ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А15-3569/2019
26 августа 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Семенова М.У. и Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.05.2021 по делу № А15-3569/2019, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее – министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – глава КФХ) о взыскании суммы гранта в размере 2 700 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее – казначейство).
Решением от 17.05.2021 иск министерства удовлетворен.
В апелляционной жалобе глава КФХ просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований министерства. По мнению главы КФХ, суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку суд в своем решении указывает, что исковые требования министерства мотивированы тем, что представленные главой КФХ при получении гранта документы не содержат исчерпывающие сведения о личном подсобном хозяйстве, сроке его деятельности, а также отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором планировалось строительство коровника. Выписка из похозяйственной книги содержит сроки о личном подсобном хозяйстве. Суд не исследовал вопрос о государственной регистрации договора субаренды земельного участка.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 05.05.2017 главой КФХ подана заявка на участие в конкурсном отборе участников программы поддержки начинающих фермеров.
13 ноября 2017 года министерство и глава КФХ заключили соглашение № 1614 о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 2 700 000 рублей на цели, указанные в плане расходов, в частности: строительство помещения для содержания КРС и приобретение поголовья КРС.
В соответствии с пунктом 4.2.1 соглашения министерство вправе направлять получателю требование об обеспечении возврата гранта в республиканский бюджет Республики Дагестан в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Пунктом 4.3.2 соглашения предусмотрена обязанность Получателя возвратить в течение 20 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления от Министерства в республиканский бюджет Республики Дагестан средств полученного гранта в полном объеме в случае установления фактов неправомерного получения гранта (подпункт "е").
Во исполнение условий соглашений главе КФХ перечислены средства гранта в размере 2 700 000 руб. (заявка на кассовый расход от 27.11.2017 № 2665, платежное поручение от 28.11.2017 №199914).
Казначейством в июне-сентябре 2018 года проведена плановая проверка министерства на предмет использования средств из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
В ходе проверки установлено, что главой КФХ неправомерно получен грант в размере 2700000 руб. на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. Результаты проверки оформлены актом от 05.09.2018.
По итогам проверки казначейством в министерство направлены представление от 18.10.2018 № 103-21-08/4788 и предписание от 18.10.2018 № 103-21-08/4781 о принятии в срок не позднее 180 рабочих дней со дня получения предписания мер по возврату в доход федерального бюджета денежных средств, неправомерно предоставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе и главе КФХ.
21 марта 2019 года министерство направило в адрес главы КФХ претензию № 12-04/1-10-940/19 с предложением в добровольном порядке вернуть в республиканский бюджет денежные средства гранта в сумме 2 700 000 руб.
Неисполнение главы КФХ требования о возврате денежных средств гранта послужило основанием для обращения министерства в суд с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 15.05.2012 № 160 (далее – Порядок № 160), обоснованно заключил о следующем.
Приложенные к заявлению в министерство на получение субсидии документы предпринимателя не содержат достаточные сведения о личном подсобном хозяйстве, сроке его деятельности, основания пользования земельным участком, на котором планировалось строительство коровника. Тем самым не доказано наличие оснований выдачи субсидии.
Порядок № 160 регулирует порядок предоставления средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан на поддержку начинающих фермеров в виде предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 1 Порядка № 160 (здесь и далее в редакции, действующей на дату подачи заявления в министерство)).
Отбор крестьянских (фермерских) хозяйств для получения грантов на их создание и развитие осуществляется в виде открытого конкурса, проводимого министерством (пункт 2 Порядка № 160).
Для участия в конкурсном отборе заявитель представляет в министерство, в том числе копию документа (свидетельство, диплом и т.д.) о наличии среднего или высшего сельскохозяйственного образования (дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности), трудового стажа в сельском хозяйстве или выписку из похозяйственной книги с исчерпывающими сведениями о личном подсобном хозяйстве заявителя и сроке его деятельности; правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство о праве собственности, пожизненного наследуемого владения или договор аренды). Заявители несут ответственность за достоверность представленных документов (подпункты «и», «к» пункта 6 Порядка № 160).
При выявлении фактов неправомерного получения или необоснованного (нецелевого) расходования гранта, представления заявителем недостоверной информации, неисполнения условий соглашения о предоставлении гранта, министерство принимает решение о возврате средств гранта в республиканский бюджет Республики Дагестан в полном объеме при установлении фактов неправомерного получения гранта (пункт 14 Порядка № 160).
Суд установил, что в целях получения гранта предприниматель представил в министерство документы на участие в конкурсном отборе участников программы, в частности, выписку из похозяйственной книги от 03.05.2017 № 9, договор субаренды земельного участка от 28.04.2017 № 1 и другие документы в соответствии с Порядком
№ 160.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулируются Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее – Закон № 112-ФЗ), в соответствии с которым учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, ведущихся органами местного самоуправления поселений (городских округов). Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство (пункт 1 статьи 8).
В похозяйственной книге содержатся основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство (пункт 2 статьи 8 Закона № 112-ФЗ).
Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 8 Закона № 112-ФЗ).
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.10.2010 № 345 утверждены форма и Порядок ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов (далее – Порядок № 345).
Ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений (городских округов), на территории которых имеются хозяйства (пункт 1 Порядка № 345)
В разделе III указывают количество сельскохозяйственных животных, которое записывается после их пересчета в натуре в присутствии главы хозяйства и (или) взрослых членов хозяйства. Пересчет сельскохозяйственных животных в натуре производится в то время дня, когда сельскохозяйственные животные находятся на усадьбе. Поголовье птицы, количество пчелосемей записывается по опросу главы хозяйства или взрослого члена хозяйства. Если хозяйство содержит животных и птиц, принадлежащих лицам, не являющимся членами хозяйства, то сведения об этих животных и птицах вносятся в дополнительные сведения раздела III (пункт 25 Порядка).
Любой член хозяйства вправе получить выписку из книги в любом объеме, по любому перечню сведений и для любых целей. Выписка из книги может составляться в произвольной форме, форме листов похозяйственной книги или по форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок. Выписка из книги составляется в двух экземплярах. Оба экземпляра являются подлинными. Они подписываются руководителем органа местного самоуправления, должностным лицом, ответственным за ведение книги (указаны в пункте 2 Порядка № 345), и заверяются печатью органа местного самоуправления. Выписка из книги подлежит регистрации в органе местного самоуправления и выдается члену хозяйства при предъявлении документа, удостоверяющего личность, под личную подпись (пункт 34 Порядка № 345).
Форма выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок утверждена приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.03.2012 № П/103, исходя из которого выписка из похозяйственной книги содержит в числе прочего: вид права, на котором гражданину принадлежит земельный участок, его площадь, реквизиты документа, на основании которого в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок, реквизиты похозяйственной книги (номер, дату начала и окончания ведения книги, наименование органа, осуществлявшего ведение похозяйственной книги).
Суд отметил, что в представленной главой КФХ при получении гранта выписке из похозяйственной книги от 03.05.2017 № 9 содержатся три раздела в разделе № 1 записаны члены хозяйства; в разделе № 2 содержатся сведения о жилом доме, находящемся в частной собственности; при этом раздел № 3 не заполнен, сведения о земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, не отражены. Между тем, выписка из похозяйственной книги от 03.05.2017 не зарегистрирована в органе местного самоуправления, выдавшем его, сведения о дате и номере его регистрации отсутствуют. При установленных обстоятельствах, суд правильно указал, что возможность составления выписки из похозяйственной книги в произвольной форме не исключает обязанность отражения в ней объективных сведений.
В качестве правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором планируется строительство коровника, главой КФХ в министерство представлена копия договора субаренды земельного участка от 28.04.2017 № 1, заключенного между СПК "МХР Советское" Шамильского района и главой КФХ, по условиям которого арендатор обязуется предоставить субарендатору в пользование земельный участок площадью 148 га из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:01:000093:0001.
Копия договора аренды земельного участка, заключенного между СПК "МХР Советское" Шамильского района и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Дагестан от 26.03.2008 № 25 (основной договор аренды), прилагается к настоящему договору в качестве его неотъемлемой части (абзац 2 пункта 1.1 договора субаренды).
Согласно подпункту 1.2 срок договора субаренды составляет 6 лет, но, не превышая срока действия основного договора аренды от 26.03.2008 № 25, и вступает в силу с момента государственной регистрации.
Оценивая представленную предпринимателем копию договора субаренды земельного участка от 28.04.2017 № 1 суд отметил, что в нем отсутствует отметка о его государственной регистрации. Подлинник договора субаренды №1 от 28.04.2017 с отметкой о его государственной регистрации, основной договор аренды от 26.03.2008
№ 25, а также выписка из Единого государственного реестра недвижимости в подтверждение прав на земельный участок не представлены. Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 05:01:000093:0001 снят с кадастрового учета 20.12.2012. Сведения о правообладателе земельного участка, а также об ограничениях, обременениях прав (в том числе аренды, субаренды и т.п.) отсутствуют.
Кроме того в представленной ответчиком выписке из похозяйственной книги от 03.05.2017 (составленной после подписания вышеуказанного договора субаренды) сведения о предоставленном ФИО1 земельном участке также отсутствуют.
Суд счел соблюденным срок давности обращения министерства в суд, обоснованно удовлетворил заявление министерства.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.05.2021 по делу № А15-3569/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.Г. Сомов
Судьи: М.У. Семенов
Д.А. Белов