.03.2018. Инспекцией представлена копия приказа общества от 30.12.2016 № 43 о назначении Канкуловой Ф.М. исполняющей обязанности главного бухгалтера общества. Однако приказом генерального директора общества от 13.11.2017 № 11 «О назначении генерального директора» обязанности главного бухгалтера возложены на генерального директора Кайшева Д.В.

Таким образом, на общество необоснованно возложена обязанность по проведению дополнительного инструктажа Канкуловой Ф.М. Из обстоятельств дела следует, что налоговому органу об увольнении Канкуловой Ф.М. не сообщалось. Однако копия представленного инспекцией приказа № 43 от 30.12.2016 (о назначении Канкуловой Ф.М. И.О. главного бухгалтера) не предоставлялась обществом в инспекцию в рамках спорной проверки. Документы на данное лицо и сведения о лице, на которое возложены обязанности главного бухгалтера на момент проверки, инспекцией у общества не запрашивались.

Оспариваемым предписанием, как  указал суд первой инстанции, на общество возложена обязанность не представить сведения и документы на Канкулову Ф.М., а обеспечить ее обучение в форме дополнительного инструктажа, что ввиду прекращения с ней трудовых отношений неисполнимо.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества о признании недействительным предписания инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края № 17 от 29.11.2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в части пункта 3 указал, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6.1 Закона № 244-ФЗ организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в целях выявления противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований обязаны вести в букмекерских конторах и тотализаторах учет участников азартных игр, от которых принимаются ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования, и представлять с соблюдением законодательства Российской Федерации в области персональных данных данные такого учета в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, при осуществлении им этого надзора. Порядок ведения учета и представления данных, их объем и содержание устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правилами представления в Федеральную налоговую службу данных учета в букмекерских конторах и тотализаторах участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 60, организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах ежегодно представляют в Федеральную налоговую службу данные учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования (далее - данные учета). Данные учета представляются по состоянию на 31 декабря отчетного года не позднее 30 дней по окончании отчетного года по форме согласно приложению, в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Налоговым органом суду первой инстанции представлены сведения о наличии в пункте 3 предписания 18.02.2019 опечатки: имелись ввиду «Данные учета» за 2017 год, а не за 2018 год. Данные сведения подтверждаются актом проверки в котором указано о непредоставлении данных учета именно за 2017 год (подпункт 3 пункта 12.1 акта проверки).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 г. Пятигорска от 14.06.2018 по делу № 3-267+2018, оставленным без изменения решением Пятигорского городского суда от 11.12.2018, по делу об административном правонарушении, возбужденному инспекцией в отношении ООО «Пятигорский ипподром», установлено, что общество направило в адрес инспекции обращение с приложением данных учета участников азартных игр по состоянию на 31.12.2017 по средствам телекоммуникационной связи 30.01.2018, обращение получено инспекцией в тот же день, что подтверждается извещением о получении электронного документа и актом проверки инспекции от 16.02.2018, в котором главным государственным налоговым инспектором и старшим государственным инспектором ИФНС России по г. Пятигорска указано о представлении данных учета обществом 30.01.2018.

Суд первой инстанции указал, что указанные обстоятельства также подтверждены обществом путем представления в материалы настоящего арбитражного дела скриншотов электронного письма от 30.01.2018 и извещением о получении электронного документа от 30.03.2018. В судебном заседании 13.03.2019 представитель инспекции подтвердил, что электронное письмо действительно поступило в налоговый орган, но на момент проверки проверяющим (инспекторам, проводившим спорную проверку) эта информация не была известна.

Суд первой инстанции указал, что данные учета за 2017 год представлены обществом в налоговый орган в установленный срок.

Удовлетворяя требования общества о признании недействительным предписания инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края № 17 от 29.11.2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в части пункта 4, суд первой инстанции указал, что в соответствии с пунктом 11 статьи 6 Закона № 244-ФЗ организатор азартных игр обязан предоставлять ежегодно уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти сведения о лицах, которые имеют голосующие акции или долю в уставном капитале этого организатора азартных игр в размере не менее 10 процентов и соответственно прямо и (или) косвенно могут оказывать существенное влияние на решение вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания учредителей (участников) этого организатора азартных игр, а также документы, подтверждающие указанные сведения.

Состав и порядок предоставления указанных сведений и документов установлен разделом V Правил представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.08.2007 № 540, отчет представляется по состоянию на 31 декабря отчетного года не позднее 3 месяцев по окончании отчетного года по форме согласно приложению № 4 («Отчет организатора азартных игр»).

Инспекция в пункте 4 предписания обязала общество обеспечить соблюдение требований пункта 11 статьи 6 Закона № 244-ФЗ, поскольку отчет организатора азартных игр обществом за 2016 год представлен в инспекцию 07.04.2017, за 2017 год - 09.04.2018.

При рассмотрении дела представитель инспекции пояснил, что пункт 4 предписания не предполагает обязание общества предоставить в срок до 29.12.2018 отчет за 2018 год (срок представления которого - 31.03.2019) или за прошлые годы (за которые отчеты уже представлены). По мнению инспекции,.

Суд первой инстанции сославшись на положения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ, посчитав, что по данному пункту предписания обществу достаточно было письменно ответить, что оно в будущем не допустит такие нарушения указал, что нарушение, выраженное в несвоевременном предоставлении отчетов за прошлые периоды, не может быть устранено. В подобных случаях выявление нарушения может служить основанием для привлечения к ответственности, но предписание выдаче не подлежит.

С учетом изложенного, суд первой инстанции указал, что пункт 4 предписания не соответствует правовой природе предписания и подлежит признанию недействительным.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества о признании недействительным предписания инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края № 17 от 29.11.2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в части пункта 6 указал, что в ходе проверки установлено, что 18.06.2018 выплата выигрыша участникам пари по расходному кассовому ордеру № 166 на сумму 1145 руб. произведена за счет остатка средств поступивших с расчетного счета (остаток на 18.06.2018 - 415,89 руб.) и из наличных денег, поступивших в кассу при приеме ставок (ПКО № 132 на сумму 740 руб.). Таким образом, за счет средств, поступивших от участников пари, произведена выплата выигрыша на сумму 729,11 руб.

В соответствии с частью 5 статьи 6 Закона № 244-ФЗ и вышеупомянутых Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2007 № 441, организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации.

Согласно указанию Центрального банка Российской Федерации от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (далее - Указание № 3073-У) установлены правила осуществления наличных расчетов в Российской Федерации в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Указания № 3073-У наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 Указания), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.

Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заявителя о том, что данный пункт Указания № 3073-У не подлежит применению в силу части 15 статьи 4 Закона № 244-ФЗ, поскольку Решением Верховного суда РФ от 18.10.2018, оставленным без изменения Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 31.01.2019 № АПЛ18-619, отказано в удовлетворении административного иска о признании частично недействующими пунктов 2 и 4 Указания № 3073-У. При этом суды указали, что пункт 15 статьи 4 Закона № 244-ФЗ не устанавливает порядок расчетов с участниками азартных игр, не конкретизирует механизм осуществления наличных расчетов, а определяет, что источником формирования выигрыша в тотализаторе являются денежные средства, поступившие от участников азартных игр в качестве ставок. Пунктом 2 Указания определен перечень целей, на которые участники наличных расчетов вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги без зачисления на свои банковские счета. В данный перечень выплата выигрышей участникам азартных игр не включена. Оспоренные положения Указания № 3073-У, предусматривающие возможность осуществлять наличные расчеты между участниками наличных расчетов и физическими лицами по деятельности по организации и проведению азартных игр за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета, какому-либо нормативному правовому акту, регулирующему спорные правоотношения и имеющему большую юридическую силу, не противоречат.

С учетом изложенного, суд первой инстанции указал, что пункт 5 предписания не соответствует правовой природе предписания и подлежит признанию недействительным, поскольку предписание подлежит выдаче для устранения нарушения, которое может быть устранено. Так как, по данному пункту предписания обществу достаточно было ответить, что оно не допустит подобного в будущем то, состоявшийся факт выплаты части выигрыша за счет средств, поступивших от участников пари, не может быть устранен никаким образом. Это конкретное нарушение носит не устранимый характер.

Принимая во внимание все вышеизложенное, оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным в части пунктов 1-4, 6.

Судебная коллегия, повторно проанализировав доводы сторон, пришла к выводу о том, что судом первой инстанции не в полной мере учтены обстоятельства дела, и соответственно решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении заявленных обществом требований надлежит отказать, руководствуясь и учитывая следующее.

Суд первой инстанции, признавая недействительным заключение эксперта, производство которой поручено эксперту НП «Гильдия профессиональных экспертов и оценщиков» Леонову П.С.. в распоряжение которого были представлены документы на программу для ЭВМ «Спринт-бет 1.0» (постановление о назначении оценочной экспертизы №2 от 12.096.2018), не учтено следующее.

С учетом проведенной экспертизы по определению рыночной цены исключительных прав на программное обеспечение «Программный комплекс Спринт - Бет 1.0», входящего состав нематериальных активов ООО «Пятигорский ипподром», стоимость чистых активов Общества составила 70 211 тыс. руб.

Основное отличие между заключением эксперта НП «Гильдия профессиональных экспертов и оценщиков» и заключением эксперта ООО МЦО «Бизнес-Партнер» является показатели темпа роста выручки и выручка от букмекерской деятельности.

В Заключении Леонова П.С. темп роста выручки составляет 5.7%. Такой рост принят экспертом на основании показателей мирового роста игорной индустрии и беттинга (т. 8 л.д. 29).

Данный обзор подготовлен и предоставлен сайту https://букмекеры.рф /kontora/87380-rub90-bukmekerskiy-rynok-2017.html информационным партнером First Gaming (Rub90), который позволит участникам букмекерского рынка разобраться в тенденциях, характерных для индустрии. В нее входят структурированная информация об изменениях на оффлайн-рынке России и мира (количество ППС, доли ведущих БК и регионах с наибольшим числом ППС) и в сегменте онлайн-букмекерства России и мира (структура доходов глобального игорного бизнеса в online, динамика роста интернет-аудитории российских букмекерских сайтов). (т.8 л.д. 26-36)

Эксперт Зинченко С.А. при определении рыночной стоимости только ссылается на существование того же самого обзора букмекерского рынка (т. 7 л.д. 120), при этом не использует данные этого обзора при прогнозированиироста выручки, полагаясь только на выборочные данные о деятельности ООО «Пятигорский Ипподром» в которых имело место максимальное значениероста выручки, в связи с чем экспертом нарушены Федеральный закон ФЗ-135 от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской федерации», ФСО № 1 утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297, ФСО № 11, утверждённый Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. № 385 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности».

В ФСО № 11 содержится ряд положений, указывающих на последовательность проведения анализа рынка и наличие некоторых нюансов. Так, эксперт начально должен произвести анализ наметившихся тенденций, после чего определить и проанализировать сегмент рынка, к которому относится объект оценки, впоследствии провести анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых с объектом оценки объектов (п. 5). На основе полученных данных эксперт формулирует выводы относительно рынка создания и использования объекта интеллектуальной собственности, рынка продукции (п. 10), производимой при помощи данного объекта.

В числе основных факторов, подлежащих анализу, должны быть рассмотрены: тенденция изменения количества объектов, сопоставимых с объектом оценки; тенденция изменения лицензионных договоров; ставки роялти; тенденция импорта и экспорта технологий, аналогичных объекту оценки; иные факторы, влияющие на конкуренцию и ценообразование на рынке технологий или объектов авторского и (или) смежного права, или средств индивидуализации и других объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов.

В ФСО № 1 определены общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности (пункт 1). Основными подходами, используемыми при проведении оценки, названы сравнительный, доходный и затратный подходы. Сравнительный подход как совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами рекомендовано применять при доступности достоверной и достаточной для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов (пункты 12, 13).

В экспертном заключении Зинченко С.А. не проводится анализ рыночной стоимости прав на программное обеспечение «Программный комплекс Спринт - Бет 1.0» стоимость данного программного обеспечения выводится только лишь из предполагаемой выручки ООО «Пятигорский Ипподром».

Таким образом, экспертном заключении Зинченко С.А. нарушены не только формальные требований к заключению эксперта, но и нарушена методология проведения оценки, что неизбежно влияет на итоговый результат оценки.

При этом, примененные в экспертном заключении Леонова П.С. мировые показатели игорной индустрии, в которые входят Российская Федерация, являются верными для оценки стоимости программного обеспечения «Программный комплекс Спринт - Бет 1.0».

Кром того, из пояснений эксперта Леонова П.С. по ЗаключениюНП «Гильдия профессиональных экспертов и оценщиков» следует, что количество посещений и количество пунктов приема ставок (ППС) не связано прямо пропорционально с доходом букмекерских контор, поэтому в указанном Заключении в основу положен темп роста дохода. При этом общее количество ППС с начала 2018 г уменьшилось (т.8 л.д. 26 таб. 4.2.1). С развитием онлайн-беттинга ППС постепенно отживают свое и строить прогноз дохода букмекерской конторы в соответствии с ростом или сокращением количества ППС нет никаких оснований. Тем более значительная доля ППС, приведенных в лицензиях не функционирует.

Данные выводы эксперта Леонова П.С. не опровергнуты в экспертном заключении Зинченко С.А., поскольку в последнем заключении эксперт указав полные реквизиты 84-х пунктов приема ставок ни как не связал влияние их количества на доходность общества (т. 7 л.д. 109-115).

Таким образом, суд апелляционной инстанции принимает в качестве доказательства экспертное заключение Леонова П.С. при оценке стоимости программного обеспечения «Программный комплекс Спринт - Бет 1.0» и соответственно отклоняетэкспертное заключение Зинченко С.А. при оценке указанного комплекса как не в полной мере отвечающее требованиям оценочной деятельности в данном вопросе.

При указанных обстоятельствах подлежат отклонению требования общества о признании недействительным предписания инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края № 17 от 29.11.2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в части пункта 1 подлежат отклонению как не обоснованные.

Подлежат отклонению требования общества о признании недействительным предписания инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края № 17 от 29.11.2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в части пункта 2 по следующим основаниям.

Во исполнение Закона № 115-ФЗ ООО «Пятигорский ипподром» разработаны и изданы следующие документы:

-        «Правила внутреннего контроля ООО «Пятигорский ипподром» в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Правила внутреннего контроля) в редакции от 20.04.2018 утвержденные генеральным директором ООО «Пятигорский ипподром» Кайшевым Д.В.;

-        Инструкция специального должностного лица от 20.04.2018;

-        Приказ № 7-РФМ от 20.04.2018 «Об обеспечении противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Приложение №14).

Правила внутреннего контроля Обществам разработаны и утверждены в соответствии с «Требованиями к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667.

Специальным должностным лицом назначен генеральный директор Кайшев Дмитрий Владимирович, имеет высшее образование по специальности «Финансы и кредит», прошел обучение в форме целевого инструктажа (свидетельство серия ЦИ № 006052 от 01.02.2017 выданное ООО «Центр профессионального менеджмента «Академия бизнеса»»), а так же повышение уровня знаний (свидетельство серия ПК № 006157 от 10.11.2017 выданное ООО «Центр профессионального менеджмента «Академия бизнеса»») (Приложение № 14 Акта проверки), что соответствует требованиям, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 части II приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Приказ 203) обучение проводится в следующих формах:

а)      вводный инструктаж;

б)      дополнительный инструктаж.

Обществом представлены копии журналов Журнала №1 прохождения вводного, дополнительного инструктажа и повышения уровня знаний по реализации программы подготовки сотрудников ООО «Пятигорский ипподром» в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 08.07.2016, 07.05.2017, 02.05.2018 (Приложение № 14 Акта проверки). В нарушение п.8 Приказа 203 генеральный директор Кайшев Д.В. - специальное должностное лицо не прошел дополнительный инструктаж, отсутствует документ о прохождении инструктажа.

В нарушение п.п. а) п. 10 Приказа 203 однократное обучение в форме целевого инструктажа не прошла исполняющая обязанности главного бухгалтера ООО «Пятигорский ипподром» - Канкулова Фатима Муаедовна, отсутствует документ, выдаваемый организацией, проводящий целевой инструктаж. В нарушение п. 12 Приказа 203 повышение уровня знаний не прошла исполняющая обязанности главного бухгалтера ООО «Пятигорский ипподром» - Канкулова Фатима Муаедовна, отсутствует документ, выдаваемый организацией, проводящий такое обучений, либо документ, подтверждающий участие соответствующего лица в обучающем мероприятии.

В результате чего ООО «Пятигорский ипподром» были нарушены пункт 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

Представленные в суд первой инстанции приказ об увольнении Канкуловой Фатимы Муаедовны не освобождает общество выполнить предписание налогового органа о предоставлении документа, подтверждающийпрохождение инструктажа Кайшевым Д.В. в том числе при условии, что последний является генеральным директором общества.

Подлежат отклонению требования общества о признании недействительным предписания инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края № 17 от 29.11.2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в части пункта 3 по следующим основаниям.

Подпунктом «м» пункта 4 Положения установлено соблюдение лицензиатом требований, установленных частями 1 и 3 статьи 6.1 Федерального закона № 244-ФЗ.

В соответствии с требованием пункта 3 части 1 статьи 6.1 Федерального закона № 244-ФЗ организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в целях выявления противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований обязаны: Вести в букмекерских конторах и тотализаторах учет участников азартных игр, от которых принимаются ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования, и представлять с соблюдением законодательства Российской Федерации в области персональных данных данные такого учета в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, при осуществлении им этого надзора. Порядок ведения учета и представления данных, их объем и содержание устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Учет участников азартных игр, от которых принимаются ставки, осуществляется путем ведения базы данных с учетными записями об участниках азартных игр. Внесение в базу данных информации об участнике азартной игры осуществляется при приеме от него ставки.

Хранение базы данных осуществляется в процессинговом центре букмекерской конторы и процессинговом центре тотализатора с учетом требований к форматам данных и формам документов, установленных подпунктом «б» пункта 4 Правил представления в Федеральную налоговую службу данных учета в букмекерских конторах и тотализаторах участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 г. № 60 «Об утверждении Правил; ведения в букмекерских конторах и тотализаторах учета участников азартных игр, рт которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования, и Правил представления в Федеральную налоговую службу данных учета в букмекерских конторах и тотализаторах участников азартных игр, от которых принимаются стайки на официальные спортивные соревнования» (далее - Правила ведения учета и представления данных учета). «Данные учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования» были представлены Обществом в ИФНС России по г. Пятигорску по Ставропольскому краю по ТКС за 2016 год 27.01.2018, за 2017 год -30.01.2018 (Приложение № 22 Акта проверки).

В соответствии с пунктом 2 Правил ведения учета и представления данных учета, данные учета представляются по состоянию на 31 декабря отчетного года не позднее 30 дней по окончании отчетного года по форме согласно приложению к Правилам ведения в букмекерских конторах и тотализаторах учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования. Срок подачи - 30.01.2018.

Данные обстоятельства подтверждаются обществом путем представления в материалы настоящего арбитражного дела скриншотов электронного письма от 30.03.2018 о направлении отчета по состоянию на 31.12.2017 и извещением о получении электронного документа от 30.03.2018 налоговым органом (т.5 л.д.85).

Таким образом, ООО «Пятигорский Ипподром» 30.01.2018 данные учета об участниках азартных игр не представило в ФНС России и устранило данное нарушение 30.03.2018.

Требования общества о признании недействительным предписания инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края № 17 от 29.11.2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в части пункта 4 подлежат отклонению по следующим основаниям.

Подпунктом «л» пункта 4 Положения установлено соблюдение лицензиатом требований, установленных частями 11-13 статьи 6 Федерального закона № 244-ФЗ.

Требование части 11 статьи 6 Федерального закона № 244-ФЗ. Организатор азартных игр обязан предоставлять ежегодно уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти сведения о лицах, которые имеют голосующие акции или долю в уставном капитале этого организатора азартных игр в размере не менее 10 процентов и соответственно прямо и (или) косвенно могут оказывать существенное влияние на решение вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания учредителей (участников) этого организатора азартных игр, а также документы, подтверждающие указанные сведения. Состав и порядок предоставления указанных сведений и документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Сведения о лицах, которые имеют голосующие акции или долю в уставном капитале этого организатора азартных игр в размере не менее 10 процентов и соответственно прямо и (или) косвенно могут оказывать существенное влияние на решение вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания учредителей (участников) этого организатора азартных игр, а также документы, подтверждающие указанные сведения, представлены ООО «Пятигорский ипподром» в адрес Инспекции.

Отчет организатора азартных игр по состоянию на 31.12.2015 направлен Обществом 28.01.2016 исх. №5 , отчет поступил в Инспекцию 28.01.2016 вх. № 001775 (Приложение № 20 Акта проверки).

Лица, имеющие голосующие акции:

-        Кайшева Нурет Рашидовна - доля акционера в уставном капитале - 120 036,80 тыс. руб. (50%);

-        Бешевец Лариса Федоровна - доля акционера в уставном капитале - 60 018,40 тыс. руб. (25%);

-        Кузнецов Михаил Андреевич - доля акционера в уставном капитале - 60 018,40 тыс. руб. (25%).

Отчет организатора азартных игр по состоянию на 31.12.2016 направлен Обществом 31.03.2017 исх. №б/н, отчет поступил в Инспекцию 07.04.2017 вх. № 016935 (Приложение № 20 Акта проверки).

Лица, имеющие голосующие акции:

-        Кайшева Нурет Рашидовна - доля акционера в уставном капитале - 120 036,80 тыс. руб. (50%);

-        Бешевец Лариса Федоровна - доля акционера в уставном капитале - 60 018,40 тыс. руб. (25%);

-        Кузнецов Михаил Андреевич - доля акционера в уставном капитале - 60 018,40 тыс. руб. (25%).

Отчет организатора азартных игр по состоянию на 31.12.2017 составлен Обществом 30.03.2018 исх. №б/н, отчет поступил в Инспекцию 09.04.2018 вх. № 009791 (Приложение № 20 Акта проверки) в нарушение пункта 16 раздела V «Правил представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 540, согласно которых срок представления отчета не позднее 3 месяцев по окончании отчетного года.

Отчет организатора азартных игр по состоянию на 31.12.2017 поступил в Инспекцию 09.04.2018 вх. № 009791. По утверждению Общества данный отчет представлен по ТКС 30.03.2018, что не соответствует действительности, т.к. было представлено только «Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2017 год». Информация о том, что данный отчет был представлен по почте, в Инспекции отсутствует.

Лица, имеющие голосующие акции:

-        Кайшева Нурет Рашидовна - доля акционера в уставном капитале - 240 073 600 руб. (100%).

Таким образом, ООО «Пятигорский ипподром» осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением условий предусмотренных лицензией, чем нарушило: часть 11 статьи 6 Федерального закона № 244-ФЗ, подпункт «л» пункта 4 Положения № 1130.

Обществу надлежит исполнять п. 4 предписания инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края № 17 от 29.11.2018 и об исполнении уведомить заинтересованное лицо.

Требования общества о признании недействительным предписания инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края № 17 от 29.11.2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в части пункта 6 подлежат отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона № 244-ФЗ организатор азартных игр обязан соблюдать установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр.

Согласно пункта «з» пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» утвержденного Постановлением Правительства РФ № ИЗО от 26.12.2011 лицензионными требованиями, предъявляемыми к Соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а т^кже к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются: соблюдение лицензиатом требований, установленных частью 5 статьи 6 Федерального закона № 244-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 441 организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации.

ООО «Пятигорский ипподром» - организатором азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в пункте приема ставок тотализатора по адресу: 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, д. 219 не обеспечено соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации в период 18.06.2018, выразившееся в выплате выигрышей участникам азартных игр за счет наличных денег, поступивших в кассу при приеме ставок от участников пари, на общую сумму 729,11 рублей. В результате чего нарушен пункт 4 Указания ЦБ № 3073-У.

ООО «Пятигорский ипподром» по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности: 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, д. 219 не выполняет данное лицензионное требование. Установлены нарушения подпункта «з» пункта 4 Положения в части 5 статьи 6 Федерального закона № 244-ФЗ. пункт 3 Правил №441.

Обществу надлежит исполнять п. 6предписания инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края № 17 от 29.11.2018 и об исполнении уведомить заинтересованное лицо.

Кроме того, требование общества по признанию недействительными пунктов 2,3,4 предписания по мотиву того, что нарушение, выраженное в несвоевременном предоставлении сведений за прошлые периоды, не может быть устранено путем выдачи предписания, так как последнее выдается на устранение уже имеющего место нарушения (состоявшегося события), которое может быть устранено в будущем, подлежит отклонению по следующему основанию.

Так следует учитывать, что все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, суд первой инстанции не учел, что предписание инспекции от 29.11.2018 № 17 явилось в т. ч. следствием непредставления обществом в ФНС России всех документов при осуществлении лицензируемой деятельности.

При этом, обществом ни в суде первой инстанции ни в суде апелляционной инстанции не указано какие права и охраняемые законом интересы общества нарушены общим указанием предписание инспекции от 29.11.2018 № 17 на необходимость предоставления конкретной отчетности к конкретному сроку.

Обществом не представлены сведения в обоснование доводов своего заявления каким образом выполнение п. 2,3,4,6 предписания инспекции от 29.11.2018 № 17 воспрепятствовало предоставлению обществом всех необходимых и достаточных доказательств, которые опровергают выводы инспекции, состоявшиеся по результатам проверки и изложенные в оспариваемом предписании.

На основании вышеизложенного, требования заявителя о признании недействительным предписания инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края № 17 от 29.11.2018 в части п. 1,2,3,4,6 не подлежат удовлетворению.

Следовательно, предписания Инспекции в указанной части является правомерным, а решение суда первой инстанции необоснованным.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неполное выяснение обстоятельств по делу), а апелляционная жалоба налогового органа - удовлетворению.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.11.2019 по делу                                   № А63-25610/2018 отменить.

Апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по                             г. Пятигорску удовлетворить.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Пятигорский ипподром» (ОГРН 1037739449110, г. Пятигорск) отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный  срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                              Д.А. Белов

Судьи                                                                                             Л.В. Афанасьева                                                                                                                            И.А. Цигельников