ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-3314/20 от 27.10.2020 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда


ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                    Дело №А20-4806/2019

03.11.2020

Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2020.

Постановление изготовлено в полном объеме 03.11.2020.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старковой А.А., при участии представителя Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики - ФИО1 по доверенности от 04.06.2020 №21-04-2-07/2430, в отсутствие индивидуального предпринимателя главы КФХ ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы КФХ ФИО2 на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.07.2020 по делу №А20-4806/2019 (судья Выборнов А.В.) по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (г. Нальчик) к индивидуальному предпринимателю главе КФХ ФИО2 (с. Верхний Куркужин) о взыскании 490000р и расторжении соглашения,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее - Предприниматель) о расторжении соглашения от 27.12.2013 №59 о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и взыскании гранта в размере 490000р.

            Решением суда от 07.07.2020 заявленные требования Министерства удовлетворены. Расторгнуто соглашение от 27.12.2013 №59, заключенное между Министерством и Предпринимателем. С Предпринимателя в пользу Министерства взыскана сумма гранта. С Предпринимателя в доход бюджета взыскана государственная пошлина за рассмотрение дела. Судебный акт мотивирован законностью заявленных требований Министерства. Предпринимателем допущены нарушения соглашения о предоставлении грантов. Предпринимателем не представлены доказательства, подтверждающие исполнение соглашения на предоставление гранта. Срок исковой давности о возврате гранта не истек.

Предприниматель обжаловала решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

            Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.

Определением суда от 20.10.2020 удовлетворено ходатайство Министерства о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики.

            Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения. Считает, что предпринимателем допущены нарушения соглашения о предоставлении гранта. Предпринимателем не представлялись отчеты о целевом использовании средств гранта. Доказательства реализации проекта не представлены.

            В судебном заседании представитель Министерства поддержала позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

            Предприниматель в судебное заседание не явилась, явку своего представителя не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие Предпринимателя (ее представителя).

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Министерства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров», постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 № 82-ПП «О Правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи, начинающим фермерам в 2012-2014 годах», приказом Министерства сельского хозяйства КБР от 14.11.2013 №87, утвержден порядок проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи 2012-2014 годах (далее - Порядок).

Из содержания бюджетных полномочий Министерства следует, что Министерство является главным распорядителем средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, направляемых на финансирование агропромышленного комплекса. Обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка установленных при их предоставлении.

Разделами третьим и четвертым указанного Порядка установлены условия, которым должен соответствовать заявитель и перечень документов, необходимых для участия в конкурсном отборе на получение гранта.

В 2013 году Предприниматель представила необходимые документы на получение гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в результате рассмотрения которых ей предоставлен грант в размере 490000р.

27.12.2013 Министерство заключило с Предпринимателем соглашение № 59 о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – соглашение №59).

Факт получения Предпринимателем денежных средств подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

В соответствии с абзацем 19 раздела 3 Порядка, с подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 соглашения №59 получатель обязуется осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта по поддержке начинающих фермеров.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) ФИО2, в нарушение взятых на себя обязательств, прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, до истечения установленного срока, а именно 30.05.2017.

18.09.2018 ФИО2 зарегистрировалась в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя и действует по настоящее время.

25.04.2019 Министерство направило в адрес Предпринимателя уведомление №21-04-2-07/1835 с требованием расторжения соглашения №59 и возвратом предоставленных бюджетных средств в доход республиканского бюджета.

Неисполнение требований Министерства, изложенных в уведомлении от 25.04.2019 № 21-04-2-07/1835, послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Министерства, исходил из следующего.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В соответствие с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.

Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (пп. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ). Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Разделом 3 Порядка предусмотрено, что участниками конкурсного отбора являются граждане Российской Федерации, зарегистрированные в порядке, предусмотренном для государственной регистрации физических лиц в качестве глав КФХ, и соответствующие, в том числе следующему условию: заявитель обязуется осуществлять деятельность КФХ в течение не менее пяти лет после получения гранта и (или) помощи. Аналогичное положение содержит пункт 2.2.4 соглашения №59, заключенного между Министерством и Предпринимателем.

Пунктом 2.3 соглашения №59 предусмотрено право Министерства потребовать возврата гранта в случае неисполнения получателем обязательств, указанных в пунктах 2.2.1-2.2.7 настоящего соглашения.

Пункт 3.1 соглашения №59 предусматривает, что в случае невыполнения получателем гранта обязательств, указанных, в том числе пунктом 2.2.4 соглашения, получатель обязан возвратить предоставленный грант в 30-дневный срок со дня наступления основания возврата.

В нарушение достигнутого соглашения, Предприниматель прекратил свою деятельность.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 19.09.2019 № ИЭ9965-19-22134886 (т.1, л.д. 29-32) ФИО2 зарегистрирована в качестве Предпринимателя с 27.11.2013, основным видом  деятельности указано разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырного молока. Из этой же выписки следует, что ФИО2 прекратила свою деятельность в качестве предпринимателя с 30.05.2017.

Согласно выписке Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 19.09.2019 № ИЭ9965-19-22133862 (т.1, л.д. 33-37) ФИО2 вновь зарегистрирована в качестве Предпринимателя с 18.09.2018. Основным видом деятельности указано разведение прочих пород крупного рогатого скота и буйволов, производство спермы.

Таким образом, Предпринимателем нарушено условие соглашения №59 (пункт 2.2.4) и взятое на себя обязательство, что является основанием для возврата предоставленного гранта (пункт 3.1 соглашения).

Неисполнение условий соглашения №59, на основании которых Предпринимателю был предоставлен грант, является нарушением условий договора в период срока его действия и признается в качестве основания для удовлетворения, заявленных Министерством исковых требований.

Кроме того, Предпринимателем не были представлены отчеты о целевом использовании представленных средств (пункт 2.2.3 соглашения №59). Также не представлены доказательства реализации проекта и целевого расходования средств гранта (пункт 2.2.2 соглашения №59).

В данном случае материалами дела подтверждается, что Предпринимателем допущено нарушение условий использования гранта.

Министерство, являясь надлежащим истцом по делу, обосновало заявленные требования. Применение к Предпринимателю такой санкции как изъятие бюджетных средств, отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательств по соглашению №59.

            В соответствии с положениями статьи 450 Гражданского Кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Учитывая изложенное, требование Министерства о расторжении соглашения №59, подлежало удовлетворению.

Довод Предпринимателя о пропуске Министерством срока исковой давности подлежит отклонению, поскольку нарушения условий соглашения допущены ответчиком 30.05.2017, тогда как Министерство обратилось с исковым заявлением 23.09.2019.

Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

При таких обстоятельствах, решения суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской  Республики  от 22.07.2020 по делу №А20-4806/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         И.А. Цигельников

Судьи                                                                                                     Л.В. Афанасьева

                                                                                                               М.У. Семенов