Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
Именем Российской Федерации
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ессентуки Дело № А63-10159/2010
03 февраля 2011 г. Вх. номер 16АП-3435/10 (1)
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белова Д.А.,
судей Марченко О.В., Афанасьевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.12.10 по делу № А63-10159/2010
по заявлению территориального отдела государственного надзора по Ставропольскому краю Южного межрегионального территориального управления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькоммунэлектро», (судья Быкодорова Л.В.),
при участии в судебном заседании представителей
заявителя: ФИО1 доверенность № 32 от 13.09.2010, ФИО2 доверенность № 107 от 13.09.2010,
ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро»: ФИО3 доверенность № 28/11 от 25.01.2011, ФИО4 доверенность № 05/11 от 27.12.2010,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел государственного надзора по Ставропольскому краю
Южного межрегионального территориального управления (далее - заявитель, отдел) обратился в арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении к административной ответственности государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькоммунэлектро» (далее - предприятие, лицо, привлекаемое к административной ответственности) по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы наличием в действиях предприятия вины и состава вменяемого административного правонарушения.
Решением суда от 06.12.2010 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции привлек ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования законны и обоснованны, подтверждены представленными в дело доказательствами.
Не согласившись с таким решением суда, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять новый судебный акт, которым прекратить производство по делу об административном правонарушении.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка доводам предприятия, представленным по существу спора. Предприятие указывает, что в материалах дела имеются доказательства того, что ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» приняло все возможные меры по контролю качества электроэнергии согласно требований ГОСТ 13109-97 и ГОСТР53333-2008.
Предприятие указывает, что при принятии обжалуемого решения, суд первой инстанции сослался на утратившее законную силу постановление Госстандарта России от 30.07.2002г. №64. Кроме того, отделом в протоколе об административном правонарушении от 20.10.2010г. №08-39/437/39 не отражено, какие конкретно действия (бездействие) предприятия повлекли нарушение обязательных требований государственного стандарта ГОСТ 13109-97.
Территориальный отдел государственного надзора по Ставропольскому краю
Южного межрегионального территориального управления представило отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
В судебном заседании 31.01.11 представители предприятия поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить по основаниям, изложенным в ней, производство по делу прекратить.
Представители заявителя против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, установил следующее.
На основании распоряжения №01-32/2210 от 23.09.2010 г. 18.10.2010г в 11 часов 00 минут сотрудниками отдела проведена проверка предприятия.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с экспертным заключением от 18.10.2010 г. № 02 и протоколами испытаний от 15.10.2010 г. № 37, 38, 39 электрической энергии (за период с 05.10.2010г по 11.10.2010 г.), полученными отделом 18.10.2010 г. в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, принадлежащих предприятию реализуемая (поставляемая) потребителям по договорам энергоснабжения: 1) электрическая энергия в точке поставки электрической энергии бытовым потребителям <...> ТП 15 Ф 216. Центр питания ПС «Радиозавод» 35/1 ОкВ ПСШ; 2) Электрическая энергия в точке поставки электрической энергии бытовым потребителям <...> ТП 15 Ф 216. Центр питания ПС «Радиозавод» 35/1 ОкВ ПСШ; 3) Электрическая энергия в точке поставки электрической энергии бытовым потребителям <...> ТП 15 Ф 216. Центр питания ПС «Радиозавод» 35/1 ОкВ ПСШ.
Своими действиями предприятие нарушило обязательные требования стандарта ГОСТа 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», а именно:
п.п. 5.2; 5.4.1, 5.4.2; 5.5.1, 5.5.2, при реализации (поставке) электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, принадлежащих ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» реализуемая (поставляемая) потребителям по договорам энергоснабжения:: 1) Электрическая энергия в точке поставки электрической энергии бытовым потребителям <...> ТП 15 Ф 216. Центр питания ПС «Радиозавод» 35/1 ОкВ ПСШ не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 13109-97:
- по установившемуся отклонению напряжения не соответствует предельно допускаемым значениям (п.5.2 ГОСТ 13109-97). При норме предельно допустимого значения установившегося отклонения напряжения 8Uy =(+-10) % от номинального напряжения (п.5.2 ГОСТ 13109-97) фактическое наибольшее измеренное значение равно -18,1 % (экспертное заключение; протокол измерений № 38, приложение № 2, таблица № 1);
- по коэффициенту n-й гармонической составляющей напряжения не соответствует предельно допускаемым значениям (п.5.4.2 ГОСТ 13109-97). При норме предельно допустимого значения Ки(15)пд = 0,45 (п.5.4.2 ГОСТ 13109-97 таблица 2) фактическое наибольшее измеренное значение равно 0,67 (экспертное заключение, протокол измерений № 38, приложение № 2 таблица 6);
- по коэффициенту несимметрии напряжений по обратной последовательности не соответствует предельно допускаемым значениям (п.5.5.1 ГОСТ 13109-97). При норме предельно допустимого значения К2и НБ =4,00% п. 5.5.1 ГОСТ 13109-97) фактическое наибольшее измеренное значение равно 25,00% (экспертное заключение, протокол измерений № 38, приложение № 2, таблица 4);
- по коэффициенту несимметрии напряжений по нулевой последовательности не соответствует предельно допускаемым значениям (п.5.5.2 ГОСТ 19107-97). При норме предельно допустимого значения K0u НБ = 4,00% (п. 5.5.2 ГОСТ 13109-97) фактическое наибольшее измеренное значение равно 25,00% (экспертное заключение, протокол измерений № 38, приложение № 2, таблица 5). 2) Электрическая энергия в точке поставки электрической энергии бытовым потребителям <...> ТП 15 Ф 216. Центр питания ПС «Радиозавод» 35/1 ОкВ ПСШ не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 13109-97:- по установившемуся отклонению напряжения не соответствует предельно допускаемым значениям (п.5.2 ГОСТ 13109-97). При норме предельно допустимого значения установившегося отклонения напряжения 8Uy =(+-10) % от номинального напряжения (п.5.2 ГОСТ 13109-97) фактическое наибольшее измеренное значение равно -18,9 % (экспертное заключение, протокол измерений № 37, приложение № 2, таблица 1);
- по коэффициенту n-й гармонической составляющей напряжения не соответствует предельно допускаемым значениям (п.5.4.2 ГОСТ 13109-97). При норме предельно допустимого значения Ки(15)пд = 0,45 (п.5.4.2 ГОСТ 13109-97 таблица 2) фактическое наибольшее измеренное значение равно 0,88 (экспертное заключение, протокол измерений № 37, приложение № 2 таблица 6);- по коэффициенту несимметрии напряжений по обратной последовательности не соответствует предельно допускаемым значениям (п.5.5.1 ГОСТ 13109-97). При норме предельно допустимого значения К2и НБ =4,00% п. 5.5.1 ГОСТ 13109-97) фактическое наибольшее измеренное значение равно 25,00% (экспертное заключение, протокол измерений № 37, приложение № 3, таблица 4);
- по коэффициенту несимметрии напряжений по нулевой последовательности не соответствует предельно допускаемым значениям (п.5.5.2 ГОСТ 19107-97). При норме предельно допустимого значения K0u НБ = 4,00% (п. 5.5.2 ГОСТ 13109-97) фактическое наибольшее измеренное значение равно 25,00% (экспертное заключение, протокол измерений № 37, приложение № 3, таблица 5). 3) Электрическая энергия в точке поставки электрической энергии бытовым потребителям <...> ТП 15 Ф;
Центр питания ПС «Радиозавод» 35/10кВ ПСШ. не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 13109-97:
- по установившемуся отклонению напряжения не соответствует предел допускаемым значениям (п.5.2 ГОСТ 13109-97). При норме предельно допустимого значения установившегося отклонения напряжения 5Uy =(+-10) % от номинального напряжения (п.ГОСТ 13109-97) фактическое наибольшее измеренное значение равно -17,5 % (экспертное заключение, протокол измерений № 39, приложение № 3, таблица 1);
- по коэффициенту n-й гармонической составляющей напряжения не соответствует предельно допускаемым значениям (п.5.4.2 ГОСТ 13109-97). При норме предельно допустимого значения Ки(3)пд7,5 (п.5.4.2 ГОСТ 13109-97 таблица 2) фактическое наибольшее измеренное значение равно 18,53 (экспертное заключение, протокол измерений № 39, приложение № 2 таблица 6);
- коэффициенту несимметрии напряжений по обратной последовательности не соответствует предельно допускаемым значениям (п.5.5.1 ГОСТ 13109-97). При норме пределы допустимого значения К2и НБ =4,00% п. 5.5.1 ГОСТ 13109-97) фактическое наибольшее измеренное значение равно 25,00% (экспертное заключение, протокол измерений № 3, приложение № 3, таблица 4);
- по коэффициенту несимметрии напряжений по нулевой последовательности не соответствует предельно допускаемым значениям (п.5.5.2 ГОСТ 13109-97). При норме предельно допустимого значения K0u НБ = 4% (п. 5.5.2 ГОСТ 13109-97) фактическое наибольшее измеренное значение равно 25,00% (экспертное заключение, протокол измерений № 39, приложение № 3, таблица 5);
- по коэффициенту искажения синусоидальности напряжения не соответствует предельно допускаемым значениям (п. 5.4.1 ГОСТ 13109-97). При норме предельно допустимого значения Ки пд=8,00% (п. 5.4.1 ГОСТ 13109-97 таблица 1) фактическое наибольшее измеренное значение равно 25,00% (экспертное заключение, протокол измерений № 39, приложение № 2, таблица 3).
По результатам проверки сотрудниками территориального отдела составлен акт №08-37/437 от 04.10.2010 г., протокол об административном правонарушении №08-39/437/39 от 20.10.2010 г., акт отбора образцов от 04.10.2010 г., протокол технического осмотра от 04.10.2010 г., протоколы №37 испытания электрической энергии при осуществлении государственного надзора, протокол осмотра от 08.09.2010 г.
Составленные в отношении предприятия документы явились основанием для обращения отдела в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1. статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 данного Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукций, "документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) определяет стандарт как документ, в котором, в частности, устанавливаются правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации.
В соответствии со статьями 6 и 7 названного Закона защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
В статье 18 этого же Закона указано, что сертификация осуществляется в целях: удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров; содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг.
Требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пункт 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ).
Таким образом, требования государственных стандартов, касающиеся безопасности продукции, являются обязательными к исполнению.
В соответствии с определением, данным Федеральным законом № 184-ФЗ, стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации ее выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, поскольку согласно Номенклатуре обязательна сертификация ГОСТ является определяющим нормативным документом, устанавливающим обязательные требования, общие принципы, характеристики и правила для этой продукции. Так, продукция и процесс ее реализации должны соответствовать своему назначению.
Следовательно, реализуемая предприятием продукция должна соответствовать ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что предприятие осуществляет деятельность по реализации продукции и допускает нарушение обязательных требований названного ГОСТа.
Обоснованно отклонен судом первой инстанции довод заинтересованного лица о том, что ГОСТ 13109-97 не является обязательным к исполнению полностью, поскольку в ГОСТе 13109-97 указано, что он устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии (КЭ) в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц в точках, которым присоединяются электрические сети, находящиеся в собственности различны потребителей электрической энергии, или приемники электрической энергии (точки общего присоединения). Все нормы установленные данным стандартом, являются обязательными подлежат включению в технические условия на присоединения потребителей электрически энергии и в договоры на пользование электрической энергией между энергоснабжающим организациями и потребителями электрической энергией.
Качество электрической энергии характеризуется совокупностью свойств,
обуславливающих ее пригодность для обеспечения нормального функционирования
технических средств потребителя (электрических, электронных и др.). Каждый из показателей качества электрической энергии характеризует только одно из свойств электрической энергии, следовательно, именно совокупность всех параметров электрической энергии может служит доказательством того, что продукция соответствует обязательным требованиям ГОСТа.
Предприятие транспортирует и поставляет потребителям электрическую энергию в рамках заключенных с потребителями публичных договоров снабжения электрической энергией граждан-потребителей. Пунктом 1.1 договора предусмотрена обязанность гарантирующего поставщика (которым и является предприятие) подавать Потребителю электрическую энергию, качество которой соответствует требованиям технических регламентов, до принятия соответствующих технических регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов (ГОСТ 13109-97).
Пунктом 8.4. договора предусмотрено, что при разрешении спорных вопросов руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.03.2003года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования ГОСТ электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г № 530.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации, отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (требованиями ГОСТ, согласно пункту 7 статьи 46 184-ФЗ).
Пунктом 65 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии предусмотрено, что качество электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения (договору, купли - продажи (поставки) электрической энергии), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям (требованиями ГОСТ, согласно пункту 7 статьи 46 184-ФЗ).
Пунктом 112 Правил определено, что качество электрической энергии обеспечивается субъектами электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями, сетевыми организациями и иными субъектами электроэнергетики. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам поставки электрической энергии потребителям, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
В пункте 114 Правил указано, что в случае если договором энергоснабжения или иным договором предусмотрены обязательства гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) несет ответственность перед потребителем за неисполнение (ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств по договору поставки электрической энергии потребителям, в том числе, за действия (бездействия) третьих лиц, на которых было возложено исполнение.
Из содержания пункта 1 статьи 539 и пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса 1 следует, что по договору энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) продукцию: электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что требования отдела о привлечении предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ являются законными и обоснованными.
При составлении протокола об административном правонарушении нарушений требований статьи 28.2 КоАП РФ не установлено.
Проверив правильность принятого по делу решения суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем, решение суда следует оставить без изменения.
При подаче апелляционной жалобы предприятием уплачена государственная пошлина, которая подлежит возврату, поскольку согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениям Пленума ВАС РФ, изложенным в части 3 пункта 20.1 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
При подаче апелляционной жалобы предприятием уплачена государственная пошлина, которая подлежит возврату, поскольку согласно положениям главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 104, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.12.10 по делу № А63-10159/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить из Федерального бюджета государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Ставрополькоммунэлектро» государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через суд первой инстанции.
Председательствующий Д.А Белов.
Судьи О.В. Марченко
Л.В. Афанасьева