ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-2694/18 от 16.10.2018 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки Дело № А20-2497/2018   19 октября 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2018 года,
полный текст постановления изготовлен 19 октября 2018 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания 

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 

Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного 

рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда 

Кабардино-Балкарской Республики от 13 августа 2018 года по делу № А20-2497/2018 

(судья Браева Э.Х.),

по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по 

регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу,

к обществу с ограниченной ответственностью "Росалко" ИНН - <***>, г. 

Прохладный,

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 

КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:

от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию 

алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу – ФИО2 по 

доверенности от 20.06.2018 № дов8-12;


от общества с ограниченной ответственностью "Росалко" – Мамедов А.Т. по  доверенности от 11.10.2018 № 146юр, 

 УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию  алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление)  обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о  привлечении общества с ограниченной ответственностью "Росалко" (далее - общество) к  административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). 

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 августа  2018 года общество с ограниченной ответственностью "Росалко" привлечено к  административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ

Суд первой инстанции заменил обществу с ограниченной ответственностью  "Росалко" административный штраф на административное наказание в виде  предупреждения. 

Суд первой инстанции изъял спиртосодержащую продукцию, арестованную по  протоколу от 08.05.2018. 

Суд первой инстанции вернул обществу с ограниченной ответственностью  "Росалко" металлическую емкость из нержавеющей стали, порядковый номер 9,  зав. № 592.001, объемом 2500 дал, арестованную протоколом от 08.05.2018. 

Решение мотивировано наличием оснований для привлечения общества к  административной ответственности с назначением наказания в виде предупреждения. 

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что подвергнутая аресту емкость,  использованная для хранения спиртосодержащей продукции, является собственностью  общества, не изъята из оборота и не использовалось для незаконного производства  алкогольной и спиртосодержащей продукции, входит в перечень оборудования,  представленной обществом в управление, в связи с чем, не может считаться изъятой из  оборота. 

Управление, не согласившись с принятым решением в части возврата обществу  металлической емкости из нержавеющей стали, обратилось с апелляционной  жалобой, в которой просит отменить его в этой части, а в части привлечения общества к  административной ответственности и изъятия спиртосодержащей жидкости оставить без  изменения. 


Указывает о том, что емкость является предметом административного  правонарушения и подлежит конфискации в соответствии с санкцией ч.1 ст. 14.17 КоАП  РФ. 

До начала судебного заседания от общества по средствам факсимильной связи  поступил отзыв общества на апелляционную жалобу, в котором просит отказать  управлению, считает, что принудительная конфискация оборудования недопустима. 

В судебном заседании, стороны поддержали свои правовые позиции.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в  деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном  главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный  апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино- Балкарской Республики от 13 августа 2018 года по делу № А20-2497/2018 в обжалуемой  части подлежит отмене. 

Из материалов дела усматривается.

Согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и  аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции ООО "Росалко" по адресу осуществления деятельности:  361044, КБР, <...>, имело  лицензию № 07ПСН0001981 сроком действия с 26.07.2013 по 27.01.2018 (т.1 л.д. 44-45), на  производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (спиртные  напитки - водки). 

В связи с истечением срока действия указанной лицензии, 09.02.2018 управлением  составлен акт от 09.02.2018 № у8-а182/10 снятия остатков готовой продукции, сырья и  полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также произведено пломбирование  оборудования и коммуникаций ООО "Росалко", согласно которому фактические остатки  алкогольной и спиртосодержащей продукции составили 997 088 бут. или 40 156,225 дал.  алкогольной продукции и хранящаяся в купажном цехе в ёмкости зав. № 592.001 водно- спиртовая смесь в количестве - 260 дал или 107,01 дал. безводного спирта (т.1 л.д. 68-74). 

Согласно данным Единой государственной автоматизированной  информационной системы, общество в период времени с 27.01.2018 по 27.03.2018  вышеуказанную алкогольную продукцию реализовало контрагентам, вместе с тем  сведения о движении водно-спиртовой смеси в количестве - 260 дал за указанный период  времени не зафиксированы. 

Предусмотренный п. 5 ст. 20 Федерального закона № 171 –ФЗ двухмесячный срок  допустимого хранения алкогольной продукции окончился 27.03.2018. 


По факту хранения алкогольной продукции без соответствующей лицензии  12.04.2018 в отношении общества возбуждено производство по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ  (т.1 л.д. 12-24). 

Данное определение направлено обществу на адрес электронный адрес, по  которому лицензирующий орган осуществляет переписку (т.1 л.д. 25). 

Управлением 08.05.2018 составлен протокол № 07-18/333-1 осмотра  принадлежащих юридическому лицу помещений территорий и находящихся там вещей и  документов (т.1 л.д. 46-47). 

Обществом представлена справка, об остатках № 24 от 08.05.2018 согласно  которой, на остатках общества по состоянию на 08.05.2018 храниться 260 дал водно- спиртовой смеси (т.1 л.д. 49). 

В соответствии с протоколом ареста товаров и иных вещей № 07-18/333-2 от  08.05.2018, произведён арест (т.1 л.д. 75-76): 

- спиртосодержащей продукции прозрачного цвета с характерным запахом  этилового спирта (водно-спиртовая смесь) в количестве 260 дал, находящейся в ёмкости  порядковый № 9 зав. № 592.001, объёмом - 2500 дал.; 

- основного технологического ёмкостного оборудования - металлической ёмкости  из нержавеющей стали, порядковый № 9, зав. № 592.001, объёмом - 2500 дал. 

Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения,  предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП, управление 08.05.2018 вынесло  извещение о необходимости явки для составления протокола об административном  правонарушении, в котором предложило законному представителю общества явиться 11  мая 2017 года в 16 часов 30 минут для составления протокола об административном  правонарушении и дачи пояснений по факту совершения правонарушения (т.1 л.д. 21). 

Копию извещения получил представитель общества 08.05.2018, о чем  собственноручно расписался (т.1 л.д. 21). 


Управление 11 мая 2018 года в отношении общества составило протокол № 0718/333-4 об административном правонарушении (т.1 л.д. 16-19). 

Протокол составлен в присутствии генерального директора общества ФИО4, которому разъяснены его процессуальные права и обязанности, в подтверждение  чего собственноручно расписался (т.1 л.д. 19). 

В настоящем протоколе директор общества дал письменные пояснения, которые  учинил собственноручно и пояснил, что в указанный срок планировали продлить  лицензию, в связи с отказом не смогли утилизировать опечатанную спиртосодержащую  продукцию (т.1 л.д. 19). 

С протоколом ознакомлен и копию протокола получил 11.05.2017 директор  общества, о чем собственноручно расписался (т.1 л.д. 19). 

Управление обратилось в Арбитражный суд КБР с заявлением о привлечении  общества к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ дела о привлечении к административной  ответственности по статье 14.17 КоАП РФ подведомственны арбитражным судам. 

В соответствии с ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ - производство или оборот этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии -  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот  тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на  юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от  реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в  котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую  дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в  котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не  осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем  календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции,  оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов,  использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление  деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции,  оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов,  использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции, либо без таковой. 

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О  государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и 


спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной  продукции" производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи  пива и пивных напитков) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются  организациями при наличии соответствующих лицензий. 

При этом п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих  лицензий. 

Следовательно, для осуществления каждого из видов деятельности, образующих в  своей совокупности оборот алкогольной продукции, требуется соответствующая  лицензия, предусмотренная ст. 18 Закона № 171-ФЗ. 

Согласно абзацу второму ч. 1 ст. 25 Закона № 171-ФЗ изъятию из незаконного  оборота на основании решений уполномоченных органов в соответствии с  законодательством Российской Федерации подлежат этиловый спирт, алкогольная и  спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих  лицензий, за исключением случая, предусмотренного п. 5 ст. 20 данного Федерального  закона. 

В нарушение положений п. 3 ст. 18, абз.4 п.1 ст.26 Федерального закона № 171-ФЗ  общество допустило хранение спиртосодержащей продукции по истечении двух месяцев  по окончании срока соответствующей лицензии. 

Ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии предусмотрена частью 3  статьи 14.17 КоАП. 

Учитывая, что обществом не были приняты все от него зависящие меры по  распоряжению остатками спиртосодержащей продукции в целях недопущения нарушения  законодательства в области оборота алкогольной продукции, суд первой инстанции  пришел к выводу о том, что в действиях общества содержится состав вменяемого ему  административного правонарушения. 

 В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами  малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их  работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в  ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в  случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не  предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона  субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, 


административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на  предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4  настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей  статьи". 

Судом первой инстанции установлено, что общество относится к субъектам  малого и среднего предпринимательства, что подтверждается выпиской из Единого  реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, из которого видно, что  общество является малым предприятием; ранее общество к аналогичной ответственности  не привлекалось. 

Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к

выводу о возможности заменить обществу с административный штраф на  административное наказание в виде предупреждения. 

Суд первой инстанции указал, что арестованная на основании протокола  08.05.2018 спиртосодержащая продукция подлежит изъятию, поскольку не может  находиться у общества по истечении двухмесячного срока с даты прекращения срока  лицензии. 

В данной части решение суда не обжалуется.

В судебном заседании представители сторон выразили согласие не пересматривать  решение суда в части привлечения к административной ответственности и изъятии  оборудования; просили пересмотреть решение в оспариваемой части (в части возврата  оборудования обществу). 

В части емкости суд первой инстанции пришел к выводу, что указанное  оборудование не подлежит изъятию и следует вернуть обществу, так как арестованное  оборудование находится в легальном обороте; указанное оборудование подверглось  консервации в нарушении установленного Порядка консервации основного  технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции; емкость для хранения остатков продукции должна была  быть законсервирована после 28.03.2018 в течение 14-ти дней, в соответствии с пунктом 2  Порядка, что также не было сделано; самостоятельно снять пломбу общество не имело  права. 

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что подвергнутая аресту емкость,  использованная для хранения спиртосодержащей продукции, является собственностью  общества, не изъята из оборота и не использовалось для незаконного производства  алкогольной и спиртосодержащей продукции, входит в перечень оборудования, 


представленной обществом в управление, в связи с чем, не может считаться изъятой из  оборота. 

Между тем суд первой инстанции не учел следующее.

В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 22  ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» оборот это - закупка (в  том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная  продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона. 

В соответствии с данной нормой хранение входит в оборот спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции. 

Согласно ст.26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается  производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции  без соответствующих лицензий. 

Вывод суда первой инстанции о том, что раньше данное оборудование  находилось в перечне к лицензии – является неправомерным, поскольку лицензия  утратила силу и судом первой инстанции установлено отсутствие лицензии на момент  проверки. 

Вывод суда первой инстанции о том, что продукция находится в легальном  обороте, неправомерен, так как в емкости для хранения находилась в незаконном  обороте (хранение без лицензии по истечении 2 месяцев) спиртосодержащая продукция,  которая по результатам рассмотрения административного дела изъята. 

В соответствии со статьей 25 Федерального закона 171-фз в целях пресечения  незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции, изъятию из незаконного оборота подлежит основное  технологическое оборудование для производства и оборота этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции в случае, если оно обнаружено в складских,  производственных помещениях организации, а также на иных объектах, принадлежащих  организации или используемых ею при осуществлении деятельности, подлежащей  лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона,  при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. 

Пунктом 2 раздела II Перечня видов основного технологического оборудования  для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции (утвержден Распоряжением Правительства от 13.01.2006 № 17-р)  предусмотрено, что в него входят емкости для хранения. 


В данном случае емкость использовалась для хранения спиртосодержащей  продукции без лицензии, является оборудованием, находящимся в незаконном обороте и  подлежащим изъятию. 

Вывод суда о том, что общество было лишено возможности законсервировать  оборудование в установленном порядке по вине Росалкогольрегулирования, является  неправомерным. 

В соответствии со ст. 11 федерального закона № 171 ФЗ в случае аннулирования  или прекращения действия лицензии на производство этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции организация под контролем лицензирующего органа 

обязана законсервировать основное технологическое оборудование в порядке,  установленном Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка  от 12 ноября 2012 года № 333 «О порядке консервации основного технологического  оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции». 

Так, по поручению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка  территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по  месту осуществления деятельности организации (далее - территориальный орган)  осуществляет контроль за консервацией оборудования путем осмотра оборудования: 

- после проведения мероприятий по снятию остатков готовой продукции, сырья и  полуфабрикатов, проводимых после прекращения или аннулирования действия лицензии; 

- в случае наличия остатков продукции (пункт 5 статьи 20 Федерального закона) - в  четырнадцатидневный срок по окончании срока на право хранения остатков продукции,  на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей  продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и  спиртосодержащей продукции организации. 

После осмотра оборудования должностные лица территориального органа наносят  на оборудование пломбы способом, позволяющим исключить использование  оборудования без его расконсервации. 

Перечень законсервированного оборудования, перечень проведенных мероприятий  по его консервации и перечень демонтированных составных частей оборудования,  подписанные руководителем организации либо другим уполномоченным лицом,  представляются должностным лицам территориального органа при проведении ими  контроля за консервацией оборудования. 


По окончании мероприятий по консервации и контроля за консервацией  оборудования должностными лицами территориального органа составляется акт о  консервации оборудования в двух экземплярах. 

Акт о консервации оборудования подписывается руководителем организации (его  уполномоченным представителем) и должностными лицами территориального органа. 

К акту о консервации оборудования прилагаются: перечень нанесенных пломб на  законсервированное оборудование с указанием их номеров и мест, на которые они были  нанесены; перечень законсервированного оборудования; перечень проведенных  мероприятий по консервации оборудования; перечень демонтированных составных  частей оборудования (при наличии таковых): фото - и (или) видеоматериалы  проведенных мероприятий по консервации оборудования; заверенная организацией копия  документа, подтверждающего полномочия представителя организации (в случае если акт  о консервации оборудования подписан уполномоченным представителем организации). 

В акте о консервации оборудования указываются отличительные индивидуальные  особенности, позволяющие однозначно идентифицировать оборудование (марка,  заводской номер, особенности комплектации, конструкции, расположение узлов и  составных частей), которые фиксируются должностными лицами территориального  органа с помощью фото - и (или) видеосъемки. 

Один экземпляр акта о консервации направляется организации, второй экземпляр  акта о консервации остается в территориальном органе. 

В нарушение установленного порядка общество не обращалось в управление с  заявление об осуществлении контроля за консервацией; основное технологическое  оборудование не демонтировалось. 

При этом общество не было лишено возможности в соответствии со ст. 20  реализовать остатки под контролем лицензирующего органа. 

В соответствии с ч.3 ст. 3.7 КоАП РФ - изъятие из незаконного владения лица,  совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета  административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в  противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по  иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность  государства или уничтожению, не является конфискацией. 

Конфискация орудий совершения и (или) предметов административных  правонарушений, находящихся в незаконном обороте, не подлежит применению и в  том случае, когда она предусмотрена санкцией соответствующей статьи в качестве  безальтернативного (обязательного) дополнительного наказания. 


Данный подход согласуется с Обзором судебной практики рассмотрения судами  дел об административных правонарушениях, связанных с назначением  административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия  из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение,  вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом  административного правонарушения, утверждённый Президиумом Верховного суда  российской Федерации 19 сентября 2018 года. 

Арестованная на основании протокола ареста товаров и иных вещей № 07-18/333-2  от 08.05.2018, металлическая емкость из нержавеющей стали, порядковый номер 9,  зав. № 592.001, объемом 2500 дал, подлежит изъятию   и передаче для утилизации в  порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1027 (ред.  от 29.03.2018) "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или)  оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (вместе с  "Правилами вывоза и хранения вне места изъятия изъятых этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 25  Федерального закона "О государственном регулировании производства этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)  алкогольной продукции»). 

Доводы апелляционной жалобы в обжалуемой части решения подтвердились.

Решение суда первой инстанции в части возвращения обществу металлической  ёмкости из нержавеющей стали, порядковый номер 9, зав. № 592.001, объемом 2500 дал,  арестованную протоколом от 08.05.2018 подлежит отмене. 

Суд первой инстанции неправильно применил нормы права, дал неправильную  оценку доказательствам, выводы суда в обжалуемой части не соответствуют  обстоятельствам и материалам дела. 

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно,  нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4  статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из  материалов дела не усматривается. 

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд, 

 ПОСТАНОВИЛ:


Апелляционную жалобу удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 августа  2018 года по делу № А20-2497/2018 отменить в части возврата обществу с ограниченной  ответственностью "Росалко" (ИНН – <***>) металлической емкости из  нержавеющей стали, порядковый номер 9, зав. № 592.001, объемом 2500 дал, арестованную  протоколом от 08.05.2018. 

Изъять из незаконного оборота и направить на утилизацию, в порядке,  установленном Правительством РФ, металлическую емкость из нержавеющей стали,  порядковый номер 9, зав. № 592.001, объемом 2500 дал, арестованную протоколом от  08.05.2018. 

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть  обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через  суд первой инстанции. 

Председательствующий Л.В. Афанасьева
Судьи Д.А. Белов
 М.У. Семенов