ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-2531/2019
16.08.2019
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 16.08.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковым М.А.,
при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Авто ФИО1» (Минераловодский район, 347-й км, ОГРН <***>, ИНН <***>) - ФИО2 (доверенность от 01.03.2019), в отсутствие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Авто ФИО1» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2019 по делу № А63-2531/2019 (судья В.А. Аксенов),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Авто ФИО1» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 26:23:140125:8 от «21» декабря 2018 года №26/РКФ/18-66573, об обязании управления произвести кадастровый чет изменений вид разрешенного использования земельного участка общей площадью 5 242 кв.м. с кадастровым номером 26:23:140125:8, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, автодорога Р-217 «Кавказ», 347 км, 3, находящегося в собственности у общества с «строительство базы» на «магазины» (код вида 4.4) и объекты придорожного сервиса (код вида 4.9.1) на основании документов, представленных с заявлением от 13.12.2018 № 26-0-1-149/3001/2018-4073.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что сведения об изменении вида разрешенного использовании земельного участка подлежат внесению в ЕГРН исключительно в порядке межведомственного взаимодействия. При этом решение (акт) уполномоченного органа об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:23:140125:8 в управление в порядке межведомственного взаимодействия не представлено.Кроме того суд указал, что градостроительные регламенты также как и Правила, установленные для земель населенных пунктов, не распространяются на земельный участок с кадастровым номером 26:23:140125:8, поскольку данный участок относится к землям промышленности.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.
В отзыве управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие управления и третьего лица, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что 13.12.2018 общество обратилось в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 26:23:140125:8, адрес: Российская Федерация, Ставропольский край, Минераловодский городской округ, автодорога Р-217 «Кавказ», 347 км, 3, о чем в книге входящих документов сделана запись № 26-0-1-149/3001/2018-4073с приложениями (- доверенность № 2776274 от 20.02.2017; - заявление об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков № б/н; - ответ Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края № 251 от 01.02.2018 г. о предоставлении сведений ИСОГД; - ответ Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края № 3310 от 04.12.2018 г. о рассмотрении обращения.
Решением от 21.12.2018 управлением приостановил осуществление государственного кадастрового учета земельного участкас кадастровым номером 26:23:140125:8 на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) на три месяца с даты принятия решения, в связи с тем, что не представлены доквументы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, а именно отсутствует акт органа местного самоуправления об изменении вида разращенного использования для земельного участка с КН 26:23:140125:8, с категорией земель-земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения.
Общество, полагая, что решение управления противоречит нормам действующего законодательства, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), другие Федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Закон о регистрации, в соответствии с положениями которого Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРН) состоит в том числе из реестра объектов недвижимости и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (часть 2 статьи 7 Закона о регистрации).
С 1 января 2017 г. сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными статье 4 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона о регистрации).
Судом первой инстанции установлено, что при проведении правовой экспертизы представленных документов, предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, государственным регистратором установлено следующее.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 26:23:140125:8 относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Из представленной справки Управления Архитектуры и Градостроительства Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края № 3310 от 04.12.2018 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером 26:23:140125:8 расположен в зоне Т-1 «Объекты придорожного сервиса».
Виды разрешенного использования «магазины» (код вида 4.4) и «объекты придорожного сервиса» (код вида 4.9.1) относятся к основным видам разрешенного использования для данной территориальной зоны.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
Исходя из положений ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации в рамках, утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков, изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в ЕГРН в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Закона о регистрации).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 г. № 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
Пунктом 22 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943, установлено, что в ЕГРН указываются такие дополнительные сведения о земельном участке, как вид или виды разрешенного использования земельного участка, путем указания:
установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием, в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
В Письме Минэкономразвития России от 20.02.2017 г. № ОГ-Д23-1752 разъясняется, что согласно части 2 статьи 13 Закона о регистрации внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
При этом глава 4 Закона о регистрации устанавливает правила внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия, а глава 5 -правила внесения сведений в ЕГРН в уведомительном порядке.
Таким образом, Закон о регистрации прямо регулирует правила внесения сведений в ЕГРН в различных правовых порядках: в порядке межведомственного взаимодействия и в уведомительном порядке.
Из содержания статей 35-38 главы 5 Закона о регистрации следует, что сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка не подлежат внесению в ЕГРН в уведомительном порядке.
Пунктом 2 части 1 статьи 32 главы 4 Закона о регистрации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
Исходя из вышеизложенного, сведения об изменении вида разрешенного использовании земельного участка подлежат внесению в ЕГРН исключительно в порядке межведомственного взаимодействия.
При этом соответствующие сведения вносятся органом регистрации на основании принятого уполномоченным органом решения (акта) об изменении вида разрешенного использования.
При этом решение (акт) уполномоченного органа об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:23:140125:8 в Управление в порядке межведомственного взаимодействия не представлены.
Представленные ответы Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края № 251 от 01.02.2018 г. о предоставлении сведений ИСОГД, № 3310 от 04.12.2018 г. о рассмотрении обращения, таким решениями (актами) не являются.
Между тем, согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей служат не только сделки, но также и акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Поскольку отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности, носят публично-правовой характер, то до принятия органами государственной власти и местного самоуправлением соответствующего акта об установлении или изменении вида разрешенного использования определенного земельного участка, соответствующие ему гражданские права и обязанности по использованию такого земельного участка не возникают.
Аналогичная судебная практика изложена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.05.2018 г. № Ф06-32088/2018 по делу № А57-19720/2017.
Кроме того, согласно части 13 статьи 34 от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Указанное решение является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка.
В целях изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:23:140125:8 согласно ст. 37 Градостроительного кодекса, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Минераловодского городского округа Ставропольского края от 20.12.2017 г. № 500, необходимо изменение категории земельного участка с кадастровым номером 26:23:140125:8 из категории земель, промышленности в категорию земель населенных пунктов.
В части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) определено понятие городского округа - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.
Согласно ст. 8 Решения Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 27.11.2015 г. № 86 «О принятии Устава Минераловодского городского округа Ставропольского края», в силу ч. 3.1 ст. 11 Закон № 131-ФЗ, территория муниципального образования Минераловодского городского округа состоит из земель населенных пунктов, прилегающих к ним земель общего пользования, рекреационных земель, земель для развития городского округа.
Правила землепользования и застройки Минераловодского городского округа Ставропольского края утверждены Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 20.12.2017 г. № 500 (далее - ПЗЗ).
Согласно положениям вышеуказанного нормативного правового акта ПЗЗ муниципального образования Минераловодский городской округ Ставропольского края действуют на всей территории муниципального образования Минераловодский городской округ.
Следовательно, ПЗЗ действуют на территории, состоящей из земель населенных пунктов, прилегающих к ним земель общего пользования, рекреационных земель, земель для развития городского округа.
Правила предусматривают систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах Минераловодского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон (ст. 1 ПЗЗ).
Вместе с тем, согласно ст. 21 ПЗЗ положения настоящих ПЗЗ не затрагивают земельные участки, которые существовали до вступления в силу настоящих ПЗЗ, и виды разрешенного использования которых не соответствуют установленному настоящими ПЗЗ градостроительному регламенту.
Объекты, указанные в пункте 3 статьи 21, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.
Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, установленными градостроительным регламентом.
При этом согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ (далее - Закон № 171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона № 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Согласно сведениям ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:23:140125:8 установлен 30.12.2005 г. на основании акта органа местного самоуправления, то есть до дня вступления в силу классификатора видов разрешенного использования земельных участков, а сам земельный участок с кадастровым номером 26:23:140125:8 как объект гражданских правоотношений существовал до вступления в силу ПЗЗ.
Следовательно, с учетом вышеизложенного, положения ПЗЗ не затрагивают земельный участок с кадастровым номером 26:23:140125:8, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о неполном выяснении обстоятельств и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела.
Устанавливая деление земельных участков по категориям, законодатель определил особый правовой статус каждой из категорий по отношению к другим.
Категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности, подразумевает наличие следующих особенностей:
- расположение земельного участка за границами населенного пункта;
- использование или предназначение для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.
Определяя содержание норм ч. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. ст. 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) о том, что для земель населенных пунктов градостроительное регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки; указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования, суд пришел к выводу, что законодатель не установил аналогичные положения для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности.
Совокупный анализ текстов ч.ч. 2, 3 ст. 85 ЗК РФ и ст. 36 ГрК РФ свидетельствует о том, что требования ст. 36 ГрК РФ (т.е. градостроительные регламенты) относятся к земельным участкам, расположенным в пределах границ территориальных зон, т.е. в соответствии с ч. 2 ст. 85 ЗК РФ, относятся к землям населенных пунктов, а не к землям промышленности.
Частью 8 статьи 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки категории земель населенных пунктов в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
Из представленной справки Управления Архитектуры и Градостроительства Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 04.12.2018 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером 26:23:140125:8 расположен в зоне транспорта Т-1 «Объекты придорожного сервиса».
Вместе с тем, в силу статьи 85 ЗК РФ данная зона устанавливается для категории земель населенных пунктов.
Земельный участок с кадастровым номером 26:23:140125:8 имеет отличную категорию от категории земель населенных пунктов.
Совокупный анализ положений земельного и градостроительного законодательства позволяет сделать вывод о том, что градостроительные регламенты также как и Правила, установленные для земель населенных пунктов, не распространяются на земельный участок с кадастровым номером 26:23:140125:8, поскольку данный участок относится к землям промышленности.
В целях из изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:23:140125:8 необходимо также в установленном порядке привести в соответствие категорию данного земельного участка, т.е. перевести земельный участок в категорию земель населенных пунктов. Данный порядок также соответствует требованиям ч. 2 ст. 7 ЗК РФ, поскольку ст. 85 ЗК РФ зонирование территорий также предусматривает для земель населенных пунктов.
При этом до вступления в силу Закона о регистрации (до 01.01.2017 г.) органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об изменении вида разрешенного использования земельного участка (п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение управления соответствует нормам действующего законодательства.
Довод заявителя о нарушении кодекса этики судьей первой инстанции, судебная коллегия отклоняет, поскольку довод не нашел своего подтверждения в материалах дела. Из протоколов судебного заседания, находящихся в материалах дела следует, что заявитель отвод судье не заявлял.
На довод общества о том, что судом аудиозапись судебного заседания велась частично, суд апелляционной инстанции так же поясняет, что заявитель не воспользовался правом ч. 7 ст. 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором сказано, что лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с аудиозаписью судебного заседания, протоколами судебного заседания и протоколами о совершении отдельных процессуальных действий и представлять замечания относительно полноты и правильности их составления в трехдневный срок после подписания соответствующего протокола. К замечаниям могут быть приложены материальные носители проведенной лицом, участвующим в деле, аудио - и (или) видеозаписи судебного заседания. Указанный довод судебной коллегией отклоняется.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда, не установлены.
Таким образом, основания для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2019 по делу № А63-2531/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Д.А. Белов
Судьи Л.В. Афанасьева
И.А. Цигельников