ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки
03 октября 2016 года Дело № А63-3879/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Самариной К.К., при участии: от администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края: ФИО1 - представитель по доверенности от 25.08.2016; в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: <...>, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.06.2016 по делу №А63-3879/2016 по иску администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, г. Михайловск, ОГРН <***>, к индивидуальному предпринимателю ФИО2, г. Михайловск, ОГРНИП <***>, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН <***>, об обязании индивидуального предпринимателя ФИО2 демонтировать на земельном участке с кадастровым номером 26:11:020151:119, расположенном по адресу: <...>, рекламную конструкцию (рекламный щит), расположенную со стороны улицы Почтовой, размером 21,5*3 м (64,5 кв.м) и рекламную конструкцию (рекламный щит), расположенную со стороны улицы Войкова, размером 9,8*3 м (29,4 кв.м); о запрете индивидуальному предпринимателю ФИО2 размещать рекламные конструкции без разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, полученного в установленном законом порядке,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – ответчик, индивидуальный предприниматель) об обязании индивидуального предпринимателя ФИО2 демонтировать на земельном участке с кадастровым номером 26:11:020151:119, расположенном по адресу: <...>, рекламную конструкцию (рекламный щит), расположенную со стороны улицы Почтовой, размером 21,5*3 м (64,5 кв.м), рекламную конструкцию (рекламный щит), расположенную со стороны улицы Войкова, размером 9,8*3 м (29,4 кв.м); о запрете индивидуальному предпринимателю ФИО2 размещать рекламные конструкции без разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, полученного в установленном законом порядке (уточненные требования).
Решением от 30.06.2016 заявленные требования удовлетворены частично. Суд обязал предпринимателя демонтировать на земельном участке с кадастровым номером 26:11:020151:119, расположенном по адресу: <...>, рекламную конструкцию (рекламный щит), расположенную со стороны улицы Почтовой, размером 21,5*3 м (64,5 кв.м) и рекламную конструкцию (рекламный щит), расположенную со стороны улицы Войкова, размером 9,8*3 м (29,4 кв.м). В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое решение, отказать в удовлетворении требований и прекратить производство по делу, ссылаясь на расположение рекламной конструкции на земельном участке физического лица, которое не использует рекламные конструкции в интересах размещения лично его рекламы.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя стороны, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что апелляционная жалоба на обжалуемый судебный акт не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Шпаковского района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ, Закон о рекламе), в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 26:11:020151:0119, принадлежащем на праве собственности ФИО2 и расположенном по адресу: <...>, размещена и эксплуатируется рекламная конструкция, без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию. Прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении от 19.03.2015.
Факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 26:11:020151:119, расположенного по адресу: <...> в собственности ФИО2 подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра прав от 28.07.2015.
31.03.2015 рабочей группой по вопросам упорядочения наружной рекламы и информации о демонтаже самовольно установленной рекламной конструкции на территории муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края ФИО2 выдано предписание № 4 о демонтаже самовольно установленной конструкции в срок до 01 мая 2015 года, в связи с отсутствием разрешения на установку рекламной конструкции.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.06.2015 по делу № А63-3557/2015, вступившим в законную силу 18.06.2015 предприниматель привлечен к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения.
22.07.2015 рабочей группой по вопросам упорядочения наружной рекламы на территории муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края в результате выезда обнаружила самовольно установленные рекламные конструкции в виде настенного панно (7 штук) и щитовой конструкции (3 штуки) по адресу: <...>, принадлежащие ФИО2, установленные без разрешения, предусмотренного Законом № 38-ФЗ, что зафиксировано в акте о выявлении рекламной конструкции, установленной без разрешения № 2 и ФИО2 под роспись вручено предписание № 2 о демонтаже самовольно установленной рекламной конструкции в срок до 22.08.2015.
07.06.2016 сотрудниками администрации и ее структурных подразделений проведен осмотр рекламной конструкции, расположенной по адресу: <...>, по результатам которого составлен акт.
В указанном акте отражено, что в процессе осмотра комиссией установлено, что на земельном участке площадью 700 кв.м, с кадастровым номером 26:11:020151:119, расположенном по адресу: <...> по границе со стороны ул. Почтовая и со стороны по ул. Войкова на расстоянии около 0,5 метров вглубь земельного участка установлены рекламные конструкции. Конструкция установлена на собственной опоре. Опорные стойки – профильная труба прямоугольного сечения, заглубленные в землю. Облицовка – фанера. Имеется связующая перемычка с ограждением. Размер рекламных щитов со стороны ул. Почтовая составляет 21,5*3 м, со стороны ул. Войкова 9,8*3 м. Указанная рекламная конструкция установлена без разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского.
По договорам от 01 марта 2015 года № 4, от 03 сентября 2015 года № 18, от 14 сентября 2015 года № 19, заключенным ФИО2 с ФИО3, ФИО4 и ФИО5 рекламные конструкции, расположенные по адресу: <...> переданы указанным лицам в аренду, с взиманием арендной платы в размере 5 000 рублей по каждому договору.
Факт установки вышеперечисленных рекламных конструкций ответчиком не оспаривается.
Определением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 15.10.2015 по делу № 2-2338/15 производство по иску администрации к ФИО2 об обязании осуществить демонтаж самовольно установленных рекламных конструкций прекращено в связи с не подведомственностью спора суду общей юрисдикции.
Отсутствие разрешения на установку рекламных конструкций и неисполнение индивидуальным предпринимателем выданных ему предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций послужили основанием для обращения администрации с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьей 3 Закона о рекламе предусмотрено, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; под рекламораспространителем – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу положений части 1 статьи 19 Закона о рекламе рекламными конструкциями являются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.
Частями 9, 10 статьи 19 названного Закона определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Порядок выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, включая основания принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, регламентированы частями 11 - 17 статьи 19 Закона № 38-ФЗ.
Советом Шпаковского муниципального района Ставропольского края от 24.10.2013 № 222 «О передаче полномочий органов местного самоуправления Шпаковского муниципального района Ставропольского края по утверждению схемы размещения рекламных конструкций, выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольного установленных рекламных конструкций на территории муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края» администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края переданы полномочия органов местного самоуправления Шпаковского муниципального района Ставропольского района по утверждению схемы размещения рекламных конструкций, выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольного установленных рекламных конструкций на территории муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края на срок с 01.01.2015 по 31.12.2017.
Статьей 4 Решения совета Шпаковского муниципального района Ставропольского края от 23.08.2013 № 97 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Шпаковского муниципального района Ставропольского края» определено, что установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории Шпаковского муниципального района Ставропольского края допускается на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также – разрешение), выдаваемого по решению администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края о выдаче разрешения в порядке, установленном настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 6.1 Положения о наружной рекламе на территории муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, утвержденного решением Думы муниципального образования города Михайловска от 22.06.2015 № 392 установка и эксплуатация рекламных конструкций допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
Пунктом 4.1 названного Положения предусмотрено, что рекламные конструкции на земельных участках независимо от форм собственности размещаются в строгом соответствии си Схемой размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования города Михайловка, утвержденной Думой муниципального образования города Михайловка.
Решением Совета Шпаковского муниципального района Ставропольское края от 24 апреля 2014 года № 169 утверждена схема территориального планирования Шпаковского муниципального района Ставропольского края согласно приложению.
В приложении к указанному решению содержится Схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования города Михайловска, согласно которой по ул. Войкова города Михайловска (с номера домов № 292 по № 628 - код улицы 17) предусмотрено размещение рекламных конструкций типа сити-борд размером 1,2 на 1,8 м, по ул. Почтовой города Михайловска не предусмотрено размещение рекламных конструкций.
В соответствии с частью 21 статьи 19 Закона № 38-ФЗ владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Частями 21.1, 21.2 статьи 19 названного Закона предусмотрено, что если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Как установлено материалами дела и решением арбитражного суда по делу № А63-3557/2015 разрешение на установку рекламных конструкций по адресу: <...> индивидуальному предпринимателю не выдавалось, что им не отрицается, следовательно, наружная реклама размещена ответчиком без разрешительной документации.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчик также не представил суду доказательств, свидетельствующих о наличии у него законных оснований для установки спорных рекламных конструкций. Тогда как наличие рекламных конструкций по вышеуказанному адресу подтверждается имеющимися в деле актами обследования от 22.07.2015 № 2 и от 07.06.2016 и приложенными к ним фотоматериалами.
Ответчиком также не представлено доказательства, что размещение установленных им рекламных конструкций по адресу: <...> предусмотрено Схемой размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования города Михайловска.
Выданные администрацией предписания от 31.03.2015 № и от 22.07.2015 № 2 о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, предпринимателем не исполнены, доказательств обратного суду не представлено.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также тот факт, что земельный участок, на котором установлены спорные рекламные конструкции, принадлежит на праве собственности ФИО2, заявленные администрацией исковые требования об обязании ответчика демонтировать незаконно установленные рекламные конструкции обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Ссылка о принадлежности земельного участка физическому лицу и не использовании рекламных конструкций в личных целях размещения рекламы предпринимателя не принимается апелляционным судом, поскольку не опровергает факта размещения данных конструкций в нарушение частей 21-21.2 статьи 19 Закона о рекламе и Положения о наружной рекламе на территории муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, утвержденным решением Думы муниципального образования города Михайловска от 22.06.2015 № 392 предусмотрен запрет на размещение рекламных конструкций без соответствующего разрешения.
Кроме того, в соответствии с нормами действующего законодательства установка рекламных конструкций без соответствующего разрешения ведет к возникновению у виновного лица неблагоприятных последствий в виде привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.06.2016 по делу №А63-3879/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий З.А. Бейтуганов
Судьи Н.Н. Годило
Е.Г. Сомов