ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-2273/2016 от 05.07.2016 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда


ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                               Дело № А63-15375/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2016 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цигельникова И.А.,

судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.04.2016 по делу №А63-15375/2015 (судья Костюков Д.Ю.)

по заявлению Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище» (г. Ставрополь, ОГРН <***>) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае (г. Ставрополь, ОГРН <***>),

третье лицо: Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения

Министерства обороны РФ по Ставропольскому краю» (г. Ставрополь, ОГРН <***>) о признании недействительным представления от 31.08.2015 № 96,

при участии в судебном заседании:

от Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ставропольскому краю» - представитель ФИО2 по доверенности от 05.07.2016 №13,

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае – представитель ФИО3 по доверенности от 11.05.2016,

в отсутствие представителя Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище»,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставропольское президентское кадетское училище» (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае (далее - Управление) о признании недействительным представления от 31.08.2015 № 96 (с учетом уточнений).

Определением суда от 23.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ставропольскому краю».

Решением суда от 20.04.2016  в удовлетворении требований Учреждения отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.

Не согласившись с принятым решением, Учреждение обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление возражает по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просит решение суда оставить без изменения.

Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ставропольскому краю» в отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию Учреждения, считает решение суда незаконным и подлежащим отмене.

В судебном заседании представители Управления и Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ставропольскому краю» поддержали позиции, изложенные в своих отзывах.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Учреждения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции,  изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Управления и Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ставропольскому краю» считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что на основании приказа Управления от 26.06.2015 № 229рп, в соответствии с Планом контрольных мероприятий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на 2015 год, в отношении Учреждения проведена плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности за период 2013 – 2014 годы, по результатам которой составлен акт от 27.07.2015, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения. В нарушение части  1 статьи  10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон №402-ФЗ), пп. 11, 38 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных муниципальных учреждений), утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее –Инструкция), объекты недвижимого имущества на общую сумму 538246209,02р своевременно не приняты к бухгалтерскому учету. В нарушение пункта 1 статьи 10 Закона №402-ФЗ, п. 11 Инструкции несвоевременно принято к учету основное средство памятник «Выпускникам училища, погибшим при исполнении воинского долга» на сумму 107700р, привело к искажению строки 011 «Основные средства - иное недвижимое имущество учреждения» баланса ф. 0503130 по состоянию на 01.01.2015 на сумму 107700р; в нарушение пункта 1 статьи 10 Закона №402-ФЗ, п. 11 Инструкции в 2014 году несвоевременно приняты к учету основные средства (учебная литература, интерактивные классы) и материальные запасы (свитера хоккейные, бумага) на общую сумму 1202104,40р. В нарушение части  1 статьи  10 Закона № 402-ФЗ, пп. 9, 71 Инструкции, в результате недостоверного отражения стоимости земельного участка, допущено искажение данных. В нарушение пункта 2 совместного приказа Минэкономразвития России от 20.09.2013 №544 и Казначейства России от 20.09.2013 № 18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» план - график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика на 2014 год размещен Учреждением на официальном сайте с нарушением сроков. В нарушение п. 3.2 приказа Минфина России от 13.07.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», п. 46 Инструкция инвентарные номера на актах основных средств в здании бассейна отсутствуют.

31.08.2015  Управлением по результатам проверки в адрес Учреждения, на основании статей 269.2, 270.2 БК РФ, пункта 68 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, внесено представление № 21-02-22/2455, которым Учреждению указано на необходимость в срок до 17.05.2015 рассмотреть информацию о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения, указанные в представлении, принять меры по устранению причин и условий их совершения, о результатах исполнения - проинформировать Управление по форме, приложенной к представлению.

Не согласившись с указанным представлением, Учреждение обратилось в Федеральную службу финансово - бюджетного надзора Российской Федерации с жалобой на представление. Распоряжением заместителя руководителя Федеральной службы финансово - бюджетного надзора Российской Федерации от 20.11.2015 № 43-р жалоба Учреждения оставлена без удовлетворения.

Считая представление Управления от 31.08.2015  № 21-02-22/2455  не законным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований Учреждения, суд первой инстанции исходил из наличия у Управления оснований для выдачи Учреждению представления от 31.08.2015  № 21-02-22/2455. Судом также отмечено, что заявление Учреждения не содержат доводов об отсутствии выявленных Управлением нарушений.

            Из текста оспариваемого представления от 31.08.2015 № 96 следует, что Учреждением нарушены нормы Закона № 402-ФЗ, п. 3.2 приказа Минфина Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»; пп. 9, 11, 38, 46, 71, 333 Инструкции; п. 2 совместного приказа Минэкономразвития России от 20.09.2013  №544 и Казначейства России от 20.09.2013 № 18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы».

            Суд первой инстанции пришел к выводу, что представление  содержит конкретные правонарушения, позволяющее однозначно трактовать его содержание. В представлении поименованы нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств (со ссылками на соответствующие статьи, пункты), поименованы документы, подтверждающие нарушение.

            В пунктах 1, 2, 3  представления от 31.08.2015  № 21-02-22/2455  указано о нарушении части 1 статьи 10 Закона №402 ФЗ и Инструкции. Сведения (данные), содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. В части 1 статьи 10 Закона №402-ФЗ содержится прямое указание на то, каким образом ведется учет первичных документов, в связи с чем, не требуется дополнительных разъяснений, тем более, лицу ответственному за ведение бухгалтерского учета. В соответствии с п. 11 указанной в представлении Инструкции записи в регистры бухгалтерского учета (журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в соответствующем журнале

операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. В части операций по забалансовым счетам операция отражается в зависимости от характера изменений объекта учета записью о поступлении (увеличении) или выбытии (уменьшении) объекта учета. По истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим журналам операций, иным регистрам бухгалтерского учета, хронологически подбираются и сброшюровываются. На обложке указывается: наименование субъекта учета; наименование главного распорядителя средств бюджета, полномочия которого исполняет субъект учета - организация, осуществляющая полномочия получателя бюджетных средств; название и порядковый номер папки (дела); период (дата), за который сформирован регистр бухгалтерского учета (журнал операций), с указанием года и месяца (числа); наименование регистра бухгалтерского учета (журнала операций) с указанием при наличии его номера; количества листов в папке (деле). В соответствии с п. 38 Инструкции счет 10100 «Основные средства» предназначен для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам. Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций), либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств.

            В пункте 4 оспариваемого представления также указаны нарушенные положения части 1 статьи 10 Закона №402-ФЗ, а также пункта 333 вышеназванной Инструкции. В соответствии с п. 333 Инструкции счет 01 «Имущество, полученное в пользование» предназначен для учета объектов движимого и недвижимого имущества, полученных учреждением в безвозмездное пользование, а также объектов движимого и недвижимого имущества, полученных в возмездное пользование, кроме финансовой аренды, если объект имущества находится на балансе лизингополучателя. Объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Внутренние перемещения материальных ценностей в учреждении отражаются по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов, путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения. Передача арендуемого (используемого безвозмездно) учреждением объекта нефинансовых активов субарендатору (иному пользователю) отражается на основании акта приема-передачи по забалансовому счету путем изменения материально ответственного лица, с одновременным отражением переданного объекта на соответствующем забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование». Выбытие объекта с забалансового учета при возврате имущества балансодержателю (собственнику), прекращении права пользования, принятии объекта к бухгалтерскому учету в составе нефинансовых активов, отражается на основании акта приемки-передачи, подтверждающего принятие балансодержателем (собственником) объекта, по стоимости, по которой они ранее были приняты к забалансовому учету.

            В пункте 5 оспариваемого представления указано на нарушение положений Инструкции по применению Единого плана счетов, а именно пунктов 9,71. В соответствии с п.9. Инструкции в целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни (результатов операций) субъект учета формирует первичный учетный документ в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции. При реализации учреждением товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин субъект учета вправе составлять первичный (сводный) учетный документ на основании показателей контрольно-кассовых машин (кассовых чеков) не реже одного раза в день - по его окончании. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг (соглашение о передаче полномочий) по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. В соответствии с п. 71 Инструкции земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе, расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 10300 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации).       Нарушение, указанное в пункте 6 оспариваемого представления также содержит однозначное толкование и не требует дополнительных разъяснений. Из указанного пункта следует, что в нарушение п. 2 приказа Минэкономразвития России от 20.09.2013 № 544 и Казначейства России от 20.09.2013 № 18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы», план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика на 2014 год размещен на официальном сайте учреждения с нарушением сроков размещения.

            Нарушения, указанные в пункте 7 представления, также содержат однозначное

толкование и не требуют дополнительных разъяснений. Согласно названному пункту, Учреждению указано на отсутствие инвентарных номеров на объектах основных средств, находящихся в здании бассейна, имеется ссылка на нормы закона, нарушенные заявителем, и соответственно которые, являются обязательными для исполнения. В соответствии с п. 3.2. приказа Минфина Российской Федерации от 13.06. 1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» при инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. В соответствии с п. 46 Инструкции каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 3000р включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации. Присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.

            Из текста оспариваемого представления также следует, что Управление обязывает Учреждение в срок до 17.09.2015 рассмотреть информацию о нарушениях бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актах, регулирующих бюджетные правонарушения, указанные в представлении и принять меры по устранению их причин и условий их совершения.

            Судом первой инстанции установлено, что выявленные нарушения частично устранены в ходе проверки. Учреждение, об устранении выявленных в ходе проверки нарушений не сообщило Управлению, отчет по предложенной форме в адрес Управления также не направлен.

            Доводы Учреждения о том, что оспариваемое представление нарушает их права, поскольку результаты проверки могут быть направлены в органы прокуратуры, которые впоследствии, по результатам проверки указанных материалов могут привлечь к административной ответственности, отклонены судом первой инстанции, поскольку

носят предположительный характер. Наличие представления при вышеуказанных обстоятельствах само по себе не свидетельствует о совершении виновных действий, являющихся основанием для его привлечения к административной ответственности.

            Таким образом, представление Управления направлено на выполнение Учреждением бюджетного законодательства, при этом, оно не возлагает на Учреждение каких-либо дополнительных обязательств, не влечет для последнего каких-либо негативных последствий или финансовых затрат.

            Учреждение не обосновало и не представило доказательств о том, что оспариваемое представление Управления от 31.08.2015  № 21-02-22/2455   нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Оспариваемое предписание выдано должностным лицом Управления в пределах его полномочий.

            С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого представления Управления от 31.08.2015  № 21-02-22/2455 незаконным и его отмене.  

При таких обстоятельствах апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.

При подаче апелляционной жалобы Учреждение обратилось с ходатайством о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины по апелляционной жалобе до окончания рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина. Определением суда от 30.05.2016 ходатайство Учреждения удовлетворено, предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе до рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

Поскольку апелляционная жалоба Учреждения рассмотрена, решение суда оставлено без изменения, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500р относятся на Учреждение в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 12 части  1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежат взысканию с Учреждения в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 102, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

                                               ПОСТАНОВИЛ:

            решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.04.2016 по делу №А63-15375/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Взыскать с Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище» государственную пошлину в сумме 1500р за рассмотрение апелляционной жалобы.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            И.А. Цигельников

Судьи                                                                                               Л.В. Афанасьева

                                                                                                          С.А. Параскевова