ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-3075/14 от 15.10.2014 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки

21 октября 2014 года Дело № А63- 4595/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Жукова Е.В.,

судей: Годило Н.Н., Сомова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорян А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Контрольно-счетной палаты Ставропольского края и Министерства сельского хозяйства Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.07.2014 по делу № А63-4595/2014

по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, г. Ставрополь (ОГРН <***>),

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (с. Покойное Буденновского района Ставропольского края, ОГРН <***>),

третьи лица: Контрольно-счетная палата Ставропольского края,

Министерство финансов Ставропольского края,

о взыскании полученного гранта в сумме 397 800 руб. (судья Д.Ю. Костюков),

при участии в судебном заседании представителей:

от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 по доверенности от 22.05.2014;

от Министерства сельского хозяйства Ставропольского края – ФИО3 по доверенности № 01-14-18/1506 от 08.04.2014 и ФИО4 по доверенности № 01-21-21/3026 от 03.07.2014;

от Контрольно-счетной палаты Ставропольского края – ФИО5 по доверенности № 01-10/12 от 28.03.2014 и ФИО6 по доверенности № 01-10/17 от 30.06.2014;

от Министерства финансов Ставропольского края - не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство сельского хозяйства Ставропольского края, г. Ставрополь (далее – истец, министерство), обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО7 КФХ ФИО1, с. Покойное (далее – ответчик, предприниматель, Глава КФХ ФИО1), о взыскании части выплаченной суммы гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 397 800 руб.

Определением от 28.05.2014 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Ставропольского края и Контрольно-счетную палату Ставропольского края.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.07.2014 по делу № А63-4595/2014 в удовлетворении исковых требований министерства отказано.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.07.2014 по делу № А63-4595/2014, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований министерства.

Также не согласившись с решением суда первой инстанции, Контрольно-счетная палата обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об о взыскании с ответчика в бюджет Ставропольского края полученных и использованных им на приобретение торговых автоматов FoodBox Lift (2 шт.) средств гранта в размере 397 800 рублей.

В обоснование жалобы апеллянты ссылаются на то, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права. Кроме того, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются ошибочными.

Министерство считает, что вывод суда первой инстанции о том, что перечень перечисленных в пункте 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 166 от 28 февраля 2012 г. (далее - Правила), целей не является исчерпывающим, ошибочный.

По мнению заявителя, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что из буквального прочтения Правил следует, что указанные цели поименованы в Правилах с употреблением деепричастия «включая», из чего следует, что перечень не является исчерпывающим, поскольку наличие деепричастия «включая» не может толковаться как исключающий понятие исчерпывающий перечень.

Кроме того, истец считает, что суд первой инстанции неправомерно сослался на нормы статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) «Нецелевое использование бюджетных средств», поскольку, как указывает министерство, данная статья введена в БК РФ Федеральным законом № 252-ФЗ от 23 июля 2013 г. «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Заявитель также указывает, что отношения по исполнению обязательств между министерством и ИП КФХ ФИО1 возникли до вступления в законную силу изменений в БК РФ после заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет № 210/12 от 14 сентября 2012 г., на основании которого ответчик взял на себя обязанность по целевому использованию предоставленных денежных средств.

По мнению Контрольно-счетной палаты, судом первой инстанции вследствие неверного толкования пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 166 от 28 февраля 2012 г., сделан неправомерный вывод о том, что перечень перечисленных в указанном пункте целей (совпадающий с закрепленным в Порядке № 186-п) не является исчерпывающим.

Заявитель считает, что судом первой инстанции допущено смешение понятий «цели расходования гранта» и «цели программы».

Третье лицо также считает, что суд первой инстанции неправомерно ссылается на нормы статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) «Нецелевое использование бюджетных средств», поскольку, как указывает апеллянт, данная статья введена в БК РФ Федеральным законом № 252-ФЗ от 23.07.2013 г. «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 04.08.2013 (за исключением отдельных положений).

Заявитель также указывает, что соглашение № 210/12 об осуществлении деятельности на территории сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет (далее - Соглашение) между министерством сельского хозяйства СК и КФХ ФИО1 заключено 14.09.2012, оплата за торговые автоматы FoodBox Lift (2 шт.) осуществлена ФИО1 24.10.2012, в связи с чем заявитель считает, что статья 306.4 БК РФ не применяется к указанным правоотношениям, возникшим до ее вступления в силу.

По мнению Контрольно-счётной палаты, действовавшая в момент совершения КФХ ФИО1 нецелевого использования гранта статья 289 БК РФ «Нецелевое использование бюджетных средств» не может быть применена к рассматриваемым правоотношениям, поскольку действие статьи распространяется на получателей бюджетных средств, к которым, как считает заявитель, КФХ ФИО1 в соответствии с определением, данным в статье 6 БК РФ, не относится.

Ошибочным, по мнению палаты, является вывод суда первой инстанции о том, что основанием для предоставления гранта КФХ ФИО1 явилось решение комиссии минсельхоза СК о включении предпринимателя в число участников программы, вынесенное по результатам рассмотрения заявки и приложенных к ней документов.

Контрольно-счетная палата СК считает, что судом первой инстанции сделан вывод, не основанный на материалах дела о том, что приобретенные ФИО1 торговые автоматы используются по целевому назначению в соответствии с бизнес-планом.

Ошибочным, не основанным на нормах действующего законодательства и материалах дела, по мнению заявителя, также является вывод суда первой инстанции о том, что неприобретение торговых автоматов или приобретение другого оборудования следовало расценивать как нецелевое использование средств.

Третье лицо считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63-4595/2014 затрагивает права и законные интересы Контрольно-счетной палаты Ставропольского края, поскольку исключает возможность исполнения ее Представления для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков № 01-07/1143 от 26 декабря 2013 года в части перечисления в доход бюджетов соответствующих уровней средств гранта в размере 397 800 рублей, использованных не по целевому назначению ФИО1 на приобретение торговых автоматов.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов СК просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о взыскании с ответчика в бюджет Ставропольского края средств гранта в размере 397 800 руб.

В судебном заседании от 15.10.2014 представители Контрольно-счетной палаты СК поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представители министерства также поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель предпринимателя возражал против доводов, изложенных в апелляционных жалобах, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Министерство финансов СК ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 25.07.2014 по делу № А63-4595/2014 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, в отзывах на апелляционные жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края 25.07.2014 по делу № А63-4595/2014 следует оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в Ставропольском крае уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на проведение мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое устройство, предоставляемых в рамках указанной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов», является Министерство сельского хозяйства Ставропольского края.

В соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации № 166 Правительством Ставропольского края вынесено Постановление № 186-П от 05.06.2012 «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое устройство.

Из описания программных мероприятий целевой ведомственной программы следует, что поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации.

Утвержденная программа субъекта Российской Федерации, предусматривающая поддержку начинающих фермеров, представляется в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, где проводится отбор.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации создает комиссию для рассмотрения и отбора региональных программ по поддержке начинающих фермеров (пункт 4.1 раздела 4).

Субъект Российской Федерации утверждает порядок проведения конкурса по отбору начинающих фермеров, объявляет конкурс на отбор участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет порядок и сроки его проведения, утверждает состав конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров (далее - конкурсная комиссия) и положение о ней, а также порядок принятия решения о включении заявителей в состав участников региональных программ по поддержке начинающих фермеров.

Конкурсная комиссия рассматривает заявки заявителей и документы к ним в сроки, установленные субъектом Российской Федерации, проводит очное собеседование с заявителями, включает в состав участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет сумму гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи для каждого начинающего фермера.

Начинающему фермеру выдается сертификат об участии в региональной программе.

Решение о предоставлении грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной помощи на бытовое обустройство принимается Комиссией после рассмотрения бизнес-планов.

По результатам проведения конкурса Комиссия определяет победителей конкурса, утверждает планы расходов за счет гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство.

Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами Комиссии.

Предоставление грантов и единовременной помощи осуществляется на условиях софинансирования с федеральным бюджетом в размере 90% -бюджетные средства, 10% -собственные средства участника Программы.

Грант должен быть израсходован начинающим фермером на цели, предусмотренные названным пунктом, в течение 12 месяцев со дня поступления гранта на расчетный счет начинающего фермера, открытый в российской кредитной организации.

Контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления грантов, единовременной помощи осуществляется министерством и органами государственного финансового контроля Ставропольского края (п. 9 Изменений в Порядок предоставления грантов от 04.07.2013).

В 2013 году Контрольно-счетной палатой Ставропольского края в соответствии с Законом Ставропольского края № 102-КЗ от 28.12.2011 «О контрольно-счетной палате СК», планом работы на 2013 год и соответствующими распоряжениями проведено контрольное мероприятие «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2012 и истекшем периоде 2013 года на поддержку начинающих фермеров в Ставропольском крае».

В ходе данного мероприятия выявлены факты нецелевого использования средств гранта и единовременной помощи ряда участников Программы, в том числе, как следует из заявления, главой КФХ ФИО1

По мнению должностных лиц контрольно-счетной палаты, проводивших проверку, приобретение за счет средств гранта торговых автоматов FoodBox Lift в количестве 2 шт. противоречат целям расходования, установленным пунктом 5 Порядка № 186-П, что, в свою очередь, указывает на необоснованные расходы и свидетельствует о нецелевом использовании средств гранта главой КФХ ФИО1 в сумме 397 800 рублей (т.1, л.д. 26).

По результатам контрольного мероприятия министерству сельского хозяйства Ставропольского края выдано представление для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений.

Во исполнение представления министерством сельского хозяйства в адрес Главы КФХ ФИО1 направлено письмо (№ 04-14-18/36 от 10.01.2014), в котором указано на необходимость возврата средств, использованных не по целевому назначению в сумме 397 800 рублей.

Поскольку добровольно денежные средства предпринимателем не возвращены, министерство сельского хозяйства обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании.

Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.

В соответствии со статьей 6 БК РФ субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Пункт 2 статьи 78 БК РФ в качестве основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии предусматривает нецелевое использование субсидии в сроки, установленные уполномоченным органами исполнительной власти.

Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с требованиями пункта 9 вышеназванного Порядка глава КФХ ФИО1 (дата регистрации КФХ 28.04.2012) представил в министерство сельского хозяйства пакет документов, необходимых для участия в конкурсе.

Согласно заявке ФИО1 разработан бизнес-план «Переработка козьего молока и реализация цельномолочной продукции из козьего молока в торговых сетях и через вендинговые автоматы» (т.1, л.д.111-127).

Финансовые средства планировалось направить на приобретение оборудования по производству сыра в размере 914 920 рублей (814 920 рублей - средства гранта), машина вакуум-упаковочная – 400 000 рублей (36 000 рублей - средства гранта), торговый автомат FoodBox Lift – 442 000 рублей (397 800 рублей - средства гранта).

По результатам рассмотрения заявки Главы КФХ ФИО1 всеми членами комиссии принято единогласное решение допустить к участию в конкурсе без замечаний (протокол № 2) (т.1, л.д.148-155).

По итогам оценки и сопоставления заявок участников Программы конкурсной комиссией принято решение о включении ФИО1 в состав участников Программы с суммой рейтинговых баллов - 93 и предоставлении субсидии в виде гранта на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство, всего в размере 1 498 720 рублей (протокол № 3 от 06.09.2012) (т.1, л.д.156-163).

Между Министерством сельского хозяйства СК и Главой КФХ ФИО1 05.09.2012 заключено соглашение об осуществлении деятельности на территории сельских поселений Ставропольского края крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет, которым установлено обязательство получателя гранта использовать его по целевому назначению и перечислены средства гранта в размере 1 248 720 рублей.

Предпринимателем на выделенные денежные средства приобретено оборудование в соответствии с бизнес-планом: по производству сыра, машина вакуум-упаковочная, два торговых автомата FoodBox Lift.

Как указано предпринимателем, вендинговые аппараты, указанные в бизнес-плане и приобретенные ФИО1, используются для хранения и реализации произведенной продукции, требующей охлаждения.

В свою очередь, ссылаясь на нецелевое использование предпринимателем средств гранта в части приобретения торговых аппаратов для хранения и реализации произведенной продукции, заявитель и третьи лица указывали на нарушение предпринимателем пункта 5 Порядка № 186-П, в соответствии с которым грант предоставляется начинающему фермеру на следующие цели:

- приобретение на территории Ставропольского края земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

- разработка проектной документации для строительства (реконструкции) на территории Ставропольского края производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

- приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, расположенных на территории Ставропольского края и необходимых для производства,

- строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, расположенным на территории Ставропольского края и необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

- подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, расположенных на территории Ставропольского края и необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;

- приобретение сельскохозяйственных животных;

-приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

- приобретение семян посадочного материала для закладки многолетних насаждений;

- приобретение удобрений и ядохимикатов.

По мнению третьих лиц, средства гранта выделялись, в том числе, на приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, расположенных на территории Ставропольского края и необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, то есть речь идет об объектах строительства, в то время как вендинговые автоматы FoodBox Lift, предназначенные для хранения и реализации продукции, требующей охлаждения, являются оборудованием, а не объектом строительства, следовательно, по мнению заявителя и третьих лиц, денежные средства, потраченные предпринимателем на их приобретение, израсходованы не в соответствии с вышеназванными целями.

Проанализировав обстоятельства дела в соответствии с вышеназванными нормами права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, признав указанный довод формальным, противоречащим смыслу и целям программы по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, основанным на предположениях и неверном толковании Правил предоставления и распределения субсидий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 166 от 28.02.2012 и Порядка предоставления гранта, изданного во исполнение названного постановления.

Федеральным законом № 264-ФЗ от 29.12.2006 «О развитии сельского хозяйства» в качестве одного из направлений государственной аграрной политики определена государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, включающая в себя предоставление бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отношения, возникающие в сфере развития сельского хозяйства, регламентированы названным законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона № 264-ФЗ к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом № 74-ФЗ от 11.06.2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», которым, в свою очередь установлены правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Статьей 1 Закона № 74-ФЗ установлено, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Согласно пункту 3 Правил предоставления и распределения субсидий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 166 от 28.02.2012, гранты на создание и развитие КФХ выделяются в целях создания и развития на территории сельских поседений и межселенных территориях субъекта РФ крестьянского (фермерского) хозяйства, включая: приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; разработка проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, расположенных на территории и необходимых для производства, строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, расположенным на территории и необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, расположенных на территории и необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре; приобретение сельскохозяйственных животных; приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции; приобретение семян посадочного материала для закладки многолетних насаждений; приобретение удобрений и ядохимикатов.

Судом первой инстанции верно установлено, что исходя из смысла Правил следует, что указанные цели поименованы в Правилах с употреблением деепричастия «включая», в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу, признав, что их перечень не является исчерпывающим. Главная цель Программы - создание и развитие на территории сельских поседений и межселенных территориях субъекта РФ крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с требованиями вышеназванных законов.

Именно для достижения указанной цели разработана Программа по поддержке начинающих фермеров. При этом каких-либо пояснений о том, каким образом следует осуществлять производственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), с использованием каких средств (строительных объектов, оборудования), указанные законы не содержат, следовательно, суд первой инстанции правильно посчитал, что подзаконные акты, разработанные во исполнение Федеральных законов, не могут противоречить им и целям, в них обозначенным.

Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Судом первой инстанции также верно установлено, что основанием для предоставления гранта ФИО7 КФЗ ФИО1 явилось решение комиссии министерства сельского хозяйства о включении предпринимателя в число участников программы, вынесенное по результатам рассмотрения заявки, бизнес-плана, плана расходов.

Сторонами заключено соглашение об осуществлении деятельности, в соответствии с которым (пункт 3.2.1) фермер обязуется осуществлять и развивать деятельность согласно представленному бизнес-плану.

Главой КФХ ФИО1 в соответствии с условиями Порядка и указанного соглашения денежные средства освоены в полном объеме согласно бизнес-плану: приобретено оборудование по производству сыра, машина вакуум-упаковочная, два торговых (вендинговых) автомата FoodBox Lift, о чем в министерство сельского хозяйства предпринимателем предоставлен отчет о целевом расходовании гранта.

Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что при рассмотрении заявок и бизнес-плана, при решении вопроса о включении ФИО1 в число участников замечаний по представленным документам у министерства не имелось, решение о выделении гранта принято единогласно. То есть выделенные денежные средства в полном объеме направлены и израсходованы на оговоренные цели. Цель Программы достигнута, оборудование, указанное в бизнес-плане, утвержденном комиссией министерства, приобретено и используется для осуществления ФИО1 предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, посчитав, что если бы ФИО1 не приобрел указанные в бизнес-плане торговые (вендинговые) автоматы FoodBox Lift или приобрел другое оборудование или помещение для хранения (на что ссылаются третьи лица), то данные обстоятельства следует расценивать как нецелевое использование финансовых средств.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные обстоятельства в совокупности позволяют сделать вывод о том, что требования пункта 1 статьи 306.4 БК РФ не нарушены, а, следовательно, оснований для взыскания заявленной суммы, в том числе в рамках применения ответственности, предусмотренной бюджетным законодательством и соглашением, не имеется.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В нарушение указанной нормы, ссылаясь на то, что денежные средства в размере 397 800 рублей, использованные не по целевому назначению на приобретение торговых (вендинговых) автоматов FoodBox Lift, заявителем не представлены доказательства, подтверждающие данный факт.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, признав требования министерства сельского хозяйства Ставропольского края о взыскании с предпринимателя выплаченной суммы гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 397 800 руб. незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Изложенные в апелляционных жалобах доводы о необоснованном отказе в удовлетворении требований Министерство сельского хозяйства Ставропольского края к индивидуальному предпринимателю ФИО7 КФХ ФИО1 о взыскании части выплаченной суммы гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 397 800 руб. не обоснованы и противоречат закону, исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и обоснованно отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела. Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований министерства.

Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права вынесено законное и обоснованное решение.

Поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы от уплаты государственной пошлины освобождены, то государственная пошлина с Контрольно-счетной палаты Ставропольского края и Министерства сельского хозяйства Ставропольского за подачу апелляционных жалоб не подлежит взысканию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.07.2014 по делу № А63-4595/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Контрольно-счетной палаты Ставропольского края и Министерства сельского хозяйства Ставропольского – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.

Председательствующий Е.В. Жуков

Судьи Н.Н. Годило

Е.Г. Сомов