ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-2403/2018 от 23.07.2018 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А20-4774/2017  26 июля 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года

Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2018 года

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе  председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик), 

судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Суховеевой Д.С., 

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:  Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу главы  крестьянского (фермерского) хозяйства Ашхотова Асланбека Джамбулатовича на решение  Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.05.2018 года по делу № А20- 4774/2017 (судья Шокумов Ю.Ж.), 

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ашхотова Асланбека  Джамбулатовича, г. Терек Терского муниципального района КБР, 

к МКУ «Управление сельского хозяйства, муниципальных земель и  природопользования Терского муниципального района КБР» 

о признании недействительным решения об отказе в проведении аукциона на право  заключения договора аренды земельного участка, 

заинтересованные лица: муниципальное казенное учреждение «Управление сельского  хозяйства, муниципальных земель и природопользования Терского муниципального района  КБР», муниципальное учреждение «Местная администрация Терского муниципального  района» (г. Терек) 


третье лицо: Терский муниципальный район КБР в лице местной администрации 

Терского муниципального района КБР (г. Терек).

при участии в судебном заседании представителя крестьянского (фермерского) 

хозяйства – Умарова А.В. по доверенности № 2 от 11.10.2017,

УСТАНОВИЛ:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ашхотов Асланбек Джамбулатович  (далее – заявитель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской  Республики с заявлением к МКУ «Управление сельского хозяйства, муниципальных земель и  природопользования Терского муниципального района КБР» (далее - управление) о  признании недействительными решения об отказе в проведении аукциона на право  заключения договора аренды земельного участка площадью 736 000+/- 7506 кв.м.,  расположенного по адресу: КБР, Терский район, в административной границе с.п. Новая  Балкария, поле № 35, категория земель: не установлена, вид разрешенного использования:  сельскохозяйственные угодья, кадастровый номер 07:06:2700000:16, изложенный в письме от  24.10.2017 № 01-19/266, признании недействительным Постановления Местной  администрации Терского муниципального района КБР от 22.02.2018 № 98-п об утверждении  схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых  путем раздела земельного участка; обязании муниципального учреждения «местная  администрация Терского муниципального района КБР» восстановить нарушенное право  путем принятия решения о проведении аукциона на право заключение договора аренды  земельного участка площади 736 000+/- 7506 кв.м., расположенного по адресу: КБР, Терский  район, в административной границе с.п. Новая Балкария, поле № 35, категория земель: не  установлена, вид разрешенного использования: сельскохозяйственные угодья, кадастровый  номер 07:06:2700000:16, на основании заявления главы КФХ Ашхотова А.Д. (требования  уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ). 

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: муниципальное  казенное учреждение «Управление сельского хозяйства, муниципальных земель и  природопользования Терского муниципального района КБР» и муниципальное учреждение  «Местная администрация Терского муниципального района КБР» и в качестве третьего лица  привлечен Терский муниципальный район КБР в лице ее администрации. 

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.05.2018 в  удовлетворении требований заявителя отказано. Судебный акт мотивирован тем, что  оспариваемый отказ, изложенный в письме от 24.10.2017 № 01-19/266 и Постановление  местной администрации Терского муниципального района КБР от 22.02.2018 № 98-п  соответствуют действующему законодательству, не нарушают права предпринимателя. 


Не согласившись с решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой  просит отменить решение суда первой инстанции и вынести новый судебный акт об  удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование апелляционной  жалобы глава КФХ ссылается на то, что отказ управления на заключение договора аренды  земельного участка нарушает его права, так как дробление земельного участка и  последующее их выставление на аукцион расширило перечень потенциальных участников и  повысило риски главы КФХ на неполучение земельного участка целиком по итогам  аукциона. 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в  пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность  применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся  в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к  выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а  апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. 

Согласно материалам дела, Ашхотов А.Д. на основании подпункта 6 пункта 4 статьи  39.11 ЗК РФ обратился в администрацию с заявлением от 16.10.2017, о проведении аукциона  на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной  собственности, площадью 736 000 +/- 7506 кв.м., расположенного по адресу: КБР, Терский  район, в административной границе с.п. Новая Балкария, поле № 35 с кадастровым номером  07:06:2700000:16 для выращивания зерновых и сельскохозяйственных культур. 

Письмом от 24.10.2017 № 01-9/266 администрация Терского муниципального района  КБР сообщила, что в настоящее время ведутся работы по снятию с кадастрового учета  сельскохозяйственных угодий, которые ранее принадлежали ООО «Агрофирме «Новая  Балкария», в связи с уточнением их границ и дроблением на самостоятельные участки. После  постановки на кадастровый учет вновь образуемых земельных участков, они будут  выставлены на аукцион. 

Постановлением местной администрации Терского муниципального района КБР от  22.02.2018 утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане  территории, образуемых путем раздела земельного участка. 

Считая отказ в проведении аукциона на право заключения договора аренды на  испрашиваемый земельный участок площадью 736 000 +/- 7506 кв.м., изложенный в письме  от 24.10.2017 № 01-19/266 незаконным, глава КФХ обратился в суд с заявлением. 

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правильно  исходил из следующего. 

Правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории  земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 


24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон   № 101-ФЗ) и соответствующими законами субъектов Российской Федерации. 

По общему правилу, закрепленному в статье 10 Закона № 101-ФЗ (в редакции,  подлежащей применению к спорным отношениям), земельные участки из земель  сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной  собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном  Земельным кодексом Российской Федерации. 

Подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса в качестве основных  принципов земельного законодательства называют участие граждан, общественных  организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их  прав на землю, а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан. 

На основании статьи 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков,  находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется  исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в  пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса. 

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены  положениями статьи 39.6 Земельного кодекса

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса,  договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением  случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи. 

Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка,  находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право  заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или  муниципальной собственности, определен в статье 39.11 Земельного кодекса

Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в  государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения  договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан  или юридических лиц (пункт 1 статьи 39.11 Земельного кодекса). 

Обстоятельства, исключающие проведение аукциона в отношении находящегося в  государственной или муниципальной собственности земельного участка, определены в  пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса

В силу статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении,  перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из 


земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).  Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются  земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации  права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки  (пункт 2). При разделе земельного участка, находящегося в государственной или  муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных  участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в  измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса). 

Пункты 1 и 2 статьи 11.3 Земельного кодекса устанавливают специальные правила  образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности. 

На основании пункта 1 статьи 11.4 Земельного кодекса при разделе земельного  участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при  разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением  случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими  федеральными законами. 

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.02.2008 N 119- О-О указано, что делимым является земельный участок, который может быть разделен на  части, и каждая часть после раздела образует самостоятельный земельный участок,  разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель  иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.  Неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как  гражданских прав, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность  установления права собственности только лишь на его часть, - такой земельный участок  выступает объектом прав в целом. Вместе с тем Гражданский кодекс устанавливает  основания приобретения права общей собственности, одно из которых - поступление в  собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без  изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.  Следовательно, на неделимый земельный участок как объект права двух или более лиц в  силу его особых природных свойств допускается существование только общей  собственности. 

Как следует из материалов дела, на заседании коллегиальной, постоянно действующей  комиссии по регулированию земельных отношений на территории Терского муниципального  района КБР 22.09.2017 принято решение рекомендовать местной администрации Терского  муниципального района разделить земельные участки, принадлежавшие на праве аренды  ООО «Агрофирма «Новая Балкария», в том числе поле № 35, сформировать их и поставить на 


государственный кадастровый учет для последующего выставления на аукцион на право  заключения договора аренды образованных земельных участков. 

На основании указанного решения между Муниципальным казенным учреждением  «Управление сельского хозяйства, муниципальных земель и природопользования Терского  муниципального района КБР» и обществом с ограниченной ответственностью «Кадастр  Эльбрус» заключен муниципальный контракт на выполнение кадастровых работ от  02.10.2017. Предметом договора являются работы по изготовлению межевых планов на  земельные участки, перечень которых указан в Приложении № 1 к контракту, с составлением  технической документации. 

Исполнение обязательств по муниципальному контракту подтверждается актом сдачи- приемки работ от 30.01.2018 № 8. 

Постановлением местной администрации Терского муниципального района КБР от  22.02.2018 № 98-п утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом  плане территории, образуемых путем раздела земельного участка. 

Из материалов дела следует, что администрация на обращение главы КФХ, которое  имело место после указанных событий 16.10.2017 сообщила ему о том, что в связи с ранее  принятым решением о преобразовании сельскохозяйственных угодий и их дроблением на  самостоятельные земельные участки необходимо уточнить границы испрашиваемого  земельного участка. Также в оспариваемом письме сообщается, что образованные земельные  участки будут выставлены на аукцион на право заключения договора аренды. 

Указанные обстоятельства соответствуют ограничениям, указанным в подпункте 1  пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, согласно которой земельный участок, находящийся в  государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона,  если границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями  Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». 

После устранения обстоятельств, изложенных в письме от 24.10.2017 № 01/19-266,  препятствующих выставлению земельного участка на аукцион, администрация образованные  земельные участки поставила на кадастровый учет, известила о возможности заключения  договора аренды на образованные земельные участки и о наличии свободных земельных  участков для предоставления в аренду путем опубликования в газете «Терек» от 01.04.2018, и  уже поступили заявки на право заключения договора аренды, однако заявитель не обратился  с соответствующей заявкой ни по одному из образованных участков. 

Таким образом, администрация после устранения обстоятельств указанных в пп. 1 п. 8  ст. 39.11 ЗК РФ в установленном законом порядке выставила земельные участки на аукцион,  однако заявитель не изъявил желания участвовать в аукционе и не подал соответствующей  заявки. 


Довод апелляционной жалобы, также поддержанный апеллянтом в судебном  заседании суда апелляционной инстанции о том, что отказ управления на заключение  договора аренды земельного участка нарушает его права, так как дробление земельного  участка и последующее их выставление на аукцион расширило перечень потенциальных  участников и повысило риски главы КФХ на неполучение земельного участка целиком по  итогам аукциона, в то время как он хотел получить в аренду земельный участок площадью  739 000 кв.м. целиком, кроме того арендная плата за отдельные участки будет выше чем за  один участок, подлежит отклонению, так как управление, дробя участок на несколько других  участков, действовал как собственник земельного участка в своих интересах с целью  получения большей выгоды в виде поступления больших средств в бюджет от аренды  земельных участков. Кроме того, путем дробления одного земельного участка на несколько  земельных участков управление может удовлетворить потребности большего круга лиц,  желающих заниматься сельскохозяйственной деятельностью. 

Таким образом, позиция заявителя о том, что управление должно было действовать в  его интересах, при этом действуя в ущерб своим интересам, интересам других лиц и  интересам государства является неправильной и необоснованной, а доводы жалобы не  подлежащими удовлетворению. 

Кроме того, решение управления о необходимости дробления земельного участка  площадью 739 000 кв.м. на несколько участков было принято еще до обращения главы КФХ  в управление с письмом о предоставлении земельного участка в аренду, о чем ему было  сообщено в обжалуемом письме. 

В целях удовлетворения своих потребностей в более крупном земельном участке, чем  были образованы путем дробления одного участка, заявитель имел возможность обратиться в  администрацию с несколькими заявками на участие в аукционах для заключения с ним  договоров аренды по нескольким лотам, удовлетворяющим его потребности. При этом, довод  о том, что могут быть и другие заявки и заявитель рискует не получить желаемый лот, не  имеет в данном случае юридического значения, так как никто не имеет право ограничивать  лиц, желающих принять участие в аукционе, в таком праве с целью предоставления одной  стороне преимущественного права для участия в аукционе, иное противоречит закону и  является неправомерным. 

Суд первой инстанции также правомерно отказал в удовлетворении требований  заявителя о признании незаконным Постановления местной администрации Терского  муниципального района КБР от 22.02.2018 № 98-п, так как образование земельных участков  осуществлено уполномоченным органом исполнительной власти в соответствии с  действующим законодательством и в пределах его полномочий. Согласно выпискам из 


Единого государственного реестра недвижимости образованные земельные участки  поставлены на кадастровый учет, и им присвоены кадастровые номера. 

При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта суда первой  инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. 

Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта,  являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не  установлено. 

Руководствуясь статьями 228, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.05.2018 года по  делу № А20-4774/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть  обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд  первой инстанции. 

Председательствующий С.А. Параскевова 

Судьи Л.В. Афанасьева

 М.У. Семенов