ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-3479/19 от 16.09.2019 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А61-1643/2019  17.09.2019 

Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен 17.09.2019.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Макаровой Н.В., при  ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С.,  при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной  ответственностью «Ардонский щебеночный завод № 1» (ОГРН <***>, 

ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 13.03.2019) и директора ФИО2  (лично), в отсутствие заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и  экологии РСО-Алания (ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенного о времени  и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном  сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства  природных ресурсов и экологии РСО-Алания на решение Арбитражного суда Республики  Северная Осетия - Алания от 15.07.2019 по делу № А61-1643/2019 (судья 

ФИО3),

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 15.07.2019  удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью «Ардонский  щебеночный завод № 1» (далее – общество, заявитель) к Министерству природных  ресурсов и экологии РСО-Алания (далее – министерство, административный орган) об  оспаривании постановления от 20.03.2019 № 027 о привлечении к административной  ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс). Суд сделал вывод о 


том, что административным органом не доказано событие административного  правонарушения. 

В апелляционной жалобе административный орган просит отменить решение суда  и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на неполное исследование судом  обстоятельств дела и неверное применение норм материального права. В частности,  податель жалобы считает, что общество пропустило срок для подачи заявления об  оспаривании постановления административного органа о привлечении к  административной ответственности, поскольку данное постановление получено  обществом 29.03.2019. Также административный орган ссылается на доказанность в  действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить оспариваемое  решение без изменения. 

Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность  применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями  статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная  жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела, обществу предоставлено право пользования  недрами на основании лицензии ВЛК № 80023 ТР с целевым назначением и видом работ -  для геологического изучения с одновременной добычей ПГС (песчанно-гравийной смеси)  на участке «Щебзавод № 1» Алагирского месторождения ПГС, срок действия лицензии до  31.08.2023 (л. д. 19-21). 

Приложением № 1 к лицензии является лицензионное соглашение, пунктом 2 части  6 указанного соглашения установлена обязанность общества соблюдать требования  технических проектов, планов и схем развития работ (л. д. 21-30). 

В соответствии с пунктом 3 части 3.3 технического проекта разработки карьера по  добыче песчано-гравийной смеси на участке «Щебзавод № 1» Алагирского месторождения  ПГС отработка запасов предусмотрена полосами в направлении с запада на восток вдоль  фронта выемки. 

В 2017 году обществом с Кавказским управлением Ростехнадзора согласован план  развития горных работ на участке «Щебзавод № 1» Алагирского месторождения песчано- гравийной смеси на 2018 год. 

В соответствии с частью 2 подпункта 4.1 пункта 4 указанного плана направление  развития горных работ в 2018 году осуществляется с юго-востока на северо-запад. 

Как следует из материалов дела, Министерство направило своего специалиста на 


предприятие заявителя с целью выявления нарушений условий лицензионного  соглашения. Работы по замерам объемов добычи полезного ископаемого были проведены  Министерства без извещения об этом общества и без его представителя. 

По результатам маркшейдерских работ специалистом Министерства был составлен  акт от 26.10.2018 № 150/2018-47, в заключении к которому указано следующее: 

«1. Согласно требованию технического проекта (см.п.3.3 «Вскрытие, система  разработки» Технического проекта), отработка запасов предусмотрена полосами в  направлении с запада на восток вдоль фронта выемки – это означает, что развития горных  работ на карьере должно производиться полосами – заходками, направленными с юга на  север или с севера на юг вдоль фронта выемки. 

Уведомлением № 211 от 20.11.2018 Министерство известило общество о дате  составления протокола об административном правонарушении – 11.12.2018 в  10час.00мин. 

В доказательство направления обществу уведомления административный орган  представил почтовое уведомление о его получении 27.11.2018 (л.д.57). 


300 000руб. (л. д. 12). Постановление получено заявителем 29.03.2019 (л. д. 13). 

Общество, посчитав, что в протоколе об административном правонарушении не  указан участок, на котором совершено правонарушение, а также то, что работы  производятся в соответствии с планом развития горных работ на 2018 год, обратилось с  настоящим заявлением в суд. 

Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за  пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование  недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического  проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от  трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. 

Объективную сторону указанного административного правонарушения образует  пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование  недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического  проекта. 

В соответствии со ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том  числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде  лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом  Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся  неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия  пользования недрами. 

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на  пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней  целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных  условий. 

Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем  недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким  участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. 

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр,  разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов  горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования  недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо  охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и  других геологических коллекционных материалов. 

В силу п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан выполнять 


условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременно  вносить платежи за пользование недрами. 

Из материалов дела следует, что административным органом событие  административного правонарушения доказывается только актом производства  маркшейдерских работ № 150/2018-47 от 25.10.2018, из которого, как полагает суд, не  усматривается, что общество допускает вмененное ему нарушение. 

Так, указанный акт и приложенные к ним схемы составлены единолично  сотрудником Министерства ФИО5 без участия при составлении акта и  производстве замеров представителей общества. 

Далее, пунктом 3.3 Технического проекта предусмотрена отработка запасов  песчано-гравийной смеси (ПГС) полосами в направлении с запада на восток вдоль фронта  выемки. Также указано, что за период действия лицензии предусматривается отработка  северо-западной части участка одним уступом высотой 3,3 метра. Ширина полос  отработки установлена в значении 14,5 метров. 

К Техническому проекту прилагается схема - план горных работ, на котором  схематично нанесены контуры участка недропользования и расположение полос  выработки. Из сопоставления содержаний текста пункта 3.3 Технического проекта и  прилагаемой к нему схемы следует, что расположение полос выемки на схеме  соответствует направлению «юго-запад - северо-восток», а не «запад – восток», как  указано в текстовом описании. Следовательно, направление (протяженность) фронта  выработки карьера определяется по сторонам света «юго-запад - северо-восток», а  продвижение фронта выработки, соответственно, «северо-запад - юго-восток». 

Из составленного Министерством Акта производства маркшейдерских работ   № 150/2018-47 от 26.10.2018, послужившего основанием для составления протокола об  административном правонарушении от 11.12.2018, следует, что предприятием нарушены  как требования «Технического проекта», так и «Плана развития горных работ на 2018  год» (пояснительная записка к Акту). Протокол об административном правонарушении  составлен только в отношении нарушения требований пункта 3.3 Технического проекта -  отклонение от предусмотренного проектом направления отработки участка. К Акту  прилагаются планы и схемы работ. В частности, в приложении «План-схема фактического  положения фронта добычных работ относительно плана горных работ» (лист 5 Акта)  содержится схематичное изображение участка недропользования предприятия с полосами  выработки, соответствующее плану горных работ Технического проекта. На данной схеме  обозначены стрелками также «Фактическое направление забоя» (в направлении «северо- запад - юго-восток»), «Фактическое направление фронта добычных работ» (в направлении 


«юго-запад - северо-восток») и двумя параллельными линиями – «Фронт производства  добычных работ» (в направлении «северо-запад - юго-восток»). На данной схеме  приводится также пояснение о том, что фактически отработка ведется полосами в  направлении с юго-востока на северо-запад вдоль фронта добычных работ, который имеет  направление движения с запада на восток. 

В судебном заседании суда первой инстанции ведущий специалист-эксперт  Министерства ФИО5, составивший Акт, пояснил, что свои выводы о  фактическом направлении забоя, направлении фронта добычных работ и его фактическом  расположении он сделал на основании маркшейдерских замеров и следов работы  карьерного экскаватора, однако фото- и видеосъемка при проверке не проводились. 

Между тем, Техническим проектом предусмотрена отработка участка одним  уступом высотой 3,3 метра. В Акте и прилагаемых к нему схемах не содержится данных о  расположении уступа, который в случае правильной выработки участка должен  образовываться в направлении «юго-запад - северо-восток», т.е. совпадать с фронтом  выработки. Кроме того, не приведены сведения о месторасположении отработанной на  момент проверки части участка и неотработанной его части, которые при их  сопоставлении с Планом развития горных работ позволили бы сделать вывод о  направлении и расположении фронта выработки. 

Согласно ГОСТ 57719-2017 «Горное дело. Выработки горные. Термины и  определения» (пункт 136) «Уступ карьера - часть борта карьера в форме ступени,  разрабатываемая самостоятельными средствами отбойки, погрузки и транспорта»; «Забой  - рабочая поверхность уступа от нижней до верхней площадки, с которой вынимается  горная масса, составляющая тело уступа» (пункт 145). 

Кроме того суд полагает, что в прилагаемых к Акту от 26.10.2018 схемах не учтены  изменения, внесенные в План развития горных работ на 2018 год от 12.09.2018 и  согласованные с Кавказским управлением Ростехнадзора, согласно которым на 3-й и 4-й  кварталы 2018 года предусмотрена разработка северо-западной части участка  недропользования, тогда как ранее принятым Планом предусматривалась разработка  центральной части участка. 

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в  совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него  имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты  все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для 


привлечения к административной ответственности согласно ст. 210 АПК РФ, возлагается  на административный орган, принявший решение. 

Исследовав и оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные заявителем в  материалы дела доказательства, подтверждающие принятие им мер, направленных на  выполнение требований лицензии по утверждению запасов подземных вод, суд пришел к  верному выводу, что в действиях общества отсутствует состав вмененного ему  административного правонарушения, в связи с чем, требования общества подлежат  удовлетворению 

При этом административный орган ошибочно полагает, что заявителем пропущен  срок обжалования постановления. 

Частью 2 статьи 208 АПК РФ установлено, что заявление об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности может  быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии  оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом 

Частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление по делу  об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня  вручения или получения копии постановления. 

При этом в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в  судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"  разъяснено, что при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи  заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к  административной ответственности, необходимо руководствоваться нормой части 3  статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются  нерабочие дни. 

Таким образом, общество, получив 28.03.2019 постановление о привлечении его к  административной ответственности, направив 09.04.2019 в суд заявление об его  оспаривании, не пропустило процессуальный срок на обжалование. 

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы  суд апелляционной инстанции не усматривает. 

В целом, доводы заявителя апелляционной жалобы фактически повторяют доводы  отзыва, изложенные суду первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в  обжалуемом судебном акте. Данные доводы основаны на неверном толковании норм  действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела.  При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом 


первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с  правилами, определенными статьей 71 АПК РФ

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ,  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 15.07.2019 по делу   № А61-1643/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через  арбитражный суд первой инстанции. 

Председательствующий М.У. Семенов  Судьи Л.В. Афанасьева 

 Н.В. Макарова