ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-2892/16 от 31.08.2016 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки

02 сентября 2016 года Дело № А20-4761/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2016 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марченко О.В.,

судей: Казаковой Г.В., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
 ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
 ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу прокурора Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.06.2016 по делу № А20-4761/2015

по иску прокурора Кабардино-Балкарской Республики в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики

к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>), главе крестьянского (фермерского) хозяйства Хамизову Аскеру Абугалиечиву (ОГРНИП <***>, с. Каменномостское)

о признании соглашения от 27.12.2013 № 6 недействительным и применении последствий

недействительности ничтожной сделки,

с участием третьих лиц: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики,

при участии в судебном заседании:

от прокурора Кабардино-Балкарской Республики: представитель ФИО2 (по доверенности от 11.08.2016),

в отсутствие иных представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Кабардино-Балкарской Республики в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 о признании соглашения от 27.12.2013 № 6 «О предоставлении гранта (субсидии) начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства» в размере 500 000 руб., предоставленных главе КФХ ФИО3, недействительным; о применении последствия недействительности ничтожной сделки в виде обязания главы КФХ ФИО3 возвратить денежные средства в федеральный бюджет в размере 439 580,50 руб., в республиканский бюджет в размере 60 419,50 руб.

К материалам настоящего дела приобщено дело № А20-6866/2014.

Решением суда от 06.06.2016 в удовлетворении требований отказано.

Прокурор Кабардино-Балкарской Республики не согласился с решением суда первой инстанции и подал апелляционную жалобу, в которой просил его отменить. Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.

В отзыве на жалобу глава КФХ ФИО3 возражая относительно приведенных в ней доводов, просило решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании, представитель стороны, поддержали свои доводы, дав суду пояснения.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыв на жалобу, выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что в соответствии с соглашением, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» от 22.03.2013 № 262/17, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров», постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 № 83-ПП «О Правилах предоставления субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Кабардино-Балкарской Республике на 2012- 2014 годы» и от 20.04.2012 № 82-ПП «О Правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи, начинающим фермерам в 2012-2014 годах», приказом Министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 08.05.2013
 № 24 «Об образовании конкурсной комиссии по отбору крестьянских хозяйств - участников ведомственных целевых программ» образована конкурсная комиссия по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств-участников ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годах» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Кабардино- Балкарской Республике на 2012-2014 годы».

На основании приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166», приказом и.о. министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО4 от 14.11.2013 № 87 «Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и единовременной помощи», утверждены условия участия в отборе, Порядок и критерии отбора.

На основании приказа и.о. министра сельского хозяйства КБР от 14.11.2013 № 87 «Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи», конкурсной комиссией 15.11.2013 в средствах массовой информации республики, а в частности «Официальная Кабардино-Балкария» и официальном сайте Министерства сельского хозяйства Кабардино- Балкарской Республики, были объявлены сроки (с 02.12.2013 по 10.12.2013) и условия конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов.

Пунктом 3 указанного Порядка установлено, что участником конкурсного отбора не могут быть лица (заявители): - осуществлявшие предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) являвшиеся учредителем коммерческой организации; - получавшие выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученной до регистрации КФХ главой которого является заявитель.

На основании постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 № 83-ПП и от 20.04.2012 № 82-ПП, приказа и.о. министра сельского хозяйства КБР ФИО4 от 14.11.2013 № 87 индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО3 обратился с заявкой на участие в конкурсном отборе с приложением бизнес - проекта, копии свидетельств о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя главы КФХ, свидетельства о постановке на налоговый учет, копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

27.12.2013 по результатам конкурсного отбора между Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и главой КФХ ФИО3 заключено соглашение №6 «О предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства» в размере 500 000 руб.

30.12.2013 Управление Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике произвело перечисление средств федерального бюджета на расчетный счет главы КФХ ФИО3, получателя гранта по программе «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годы» в размере – 439 580,50 руб. (платежное поручение от 30.12.2013 № 830989). Перечисление средств республиканского бюджета на расчетный счет главы КФХ ФИО3 Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики произведено платежным поручением от 14.02.2014 № 12028 в сумме 60 419,50 руб.

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушение подпункта 2.1 п. 2 «Условий подачи гражданином Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержка начинающих фермеров», утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 №197 (в ред. Приказов Минсельхоза России от 28.12.2012 № 659, от 02.10.2013 № 370) и п. 3 «Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов (субсидии) и (или) единовременной помощи», утвержденного приказом и.о. министра сельского хозяйства КБР от 14.11.2013 № 87, ответчиком при подаче заявки на участие в конкурсном отборе в п. 10 Заявки представлены сведения, о том, что ФИО3 не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем коммерческой организации.

Так, согласно сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике ФИО3 с 2008 по настоящее время является учредителем ООО «Сельскохозяйственный кредитный кооператив «Бгыху».

Прокурор, полагая, что предпринимателем в результате предоставления сведений не соответствующих действительности существенно нарушены охраняемые законом интересы государства на адресное и целевое использование бюджетных средств, средства, предназначенные для поддержки начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики, незаконно предоставлены в размере 500 000 руб., не отвечающему условиям, предусмотренным подпунктом 2.1 п.2 Условий и п. 3 Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов (субсидии) и (или) единовременной помощи обратился с иском в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что приказ министерства сельского хозяйства РФ от 22.03.2012 № 197 и приказ и.о. министра сельского хозяйства КБР от 14.11.2013 № 87 не относятся к правовым актам, содержащим нормы гражданского права, в связи с чем, несоответствие условия соглашения указанным документам не влечет его недействительности в порядке статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

По смыслу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166 утверждены «Правила предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров».

Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197 (зарегистрирован в Минюсте 13.04.2012 № 23836) утвержден порядок отбора региональных программ поддержки начинающим фермерам (приложение № 1 к приказу) и условия подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров (приложение № 2 к приказу).

Из содержания установленных приложением № 2 к Приказу № 197 условий следует, что в конкурсную комиссию, созданную субъектом Российской Федерации для отбора начинающих фермеров, может подать заявку гражданин Российской Федерации (далее - заявитель), с приложением документов, подтверждающих соблюдение условий, в том числе, что заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации.

На основании приказа и.о. министра сельского хозяйства КБР от 14.11.2013 № 87 «Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи», конкурсной комиссией 15.11.2013 в средствах массовой информации республики, в частности в «Официальная Кабардино-Балкария» и на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, объявлены сроки (с 02.12.2013 по 10.12.2013) и условия конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов.

Пунктом 3 Порядка установлено, что участником конкурсного отбора не могут быть лица (заявители): осуществлявшие предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) являвшиеся учредителем коммерческой организации.

Глава КФХ ФИО3 на момент подачи заявки на конкурс являлся учредителем ООО «Сельскохозяйственный кредитный кооператив «Бгыху», что не соответствует критерию, установленному пунктом 3 Порядка, и служило основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидий ФИО3

При таких обстоятельствах, предоставление ФИО3 субсидий из федерального и республиканского бюджетов привело к нарушению законных интересов государства на адресное и целевое использование бюджетных средств, которые предназначались для поддержки начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики. Предоставленные главе КФХ 500 000 рублей не отвечают условиям, предусмотренным подпунктом 2.1 пункта 2 Условий и Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов (субсидий) и (или) единовременной помощи.

Указанные пункт Условий и Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов (субсидий) и (или) единовременной помощи, которым введены ограничения по отбору лиц получающих грант, не отменен и не признан недействительным.

Кроме того, в соответствии с вступившим в законную силу приговором Нальчикского городского суда от 27.11.2014 по уголовному делу № 1-786/14, бывший заместитель министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики - председатель конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годах» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы» ФИО5, признан виновным в совершении преступления предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Как установлено приговором, в результате противоправных действий ФИО5 и не обеспечения должных мер согласно обязанностям, возложенных на председателя конкурсной комиссии Порядком, в частности не обеспечения получения свидетельств на заявителей о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, т.е. несоблюдение пункта 4.3 Порядка, согласно которому к участию в конкурсе не допускаются заявители, которые не соответствуют требованиям указанным в пункте 3 Порядка, в декабре 2013 в нарушение действующего законодательства из федерального и республиканского бюджетов получили денежные средства 19 ИП глав КФХ, в том числе и ответчик.

Согласно части 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания освобождения от доказывания, вступивший в силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.

Следовательно, соглашение от 27.12.2013 № 6 противоречит действующему законодательству, регулирующему предоставление и использование бюджетных средств.

В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В соответствии с пунктом 2.2.3 соглашения от 27.12.2013 № 6 «О предоставлении гранта (субсидии) начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства» получатель обязуется ежегодно в течении 5 лет со дня поступления средств гранта на счет получателя предоставлять отчеты в министерство о расходовании полученного гранта и о хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства согласно положениям №№ 1, 2, 3 к настоящему соглашению в бумажном виде и на носителе не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

На основании пункта 3 соглашения в случае не выполнения получателем гранта обязательств, указанных в пункте 2.2.3 соглашения, получатель гранта обязан возвратить предоставленный грант в 30 – дневный срок со дня наступления основания для возврата, также получатель несет ответственность за нецелевое использование гранта, а также за достоверность, полноту и своевременность предоставления отчетов в министерство.

Доказательств надлежащего исполнения соглашения 27.12.2013 № 6 в материалах дела не имеется, суду апелляционной инстанции не представлено.

При таких обстоятельствах, соглашение от 27.12.2013 № 6 подлежит признанию недействительной (ничтожной) сделкой с применением последствий ее недействительности в виде обязания ФИО3 возвратить денежные средства в федеральный бюджет в размере 439 580,50 руб., в республиканский бюджет в размере 60 419,50 руб.

С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.06.2016 по делу № А20-4760/2015 в силу пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В соответствии со статьями 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на ответчиков, Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты пошлины в связи, с чем пошлина с него взысканию не подлежит, с предпринимателя в доход федерального бюджета подлежат взысканию 50% подлежащей уплате пошлины, а именно 3 000 рублей пошлины по иску и 1 500 рублей пошлины по апелляционной жалобе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.06.2016 по делу № А20-4761/2015 отменить, принять новый судебный акт.

Исковые требования прокурора Кабардино-Балкарской Республики удовлетворить.

Признать недействительным соглашение от 27.12.2013 № 6 «О предоставлении гранта (субсидии) начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства», в размере 500 000 рублей, предоставленных главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3

Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 денежных средств в федеральный бюджет в размере 439 580,50 руб. и в республиканский бюджет в размере
 60 419,50 руб.

Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (ОГРНИП <***>, с.Каменномостское) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 3 000 рублей.

Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (ОГРНИП <***>, с.Каменномостское) в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий О.В.Марченко

Судьи Г.В.Казакова

З.М.Сулейманов