ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело №А63-4231/11
25 ноября 2011 года
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мельникова И.М.
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.08.2011 по делу № А63-4231/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Логика» (<...>, квартира (офис) 112, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы Ставропольского края
(<...>) об отмене постановления об административном правонарушении (судья Быкодорова Л.В.)
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Логика»: ФИО1 – представителя по доверенности от 21.06.2011 № 3,
в отсутствие в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, извещено 07.11.2011 (уведомление 510471),
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Логика» (далее - общество), обратилось в Арбитражный Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее – управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.04.2011 № 166 по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 04.08.2011 заявление общества удовлетворено. Суд пришел к выводу о том, что в действиях общества содержится состав вменяемого ему правонарушения, однако управлением допущено нарушение порядка привлечения общества к ответственности.
Управление, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В жалобе управление указало на то, что порядок привлечения общества к ответственности им соблюден.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыли, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена судом в их отсутствие.
В судебном заседании представитель общества возразил против доводов жалобы, просил судебное решение оставить без изменения.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 04.08.2011 проверена апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, общество в лице филиала «Железноводские электрические сети» является сетевой организацией, которая владеет объектами электросетевого хозяйства, оказывает услуги по передаче электрической энергии, то есть является субъектом естественной монополии, субъектом розничного рынка электрической энергии (сетевой организацией).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) субъекты естественных монополий в электроэнергетике обязаны публиковать в средствах массовой информации сведения о своей деятельности в соответствии со Стандартами раскрытия информации.
Согласно определению основных понятий, установленных в статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее -Закон № 147-ФЗ), субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ заявитель осуществляет свою производственную деятельность по передаче электрической энергии (продажа, реализация), которая относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 1 Стандартов раскрытия информации, настоящий документ в соответствии со статьями 21 и 22 Закона об электроэнергетике устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии.
Согласно пункту 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила), субъекты розничных рынков - участники отношении по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 3 вышеуказанных Правил, субъектами розничного рынка являются, в том числе сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства.
Общество с ограниченной ответственностью «Логика» в лице филиала «Железноводские электрические сети» не исполнило требование действующего законодательства в области электроэнергетики, не полностью раскрыло информацию, предусмотренную пунктом 1.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии» (далее- постановление № 24) , а именно отсутствует информация: - об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию: о балансе электрической энергии и мощности, в том числе: об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации; об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования; о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования; о затратах на оплату потерь, в том числе: о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях; об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования; о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости; о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения; о техническом состоянии сетей, в том числе: о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов элекгросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению; об объеме недопоставленной в результате аварийных отключении электрической энергии; о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше; о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация); о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества: поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения; заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору; аннулированных заявок на технологическое присоединение; выполненных присоединений и присоединенной мощности; о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения; об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации, включая: отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности, снижения потерь и сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти; планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием характеристик сетевого оборудования, даты расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти (для объектов капитального строительства (основных строек) указываются сроки начала и окончания строительства, стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год, а также основные проектные характеристики. Для объектов долгосрочных финансовых вложений также указывается стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год; о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию: о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов); о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок.
В пункте 12 постановления Правительства Российской Федерации №24 закреплено, что информация, указанная в подпункте "а", абзацах первом - четырнадцатом подпункта "б", подпункте "д", абзаце втором подпункта "ж" и абзаце втором подпункта "з" пункта 1 1 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта.
Информация обществом не размещена на сайте wwvv. elektroset. zhv.rn или на ином сайте в сети Интернет.
Предусмотренная пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации года № 24 информация подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня, обществом в лице филиала «Железноводскис электрические сети» доказательств опубликования информации в официальном печатном издании не представлено.
Таким образом, судом установлено, что в бездействии общества имеется состав вменяемого правонарушения.
Вместе с тем, судом установлено, что административным органом нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен управлением 13.04.2011 в присутствии директора филиала «Железноводские электрические сети» общества ФИО2, действовавшего на основании общей доверенности от 14.07.2010. Как усматривается из указанной доверенности, в ней отсутствуют полномочия на представление интересов общества при составлении протокола и рассмотрении конкретного административного дела о привлечении заявителя к ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд первой инстанции признал, что ФИО2, действующий на основании общей доверенности, не является законным представителем общества, его извещение о времени и месте составления протокола не может рассматриваться как надлежащее извещение общества. Филиал «Железноводские электрические сети» общества сам по себе не является субъектом рынка электрической энергии.
Доказательства извещения законного представителя общества о дате и месте составления протокола по делу об административном правонарушении административным органом не представлено.
В предварительном судебном заседании суда первой инстанции, представитель управления представил в качестве доказательства направления в адрес общества почтовые уведомления о вручении №03/2442 и 03/2192 о месте и времени рассмотрения дела ( л.д.62)
Как указано в уведомлении, получателем от общества является некто ФИО3 по доверенности. Доверенности на получение почтовых отправлений в 2011 году никому не выдавалось.
На запрос общества от 29.06.2011 № 347 (л.д.81), направленный в Московский Межрайонный Почтамт № 4, получен ответ и копия доверенности получателя корреспонденции без указания даты её выдачи (л.д. 80). На основании пункта 1 статьи 186 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность, в которой не указана дата её совершения, ничтожна. Кроме того, в последнем абзаце текста доверенности прописан срок действия по 31.12.2010 (л.д.79)
В уведомлении о вручении дата получения корреспонденции общества -12.04.2011.
Обратный оттиск возвращения уведомления на почту отправителя в г.Ставрополе датирован 20.04.2011 (л.д.62), то есть, рассматривая административное дело 13.04.2011 управление не располагало сведениями о получении обществом извещения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, административный орган допустил нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности, поскольку не предоставил заявителю возможности реализовать гарантированные ему законом процессуальные права при осуществлении в отношении общества административного производства: не предоставил заявителю возможности ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола, заявителю не были разъяснены его права и обязанности.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
О дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении 26.04.2011 общество также не было уведомлено.
В апелляционной жалобе заявитель не приводит доводов, которые могли бы быть приняты в качестве основания для отмены оспариваемого судебного акта.
Доводы, сводящиеся к иной, чем у суда оценке доказательств, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные обществом доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом первой инстанции не допущено.
27.10.2011 судом первой инстанции принято дополнительное решение, которое до рассмотрения дела в апелляционном суде не обжаловано, срок, установленный на обжалование данного решения, истек.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.08.2011 по делу №А63-4231/11, с учетом дополнительного решения от 27.10.2011, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий И.М. Мельников
Судьи Д.А. Белов
М.У. Семенов