ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-3854/13 от 14.01.2014 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки

17 января 2014 года Дело № А63-5354/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 января 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Годило Н.Н.,

судей: Баканова А.П., Джамбулатова С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Огай А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Старк-1» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.08.2013 по делу № А63-5354/2013 (судья Орловский Э.И.)

по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (ОГРН <***>, г.Ставрополь)

к обществу с ограниченной ответственностью «СТАРК-1» (ОГРН <***>, г.Ставрополь)

третье лицо: государственное казенное учреждение «Невинномысское лесничество» (ОГРН <***>, г.Невинномысск),

о взыскании 1 001 741,70 руб. арендной платы, расторжении договора аренды лесного участка от 06.04.2009 № 115 и обязании возвратить лесной участок,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ООО «СТАРК-1» (далее – общество) о взыскании 1 001 741,70 руб. задолженности по арендной плате за 2010-2012 гг. за лесной участок и досрочном расторжении договора аренды лесного участка от 06.04.2009 № 115, обязав ответчика вернуть лесной участок в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.

Решением от 23.08.2013 суд в части требования о расторжении договора аренды лесного участка от 06.04.2009 № 115 исковое заявление оставил без рассмотрения, взыскал с общества с ограниченной ответственностью «СТАРК-1» в пользу министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края 1 001 741,70 руб. основного долга. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказал.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания арендной платы.

Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела,   Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

Министерством организован аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, общей площадью 19,9 га с условным номером 26:228:10:0048 в пределах земель лесного фонда в квартале 6 выделах 19,20,22 (Надзорненское) и квартале 7 выделах 24-33 (Надзорненское) Невинномысского участкового лесничества, расположенного в Кочубеевском районе Ставропольского края.

Аукцион признан несостоявшимся по причине участия менее двух участников (протокол № 8 от 01.04.2009). В связи с этим в соответствии с частью 8 статьи 80 Лесного кодекса РФ министерством заключен договор аренды № 115 от 06.04.2009 с ответчиком, являвшимся единственным участником аукциона.

Согласно пункту 1.4 договора лесной участок передан для осуществления рекреационной деятельности. Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях № 1 и № 2 к договору. Срок действия договора установлен на 49 лет по 05.04.2058 (пункт 7.1 договора).

Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.06.2009 за номером 26-26-15/007/2009-363. По акту приема-передачи от 09.06.2009 лесной участок передан арендатору.

Согласно статье 94 Лесного кодекса РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, цена аренды государственной земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.

В силу правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 2 февраля 2010 года N 12404/09 по делу N А58-2302/2008, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.

Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73).

Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310. Согласно приложения № 2 к договору спорный лесной участок относится к защитным лесам.

При осуществлении рекреационной деятельности для лесного участка, находящегося в федеральной собственности, расположенного в Кочубеевском районе Ставропольского края, вышеуказанным постановлением на 2007 год утверждена ставка 4950 руб. за гектар в год (таблица 11).

В примечании к таблице N 11 Постановления N 310 предусмотрено применение дополнительных коэффициентов (коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования).

Судом первой инстанции верно указано, что поскольку аукцион не состоялся, размер арендной платы указан в договоре не по итогам аукциона, а рассчитан на основе ставки платы за единицу площади лесного участка.

В пункте 2.1 договора размер арендной платы указан в сумме 83 482,98 руб. в год.

Согласно пункту 2.2 договора и приложения № 4 к нему стороны предусмотрели ежеквартальное внесение арендной платы: равными частями до 15 марта, до 15 июня, до 15 сентября, до 01 декабря. Расчет арендной платы приведен в приложении № 4 к договору. При этом применены следующие значения ставки и коэффициентов: ставка – 4950 руб./га; коэффициент, учитывающий повышение ставок на 2009 год (федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ) – 1,13; коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов – 1,5; коэффициент, учитывающий площадь лесного участка – 1; коэффициент учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования – 0,5.

Указанный в договоре размер арендной платы рассчитан с применением коэффициента для лесного участка, находящегося от автомобильных дорог общего пользования на расстоянии свыше 3 км, что не соответствует фактическим обстоятельствам.

При рассмотрении дела установлено, что арендуемый земельный участок расположен ближе 3 км от автомобильных дорог общего пользования, в силу чего требования истца о начислении арендной платы с применением иного коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования от 2 до 3 км – 2,5 подлежали удовлетворению. Данные обстоятельства подтверждается  актом натурного технического обследования подъездной дороги к спорному лесному участку от 15.10.2012.

Доказательств изменения характеристик арендуемого земельного участка во времени после заключения спорного договора аренды ответчиком не представлено.

Доводы апеллянта о неверном определении расстояния арендуемого земельного участка относительно автомобильных дорог общего пользования подлежит отклонению по следующим основаниям.

Согласно статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) автомобильные дороги квалифицируются по их значению (федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные автомобильные дороги) и по виду разрешенного использования (автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования).

Из содержания пункта «б» примечания к таблице 11, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310, видно, что приближенность лесного участка оценивается относительно автомобильных дорог общего пользования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Общество полагает, что расстояние должно определяться до автомобильной дороги «Ставрополь-Тоннельный-Барсуковская», входящей в перечень автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 23.12.2009 № 334-п расстояние от спорного лесного участка до указанной автодороги превышает 3 км, что сторонами не оспаривается и подтверждается картографическими материалами.

Данным постановлением утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, тогда как в состав автомобильных дорог общего пользования входят также дороги местного значения.

Согласно пункту 9 статьи 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Сеть автомобильных дорог общего пользования является взаимосвязанной и расстояние должно определяться до ближайшей автомобильной дороги независимо от ее значения. В обоснование применения коэффициента 2,5 истцом представлен акт натурного технического обследования подъездной дороги к спорному лесному участку от 15.10.2012, согласно которому измерено расстояние от участка до объездной дороги по периметру села Надзорного, составившее 2,1 км.

Из акта обследования усматривается, что расстояние измерялось не по прямой, а по пути следования автомобиля по просеке между лесными кварталами. Однако формирование лесного участка не предполагает обязательное наличие подъезда транспортом непосредственно к границе лесного участка. Поэтому коэффициент установлен в зависимости от того, насколько близко к лесному участку можно подъехать по автодорогам общего пользования. Следовательно расстояние должно определяться по пути движения от лесного участка до автодороги пешим путем, то есть по прямой.

Кроме того сопоставление чертежа к акту натурного обследования с планом спорного лесного участка и планшетом № 1 Надзорненского лесничества позволяет сделать вывод, что расстояние определялось от юго-западной границы лесного участка, наиболее удаленной от автомобильной дороги.

Между тем расстояние должно определяться от наиболее близкой границы лесного участка, в данном случае – от юго-восточной границы (между точками 11 и 1). При этом дорогой общего пользования является не только объездная дорога по периметру села, но и улицы села Надзорного.

Согласно акта инвентаризации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов села Надзорного и поселка Тоннельный от 17.02.2009, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования Надзорненского сельсовета от 17.03.2009 № 176, в селе Надзорном имеется 21 улица, 5 переулков и объездная дорога по периметру села.

Расстояние от юго-восточной границы лесного участка до объездной дороги по периметру села Надзорного составляет по прямой 1,13 км (по просеке – 1,56 км). Ближайший к спорному лесному участку кадастровый квартал села Надзорного -26:15:011903, в котором по данным онлайн-сервиса Росреестра «Справочная информация по объектам недвижимости» находятся улицы Западная, Кавказская, переулок Подлесный. Названные улицы входят в список автомобильных дорог общего пользования села Надзорного. Расстояние от спорного лесного участка до наиболее удаленной точки кадастрового квартала 26:15:011903 составляет 1,006 км.

Таким образом, расстояние от спорного лесного участка до ближайшей автомобильной дороги общего пользования не превышает 2 км. С учетом изложенного размер годовой арендной платы составляет: 4950 руб. х 1,13 х 1,5 х 3 х 1 х 19,9 га = 500 897,93 руб., а всего за спорные периоды – 1 502 693,79 руб. При таких обстоятельствах недоимка превышает сумму, заявленную министерством, в связи, с чем иск в части взыскания основного долга правомерно удовлетворен судом первой инстанции.

Доводы апеллянта о незаконности изменения арендной платы подлежат отклонению, поскольку как указано выше цена аренды государственной земли относится к категории регулируемых цен, при этом арендная плата за пользование лесным участком, находящимся в государственной собственности, устанавливается в зависимости от удаленности этого участка от автомобильной дороги общего пользования.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.08.2013 по делу № А63-5354/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий Н.Н.Годило

Судьи А.П.Баканов

  С.И. Джамбулатов