ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-2543/2023 от 02.08.2023 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А15-619/2022  09.08.2023 

Резолютивная часть постановления объявлена 02.08.2023.  Постановление изготовлено в полном объеме 09.08.2023. 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего  Жукова Е.В., судей: Семенова М.У., Луговой Ю.Б., при ведении протокола судебного  заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном  заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Задоевка» –  Зайнулабидовой С.М. (доверенность от 19.11.2022), представителя администрации  сельского поселения «Сельсовет «Большезадоевский» – Юсупова А.А. (доверенность от  02.06.2023), директора территориально-соседской общины коренного малочисленного  народа ногайцев «Дослык» – Бигишиева И.Т. (лично) и представителя территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык» – Тотаевой С.С.  (доверенность от 24.01.2023), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных  надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в  открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Задоевка» на решение  Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.06.2023 по делу № А15-619/2022, принятое  по иску территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев  «Дослык» (ИНН 0517005710) к ООО «Задоевка» (ИНН 0517002163) и администрации  сельского поселения «Сельсовет «Большезадоевский» Кизлярского района Республики  Дагестан (ИНН 0517003706) о признании недействительными договоров с применением  последствий недействительности ничтожной сделки, и встречного искового заявления ООО  «Задоевка» о признании недействительным договора и регистрационной записи в Едином  государственном реестре недвижимости, 

УСТАНОВИЛ:

территориально-соседская община коренного малочисленного народа ногайцев  «Дослык» (далее – Община «Дослык») обратилась в Арбитражный суд Республики 


Дагестан с исковым заявлением к ООО «Задоевка» (далее – общество) и администрации СП  «Сельсовет «Большезадоевский» (далее – сельская администрация) о признании договоров  аренды б/н земельных участков с кадастровыми номерами: 05:02:000103:327 и  05:02:000103:328, заключенных между администрацией СП «Сельсовет  «Большезадоевский» и ООО «Задоевка», недействительными в силу ничтожности,  применении последствий недействительности ничтожной сделки путем возврата земельных  участков с кадастровыми номерами: 05:02:000103:327 и 05:02:000103:328 муниципальному  образованию Сельское поселение «Сельсовет «Большезадоевский» и погашения  регистрационных записей в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). 

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по  Республике Дагестан, Министерство по национальной политике и религий Республики  Дагестан, ТУ Росимущества в Республике Дагестан и администрация муниципального  района «Кизлярский район» Республики Дагестан. 

ООО «Задоевка» обратилось с встречным исковым заявлением к Общине «Дослык»  о признании недействительным договора № 1 безвозмездного пользования земельным  участком от 20.11.2019, заключенного между администрацией СП «Сельсовет  «Большезадоевский» и территориально-соседской общиной коренного малочисленного  народа ногайцев «Дослык» в отношении земельного участка с кадастровым номером  05:02:000103:253; о признании недействительной регистрационной записи №  05:02:000103:253-05/190/2022-3 от 14.03.2022 в Едином государственном реестре  недвижимости о регистрации права безвозмездного пользования земельным участком за  территориально-соседской общиной коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык». 

Определением суда от 28.07.2022 встречный иск ООО «Задоевка» принят для  рассмотрения с первоначальным исковым заявлением. 

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.06.2023 по делу № А15619/2022 принят отказ от встречного иска. Исковые требования территориально-соседской  общины коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык» удовлетворены. Суд  признал недействительными (ничтожными) договоры от 04.06.2018 аренды земельных  участков с кадастровыми номерами 05:02:000103:327 и 05:02:000103:328, заключенные  между администрацией сельского поселения «Сельсовет «Большезадоевский» Кизлярского  района Республики Дагестан (ИНН 0517003706) и ООО «Задоевка» (ИНН 0517002163).  применены последствия недействительности ничтожной сделки. 


Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.06.2023  по делу № А15-619/2022 ООО «Задоевка» обратилась в Шестнадцатый арбитражный  апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции  и принять новый судебный акт. 

В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого  решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не  полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. 

В отзыве на апелляционную жалобу Община «Дослык», ссылаясь на законность и  обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении  апелляционной жалобы. 

 В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью  «Задоевка» поддерживал доводы апелляционной жалобы. 

Представитель администрации сельского поселения «Сельсовет  «Большезадоевский», директор территориально-соседской общины коренного  малочисленного народа ногайцев «Дослык» и представитель территориально-соседской  общины коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык» доводы апелляционной  жалобы не признал. 

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и  месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили. 

Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом  размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного  суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,  суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие. 

Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.06.2023 по  делу № А15-619/2022 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по  апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и  процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и  оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда  Республики Дагестан от 26.06.2023 по делу № А15-619/2022 следует оставить без  изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям. 


Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН от 04.12.2019 на  земельный участок с кадастровым номером (КН) 05:02:000103:253 с местоположением:  Республика Дагестан, Кизлярский р-н, на территории МО СП "Сельсовет  Большезадоевский", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид  разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, 25.09.2014  зарегистрировано право собственности за Муниципальным образованием сельское  поселение "Сельсовет Большезадоевский" (ИНН 0517011778). 

Согласно выписке из ЕГРН от 16.07.2022 земельный участок с КН 05:02:000103:253  поставлен на кадастровый учет 06.12.2013, сведения об объекте недвижимости имеют  статус "актуальные", граница земельного участка пересекает границы земельных участков с  КН 05:02:000103:327 и 05:02:000103:328. 

Согласно выписке из ЕГРЮЛ Территориально-соседская община коренного  малочисленного народа ногайцев "Дослык" зарегистрирована в качестве юридического  лица 01.11.2019 с присвоением ОГРН 1190571014204. 

Срок действия договора установлен с 20.11.2019 по 20.11.2029 (10 лет), который  может быть пролонгирован (раздел 4). 

Договор N 1 от 20.11.2019 аренды земельного участка с кадастровым номером  05:02:000103:253 зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Росреестра по  Республике Дагестан 04.12.2019 за N 05:02:000103:253-05/190/2019-1. 

Согласно выписке из ЕГРН от 07.07.2022 земельный участок с КН 05:02:000103:327  поставлен на кадастровый учет 25.09.2017, сведения об объекте недвижимости имеют 


статус "актуальные", граница земельного участка пересекает границы земельного участка с  КН 05:02:000103:253. 

Согласно выписке из ЕГРН от 07.07.2022 земельный участок с КН 05:02:000103:328  поставлен на кадастровый учет 25.09.2017, сведения об объекте недвижимости имеют  статус "актуальные", граница земельного участка пересекает границы земельного участка с  КН 05:02:000103:253. 

В отношении земельного участка с КН 05:02:000103:327 общей площадью 87,7 га,  находящегося по адресу: Кизлярский р-н, Большезадоевская с/администрация относительно  ориентира ООО "Задоевка", сельская администрация (арендодатель) и общество (арендатор)  заключили договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.06.2018 сроком  с 04.06.2018 по 04.06.2067 (на 49 лет). Арендная плата за участок установлена сторонами в  размере 20 713,59 рубля, размер которой может быть изменен в случае изменения  соответствующих методик определения арендной платы и в иных случаях  предусмотренных законодательством (раздел 7 договора). 

На участке объекты недвижимого имущества не имеются (пункт 1.2 договора). 

Основанием заключения договора аренды в отношении земельного участка с КН  05:02:000103:327 указано свидетельство N 273 от 20 января 1993 года N 4 на право  бессрочного пользования. 

В отношении земельного участка с КН 05:02:000103:328 общей площадью 147,6 га,  находящегося по адресу: Кизлярский р-н, Большезадоевская с/администрация относительно  ориентира ООО "Задоевка", сельская администрация (арендодатель) и общество (арендатор)  заключили договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.06.2018 сроком  с 04.06.2018 по 04.06.2067 (49 лет). Арендная плата за участок установлена сторонами в  размере 34 861,2 рубля, размер которой может быть изменен в случае изменения  соответствующих методик определения арендной платы и в иных случаях  предусмотренных законодательством (раздел 3 договора). 

На участке объекты недвижимого имущества не имеются (пункт 1.2 договора). 

Основанием заключения договора аренды в отношении земельного участка с КН  05:02:000103:328 также указано свидетельство N 273 от 20 января 1993 года N 4 на право  бессрочного пользования. 

Названные договоры от 04.06.2018 зарегистрированы в Управлении Росреестра по  Республики Дагестан. 


Таким образом, из выписок из ЕГРН на земельный участок с КН 05:02:000103:253 и  на земельные участки с КН 05:02:000103:327 и 05:02:000103:328 следует, что земельные  участки с КН 05:02:000103:327 и 05:02:000103:328 пересекают границы земельного участка  с КН 05:02:000103:253, который по настоящее время с кадастрового учета не снят. 

Община "Дослык" ссылаясь на то, что договоры от 04.06.2018 заключены с  нарушением действующего законодательства (в обход публичных процедур) и прав  неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском о признании договоров, заключенных  ответчиками, недействительными и погашении в ЕГРН записей об обременении. 

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил  из следующего. 

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О  гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Закон N  82-ФЗ) коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные  народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков,  сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы,  насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя  самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных  народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по  предложению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по  выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере государственной национальной политики (далее - уполномоченный  орган), на основании представлений высших должностных лиц субъектов Российской  Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти  субъектов Российской Федерации), на территориях которых проживают эти народы. 

Ногайцы входят в перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан,  установленный постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от  18.10.2000 N 191 "Об особенностях применения Федерального закона "О гарантиях прав  коренных малочисленных народов Российской Федерации" в Республике Дагестан" (далее -  постановление Госсовета N 191), который считается частью Единого перечня коренных  малочисленных народов Российской Федерации (постановление Правительства Российской  Федерации от 28.03.2001 N 236). 

В соответствии со статьей 8 Закона N 82-ФЗ малочисленные народы, объединения  малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных  образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право в том числе:  безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной 


хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий,  необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия  традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в  порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов  Российской Федерации; получать от органов государственной власти Российской  Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных  организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые  средства, необходимые для социальноэкономического и культурного развития  малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа  жизни, хозяйственной деятельности и промыслов. 

Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды  обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов  малочисленных народов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного  проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями  различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной  деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными  полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и  законодательством субъектов Российской Федерации. 

Лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе создавать на добровольной  основе общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов в  соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями в  целях социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты  их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и  промыслов (статья 12 Закона N 82-ФЗ). 

Территориально-соседская община коренного малочисленного народа ногайцев  "Дослык" зарегистрирована в качестве юридического лица 01.11.2019, о чем в ЕГРЮЛ  внесена запись с присвоением ОГРН 1190571014204. 

Согласно разделу 4 Устава общины "Дослык" основными целями общины, в  частности, является: защита исконной среды обитания, сохранения и развития  традиционного образа жизни, сохранение, возрождение и развитие традиционных отраслей  хозяйственной деятельности, рационального природопользования, обеспечение  традиционного уклада жизни, культуры и языка, а также сохранение территории расселения  и среды обитания местного населения как главного условия выживания и развития  коренных малочисленных народов Дагестана, осуществление общественного контроля за 


соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды при  промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и  реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и  хозяйственной деятельности малочисленного ногайского народа Дагестана. Община имеет  своей целью также укрепление дружбы, взаимопонимания ногайского народа Дагестана с  другими народами. Община представляет законные интересы ногайского народа на данной  территории. 

В состав муниципального образования сельского поселения "Сельсовет  Большезадоевский" входят населенные пункты с. Большая Задоевка, с. Малая-Задоевка,  с.Мулла-Али, с. Персидский, с.Ново-Гладовка, с.Бурумбай. 

С учетом вышеприведенных норм права и уставных целей Община "Дослык"  действует для защиты прав и законных интересов ногайского народа, законодательно  отнесенного к числу малочисленных народов России. 

Оспариваемые договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами  05:02:000103:327 и 05:02:000103:328 заключены без учета требований законодательства, в  т.ч. положений Закона N 82-ФЗ, что лишило ногайский народ, традиционно проживающий  на данной территории Республики Дагестан, права безвозмездно пользоваться землями для  осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными  промыслами, необходимыми для проживания. 

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что при  заключении договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.06.2018  между сельским поселением и ООО "Задоевка", предметом которых являются земельные  участки с КН 05:02:000103:327 и с КН 05:02:000103:328, не соблюдены требования  земельного, гражданского и специального законодательства о предоставлении земель  сельскохозяйственного назначения посредством проведения торгов, что повлекло  нарушение прав публично-правового образования и третьих лиц. 

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным  законом от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (пункт 6  статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации). 

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за  границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также  предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской  Федерации). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации,  введенной Законом N 171-ФЗ, предоставление земельных участков в аренду осуществляется 


по результатам аукционов (конкурентных процедур), за исключением случаев,  предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. 

Аналогичные требования о предоставлении земельных участков только по  результатам торгов установлены и в ст. 10 Федеральным законом от 24.07.2002 "Об обороте  земель сельскохозяйственного назначения" 

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или  муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в частности в  следующих случаях: предоставления его крестьянскому (фермерскому) хозяйству или  сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ (подпункт  12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации); предоставления его  гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного  хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и  крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским)  хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса  Российской Федерации (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской  Федерации). 

При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении  гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать  добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или  недобросовестного поведения (пункты 3, 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской  Федерации). 

В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не  допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить  вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное  заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав. 

Исходя из вышеприведенных положений законодательства выявление факта  предоставления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества путем передачи  имущества (земельного участка) без соблюдения требований статьи 39.6 Земельного  кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 "Об обороте  земель сельскохозяйственного назначения" может привести к установлению признаков  нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от  26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"). 

В силу толкования части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" Президиумом  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащегося в постановлении от  05.04.2011 N 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении данной нормы 


является создание условий, возможности для наступления последствий в виде  недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. 

В тех случаях, когда требуется проведение торгов (аукциона), обеспечивающих  конкуренцию и подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их  непроведение лишает потенциальных желающих возможности принять участие в  конкурентной борьбе за право доступа к земельному ресурсу, ограничивает равный доступ  к использованию земли, что приводит к ограничению конкуренции или создает угрозу  конкуренции. 

Исходя из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 05.04.2011 N 14686/10, нарушением части 1 статьи 15 Закона "О защите  конкуренции" является непроведение торгов (аукциона) в тех случаях, когда их проведение  является обязательным. 

В соответствии с положениями статьи 447 Гражданского кодекса Российской  Федерации торги (аукцион, конкурс) представляют собой особый способ заключения  договора, при котором договор заключается с лицом, предложившим наиболее высокую  цену и лучшие условия исполнения договора. Процедура проведения торгов основана на  состязательности хозяйствующих субъектов, то есть на конкуренции (соперничестве  хозяйствующих субъектов). Таким образом, торги представляют собой конкурентный  способ заключения договоров (соглашений) в отношении государственного или  муниципального имущества, в том числе в отношении земельных участков. 

Предоставление уполномоченным органом преимущества в получении земельного  ресурса на том или ином праве одному хозяйствующему субъекту без проведения торгов  ограничивает возможность доступа к этому земельному ресурсу других заинтересованных в  его получении хозяйствующих субъектов, что приводит к ограничению конкуренции или  создает угрозу конкуренции за право получения в пользование (в аренду) земельного  ресурса для осуществления соответствующей деятельности. 

Пунктом 20 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" определено, что  предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами  государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного  самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или  организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает  им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или  муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления  имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий является  государственной или муниципальной преференцией. 


Согласно пункту 1 части 4 статьи 19 Закона "О защите конкуренции" не является  государственной или муниципальной преференцией предоставление имущества и (или)  иных объектов гражданских прав по результатам торгов, проводимых в случаях,  предусмотренных законодательством Российской Федерации. 

Из этих норм следует, что передача отдельным хозяйствующим субъектам  недвижимого имущества (земельных участков) по договору аренды и иным договорам,  предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении  государственного или муниципального имущества, в приоритетном порядке без проведения  торгов (аукциона) является государственной или муниципальной преференцией. 

Согласно части 1 статьи 19 Закона "О защите конкуренции" государственные или  муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов  федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта  Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции  указанных органов органа или организации исключительно в целях, указанных в данной  норме. 

Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью  1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме  антимонопольного органа (часть 3 статьи 19 Закона "О защите конкуренции"). 

Таким образом, договоры аренды земельных участков с КН 05:02:000103:327 и с КН  05:02:000103:328 заключены с ООО "Задоевка" с нарушением действующего  законодательства без проведения публичных процедур (торгов) при отсутствии согласия  УФАС России на предоставление государственной преференции в установленном статьей  20 Закона "О защите конкуренции" порядке. 

Доводы в апелляционной жалобе о том, что суд первой инстанции неправомерно  отклонил заявление о пропуске срока исковой давности подлежит отклонению. 

В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью  признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок  исковой давности составляет три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской  Федерации). 

Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки  недействительной и о применении последствий се недействительности составляет один год.  Течение срока исковой давности по такому требованию начинается со дня, когда истец  узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания  сделки недействительной (пункт 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской  Федерации). 


В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации  срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности  ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166)  составляет три года. 

Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда  началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не  являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о  начале ее исполнения. 

В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского  кодекса Российской Федерации об исковой давности» (далее - Постановление № 43)  указано, что течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со  дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными липами  действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении  права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи  200 Гражданского кодекса). 

Об оспариваемых договорах истец узнал после принятия решения Арбитражного  суда Республики Дагестан от 30.12.2021 но делу № А15-3267/2020, а с иском о признании  сделок недействительными подал в суд в феврале 2022 года, то есть в пределах  установленного законом срока исковой давности. 

До момента подачи апелляционной жалобы ООО «Задоевка» (18.07.2022) в судебных  актах по делу № А15-3267/2020 каких-либо выводов суда о передаче ООО «Задоевка» в  аренду спорных земельных участков с кадастровыми номерами 05:02:000103:327 и  05:02:000103:328 по договорам от 04.06.2018, и следовательно, кто является надлежащим  ответчиком, не имеется. 

Таким образом, как годичный срок исковой давности для признания  недействительной оспоримой сделки, так и трехлетний срок исковой давности для  признания недействительной ничтожной сделки, в данном случае истцом не пропущен. 

Ссылка ответчика на протокол схода жителей села Бурумбай № 1 от 12.11.2020 с  повесткой дня: Об обращении в правоохранительные органы в связи с нарушениями закона  при передаче земель ООО «Задоевка», несостоятельна, поскольку не означает, что Община  «Дослык», не участвовавшая в сходе, знала или должна была знать о заключении спорных  договоров и их реквизитах, необходимых для оспаривания. 

Вопреки требованиям статьи 65 ЛПК РФ ответчиком доказательства обратного в  материалы дела не представлены. 


Более того, протокол схода жителей села Бурумбай № 1 от 12.11.2020 не был  представлен ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ответчик не  обосновал невозможность его представления в суд первой инстанции по причинам, не  зависящим от пего, а потому новое доказательство не может быть принят апелляционной  инстанцией (ст. 268 АПК РФ). 

Доводы в апелляционной жалобе о том, что что оспариваемыми договорами права  Общины «Дослык» и коренных малочисленных народов ногайцев, проживающих в селах  Бурумбай, Б-Задоевка и Мулла-Али не затрагиваются, Община «Дослык» не вправе  обратиться в суд с заявленными требованиями подлежит отклонению по следующим  основаниям. 

В качестве оснований заключения договоров аренды земельных участков с КН  05:02:000103:327 с КН 05:02:000103:328 указано свидетельство № 273 от 20 января 1993  года № 4 на право бессрочного пользования. 

В соответствии с выданным Свидетельством N 273 на право владения, пожизненного  последующего владения на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от  21.01.1993 АО "Урицкий" перешли в бессрочное пользование 2906 га земли, в том числе  угодий - 2517 га, пашня - 967 га, многолетние насаждения - 11 га, сенокос - 29 га, пастбища  - 1510 га, прочих угодий - 389 га. 

Постановлением от 29.06.2000 N 125 АОЗТ "Урицкий" реорганизован в СПК имени  Урицкого, к которому перешли в порядке правопреемства земельные участки акционерного  общества. Жители вышеуказанных сельских поселений продолжали работать в СПК им.  Урицкого. 


Между тем, действовавшее в тот период законодательство не предусматривало  полномочий муниципальных образований на реорганизацию акционерных обществ, такие  вопросы входили в полномочия общих собраний трудового коллектива. 

Впоследствии постановлением N 9 от 17.09.2009 СПК имени Урицкого  реорганизован в ООО "Задоевка", о чем запись в ЕГРЮЛ внесена 12.02.2010. При этом все  жители вышеуказанных сельских поселений вновь образованным обществом были уволены  без выделения им земельных долей (имущественных паев), что противоречило  действовавшему в спорный период законодательству. 

Согласно акту передачи материальных ценностей от 07.02.2010 при реорганизации  СПК "Урицкого" в ООО "Задоевка" в числе прочего передано земель  сельскохозяйственного назначения общей площадью 2906 га, находящегося на праве  постоянного (бессрочного) пользования на основании Свидетельства N 273. 

Данный акт от 07.02.2010 свидетельствует, что других земель сельскохозяйственного  назначения в постоянном (бессрочном) праве у ООО "Задоевка" не имелось. 

В 1995 году в связи с реорганизацией колхоза "Дослык" постановлением  администрации Кизлярского района "О перераспределении земель колхоза "Дослык"  (архивная справка от 04.03.2022) земли сельхозназначения, принадлежавшие колхозу  "Дослык", были перераспределены следующим лицам: 

- АО "Кизлярское" общей площадью 3399 га, всего сельхозугодий - 2843, пашня740, в т.ч. инж. рисовая система - 573, 

- АО им. Урицкого общей площадью 1070 га, всего сельхозугодий - 902, пашня - 520,  в т.ч. инж. рисовая система - 396. Всего общая площадь составила 4469 га. 

По сведениям ЕГРЮЛ ООО "Задоевка" создано 09.12.2020 путем реорганизации в  форме преобразования, указан как правопреемник СПК имени Урицкого (1030501098814) о  чем запись внесена 12.02.2010. 

Следовательно, земли сельскохозяйственного назначения были перераспределены  (переданы) от колхоза "Дослык" АО им. Урицкого только в 1995 г., и соответственно не  могли войти в состав земельного участка, которые переданы на основании Свидетельства N  273 от 21 января 1993 года, то есть, за два года до перераспределения земель колхоза. 

Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в материалы дела не представлены достоверные и безусловные доказательства,  того что спорные земли принадлежали совхозу Урицкий на праве постоянного  (бессрочного) пользования, и соответственно последовательно перешли АОЗТ "Урицкого",  СПК имени Урицкого и затем ООО "Задоевка". 


В период реорганизации совхозов, колхозов действовали Указ Президента  Российской Федерации от 02.03.1992 N 213 "О порядке установления нормы бесплатной  передачи земельных участков в собственность граждан", постановление Правительства  Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов",  а также Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных  сельскохозяйственных предприятий, утвержденное постановлением Правительства  Российской Федерации от 04.09.1992 N 708. 

Пунктом 1 Указа от 02.03.1992 N 213, пунктами 9 и 10 постановления от 29.12.1991  N 86 членам колхозов и работникам совхозов, в том числе ушедшим на пенсию,  предоставлялось право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой  собственности; владельцы земельного и имущественного пая вправе были распорядиться  им путем передачи в качестве учредительного взноса в создаваемое товарищество или  акционерное общество. 

Положение от 04.09.1991 N 708 также предусматривало определение  индивидуальных имущественных паев и земельных долей в каждом реорганизуемом  колхозе и совхозе (пункт 8). Размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливался  независимо от трудового вклада и стажа работы и определялся в натуральном и  стоимостном выражении (пункт 11). Определение размера индивидуальных  имущественных паев осуществлялось на основании оценки стоимости всего имущества  реорганизуемого предприятия (пункт 13). 

Согласно пункту 16 Положения от 04.09.1992 N 708 владелец имущественного пая и  земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе из  хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, внести в качестве  взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив, продать или  сдать в аренду другим владельцам долей (паев). 

Несмотря на неоднократные требования суда первой инстанции (определения от  05.03.2022, 16.05.2022, 28.07.2022, 20.09.2022, 19.10.2022, 15.11.2022 и другие), ООО  "Задоевка" в материалы дела не представило протокол общего собрания и акт передачи  спорных земель при реорганизации СПК "Урицкий" в ООО "Задоевка", копию  постановления главы МО СП "Сельсовет Большезадоевский" от 24.02.2004 N 75, на  который имеются ссылки в договорах, заключенных между сельской администрацией и  ООО "Задоевка". 

Между тем, в материалы дела от сельской администрации представлены копии  постановления от 24.02.2004 N 75 и письма Прокурора города Кизляра от 13.03.2023 N 02- 01/2023. 


В письме Прокурора города Кизляра от 13.03.2023 указано следующее: на основании  обращения администрации МО СП "сельсовет Большезадоевский" с выездом в МРИ ФНС  России N 15 по РД прокуратурой проведена проверка законности реорганизации СПК  "Урицкий" в ООО "Задоевка". 

В результате проверки прокуратурой установлено, что согласно выписке из  протокола N 1 от 25.05.2000 общего собрания ЗАО им. Урицкого данное акционерное  общество реорганизовано в СПК им. Урицкого. Согласно выписке из ЕГРЮЛ СПК  "Урицкий" в качестве юридического лица зарегистрирован 25.06.2000, поставлен на  налоговый учет 25.02.2003 (последняя запись о кооперативе). 

В МРИ ФНС имеется решение от 26.11.2013 N 228 о государственной регистрации  ООО "Задоевка", иных документов по этому обществу не имеется. В представленных МРИ  ФНС России N 15 по РД документах не имеется протокола собрания СПК им. Урицкого о  реорганизации в ООО "Задоевка". Не имеется данного документа и в муниципальном  архиве. 

При изложенных обстоятельствах проверить законность реорганизации СПК  "Урицкий" в ООО "Задоевка" не представляется возможным. 

Таким образом, ООО "Задоевка" не подтверждено наличие у него права постоянного  (бессрочного) пользования (перешедшего в порядке универсального правопреемства от  колхоза (совхоза), кооператива) на спорные земельные участки, переданные ему в аренду  без проведения торгов с нарушением действующего законодательства. 

Также не представлены доказательства того, что трудовой коллектив колхоза  (совхоза), СПК "Урицкий" на общем собрании принял решение о внесении принадлежащих  его членам имущественных паев и земельных долей в уставный капитал ООО "Задоевка". 

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований к  отмене решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. 

Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела  были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется. 

Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке  апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение  суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального  характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права,  верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и  достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании  и применении норм права (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 


от 15.05.2023 N Ф08-3250/2023 по делу N А15-618/2022), вынесено законное и  обоснованное решение. 

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов  (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.06.2023 по делу № А15619/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня  изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.  

 Председательствующий Е.В. Жуков

 Судьи М.У. Семенов 

Ю.Б. Луговая