ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-2639/16 от 26.07.2016 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А63-7019/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2016 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Остриковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу государственного учреждения – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 8 на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.04.2016 по делу № А63-7019/2015 (судья Костюков Д.Ю.)

по заявлению Государственного учреждения – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 8

к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае, о признании недействительным представления от 19.05.2015 №54,

при участии в судебном заседании: от Государственного учреждения – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – представитель Зуева В.А. по доверенности от 18.11.2015 №212,

от Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае – представитель Буркалева Л.П. по доверенности от 11.05.2016,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 8 (далее – Фонд) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае (далее - Управление) о признании недействительным представления от 19.05.2015 № 54.

Решением суда от 29.04.2016 в удовлетворении требований Фонда отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для признания оспариваемого представления недействительным.

Не согласившись с принятым решением, Фонд обжаловал его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе Фонд просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на незаконность и необоснованность решения суда.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление возражает по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представители Фонда и Управления поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве соответственно.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что Управлением в период с 13 по 24 апреля 2015 года в отношении филиала Фонда проведена выездная проверка использования средств субвенций из федерального бюджета, предоставленных в 2014 году на реализацию переданных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, а также проверка устранения выявленных нарушений проверкой, проведенной в 2014 году.

В ходе проверки выявлено, что Фондом в 2014 году несвоевременно (свыше месяца с даты принятия решения о выплате) производились выплаты компенсаций за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации и (или) оказанные услуги на общую сумму 9282497,81р. При этом Фондом допущены нарушения положений ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 14 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, п. 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н, п. 19 ч II Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.09.2011 № 1041н.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 14.05.2015, на который Фондом представлены возражения от 21.05.2015 № 01-22/08/6912.

19.05.2015, по результатам, отраженным в акте проверки, Управлением вынесено представление № 55, в котором указано содержание нарушения – выплата компенсаций за самостоятельно приобретенные инвалидами (ветеранами) технические средства реабилитации с нарушением сроков, установленных законодательством, а также изложено требование о необходимости рассмотрения информации о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, поименованные в пункте 1 представления, о принятии мер по устранению причин и условий их совершения. Дано указание – сообщить о результатах рассмотрения представления в срок до 26.06.2015 по представленной форме отчета.

Не согласившись с предписанием Управления от 19.05.2015 № 54, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований Фонда, суд первой инстанции руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 № 77 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Согласно пункту 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, территориальное управление осуществляет контроль и надзор, в частности, за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.

Согласно ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности, территориальное Управление имеет право: проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях – получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации (пункт 5.14 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н).

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным-кодексом Российской Федерации, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

В соответствии с п.п. «г» п. 10 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от28.11.2013 № 1092, должностные лица Управления выносят представления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В представлении Управления от 19.05.2015 № 54 перечислены факты выявленных нарушений бюджетного законодательства, требование о рассмотрении информации о выявленных нарушениях и принятии мер по устранению причин и условий их совершения.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон №181-ФЗ) предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

На основании статьи 10 Закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно статье 11 Закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Пунктами 2 – 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – программа реабилитации) (пункт 2 Правил).

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе путем выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте «в» указанного пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (пункт 3 Правил).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (пункт 4 Правил).

Согласно пункту 15 Правил в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с названными Правилами.

Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 57н решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.

В соответствии с пунктом 14 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240, выплата компенсации инвалиду (ветерану, сопровождающему лицу) осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет получателя компенсации (по его желанию).

Согласно п. 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н, выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

В ходе проверки Управлением установлены случаи нарушения сроков выплаты компенсаций за самостоятельно приобретенные инвалидом техническое средство реабилитации.

Выявленные нарушения подтверждаются материалами проверки и Фондом не оспариваются. Общая сумма несвоевременно выплаченных компенсаций составила – 9282497,81р, что нарушает положения статьи 162 БК РФ и пункт 6 Порядка № 57н.

Недостаточность финансирования или его отсутствие, при наличии у гражданина права на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации.

Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения в какой мере федеральные органы государственной власти субъекта Российской Федерации не исполнили обязанностей по реализации закона в рамках переданных им Российской Федерацией соответствующих полномочий.

Довод Фонда о том, что причиной несвоевременной оплаты явилось несвоевременное доведение лимитов, обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Как следует из материалов дела, потребности в денежных средствах на 2014 год уточнялись фондом, на основании указанных уточнений дополнительные ассигнования выделены и доведены до уполномоченного органа: 16.12.2013 (12,3 млн. руб.), 25.03.2014 (2,6 млн. руб.), 14.04.2014 (12,3 млн. руб.), 13.08.2014 (10,9 млн. руб.), 16.12.2014 (20,7 млн. руб.), 18.12.2014 (16,3 млн. руб.).

Вместе с тем нарушение заключается не в невыплате компенсации, а в ее несвоевременной выплате. Доказательств того, что на момент принятия решений о выплатах, ассигнования были исчерпаны, Фонд ни в ходе проверок, ни суду не представил. В материалах дела отсутствуют сведения о своевременности принятия Фондом достаточных мер для увеличения ассигнований. Указанные выводы представитель Фонда не опроверг. Пояснения Фонда о причинах нарушения пункта 5 Порядка № 57н не находятся во взаимосвязи с оспариваемым предписанием, поскольку в соответствии с пунктом 11 Правил № 1092 должностные лица Управления в актах проверок фиксируют нарушения бюджетного законодательства, при этом факт наличия или отсутствия вины в действиях должностных лиц проверяемых организаций ими не устанавливается. Право проверенной организации на представление письменных возражений не влечет обязанности контролирующего органа давать письменные заключения на возражения.

Довод жалобы о том, что Управление, не рассмотрев письменные возражения Фонда на акты проверок, лишило Фонд права на объективное и полное рассмотрение всех материалов проверки, несостоятелен, поскольку не соответствует положениям пунктов 48, 49, 76, 77 административного регламента, по смыслу которых направление возражений, их рассмотрение и принятие по ним решений осуществляется на стадии реализации результатов контрольного мероприятия (проверки). Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе проверки возражения представлены в виде объяснительной должностного лица Фонда и исследовано проверяющими; доводы, изложенные в возражении на акт, аналогичны доводам, указанным в объяснительной записке должностного лица.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представление Управления принято в соответствии с полномочиями и законодательством РФ, в нем перечислены факты выявленных нарушений бюджетного законодательства, указано содержание правонарушения, имеется требование о рассмотрении информации о выявленных нарушениях и принятии мер по устранению причин и условий их совершения. Оспариваемое представление соответствуют требованиям законодательства, не нарушает законных прав Фонда. По своему содержанию представление носит информационный и разъяснительный характер, его действие направлено на принятия мер по устранению причин и условий нарушений в будущем. Оснований для признания его недействительным не имеется.

Доказательств нарушения оспариваемым актом прав и интересов Фонда в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, не представлено.

При таких обстоятельствах, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает, решение суда надлежит оставить без изменения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.04.2016 по делу № А63-7019/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий И.А. Цигельников

Судьи Л.В. Афанасьева

С.А. Параскевова