ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-3971/2021 от 28.10.2021 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                   Дело № А15-356/2021

08.11.2021

Резолютивная часть постановления объявлена 28.10.2021.

Постановление изготовлено в полном объеме 08.11.2021.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан – ФИО1 (доверенность от 16.03.2021 № 05-14), Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Махачкалы – ФИО2 (доверенность от 22.04.2021 № 02-29), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Махачкалинское взморье» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.08.2021 по делу № А15-356/2021 (в составе судьи Батыраева Ш.М.),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Махачкалинское взморье» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (далее - Управление) о признании недействительным решения от 30.10.2020 №16-24/12006@ об отказе в удовлетворении апелляционных жалоб от 10.09.2020 и к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Махачкалы (далее - Инспекция) о признании недействительными решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.07.2020 № 2061 и № 2067.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (далее - Администрация г.Махачкалы) и Собрание депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (далее - Собрание депутатов г.Махачкалы).

Решением суда от 04.08.2021 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано.

            Не согласившись с решением суда, Общество обжаловало решение в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, уменьшить подлежащую взысканию с Общества в пользу Инспекции штраф и пени до 5% от суммы недоимки. Считает, что оспариваемые решения налоговых органов не соответствуют налоговому законодательству, приняты с нарушением порядка проведения проверки.

Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.

От Управления, Инспекции, Администрации г.Махачкалы поступили отзывы на апелляционную жалобу, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Общество, Администрация г.Махачкалы и Собрание депутатов г.Махачкалы явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От Администрации г.Махачкалы поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Общества, Администрации г.Махачкалы, Собрания депутатов г.Махачкалы.

            В судебном заседании представители Инспекции и Управления возразили по существу доводов жалобы, поддержали позицию, изложенную в своих отзывах.

            Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Инспекции и Управления, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

            Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом 27.12.2019 налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год, в которой задекларированы земельные участки с кадастровыми номерами 05:40:000047:356, 05:40:000048:565, 05:40:000038:1340, 05:40:000091:1832, 05:40:000037:1053, 05:40:000054:104, применив при этом льготу, предусматривающую нулевую ставку. По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 10.04.2020 № 1365 и вынесено решение от 29.07.2020 № 2067, которым Обществу начислено к уплате 368828р земельного налога, 116438,96р пени и 184414р штрафа. Инспекцией также проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом 27.12.2019 налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год, в которой задекларированы земельные участки с кадастровыми номерами 05:40:000047:356, 05:40:000048:565, 05:40:000038:1340, 05:40:000091:1832, применив при этом льготу, предусматривающую нулевую ставку. По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 10.04.2020 № 1456 и вынесено решение от 29.07.2020 № 2061, которым Обществу к уплате начислено 355556р земельного налога, 147241,68р пени и 124444р штрафа.

Решением Управления от 30.10.2020 №16-24/12006@ апелляционные жалобы Общества оставлены без удовлетворения, решения Инспекции оставлены без изменения.

Полагая, что решения Инспекции и Управления не соответствуют нормам налогового законодательства и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно пункту 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками-организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Применение повышающего коэффициента, указанного в пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных для целей жилищного строительства, обусловлено необходимостью стимулировать налогоплательщиков, владеющих такими земельными участками, осуществлять строительство в пределах трехлетнего срока с момента приобретения данных участков, путем установления повышенной ставки земельного налога для земель, выделенных под жилищное строительство, в случае если строительство на данных землях не завершено в разумный с точки зрения законодателя срок - три года.

Таким образом, в случае применения налогоплательщиком пониженной ставки при исчислении земельного налога, действующее законодательство предусматривает одновременное применение в этом случае повышенного коэффициента 2, либо 4, установленного пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением Собрания депутатов города Махачкалы от 18.02.2016 №6-2а «О земельном налоге» установлены ставки земельного налога в следующих размерах: 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

Применив указанные ставки земельного налога, Инспекция с учетом категорий земельных участков, а также коэффициента 4, предусмотренного абзацем вторым пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (при расчета суммы налога по земельным участкам с кадастровым номерами 05:40:000037:1053, 05:40:000054:104 за 2016 год) и исходя из кадастровой стоимости земельных участков, произвела расчет сумм земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2016 и 2017 годы.

Земельный налог в г. Махачкале установлен нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования г. Махачкалы - Постановлением Махачкалинского городского собрания от 03.10.2005 № 17-2в (с последующими изменениями и дополнениями) «О земельном налоге» и Решением Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «Город Махачкала» от 18.02.2016 № 6-2а «О земельном налоге».

Данными нормативными актами, с учетом изменений и дополнений внесенные в эти нормативные акты, предоставления льгот по уплате муниципальных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет города Махачкалы, инвесторам, реализующим приоритетный инвестиционный проект, не предусмотрены.

Постановлением Махачкалинского городского собрания депутатов от 28.11.2000 № 19-4 утверждено Положение о заключении инвестиционных договоров (контрактов) на проведение строительства или реконструкции капитального ремонта зданий жилого и нежилого фонда на территории г. Махачкалы. Названное постановление не содержит положений о передаче Администрации г. Махачкалы функций Махачкалинского городского собрания депутатов функций по предоставлению налоговых льгот. При этом не конкретизировано, о каких именно льготах идет речь. Администрация г. Махачкалы не является представительным органом и не уполномочена принимать нормативно-правовые акты, касающиеся налогов, в том числе и льгот по земельному налогу.

Как следует из содержания ответного письма Собрания депутатов города Махачкалы от 08.10.2018 (т.1, л.д. 109), Постановлением Собрания депутатов города Махачкалы от 21.12.2001 № 25-38, на которое ссылается Общество в обоснование своей позиции по делу, не установлено освобождение от уплаты земельного налога организаций, осуществляющие инвестиционные проекты на территории г. Махачкалы.

Льгота, на которую ссылается Общество, по земельному налогу фактически предоставлена Обществу инвестиционным соглашением, заключенным между Обществом и Администрацией г. Махачкалы.

Вместе с тем, инвестиционное соглашение, заключенное между Обществом и Администрацией г. Махачкалы, не является нормативно-правовым актом, и не может устанавливать налоговые льготы по земельному налогу на территории г. Махачкалы, поскольку такой акт издан органом, не имеющим в соответствии с налоговым законодательством издавать подобного рода акты. Нормативный правовой акт о предоставлении льгот по уплате муниципальных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет города Махачкалы не был принят.

Принятие правовых актов, в частности, о предоставлении льгот по уплате земельного налога, не относится к полномочиям Администрации города Махачкалы, поскольку налоговые льготы устанавливаются законодательным (представительным) органом.

Какие-либо правовые акты о предоставлении льгот по уплате земельного налога за период 2016, 2017 годы, в отношении земельных участков Общества не принимались, соответственно оснований, предусмотренных налоговым законодательством для применения нулевой ставки по земельному налогу, у Общества не имелось.

При таких обстоятельствах Инспекция в ходе камеральных проверок налоговых деклараций Общества по земельному налогу за 2016-2017 годы пришла к правильному выводу об отсутствии у Общества права на применение нулевой ставки земельного налога. Оспариваемые решения Инспекции и Управления не противоречат действующему налоговому законодательству и не нарушают законные права и интересы заявителя.

Возражений по поводу принадлежности земельных участков, правильности расчета налоговых обязательств Обществом не представлено.

В апелляционной жалобе Общество просит уменьшить размер взыскиваемых штрафа и пени до 5% от суммы недоимки.

В соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Фактически, Обществом размер начисленных пеней и штрафа не оспаривается.

Суд апелляционной инстанции разъясняет, что статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов).

Пеня в состав налоговых санкций не включена, не является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, подлежит уплате помимо уплаты сумм налога и сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Поскольку норм, допускающих возможность уменьшения пени, не установлено, нормы гражданского права, в частности ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, к данным отношениям не применимы, то требование подателя жалобы в указанной части удовлетворению не подлежит, пени, начисленные в результате несвоевременного исполнения обязанности по уплате налога, не могут быть уменьшены.

Инспекцией не допущено существенных нарушений процедуры проведения камеральных налоговых проверок, оформления их результатов, рассмотрения материалов проверки и вынесения оспариваемых решений, являющихся основанием для отмены решения налогового органа.

Оснований для признания недействительными оспариваемых решений налоговых органов не имеется.

Довод Общества о наличии нарушений Инспекцией, сроков составления акта налоговой проверки и сроков вручения решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, проверен и подлежит отклонению.

По результатам проведения камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2016 и 2017 годы, составлены акты налоговых проверок от 10.04.2020 №1239, 1254.

18.05.2020 акты от 10.04.2020 №1239,1254 вместе с извещениями от 10.04.2020 №№ 1239, 1254 направлены по юридическому адресу Общества, что подтверждается почтовыми квитанциями № 36701545028850 от 18.05.2020. Акты получены Обществом  22.05.2020.

В связи с неявкой налогоплательщика в назначенное время, рассмотрение материалов налоговой проверки решениями Инспекции об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки №№ 28, 29 от 03.07.2020, было отложено на 10 часов 00 минут. Решения об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки, направленные в адрес Общества, содержат информацию о дате, времени, месте и предмете рассмотрения. Указанные решения получены Обществом, согласно информации об отслеживании почтовых отправлений, 17.07.2020 (номер почтового идентификатора 36700049014208).

Таким образом, факт отправки Инспекцией актов камеральных проверок по почте 18.05.2020, не лишил Общество права подачи возражений.

29.07.2020 Инспекцией проведено рассмотрение материалов налоговой проверки, актов налоговой проверки от 10.04.2020 №1456,1365, возражений налогоплательщика б/н от 29.07.2020 и иных материалов налоговой проверки без участия надлежаще извещенного налогоплательщика, вынесены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.07.2020 № 2061, 2067.

Указанные решения направлены по почте с описью вложений, по юридическому адресу Общества, что подтверждается квитанцией от 06.08.2020 с почтовым идентификатором № 36700049134920 и получены адресатом 11.08.2020.

В части довода Общества о дате решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 2067, довод подлежит отклонению, поскольку 03.07.2020 является опечаткой, фактической датой вынесения решения следует считать 29.07.2020, о чем доведено Инспекцией до Общества письмом № 08-27/003906 от 23.10.2020 (почтовая квитанция от 23.10.2020, идентификатор № 36700052035771).

            Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.

Доводы апелляционной жалобы Общества не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения..

Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.08.2021 по делу № А15-356/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                       Цигельников И.А.

Судьи                                                                                                    Белов Д.А.

                                                                                                              Жуков Е.В.