ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки
26 ноября 2013 года Дело № А18-157/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
судей: Баканова А.П., Джамбулатова С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Огай А.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.08.2013 по делу № А18-157/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (РИ, с.п. Сурхахи, ул. Луговая, 14, ИНН <***>),
к Министерству экономики и промышленности Республики Ингушетия (РИ, <...> а),
о понуждении предоставления гранта начинающим предпринимателям (судья Б.Х. Нальгиев),
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 по доверенности № 06АА0128621от 19.11.2013;
от Министерства экономики и промышленности Республики Ингушетия - ФИО3 по доверенности № 2324/03 от 09.10.2013.
У С Т А Н О В И Л:
решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.08.2013 по делу № А18-157/2013 в удовлетворении исковых требований индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – истец, предприниматель, ИП ФИО1) к Министерству экономики и промышленности Республики Ингушетия (далее – ответчик, министерство) о понуждении предоставления гранта начинающим предпринимателям отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.08.2013 по делу № А18-157/2013, предприниматель обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неполно исследованы имеющиеся в деле доказательства.
Как указывает заявитель, в связи с программой о предоставления грантов за счет средств федерального и республиканского бюджета начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса истец обратился в Министерство экономического развития Республики Ингушетия (грантодатель) с необходимыми документами для получения гранта. По результатам рассмотрения документов истца, в том числе и бизнес-плана конкурса, конкурсной комиссией вынесено решение о включении ФИО1 в итоговый протокол заседания межведомственной конкурсной комиссии от 29.11.2012 г. по предоставлению безвозмездных субсидий, грантов, начинающим предпринимателям.
Министерством экономического развития Республики Ингушетия составлен новый список получателей субсидий, который утвержден приказом Министерством экономического развития Республики Ингушетия № 132 от 11.12.2012 г., где предприниматель исключен из списка получателей субсидий, в связи с чем, ранее принятое решение о предоставлении гранта признано незаконным.
Апеллянт считает, что грантодатель нарушил федеральное законодательство, отказался от его исполнения в одностороннем порядке. По мнению истца, грантодатель обязан заключить договор по результатам конкурсной комиссии и выдать грант до 300 000 руб. Заявитель считает, что министерство незаконно отказало в заключении договора и выделении гранта.
Как указывает ИП ФИО1, ответчик не вправе отменять решение конкурсной комиссии от 29.11.2012 года на основании приказа № 132 от 11.12.2012 г., так как последний не предусмотрен Положением (о предоставлении грантов за счет средств федерального и республиканского бюджета начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса).
Предоставление субсидий (грантов) начинающим предпринимателям в декабре 2012 года Министерством экономического развития РИ произведено в нарушение требований федерального законодательства при отсутствии действующих нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, в результате чего нарушены законные права и интересы неограниченного круга лиц, в том числе лиц, участвующих в конкурсе. В целях устранения выявленных нарушений законов прокуратурой республики внесено Министру экономического развития Республики Ингушетия представление об устранений нарушений и привлечении к ответственности виновных лиц.
По мнению истца, суд первой инстанции в своем решении необоснованно ссылается на обстоятельства, которые не имеют значение по делу, а именно, в заявке ФИО1, адрес местонахождение предпринимателя не совпадает с адресом, указанным в бизнес-плане «Организация крестьянско-фермерского хозяйства».
В отзыве на апелляционную жалобу министерство, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ИП ФИО1 поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представитель министерства поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.08.2013 по делу № А18-157/2013 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.08.2013 по делу № А18-157/2013 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Постановлением Правительства Республики Ингушетия № 57 от 20.02.2009 г. утверждена Республиканская целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в республике Ингушетия на 2009 - 2012 гг." (далее - Программа), целью которой является обеспечение равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Государственным заказчиком и разработчиком указанной Программы определено Министерство экономического развития Республики Ингушетия.
Основаниями для разработки Программы явились следующие нормативные правовые акты: Федеральный закон № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 209); Закон Республики Ингушетия № 31-РЗ от 30.12.2008 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия", Постановление Правительства Республики Ингушетия № 137 от 12 мая 2003 г. "О мерах государственной поддержки организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Ингушетия".
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами и во исполнение Приказа Минэкономразвития России № 223 от 23.04.2012 г. "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации", Приказом Министра экономического развития Республики Ингушетия № 1 от 21.10.2011 г. утверждено Положение о порядке предоставления субсидий (грантов) начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела, а именно возмещения части арендных платежей, стоимости приобретенных основных средств, материалов, методической и справочной литературы, обучения сотрудников, программного обеспечения, услуг по его обновлению, услуг по получению патентов, лицензий, свидетельств авторских прав, услуг на рекламу (далее - Приказ от 21.10.2011 г. № 1 и Положение Минэкономразвития Ингушетии соответственно).
Положение Минэкономразвития Ингушетии содержит критерии и требования, предъявляемые к предпринимателям, участвующим в Программе.
Указом Главы Республики Ингушетия № 197 от 15.10.2012 г. создана Межведомственная комиссия Республики Ингушетия по конкурсному отбору заявок начинающих предпринимателей, претендующих на получение субсидии в целях возмещения части затрат по организации собственного дела в 2012 году (далее - Комиссия).
ФИО1 подала заявку на участие в конкурсном отборе по предоставлению грантов 04.10.2012 г. за порядковым номером 32.
При участии ее в конкурсе по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства Министерство экономического развития Республики Ингушетия должно было заключить с ней договор о предоставлении гранта и выплатить ей денежные средства из бюджета Республики Ингушетия в виде субсидии.
Однако согласно пункту 1.3 Положения процедура конкурсного отбора включает в себя:
- подачу претендентами на получение гранта конкурсной заявки в уполномоченную Министерством экономического развития Республики Ингушетия (далее - Министерство) организацию, осуществляющую функции по приему и проверке конкурсных заявок на предмет соответствия требованиям и условиям настоящего Положения (далее-Уполномоченная организация);
- рассмотрение и принятие решения межведомственной конкурсной комиссией, состав которой утверждается приказом Министерства на основании Указа Главы Республики Ингушетия с участием представителей некоммерческих организаций предпринимателей, по допущенным на конкурсный отбор заявкам претендентов;
- заключение Министерством с победителями конкурсного отбора договоров о предоставлении гранта.
Согласно пункту 4 того же Положения получатель гранта обязан использовать грант исключительно по целевому назначению в соответствии с бизнес-планом и заключенным договором о предоставлении гранта.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.
Конкурсный отбор проводится Комиссией. Согласно пункту 3.6. Положения Минэкономразвития Ингушетии, конкурсные заявки рассматриваются на Комиссии без участия заявителя. В соответствии с пунктом 1.7. Положения к конкурсному отбору на предоставление грантов (далее - конкурсный отбор) допускаются вновь зарегистрированные и действующие менее 1 года с момента регистрации начинающие предприниматели, включая крестьянско-фермерские хозяйства и потребительские кооперативы, при условии их отношения непосредственно перед государственной регистрацией в соответствующей организационно-правовой форме к следующей приоритетной целевой группе получателей грантов:
- зарегистрированные безработные;
- работники, находящиеся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
- работники градообразующих предприятий;
- военнослужащие, уволенные в запас в связи сокращением Вооруженных сил Российской Федерации;
- субъекты молодежного предпринимательства (физические лица в возрасте до 30 лет; юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая физическим лицам в возрасте до 30 лет, составляет более 50%);
- субъекты малого и среднего предпринимательства, относящиеся к социальному предпринимательству, под которым понимается социально ответственная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на решение социальных проблем, в том числе обеспечивающих выполнение следующих условий:
а) обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50%;а доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;
б) предоставление услуг (производство товаров) в следующих сферах деятельности:
- содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости;
- социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;
- выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
В связи с регистрацией ФИО1 в качестве безработной, она допущена к одной из вышеперечисленных целевых групп.
Истец подала заявку на участие в конкурсном отборе по предоставлению грантов 04.10.2012 г. за порядковым номером 32.
При рассмотрении заявки ИП ФИО1, комиссией проанализирован пакет документов, представленный для получения субсидий (грантов) в целях возмещения части затрат по организации собственного дела. При этом, в результате рассмотрения документов было установлено, что:
Указанный в заявке юридический адрес не совпадал с адресом, указанным в бизнес-плане «Организация крестьянско-фермерского хозяйства» и Выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № 326 от 20.07.2012 г. (По заявке - <...>, а по Выписке из ЕГРИП и бизнес-плану - <...>).
При подаче заявки ИП ФИО1 предоставлены в письменном виде за своей подписью, недостоверные сведения по своему юридическому и фактическому адресу, как предпринимателя осуществляющую свою деятельность без образования юридического лица.
Из имеющегося в деле договора купли-продажи от 14.08.2012г. серии 06АА № 0063733 заключенного между истицей и Продавцом ФИО4, в п. 1 договора указано, что: «Продавец продает, а Покупатель покупает в собственность следующий товар, предметы бытового потребления, производственно-технического назначения: микроавтобус - 1шт. 100 000 тыс. руб., помещение - 90 кв.м. 10 000 тыс. руб., КРС -11 голов по цене 36 363 тыс. руб., на общую сумму 400 000 тыс. руб., корм для скота- 170 500 тыс. руб., мини мельница - 1шт.- 7000 тыс. руб.».
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
При этом из буквального прочтения смысла данного договора, видно, что он составлен формально и является несостоятельным, поскольку указанные в договоре разновидности «товаров» подведомственны к разным гражданско-правовым отношениям, а в частности:
- микроавтобус - к договору купли продажи автомобиля;
- помещение - к договору купли-продажи недвижимого имущества;
- КРС - к договору купли-продажи сельскохозяйственных животных;
- корм для скота - к договору приобретения откорма для животных;
- мини мельница - к договору купли-продажи оборудования.
В договоре также не указано, принадлежат ли перечисленные «товары» Продавцу на праве собственности и на основании каких правоустанавливающих документов и документов подтверждающие фактическую оплату «товара» (наличным или безналичным путем. Цены указанные в договоре выражены в миллионах рублях, что также повлияло на решение комиссии при рассмотрении заявки ИП ФИО1
Согласно п.2.1 «Положению о порядке предоставления субсидий (грантов) начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела..» №1 от 21.10.2011г. начинающий предприниматель, соответствующий требованиям пункта 1.7. настоящего Положения и претендующий на получение гранта, обращается в Уполномоченную организацию с заявкой на участие в конкурсном отборе по форме, согласно приложению №1 к настоящему Положению, что и сделано ИП ФИО5 и с представлением перечня документов для участия в конкурсном отборе согласно приложению №2 к настоящему Положению.
При подаче заявки для участия в конкурсном отборе по предоставлению грантов, согласно пункту 9 Перечня, должны быть представлены нотариально заверенные копии документов, подтверждающих осуществление фактических расходов по реализации проекта, в том числе: при расчете наличными деньгами - договор аренды и/или договор купли-продажи, акты приемки оборудования и/или наличных денег, авансовый отчет, кассовый чек, товарный чек, накладная или квитанция к приходно-кассовому ордеру и накладная. При безналичной оплате: счет, счет-фактура, накладная и платежное поручение с отметкой банка.
По результатам конкурсного отбора и выездных проверок Межведомственной комиссией Республики Ингушетия по отбору заявок начинающих предпринимателей, претендующих на получение субсидии в целях возмещения части затрат по организации собственного дела в 2012 году (созданная Указом Главы Республики Ингушетия № 197 от 15.10.2012 г.) из 990 заявок отобрано 336 победителей. На основании Протокола Межведомственной комиссии от 11.12.2012 г. и Приказа Минэкономразвития Ингушетии о перечислении средств § 3 № 132 от 11.12.2012г., утвержден список грантополучателей, прошедших конкурсный отбор.
С учетом изложенного, при рассмотрении заявки ИП ФИО1, межведомственная комиссия посчитала, что заявительницей для участия в конкурсном отборе по предоставлению грантов, представлены в уполномоченную организацию неполные и недостоверные сведения по ведению своего бизнеса.
В обоснование заявленных исковых требований, истцом представлен в суде первой инстанции ответ на ее обращение из прокуратуры республики Ингушетия №7-110-2013 от 29.01.2013г., в котором указано (абз.2): «Прокуратурой республики установлено, что ИП ФИО1 обратилась в Министерство экономического развития Республики Ингушетия с заявкой на участие в конкурсном отборе на получение государственной поддержки в виде субсидии (гранта) начинающим предпринимателям, прошли конкурсный отбор и были включены в Итоговый протокол заседания межведомственной конкурсной комиссии по представлению субсидий (грантов) начинающим предпринимателям от 29.11.2012г. Однако в последующем Министерством экономического развития Республики Ингушетия составлен новый список получателей субсидий (грантов), который утвержден приказом Минэкономразвития РИ № 132 от 11.12.2012г., в котором ИП ФИО1 не включена».
Изложенные доводы представителя прокуратуры начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуру республики, старшего советника юстиции ФИО6 судом первой инстанции обоснованно отклонены в виду их необоснованности и не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
При рассмотрении обращения ФИО1, прокуратура основывала свои доводы на итоговый протокол заседании межведомственной конкурсной комиссии по предоставлению субсидии (грантов) начинающим предпринимателям от 29.1.12012 г. (далее - Протокол), где протокол подписан председателем комиссии Министром Минэкономразвития Ингушетии ФИО7, и 8 (девяти) членами комиссии.
При этом судом первой инстанции обоснованно принято во внимания то, что в соответствии с Указом Главы Республики Ингушетия № 230 от 29.11.2012 г. «О ФИО7.», Министру экономического развития Республики Ингушетия ФИО7 29 ноября 2012 года предоставлен ежегодный отпуск, продолжительностью 20 календарных дней с последующим увольнением. Настоящий Указ вступил в силу со дня его подписания.
Указом Главы республики Ингушетия № 232 от 29.11.2012 г. «О ФИО8.» в тот же день, на должность Министра экономического развития РИ назначен ФИО8 Следовательно, полномочия ФИО7 как Министра экономического развития Республики Ингушетия 29 ноября 2012 г. истекли, поскольку он согласно Указу Главы РИ с 29 ноября 2012г. включительно, находится в ежегодном оплачиваемом отпуске с последующим увольнением. Таким образом, протокол подписан лицом, не имеющим полномочий на его подписание.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, не приняв в качестве доказательства, представленного истцом в обоснования своих заявленных требований настоящий протокол в виде копии, поскольку в соответствии с п.8 ст.75 АПК РФ письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Из Протеста прокурора следует, что своим Протестом прокурор отменил Приказ №1 от 21.10.2012г. ввиду того, что Минэкономразвитие РИ выходила за рамки своих полномочий при приятии данного Приказа, определяющий порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий, так как имелась утвержденная нормативно-правовыми актами Республики Ингушетии, Республиканская целевая программа «Развития малого и среднего предпринимательства в Республики Ингушетия на 2009-2012г.г».
При подготовке проекта настоящего Приказа, Приказ (в последующем датированный 21.10.2012г. за №1) согласован с Управлением Министерством Юстиции Российской Федерации по республики Ингушетия, на что имеется Экспертное заключение от 18.10.2011г. за исх. №02/1770-ХИ, в котором в ходе проведения правовой экспертизы, установлено, что норм противоречащих федеральному законодательству не выявлено и принятие данного Приказа находится в пределах компетенции Министерства экономического развития Республики Ингушетия.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, отказав в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя ФИО1 к Министерству экономики и промышленности Республики Ингушетия о понуждении предоставления гранта начинающим предпринимателям.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя ФИО1 о понуждении предоставления гранта начинающим предпринимателям необоснованны и противоречат закону, также исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и обоснованно отклоняются судом апелляционной инстанции как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела. Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует возложить на подателя жалобы, однако взысканию не подлежат, поскольку государственная пошлина в сумме 2000 руб. уплачена при подаче апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.08.2013 по делу № А18-157/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Ингушетия.
Председательствующий Е.В. Жуков
Судьи А.П. Баканов
С.И. Джамбулатов