ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-3094/14 от 06.10.2014 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда


ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело №А20-903/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Цигельникова И.А.,

судей: Афанасьевой А.В., Параскевовой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
 Шрамко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2,

апелляционную жалобу Межрегионального управления Росфинмониторинга по Северо-Кавказскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.07.2014 по делу № А20-903/2014 (судья Л.К. Добагова)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эмирек», г. Нальчик, ул. Кирова, 1Д, ОГРН 1090725000409, ИНН 0725000470

к Межрегиональному управлению Росфинмониторинга по Северо-Кавказскому Федеральному округу, г. Ессентуки,

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от Межрегионального управления Росфинмониторинга по Северо-Кавказскому федеральному округу – представитель Коренская О.Н. по доверенности от 08.10.2013 №19-04-14/4344;

в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью «Центр международной торговли»,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Эмирек» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – управление) от 13.02.2014 №19-04-22/589 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 50000 р.

Решением суда от 16.07.2014 заявленные требования общества удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях общества состава вменяемого правонарушения.

Не согласившись с вынесенным решением, управление обжаловало его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, считает решение суда незаконным, основанным на неправильном применении норм материального права. Считает, что к началу фактического осуществления организаций своей деятельности должны быть созданы все условия для работы по линии противодействия легализации доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения. Считает доводы управления, изложенные в апелляционной жалобе, необоснованными.

В судебном заседании представитель управления поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.

Общество явку своего представителя не обеспечило, о причинах неявки суду не сообщило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя общества.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей управления считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что на основании приказа управления от 31.10.2013 №67-н, проведена выездная проверка деятельности общества за период с 21.04.2010 по 30.10.2013 по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе проведенной проверки установлено, что общество относится к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а соответственно, обязано исполнять требования Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ).

По мнению управления, обществом не исполнены требования Закона №115-ФЗ в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

По факту выявленных нарушений управлением 23.01.2014 в отсутствие законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении №19-04-26/143.

Рассмотрев материалы проведенной выездной проверки, заместитель руководителя управления 13.02.2014 вынес постановление (резолютивная часть объявлена 10.02.2014), которым общество признано виновным в совершении вменяемого правонарушения по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 р.

Не согласившись с постановлением от 13.02.2014, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления и предписания.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 4 Закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся в том числе обязательные процедуры внутреннего контроля.

Внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (статья 3 Закона № 115-ФЗ).

На основании пункта 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций).

Согласно указанным Требованиям (пункт 4) Правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:

а) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (далее - программа организации внутреннего контроля);

б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (далее - программа идентификации);

в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - программа оценки риска);

г) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее - программа выявления операций);

д) программа документального фиксирования информации;

е) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее соответственно - Федеральный закон, программа по приостановлению операций (сделок));

ж) программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

з) программа проверки осуществления внутреннего контроля;

и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - программа хранения информации).

В правилах внутреннего контроля устанавливаются полномочия, а также обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля (далее - специальное должностное лицо).

Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации (п.6 Требований).

Программа организации внутреннего контроля разрабатывается с учетом следующего условия: в организации в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона назначается специальное должностное лицо (пункт 7 а)

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона, а также Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организация обязана назначить специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля.

Приказом от 03.08.2010 № 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (вступило в силу 05 октября 2010 года), (далее - Положение).

В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в обществе не назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. Данный факт общество не отрицает.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, представленной обществом на проверку и в материалы дела, основным видом деятельности ООО «Эмирек» является предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества (код ОКВЭД 70.31.12); дополнительными видами экономической деятельности являются: строительство зданий и сооружений (код ОКВЭД 45.2), прочая оптовая торговля (код ОКВЭД 51.70), сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества (код ОКВЭД 70.20.2), предоставление различных видов услуг (код ОКВЭД 74.8).

Таким образом, общество, в Уставе которого значится такая деятельность, как предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества (код ОКВЭД - 70.31.12), в течение длительного времени не состояло на учете, не осуществляло организацию внутреннего контроля, осуществляло деятельность в отсутствие разработанных и согласованных в уполномоченном органе Правил внутреннего контроля, не представило сведения, касающиеся назначения должностных лиц, ответственных за их исполнение и обучение, чем нарушило требования пункта 2 статьи 7 Закона №115-ФЗ.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества, исходил из того, что обязанности, установленные подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ, возникают при условии фактического осуществления деятельности указанной в статье 5 Закона.

Вместе с тем в рассматриваемом случае обществу вменяется нарушение пункта 2 статьи 7 Закона №115-ФЗ, выразившееся в неразработке правил внутреннего контроля, а также в непредставлении сведений, касающихся назначения должностных лиц, ответственных за их исполнение и обучение. Указанная обязанность не сопряжена с началом фактической деятельности по оказанию посреднических услуг.

Факт нарушения обществом вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела. Доказательств невиновного поведения общества в материалы дела не представлено.

Порядок привлечения общества к административной ответственности управлением не нарушен.

Административный штраф в размере 500000 р назначен в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушен.

При таких обстоятельствах решение суда от 16.07.2014 надлежит отменить, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

апелляционную жалобу удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.07.2014 по делу № А20-903/2014 отменить, отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Эмирек».

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий И.А. Цигельников

Судьи Л.В. Афанасьева

С.А. Параскевова