ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки
29 ноября 2011 года Дело № А63-5970/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционныйсуд в составе:
председательствующего судьи Мельникова И.М.,
судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев апелляционную жалобу Минераловодской таможни на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2011 по делу № А63-5970/2011 (судья Аксенов В.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (<...> «г», ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к Минераловодской таможне (<...> км.Автомагистрали «Кавказ»)
об обжаловании действий,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО2 – представителя по доверенности от 31.05.2011,
от Минераловодской таможни: ФИО3 – представителя по доверенности от 14.01.2011 № 07-28/276, ФИО4 – представителя по доверенности от 17.01.2011 № 07-28/370,
У С Т А Н О В И Л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее –предприниматель, ФИО1, декларант) обратился Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконными действий Минераловодской таможни (далее - таможня, таможенный орган) по корректировке таможенной стоимости, ввезённых предпринимателем товаров по таможенным декларациям №10316090/020910/0001862, №10316090/070910/0001910, №10316090/251010/0002729, №10316090/081110/0002935 и об обязании таможни возвратить денежные средства в сумме 1 588 079 рублей 35 копеек, внесённые в качестве денежного залога по декларациям №10316090/020910/0001862,№10316090/070910/0001910, №10316090/251010/0002729, №10316090/081110/0002935 (требования изложены с учетом изменений, заявленных предпринимателем, и принятых судом).
Решением суда от 23.09.2011 заявление предпринимателя удовлетворено.
Судебный акт мотивирован тем, что резервный метод определения таможенной стоимости применен таможней неправомерно с нарушением законодательства.
Не согласившись с указанным решением, таможня обжаловала его в апелляционном порядке, указав на то, что в ходе таможенного управления и таможенного контроля выявлено, что представленные декларантом внешнеторговый контракт, спецификация, инвойс не соответствуют предъявляемым требованиям для установления таможенной стоимости по цене сделки.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просил оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные правовые позиции.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2011 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, предприниматель как участник внешнеэкономической деятельности ввёз на территорию России товары на условиях поставки СРТ - Новороссийск (исходя из международного толкования торговых терминов Инкотермс означает «Перевозка оплачена до .. наименование места назначения»):
По ДТ № 10316090/081110/0002935: шланги из вулканизированной резины, диаметром 12,5 мм, армированные с металлической нитью, с фитингами с внутренним диаметром V2, санитарно-технические изделия из пластмасс для стока воды. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай;
санитарно- технические изделия из пластмасс для стока воды. Изготовитель: НинбоЛонгрунИнтэл Трейд Ко, Китай.
По ДТ 10316090/251010/0002729: фитинги из полимеров пропилена, предназначенные для соединения пропиленовых труб. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай;
трубы жесткие из полимеров пропилена бесшовные и нарезанные на отрезки длиной 4 м, с обработанной поверхностью без фитингов. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай;
шланги из вулканизированной резины, диаметром 12,5 мм, армированные с металлической нитью, с фитингами с внутренним диаметром V2. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай;
аппарат для сварки фитингов и труб из пропилена. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай.
По ДТ №10316090/070910/0001910: фитинги из полимеров пропилена, предназначенные для соединения пропиленовых труб. Изготовитель: НинбоЛонгрунИнтэл Трейд Ко, Китай;
трубы жесткие из полимеров пропилена бесшовные и нарезанные на отрезки длиной 4 м, с обработанной поверхностью без фитингов. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай;
шланги из вулканизированной резины, диаметром 12,5 мм, армированные с металлической нитью, с фитингами с внутренним диаметром V2. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай;
смесительные краны с двумя входными отверстиями и смесительной камерой размером 40 мм и изливом для воды 25 см. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай.
По ДТ №10316090/020910/001862: смесительные краны с двумя входными отверстиями и смесительной камерой размером 40 мм и изливом для воды 25 см; Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай;
аппарат для сварки фитингов и труб из пропилена напряжением 220 В, мощность 1000 ВТ. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай;
ленточные нити из синтетических текстильных материалов, сантехническая. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай;
шланги из вулканизированной резины, диаметром 12,5 мм, армированные с металлической нитью, с фитингами с внутренним диаметром V2. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай;
трубы жесткие из полимеров пропилена бесшовные и нарезанные на отрезки длиной 4 м, с обработанной поверхностью без фитингов. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай.
Поставка осуществлялась в рамках внешнеторгового контракта от 05.11.2007 №001/07, заключенного между предпринимателем (покупатель) и фирмой «ISRACOTRADING. CO» (L.L.C.) Объединенные Арабские Эмираты в лице АсифаМаклая (продавец).
Производителем товара, а также грузоотправителем согласно контракту является фирма NINGBO LONGRUN INTERNATIONAL TRADE CO. LTD (Китай).
При декларировании товара по ДТ №10316090/020910/0001862, №10316090/070910/0001910, №10316090/251010/0002729, №10316090/081110/0002935 декларантом был избран метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (1 метод). В подтверждение заявленной таможенной стоимости товара в соответствии с Приложением к Приказу Федеральной таможенной службы России от 25.04.2007 № 536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом», были представлены следующие документы: учредительные документы, контракт от 05.11.2007 № 001/07, спецификации к контракту № 001/07, паспорт сделки, транспортные инвойсы, коносаменты.
В ходе проведения таможенного контроля должностными лицами Минераловодского таможенного поста Минераловодской таможни были установлены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном оформлении товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, было принято решение о проведении дополнительной проверки.
При проведении проверки по ДТ №10316090/020910/0001862, №10316090/070910/0001910 Минераловодской таможней было установлено следующее.
Внешнеторговый контракт от 05.11.2007 № 001/07 не содержит перечень товаров с указанием по каждому из них полного наименования, сведений о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристиках, названия производителя, цены за единицу, количества и общей стоимости по каждому наименованию, требования к качеству товара. Согласно пункту 1.1 контракта количество, цена товара устанавливаются в спецификациях, согласованных между сторонами в течение срока действия контракта и составляющих его неотъемлемую часть. Вместе с тем, в спецификациях к контракту от 26.08.2010№№ UESU4787762, от 26.08.2010 UESU4787762 также не содержатся сведения по каждому из них о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристиках, названиях производителя, цены за единицу, количества и общей стоимости по каждому наименованию, а так же сведений об условиях поставки.
Инвойсы от 01.08.2010 №№ 10003, 10004, предоставленные к таможенному оформлению, не содержат информации о номере контракта, в рамках которого осуществлена поставка, не содержат сведений о полном наименовании поставляемого товара, об условиях поставки товаров. Инвойсы составлены раньше (01.08.2010) даты составления спецификаций (26.08.2010).
В спецификациях, инвойсах и упаковочных листах, представленных притаможенном оформлении, подпись лица, подписавшего их от имени поставщика, нерасшифрована (отсутствует должность, фамилия, имя). Упаковочные листы составлены фирмой - продавцом (Объединенные Арабские Эмираты), в то время как поставка осуществлялась китайскойфирмой-грузоотправителем.
Пояснительные письма поставщика товара от 30.08.2010 о наименовании и производителе ввозимого товара представлены без печати и подписи уполномоченного лица поставщика.
Товары того же класса или вида оформляются с более высокой таможенной стоимостью.
Прайс-лист продавца от 01.06.2010 не содержит наименований граф, валюты, в которой измеряется стоимость товара, условий поставки следующих товаров: смесительные краны артикул F1062 (товар № 1 ДТ № 10316090/020910/0001862), трубы жесткие их полимеров пропилена артикул P500N63 (товар № 2 ДТ № 10316090/070910/0001910), ленточные нити из синтетических материалов длиной 80 м, шириной 3 мм (товар № 3 ДТ № 10316090/020910/0001862), шланги из вулканизированной резины моделей длиной 30-150 см модели М10х1/2'Т (ДТ № 10316090/070910/0001910). Также, неверно указаны артикулы товара № 1 ДТ № 10316090/020910/0001862 (в инвойсе указано 2162 и 5962, а в прайс-листе - F2162 и F5962), товара № 5 ДТ № 10316090/020910/0001862 и товара № 2 ДТ № 10316090/070910/0001910 (в инвойсе указано P500N20, P500N25, P500N32, а в прайс-листе - P400N20, P400N25, P400N32). Цена за единицу товара, указанная в инвойсах, не совпадает с ценой, указанной в прайс-листе, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. На официальном сайте производителя NINGBO LONGRUN INTERNATIONALTRADE CO., LTD (www.faucet.cn) отсутствует информация о производстве и предложении к продаже им следующих товаров: смесительные краны артикулов P112N3232, P115N2032, P115N2532, 7000, 5305, F2162, F5962, F1062, трубы жесткие из полимеров пропилена артикулов P500N20, P500N25, P500N32, P500N63, шлангов из вулканизированной резины всех моделей и артикулов, аппарат для сварки фитингов и труб из полипропилена.
Представленные экспортные таможенные декларации страны отправления (Китай) не соответствуют форме бланка китайской таможенной декларации. В экспортных таможенных декларациях не заполнены графы о наименовании декларанта, его контактной информации, а также об отметках таможенного органа о дате таможенного оформления, проверке и утверждении таможенной декларации, о производителе товара; неверно указаны сведения о порте экспорта, об экспортере и грузоотправителе, не указаны сведения о цене за единицу товара. Так, в экспортных таможенных декларациях, представленных к ДТ №10316090/020910/0001862, в качестве экспортера и грузоотправителя товара, перемещаемого в одном и том же контейнере, указаны различные фирмы: общество с ограниченной ответственностью «НинбоЧжунМаои» и общество с ограниченной ответственностью «ГуандунШэнвай Кай Фа», что противоречит также и коносаменту № М232094875 (указана фирма NINGBO LONGRUN INTERNATIONAL TRADE CO., LTD).
Так, в экспортной таможенной декларации, представленной к ДТ №10316090/070910/0001910, в качестве экспортера и грузоотправителя товара указана фирма: общество с ограниченной ответственностью «НинбоЧжунМаои», что противоречит коносаменту № М232094874 (указана фирма NINGBOLONGRUNINTERNATIONALTRADECO, LTD). Также в графе «Условия поставки» указаны условия поставки FOB, в то время как в ДТ декларантом заявлены условия поставки СРТ - Новороссийск, при этом, стоимость товара идентична стоимости товара, указанной в экспортной таможенной декларации страны вывоза. Несоответствие заявленных сведений об условиях поставки в экспортных декларациях и контракте, ДТ влияет на сведения о расходах по перевозке товаров, расходов по страхованию товара, которые в силу подпункта 4, 6 пункта 1 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее - Соглашение) подлежат включению в таможенную стоимость товара.
При проведении проверки по ДТ №10316090/020910/0001862, №10316090/070910/0001910 Минераловодской таможней было установлено следующее.
Содержание внешнеторговых контрактов не соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению внешнеторговых операций Китайской Народной Республики с Российской Федерацией.
Так, в соответствии с письмом Посольства России в Китайскую Народную Республику от 09.04.2010 № 1142 «О некоторых особенностях таможенного администрирования в Китайской Народной Республике внешнеторговых операций с Россией» внешнеторговый контракт, заключенный предпринимателем, имеет следующие пороки в оформлении. Внешнеторговый контракт от 05.11.2007 № 001/07 не содержит перечень товаров с указанием по каждому из них полного наименования, сведений о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристиках, названия производителя, цены за единицу, количества и общей стоимости по каждому наименованию, требования к качеству товара. Согласно пункту 1.1 контракта количество, цена товара устанавливаются в спецификациях, согласованных между сторонами в течение срока действия контракта и составляющих его неотъемлемую часть. Вместе с тем, в спецификациях к контракту от 07.10.2010 № YMLU8138962, от 28.10.2010 № YMLU4938714 также не содержатся сведения по каждому из них о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристиках, названиях производителя, цены за единицу, количества и общей стоимости по каждому наименованию, а также сведений об условиях поставки. Спецификации к контракту не согласованы с продавцом товара, что говорит о несогласованности существенных условий поставки.
Инвойсы от 29.09.2010 № 10005, от 16.09.2010 № 10006, представленные к таможенному оформлению, не содержат информации о номере контракта, в рамках которого осуществлена поставка, не содержат сведений о полном наименовании поставляемого товара, об условиях поставки товаров. Инвойсы составлены раньше (16.09.2010, 29.09.2010) даты составления спецификаций (07.10.2010, 28.10.2010 соответственно).
В спецификациях, инвойсах и упаковочных листах, представленных при таможенном оформлении, подпись лица, подписавшего их от имени поставщика, нерасшифрована (отсутствует должность, фамилия, имя). Упаковочные листы составлены фирмой - продавцом (Объединенные Арабские Эмираты), в то время как поставка осуществлялась китайскойфирмой-грузоотправителем.
Пояснительные письма поставщика товара от 30.09.2010 о наименовании и производителе ввозимого товара представлены без печати и подписи уполномоченного лица поставщика.
Товары того же класса или вида оформляются с более высокой таможенной стоимостью.
Прайс-лист продавца от 01.06.2010 не содержит наименований граф, валюты, в которой измеряется стоимость товара, условий поставки.
Также неверно указаны артикулы товара № 2 ДТ № 10316090/251010/0002729 (в инвойсе указано P500N20, P500N25, а в прайс-листе - P400N20, P400N25). Цена за единицу товара, указанная в инвойсах, не совпадает с ценой, указанной в прайс-листе, за исключением шлангов из вулканизированной резины длиной 60 см (указана стоимость 1,60 долл. США за шт. как в инвойсе, так и в прайс-листе), оформленной по ДТ № 10316090/251010/0002729. Стоимость фитингов из полимеров пропилена (товар № 1) артикула P115N4050 согласно прайс-листу составляет 0,140 долл. США за штуку, в то время как в инвойсе цена указана в размере 0,130 долл. США за штуку; стоимость шлангов из вулканизированной резины длиной 20 см согласно прайс-листу составляет 0,12 долл. США за штуку, в то время как в инвойсе цена указана в размере 0,11 долл. США за штуку. Цена за единицу остального товара, оформленного по ДТ № 10316090/251010/0002729, указанная в инвойсе, выше цены, указанной в прайс-листе от 01.06.2010.
По ДТ № 10316090/081110/0002935 цена за единицу товара №1 (шланги из вулканизированной резины длиной 30-200см модели 1/2'F XF), указанная в инвойсе, ниже, чем в прайс-листе. Также, цена за единицу товара №1 (шланги из вулканизированной резины длиной 30-150см модели M10xl\2"F), оформленного по ДТ № 10316090/081110/0002935, указанная в инвойсе, выше цены, указанной в прайс-листе от 01.06.2010. Стоимость 1 штуки товара № 2 по данной ДТ, а именно, гофра трубы модели WW2350WC, вообще в прайс-листе не указана. Таким образом, данный прайс-лист не подтверждает таможенную стоимость товаров, оформленных по вышеуказанным ДТ.
На официальном сайте производителя NINGBO LONGRUN INTERNATIONALTRADE CO., LTD (www.faucet.cn) отсутствует информация о производстве и предложении к продаже им следующих товаров: трубы жесткие из полимеров пропилена артикулов P500N20, P500N25, P500N32, P500N63, шлангов из вулканизированной резины всех моделей и артикулов.
Представленные экспортные таможенные декларации страны отправления (Китай) не соответствуют форме бланка китайской таможенной декларации. В экспортных таможенных декларациях не заполнены графы о наименовании декларанта, его контактной информации, а также об отметках таможенного органа с даты таможенного оформления, проверке и утверждении таможенной декларации, с производителем товара; неверно указаны сведения о порте экспорта, о номере внешнеторгового контракта, о грузоотправителе. Так, в экспортных таможенных декларациях, представленных квышеуказанные ДТ, в качестве экспортера и грузоотправителя товара, перемещаемого в одном и том же контейнере, указана фирма: общество с ограниченной ответственностью «ЧжунБанГуоцзи», что противоречил коносаментам №№ YMLUM232100093, YMLUM232101369 (указана фирма NINGBC LONGRUN INTERNATIONAL TRADE CO., ЦГО). Также в графе «Условия поставки» указаны условия поставки FOB (при этом не указано место отгрузки), в то время как в ДТ декларантом заявлены условия поставка СРТ - Новороссийск.
В целях выпуска товаров, для предотвращения дополнительных затрат, заявитель был вынужден внести обеспечение уплаты таможенных платежей на счет таможенного органа из расчета определения таможенной стоимости по резервному методу (статья 10 Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза») размер обеспечения составил по ДТ №10316090/020910/0001862 – 394 440 рублей 84 копейки; по ДТ №10316090/070910/0001910 – 468 616 рублей 79 копеек; по ДТ № 10316090/251010/0002729 – 151 329 рублей 19 копеек; по ДТ № 10316090/081110/0002935 – 573 692 рубля 59 копеек. Общая сумма внесенных предпринимателем денежных средств в счет обеспечения уплаты таможенных платежей составляет 1 588 079 рублей 35 копеек, указанный размер обеспечения, а также что данная сумма внесена предпринимателем таможенным органом не оспаривается.
Для определения таможенной стоимости таможенным органом при проведении дополнительной проверки у предпринимателя истребованы дополнительные документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости: пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки, пояснения о влияющих на цену физических характеристиках качестве и репутации на рынке ввозимых товаров, экспортную таможенную декларацию страны отправления и ее заверенный перевод, прайс-лист продавца или производителя товара и его перевод на русский язык, заверенный надлежащим образом, страховой полис, подтверждающий страховку товара при перевозке, письменный перевод инвойсов, платежные документы по оплате предыдущих партий товара в рамках контракта от 05.11.2007 № 001/07, документ, подтверждающий согласование с поставщиком в рамках контракта от 05.11.2007 № 001/07 ассортимента, количества, цены за единицу, поставляемого товара, название производителя товара. Дополнительные документы предпринимателем были предоставлены Минераловодской таможне.
В связи с тем, что дополнительные документы и сведения не устранили оснований для проведения дополнительной проверки, таможенный орган принял решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров по ДТ №10316090/020910/0001862,№10316090/070910/0001910, 10316090/251010/0002729, №10316090/081110/0002935, взяв за основу определения таможенной стоимости товаров ценовую информацию других участников внешнеэкономической деятельности, задекларированные по декларациям №10216100/130710/0076303; №10714040/130410/0005862; №10210180/101109/0039003; №10210100/260810/0044588; №10106010/020810/0003510; №10216100/230210/0015957; №10216110/250510/0017089.
Предприниматель, полагая, что действия таможни по корректировке таможенной стоимости являются незаконными, обратился в суд с требованиями в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указав на то, что представленных документов было достаточно для принятия заявленной декларантом таможенной стоимости по первому методу. Предоставлены все необходимые согласно перечню, указанному в Приложении к Приказу Федеральной таможенной службы России от 25.04.2007 № 536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».
Суд первой инстанции удовлетворил требования предпринимателя по следующим основаниям.
С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17), участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан. В силу пункта 1 статьи 366 Таможенного Кодекса Таможенного союза названный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного Кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных Таможенным Кодексом Таможенного союза, - таможенным органом (пункт 3 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза).
На основании пункта 1 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 Таможенного кодекса Таможенного союза. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путём заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 указанной статьи). Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, определен в статьях 183 - 184 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза», ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 № 258-ФЗ (далее - Соглашение об определении таможенной стоимости товаров), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров. Указанной нормой установлены также ограничения для применения основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров).
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны (пункт 2 статьи 4).
Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров и пункту 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтверждённой информации.
Статьёй 66 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с Таможенным кодексом (пункт 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза). Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, а декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (пункт 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Пунктом 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение должно содержать обоснование и срок его исполнения.
По смыслу статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях.
При этом в силу пункта 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределённости и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Согласно статье 111 Таможенного кодекса Таможенного союза полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путём заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» разъяснено, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определённости и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определённым характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов, представив доказательства объективной невозможности получения или использования ценовой и иной информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом утверждён Приказом Федеральной таможенной службы России от 25.04.2007 № 536 (действовавшем на момент подачи декларации).
В соответствии с приложением № 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утверждённым Приказом от 25.04.2007 № 536, при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами предоставляются: учредительные документы декларанта; внешне торговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счёт-фактура (инвойс); банковские платёжные документы (если счёт-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки;договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, счёт-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, выгрузку или перегрузку товаров или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта); в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар - договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, - договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами Российской Федерации на вывоз товаров (если товары поставлялись из Российской Федерации) и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счёт-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены условиями продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о размере дохода, который прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешне торговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
Из материалов, исследованных в рамках дела, следует, что предпринимателем представлены все документы, подтверждающие таможенную стоимость, заявленную при таможенном оформлении ввозимого по декларациям №10316090/020910/0001862, №10316090/070910/0001910,№10316090/251010/0002726, №10316090/081110/0002935 товара, содержащие сведения о наименовании, количестве, и стоимости товаров (предусмотренные статьями 183 - 184 Таможенного кодекса Таможенного союза, приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 № 536, действовавшим на момент подачи спорной декларации), и документально подтвердил правомерность определения стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами (первый метод), в том числе: внешнеторговый контракт, инвойс, спецификацию к контракту, упаковочный лист, коносамент, экспортную декларацию, прайс-лист, иные документы.
Перечисленные документы не имеют противоречий, определяют количество и цену товара.
Следовательно, в подтверждение права на применение основного метода определения таможенной стоимости товара декларантом соблюдены предусмотренные законодательством требования. Таможней не доказано, что сведения, содержащиеся в названных документах, являются недостоверными и недостаточными для применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» указано, что признаки недостоверности сведений о цене сделки либо о её зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов (пункт 2).
Исходя из положений пункта 1 статьи 176 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении товаров под таможенную процедуру лица, определенные Таможенным кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров. При совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.
Таким образом, при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовым актами Российской Федерации.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2005 № 13643/04 указано на то, что обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
Непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов следует рассматривать в качестве несоблюдения условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.
Вместе с тем, таможней первый метод не был принят, таможенная стоимость товара откорректирована путем применения шестого (резервного) метода.
Изложенные таможней доводы отклонены судом первой инстанции по тем основаниям, что при проведении проверки таможенный орган не учёл следующее.
По декларациям № №10316090/020910/0001862, №10316090/070910/0001910, №10316090/251010/0002726, №10316090/081110/0002935, оформлялся товар, поставляемый в рамках внешнеторгового контрактаот 05.11.2007 № 001/07, заключенного между предпринимателем ФИО1 (покупатель) и фирмой IsracoTradingCo. (L.L.C.) Объединенные Арабские Эмираты в лице Асифа Маклая (продавец).
Согласно пункту 1.1 внешнеторгового контракта продавец обязался продать, поставить и передать в собственность покупателю товар, а покупатель - принять и своевременно осуществить его оплату на условиях контракта. Указанным пунктом предусмотрено, что количество, цена товара будут указаны в спецификациях, согласованных между сторонами и составляющих его неотъемлемую часть.
Анализ указанного контракта показывает, что при заключении сделки стороны согласовали все существенные условия (в том числе её предмет), а также предусмотрели механизм определения ассортимента, цены поставки и её оплаты.
В соответствии с требованиями гражданского законодательства внешнеэкономическая сделка должна заключаться в простой письменной форме, поскольку на основании статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечёт её недействительность. Согласно статье 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор в письменной форме может быть заключён путём составления одного документа, подписанного сторонами. Также допускается обмен документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи.
Представленная спецификация на партию товара составлена по форме, согласованной сторонами сделки с 2007 года. Требованиям Международного и Российского законодательства она не противоречит. Спецификация содержит все необходимые реквизиты: номер, количество, наименование товара, в том числе, дату, на отсутствие которой ссылается таможенный орган, а также, информацию о цене товара, что является главным критерием для подтверждения сведений о заявленной таможенной стоимости.
Тот факт, что спецификация датирована позже, чем инвойс также не противоречит ни требованиям нормативных актов, ни обычаям делового оборота, ни фактическим обстоятельствам дела. Процесс согласования конкретной поставки происходил по образцам продукции и в процессе телефонных переговоров, по результатам которых и выставлялся инвойс для согласования окончательного ассортимента и цены товара. После одобрения полученного инвойса оформлялась спецификация на конкретную партию товара.
Отсутствие в инвойсе сведений о номере и дате контракта, также не могут влиять на размер таможенной стоимости и правильность ее определения. Законодательством Российской Федерации установлены требования только к заполнению счетов-фактур плательщиками налогов, перечисляемых в российский бюджет. Поэтому предъявление каких-либо требований к оформлению счетов-фактур или иных коммерческих счетов, составляемых в ходе исполнения международных торговых сделок, не входит в компетенцию таможенных органов. Что касается Международного права, то Европейской экономической комиссией ООН выработаны Рекомендации № 6, устанавливающие формуляр - образец унифицированного счета для международной торговли, при этом указанный документ имеет рекомендательный характер и не может рассматриваться в качестве обязательного для применения сторонами во внешнеторговой сделке.
Кроме того, ссылка таможенного органа на то обстоятельство, что отсутствие номера и даты контракта не даёт возможности проследить, в рамках какого контракта поставляется данный товар и на каких условиях, также несостоятельна. Как установлено судом и не оспаривается таможенным органом, контракт между предпринимателем ФИО1 и фирмой IsracoTradingCo. (L.L.C.) Объединенные Арабские Эмираты является единственным с 2007 года, что могло быть установлено в рамках дополнительной проверки, в ходе которой и запрашивались данные документы у предпринимателя.
Доводы таможни об отсутствии расшифровки подписи продавца товара в контракте, спецификации и инвойсе, наличия различий в языковом оформлении контракта, упаковочного листа и спецификация, не опровергает возможности применения основного метода определения таможенной стоимости. Таможенным органом не обосновано влияние указанных доводов на цену сделки.
Ссылка на то, что в инвойсе стоимость по некоторым товарным позициям не совпадает со стоимостью в прайс-листе, а по некоторым отсутствует вовсе, также не принята судом первой инстанции ввиду следующего.
Прайс-лист не является офертой и используется в маркетинговых целях для информации об ассортименте и цене, представленный предпринимателем прайс-лист датирован июнем 2010 года, при этом, предпринимателем не указывалось, что товар им приобретался по ценам, в нём указанным. Информация прайс-листа может являться лишь справочной, либо проверочной величиной в совокупности с иными коммерческими документами, но не основным коммерческим документом, свидетельствующем об условиях конкретной сделки, ни тем более основанием для корректировки таможенной стоимости.
Доводы таможенного органа о том, что в экспортной таможенной декларации указаны условия поставки FOB, а контрактом предусмотрено СРТ - Новороссийск, суд посчитал необоснованными.
Суд указал на то, что анализ экспортной декларации в части указания условий поставки FOB и контракта, предусматривающим СРТ - Новороссийск, сам по себе не свидетельствует однозначно о том, что расходы по доставке товара до порта Новороссийск не включены в стоимость товара, без анализа и проверки всей совокупности коммерческой документации, имевшейся в распоряжении таможенного поста на протяжении длительного периода времени, которое заняла дополнительная проверка таможенной стоимости. Совпадение стоимости товара, указанной в инвойсе, со стоимостью в экспортной декларации не может свидетельствовать о невключении в таможенную стоимость затрат по доставке товара из порта Китая до порта Новороссийска, страховой премии, при наличии документального подтверждения, того, что эти затраты понёс продавец, а не российское лицо (резидент). Кроме того, данный вывод следует из пункта 2.1 контракта, которым установлено, что стоимость доставки товара, тары, упаковки и маркировки входит в цену товара.
Ссылка на наличие в данной поставке посредника является необоснованной. Фирма IsracoTradingCo. (L.L.C.) (ОАЭ) является основным поставщиком по данной поставке, и её прибыль заложена в цену контракта.
Не обоснованно должностными лицами Минераловодского таможенного поста и то, каким образом повлияло на определение таможенной стоимости и формирование её структуры то обстоятельство, что упаковочные листы предоставлены от фирмы Israco Trading Co. (L.L.C.) (ОАЭ), хотя товар поставлялся из Китая.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что контракт полностью отражает предмет сделки, позволяет идентифицировать оговоренный ассортимент с фактически ввозимым товаром, стороны исполнили свои обязательства в соответствии с условиями заключённого контракта, содержание сопроводительных документов соответствует данным, заявленным в декларациях, оплата товара подтверждена ведомостью банковского контроля закрытого акционерного общества «Велкомбанк», представленной заявителем в материалы дела, согласно которой произведена оплата по ДТ №10316090/020910/0001862 в размере 41 817 долларов 50 центов США, по ДТ №10316090/070910/0001910 в размере 39 631 доллара 92 центов США, по ДТ №10316090/251010/0002729 в размере 36 444 доллара 90 центов США, по ДТ№10316090/081110/0002935 в размере 31 204 доллара 60 центов США.
Доводы таможенного органа относительно недостаточности информации о товаре, представленной декларантом, не приняты судом. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены (пункт 4 статьи 323 Таможенного кодекса Таможенного Союза).
Факт заключения сделки на определённых условиях предпринимателем документально подтверждён в форме, не противоречащей закону. В документах, представленных декларантом, отражены содержание сделки, ценовая информация, относящаяся к количественно определенным характеристикам товара, информация об условиях его поставки и оплаты. Пояснения и объяснения относительно условий совершения сделки представлены в таможню в полном объёме.
Доказательства недостоверности данных сведений таможней не представлены.
Таким образом, судом первой инстанции не приняты доводы таможни об отсутствии необходимой информации о товаре.
Суд правильно указал на то, что первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 Закона от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон № 5003-1), согласно которой таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьёй 19.1 Закона № 5003-1.
В связи с изложенным суд пришел к правильному выводу о необоснованности доводов таможни о невозможности применения 1 -го метода (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) в рассматриваемом случае.
Основанием для корректировки таможенной стоимости таможней явилась ценовая информация на товары, задекларированными другими участниками внешнеэкономической деятельности, но судом выявлены различия при применении таможенным органом резервного метода.
В отношении определения таможенной стоимости по ДТ № 10316090/020910/001862 использована ценовая информация по товарам, значительно отличающимся от задекларированных предпринимателем.
По первому товару ФИО1 задекларированы смесительные краны с двумя входными отверстиями и смесительной камерой размером 40 мм и изливом для воды 25 см. Изготовитель: НинбоЛонгрунИнтэл Трейд Ко, Китай.Условия поставки - СРТ Новороссийск. Торгующая страна - Объединенные Арабские Эмираты. Вес брутто - 900 кг, вес нетто - 878 кг. Таможней при сравнении использовалась ценовая информация ГТД № 10216100/230210/0015957, по которой ввезён товар - смесительный кран для ванной комнаты (без душевого комплекта). Изготовитель: CIXI NEW JIAYE SANITARY WARE CO LTD, Китай. Условия поставки -CFR Санкт-Петербург. Торгующая страна – Китай. Вес брутто - 4 кг, вес нетто - 3, товар задекларирован Балтийской таможней.
По второму товару предпринимателем задекларирован аппарат для сварки фитингов и труб из пропилена напряжением 220 В, мощность 1000 ВТ. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай. Условия поставки - СРТ Новороссийск. Торгующая страна - Объединенные Арабские Эмираты. Страна отправления – Китай. Таможенным органом при сравнении использовалась ценовая информация ГТД №10106010/020810/0003510, по которой ввезён товар переносной бытовой аппарат для сварки полимерных труб, модель PPW8003, напряжением 220-240 В, мощностью 800 ВТ, температура поверхности сварочной головки 0-300 градусов. Изготовитель: CHANGZHOUWUJIN GREAT WALL TOOLS CO LTD, Китай. Условия поставки - FOB Шанхай. Торгующая страна – Китай. Страна отправления - Эстония; товар задекларирован Калужской таможней.
По третьему товару предпринимателем задекларированы ленточные нити из синтетических текстильных материалов, сантехнические. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай. Условия поставки - СРТ Новороссийск. Торгующая страна -Объединенные Арабские Эмираты. Минераловодской таможней при сравнении использовалась ценовая информация ГТД № 10216110/250510/0017089, по которой ввезён товар - нить полиамидная с силиконовым покрытием, толщиной 0,14 мм шириной 5 мм, на патронах применяется для уплотнения резьбовых соединений в сантехнических трубах, Изготовитель: Я МЕЙ АЙРОНВАРЕ КО ЛТД, Китай. Условия поставки - CFR Санкт-Петербург. Торгующая страна - Китай, товар задекларирован Балтийской таможней.
По четвертому товару предпринимателем задекларированы шланги из вулканизированной резины, диаметром 12,5 мм, армированные с металлической нитью, с фитингами с внутренним диаметром V2.Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай. Условия поставки - СРТ Новороссийск. Торгующая страна - Объединенные Арабские Эмираты. Таможней при сравнении использовалась ценовая информация ГТД № 10216100/130710/0076303, по которой ввезен товар - подводки (шланги) для воды из вулканизированной резины с фитингами армированные: подводки в смеситель, размеры: 30 см, 40 см, 50 см, 60 см, 80 см, 10 см, 120 см, подводки для воды, размеры 20 см, 40 см, 50 см, 60 см, 80 см, 10 см, 120 см, 150 см, 180 см, 200 см. Изготовитель: Юхуан Суерво Плумбинг Ко. Китай Условия поставки - СРТ Москва. Торгующая страна - Британские Виргинские Острова, товар задекларирован Балтийской таможней.
По пятому товару предпринимателем задекларированы трубы жесткие из полимеров пропилена бесшовные и нарезанные на отрезки длиной 4 м, с обработанной поверхностью без фитингов. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай. Условия поставки - СРТ Новороссийск. Торгующая страна - Объединенные Арабские Эмираты. Таможней при сравнении использовалась ценовая информация ГТД 10210100/260810/0044588, по которой ввезен товар - изделия из пластмассы для вентиляционных систем: труба бесшовная из полимеров пропилена прямая. Изготовитель: НАН ТАЙГЕР ХАРДВЕРЕ ЭНД ПЛАСТИК, Китай. Условия поставки - СРТ Санкт-Петербург. Торгующая страна - Британские Виргинские острова. Страна отправления - Германия; товар задекларирован Санкт-Петербургской таможней.
Таким образом, налицо существенные различия по наименованию товара, условиям поставки, стране отправления, торгующей стране, объемам поставок, что в совокупности является нарушением требований статьи 24 Закона № 5003-1-ФЗ «О таможенном тарифе», статьи 10 Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
При декларировании по ДТ № 10316090/081110/0002935 использована ценовая информация по товарам, значительно отличающимся от задекларированных предпринимателем.
По первому товару предпринимателем задекларированы шланги из вулканизированной резины, диаметром 12,5 мм, армированные с металлической нитью, с фитингами с внутренним диаметром V2. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай. Условия поставки - СРТ Новороссийск. Торгующая страна - Объединенные Арабские Эмираты.
При сравнении Минераловодской таможней использовалась ценовая информация ГТД № 10216100/130710/0076303, по которой ввезён товар - подводки (шланги) для воды из вулканизированной резины с фитингами армированные: подводки в смеситель, размеры: 30 см, 40 см, 50 см, 60 см, 80 см, 10 см, 120 см, подводки для воды, размеры 20 см, 40 см, 50 см, 60 см, 80 см, 10 см, 120см, 150 см, 180 см, 200 см. Изготовитель: Юхуан Суерво Плумбинг Ко, Китай. Условия поставки - СРТ Москва. Торгующая страна - Британские Виргинские Острова, товар задекларирован Балтийской таможней.
По второму товару предпринимателем задекларированы санитарно-технические изделия из пластмасс для стока воды. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай. Условия поставки - СРТ Новороссийск. Таможней при применении резервного метода использовалась ценовая информация ГТД №10714040/130410/0005862, по которой ввезён товар - запасные части для санитарно-технических изделий. Лейка для душа, пластиковая. Изготовитель: Юхуан Суерво Плумбинг Ко, Китай. Условия поставки - CFR Восточный, товар задекларирован Находкинской таможней.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что при применении резервного метода по ДТ №№ 10316090/081110/0002935 выявлены существенные различия по условиям поставки, стране отправления, торгующей стране, объемам поставок, что в совокупности является нарушением требований статьи 24 Закона № 5003-1-ФЗ «О таможенном тарифе», статьи 10 Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
В отношении определения таможенной стоимости по ДТ №10316090/251010/0002729 использована ценовая информация по товарам, значительно отличающимся от задекларированных предпринимателем.
По первому товару предпринимателем задекларированы фитинги из полимеров пропилена, предназначенные для соединения пропиленовых труб. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай. Условия поставки - СРТ Новороссийск. Торгующая страна - Объединенные Арабские Эмираты. Страна отправления - Китай. Таможней при сравнении использовалась ценовая информация ГТД №10210180/101109/0039003, по которой ввезён товар «фитинги пропиленовые, канализационные, для отвода сточных вод, муфты». Изготовитель: NINGBO WANJI PLASTIC INDUSTRY CO LTD, Китай. Условия поставки - CFR Санкт-Петербург. Торгующая страна - Соединенное королевство. Страна отправления - Германия, товар задекларирован Санкт-Петербургской таможней.
По второму товару предпринимателем задекларированы трубы жесткие из полимеров пропилена бесшовные и нарезанные на отрезки длиной 4 м, с обработанной поверхностью без фитингов. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай. Условия поставки - СРТ Новороссийск. Торгующая страна - Объединенные Арабские Эмираты. Страна отправления - Китай; вес брутто - 16145 кг, вес нетто - 15215 кг. Таможенным органом при применении резервного метода использовалась ценовая информация ГТД №10210100/260810/0044588, по которой ввезён товар - изделия из пластмассы для вентиляционных систем: труба бесшовная из полимеров пропилена прямая. Изготовитель: НАН ТАЙГЕР ХАРДВЕРЕ ЭНД ПЛАСТИК, Китай. Условия поставки - СРТ Санкт-Петербург; Торгующая страна - Британские Виргинские Острова; Страна отправления - Германия; вес брутто - 183 кг, вес нетто - 160 кг товар задекларирован Санкт-Петербургской таможней.
По третьему товару предпринимателем задекларированы шланги из вулканизированной резины, диаметром 12,5 мм, армированные с металлической нитью, с фитингами с внутренним диаметром У. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай. Условия поставки - СРТ Новороссийск. Торгующая страна - Объединенные Арабские Эмираты. Таможенным органом при сравнении использовалась ценовая информация ГТД №10216100/130710/0076303 по которой ввезён товар «подводки (шланги) для воды из вулканизированной резины с фитингами, армированные: подводки в смеситель, размеры: 30 см, 40 см, 50 см, 60 см, 80 см, 10 см, 120 см, подводки для воды, размеры 20 см, 40 см, 50 см, 60 см, 80 см, 10 см, 120см, 150 см, 180 см, 200 см». Изготовитель: Юхуан Суерво Плумбинг Ко, Китай. Условия поставки - СРТ Москва. Торгующая страна - Британские Виргинские Острова, товар задекларирован Балтийской таможней.
По четвертому товару предпринимателем задекларирован аппарат для сварки фитингов и труб из пропилена. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай. Условия поставки - СРТ Новороссийск. Торгующая страна - Объединенные Арабские Эмираты. Страна отправления - Китай. Минераловодской таможней использовалась ценовая информация ГТД №10106010/020810/0003510, по которой ввезён товар «переносной бытовой аппарат для сварки полимерных труб, модель PPW8003, напряжением 220-240 В, мощностью 800 ВТ, температура поверхности сварочной головки 0-300 градусов». Изготовитель: CHANGZHOU WUJIN GREAT WALL TOOLS CO LTD, Китай. Условия поставки - FOB Шанхай. Торгующая страна – Китай. Страна отправления -Эстония; товар задекларирован Калужской таможней.
Таким образом, судом выявлены существенные различия по наименованию товара, условиям поставки, стране отправления, торгующей стране, объемам поставок, что в совокупности является нарушением требований статьи 24 Закона № 5003-1-ФЗ «О таможенном тарифе», статьи 10 Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
По ДТ №10316090/070910/0001910 использована ценовая информация по товарам, значительно отличающимся от задекларированных предпринимателем: по первому товару предпринимателем задекларированы - фитинги из полимеров пропилена, предназначенные для соединения пропиленовых труб. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай. Условия поставки - СРТ Новороссийск. Торгующая страна - Объединенные Арабские Эмираты. Страна отправления - Китай. Таможенным органом при применении резервного метода использовалась ценовая информация ГТД №10210180/101109/0039003, по которой ввезён товар - фитинги пропиленовые, канализационные, для отвода сточных вод, муфты. Изготовитель: NINGBO WANJI PLASTIC INDUSTRY CO LTD, Китай. Условия поставки -CFR Санкт-Петербург. Торгующая страна - Соединенное королевство. Страна отправления - Германия, товар задекларирован Санкт-Петербургской таможней.
По второму товару предпринимателем задекларированы - трубы жесткие из полимеров пропилена бесшовные и нарезанные на отрезки длиной 4 м, с обработанной поверхностью без фитингов. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай. Условия поставки - СРТ Новороссийск. Торгующая страна - Объединенные Арабские Эмираты. Страна отправления - Китай, вес брутто - 4248 кг, вес нетто - 4075 кг. При сравнении таможней использовалась ценовая информация ГТД №10210100/260810/0044588, по которой ввезён товар «изделия из пластмассы для вентиляционных систем: труба бесшовная из полимеров пропилена прямая». Изготовитель: НАН ТАЙГЕР ХАРДВЕРЕ ЭНД ПЛАСТИК, Китай. Условия поставки - СРТ Санкт-Петербург. Торгующая страна - Британские Виргинские Острова. Страна отправления - Германия; вес брутто - 183 кг, вес нетто - 160 кг товар задекларирован Санкт-Петербургской таможней.
По третьему товару предпринимателем задекларированы шланги из вулканизированной резины, диаметром 12,5 мм, армированные с металлической нитью, с фитингами с внутренним диаметром У. Изготовитель: НинбоЛонгрунИнтэл Трейд Ко, Китай. Условия поставки - СРТ Новороссийск. Торгующая страна - Объединенные Арабские Эмираты. Таможенным органом при сравнении использовалась ценовая информация ГТД №10216100/130710/0076303 по которой ввезён товар «подводки (шланги) для воды из вулканизированной резины с фитингами армированные: подводки в смеситель, размеры: 30 см, 40 см, 50 см, 60 см, 80 см, 10 см, 120 см, подводки для воды, размеры 20 см, 40 см, 50 см, 60 см, 80 см, 10 см, 120см, 150 см, 180 см, 200 см». Изготовитель: Юхуан Суерво Плумбинг Ко, Китай. Условия поставки - СРТ Москва. Торгующая страна - Британские Виргинские Острова, товар задекларирован Балтийской таможней.
По четвертому товару предпринимателем задекларированы смесительные краны с двумя входными отверстиями и смесительной камерой размером 40 мм и изливом для воды 25 см. Изготовитель: Нинбо Лонгрун Интэл Трейд Ко, Китай, Условия поставки - СРТ Новороссийск. Торгующая страна - Объединенные Арабские Эмираты. Вес брутто - 848 кг, вес нетто - 756 кг. Таможней использовалась ценовая информация ГТД№10216100/230210/0015957, по которой ввезён товар - смесительный кран для ванной комнаты (без душевого комплекта). Изготовитель: CIXI NEW JIAYE SANITARY WARE CO LTD, Китай. Условия поставки - CFR Санкт-Петербург. Торгующая страна - Китай; вес брутто - 4 кг, вес нетто - 3 кг товар задекларирован Балтийской таможней.
Суд пришел к выводу о том, что по ДТ №10316090/070910/0001910 имеют место также существенные различия по условиям поставки, стране отправления, торгующей стране, объемам поставок, что в совокупности является нарушением требований статьи 24 Закона №5003-1-ФЗ «О таможенном тарифе», статьи 10 Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» действующего до 04.07.2011, то есть до вступления в законную силу Приказа Федеральной таможенной службы от 30.03.2011 № 680, следует, что признаки недостоверности сведений о цене сделки при определении таможенной стоимости могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации.
Под сопоставимыми условиями ввоза понимаются равноценные показатели условий контракта: по качеству, количеству, условиям поставки и технической характеристики товаров, по долгосрочности контракта, по стране отправления, торговой марке, производителю товара, его репутации на рынке сбыта продукта и другие критерии, позволяющие сравнивать условия и характер ввоза, поскольку они существенно влияют на таможенную стоимость ввозимого товара.
Ценовая информация, используемая в качестве основы для определения таможенной стоимости по резервному методу, должна удовлетворять критериям, приведенным в подпункте «д» пункта 1 приложения № 1 к Перечню: источник информации должен быть публичным и независимым; в нем должны содержаться сведения о ценах, по которым идентичные, однородные или товары того же класса или вида, что и оцениваемые, продаются или предлагаются к продаже на мировом рынке в тот же или соответствующий ему период времени, когда осуществляется ввоз в Российскую Федерацию оцениваемых товаров; подробное описание товара и четкое определение структуры цены, публикуемые или рассылаемые официальные прейскуранты на товары либо торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам, а также котировки цен мировых бирж.
Из положений статьи 24 Закона № 5003-1 ФЗ «О таможенном тарифе» следует, что необходима строгая адресность данных и четкая идентификация соответствующих товаров при использовании таможней резервного метода.
Применяя ценовую информацию, содержащуюся в ГТД №10216100/130710/0076303; №10714040/130410/0005862; №10210180/101109/0039003; №10210100/260810/0044588; №10106010/020810/0003510; №10216100/230210/0015957; №10216110/250510/0017089 (взятых за основу) и по иным поставкам, таможня не учла различия в наименовании товара, условиях поставки, страны отправления, торгующей страны, долгосрочности контракта, объёма поставок.
То есть, применение резервного метода в данном случае произведено с нарушением статьи 24 Закона № 5003-1-ФЗ «О таможенном тарифе», статьи 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
Из изложенного следует, что таможенным органом, во-первых, необоснованно принят резервный метод с применением информации, содержащейся в ГТД №10216100/130710/0076303; №10714040/130410/0005862; №10210180/101109/0039003; №10210100/260810/0044588; №10106010/020810/0003510; №10216100/230210/0015957; №10216110/250510/0017089, поскольку, как указано выше, недоказана незаконность применения первого метода определения таможенной стоимости товара заявителем, во-вторых, резервный метод применен с многочисленными нарушениями закона.
Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий этой сделки и служить основанием для корректировки таможенной стоимости, а является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснить эти обстоятельства, в том числе истребовать у декларанта соответствующие документы и объяснения.
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что таможней не доказана недостоверность сведений, указанных в данных документах, и необходимость в дополнительных документах для определения таможенной стоимости иными методами и ненадлежащим образом произведена корректировка по резервному методу.
Поскольку таможенный орган не доказал необходимость применения резервного метода и осуществил применение резервного метода с нарушением закона, указанные действия противоречат статьям 65, 68 Таможенного кодекса Таможенного союза, статье 19, 24 Закона № 5003-1-ФЗ «О таможенном тарифе», статье 4.10 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и нарушают права заявителя на надлежащее определение таможенной стоимости товаров, поэтому требования заявителя о признании незаконными действий таможни по корректировке таможенной стоимости признаны судом подлежащими удовлетворению.
Суд обязал таможню устранить допущенные нарушения путём возврата денежных средств, уплаченных предпринимателем ФИО1 в сумме 1 588 079 рублей 35 копеек.
Апелляционный суд поддерживает данные выводы суда первой инстанции.
Доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
Податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2011 по делу №А63-5970/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня принятия через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий И.М. Мельников
Судьи: Л.В. Афанасьева
Д.А. Белов