ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А25-920/2021
25.10.2021
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2021
Полный текст постановления изготовлен 25.10.2021
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Сомова Е.Г., Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании представителя АО «Газпром газораспределение Черкесск» - ФИО1 (по доверенности от 17.05.2021), представителя прокуратуры Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики – старшего помощника прокурора Мурадовой М.Р. (по удостоверению № 242659), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Черкесск» на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.08.2021 по делу № А25-920/2021,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики обратилось Акционерное общество «Газпром газораспределение Черкесск» (далее по тексту - заявитель, Общество) с заявлением к прокуратуре Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики (далее - Прокуратура) о признании недействительным представления от 18.03.2021 №07-02-2021.
Заявленные требования мотивированны тем, что действия Общества соответствуют нормативно правовым актамв области промышленной безопасности, правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления и в случае нахождения приборов учета газа вне досягаемости для представителей Общества - поставщика газа, реализация возложенных на них законодательством обязанностей будет невозможна.
Решением суда от 02.08.2021, суд отказал в удовлетворении требований Акционерного общества «Газпром газораспределение Черкесск».
Решение мотивировано тем, что действия Общества по установке приборов учета за пределами домовладений, земельных участков абонентов с. Джага Малокарачаевского рацйона Карачаево-Черкесской Республики препятствуют возможности абонентов обеспечить выполнение возложенных на них Правилами № 549 обязанностей, ограничивают доступ абонентов к приборам учета газа, не позволяют абонентам обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб в установленном законом порядке и соответственно нарушают права абонентов и являются незаконными.
В апелляционной жалобе общества просит отменить решение суда от 02.09.2021 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества в полном объеме.
Прокуратура представила отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель прокуратуры в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам отзыва на жалобу.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
Общество образовано в качестве юридического лица с 23.09.2002 и в качестве основного вида предпринимательской деятельности занимается распределением газообразного топлива по газораспределительным сетям (ОКВЭД 35.22).
На основании коллективного обращения жителей с. Джага Малокарачаевского мунципального района Карачаево-Черкесской Республики с жалобой на незаконные действия Общества, связанные с установкой приборов учета газа вне территории домовладений абонентов, прокурор Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики Решением от 07.08.2019 № 108 назначил проведение проверки исполнения Обществом требований законодательства о газоснабжении при установкее приборов учета газа жителям с. Джага.
Требованием от 06.08.2019 № 07-253Ж-2019 Прокуратура обязала Общество представить правовые основания установки приборов учета газа за пределами домовладений абонентов и принадлежащих им земельных участков.
По результатам проведенной проверки Прокуратура пришла к выводу о наличии в действиях Общества по установке приборов учета газа за пределами домовладений абонентов и принадлежащих им земельных участков нарушения требований Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №549, поскольку приборы учета газа относятся к внутридомовому газовому оборудованию, которое должно размещаться в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение потребителя, с учетом того, что абонент несет имущественную ответственность за его исправность и сохранность пломб на нем. Данные действия Общества нарушают права абонентов и являются незаконными.
По итогам проведенной проверки Прокуратурой в адрес Общества было вынесено представление от 18.03.2021 №07-02-2021.
В связи с выявленным нарушением генеральному директору Общества представлением от 18.03.2021 №07-02-2021 было предписано:
1) безотлагательно рассмотреть данное представление с участием представителя Прокуратуры;
2) принять конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих;
3) рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение закона;
4) о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Прокуратуру в письменной форме.
Общество, полагая, что представление от 18.03.2021 №07-02-2021 не соответствует закону, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 2 части 1 статьи 29 АПК РФ, положения пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21, статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», положения определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2009 № 56-В09-15, положения Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 84-О, положения Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015), утвержденном 25.11.2015, (вопрос №19), положения пункта 3 Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указал, что если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 5 статьи 200 АПК РФ указал, что для признания ненормативного правового акта недействительным (действия либо бездействия государственных органов, органов местного самоуправления незаконным) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия данного акта (действия либо бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы.
Из материалов дела усматривается, что в 2018 - 2019 г. г. на территории села Джага Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики Обществом было осуществлено строительство нового газопровода среднего и низкого давления.
Проектно-сметная документация на строительство газопровода была разработана и утверждена в 2017 году.
В соответствии с техническими параметрами объекта: планировалась прокладка подземных газопроводов среднего и низкого давлений из полиэтиленовых труб: ПЭ100 SDR11 - 225 x 20,5 протяженностью 360,0 м; ПЭ100 SDR11 - 160 x 1455 протяженностью 2455,0 м; ПЭ100 SDR11 - 110 x 10 протяженностью 2300,0 мм; ПЭ100 SDR11 - 90 x 8,2 протяженностью 2460,0 м; ПЭ100 SDR11 - 63 x 5,8 протяженностью 3263,0 м. Диафрагменные счетчики газа с модулем телеметрии встроенным отсечным клапаном, и температурной коррекцией марки BK-G4RTe в количестве 74 шт., марки BK-G6ETe в количестве 425 шт. Отличительной особенностью является встроенный отсечной клапан, который может быть удаленно открыт или закрыт с диспетчерского пункта. Удаленное открытие клапана производится с использованием инновационного безопасного метода. Газопроводы - вводы к жилым домам - ПЭ100 SDR11 - 32 x 3,0 протяженностью 5500,0 м; сети газопотребления - стальная труба Ф32 х 3,2 протяженностью 7485,00 м. Общая протяженность проектируемых газопроводов - 23 823,00 м.
Обществом осуществлялось финансирование строительства газопровода по инвестиционной программе на 2018 год.
Общество, в обоснование выделения инвестиций на проведение проектно-изыскательских работ объекта «Газопровод среднего и низкого давления в с. Джага Малокарачаевского района» указывало, что основанием для реализации данного проекта является сложившаяся неблагоприятная ситуация с оплатой за потребленный природный газ в с. Джага Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики. У сотрудников поставщика газа, как посчитало общество, отсутствует доступ к месту выполнения работ по прекращению подачи газа в с. Джага Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики в связи с тем, что распределительные газопроводы проложены по территориям земельных участков частных домовладений. Кроме этого, Общество не имеет возможность производить полный комплекс работ по мониторингу технического состояния сетей газораспределения и газопотребления, что повышает вероятность возникновения аварийных ситуаций. Также затруднен контроль над ранее отключенными абонентами - дебиторами в целях исключения и предотвращения фактов несанкционированного вмешательства в систему газоснабжения (самовольные подключения).
Основной целью инвестиционного проекта являлось проведение мероприятий по выносу газопроводов среднего и низкого давлений с территорий частных домовладений с. Джага Малакарачаевекого района Карачаево-Черкесской Республики с установкой перед вводными газопроводами узлов учета газа оснащенных телеметрией.
Протяженность сетей - 25967,15 м, из которых на балансе Общества числится 18662,4 м согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.04.2012. Протяженность газопроводов, построенных после оформления в 2012 году свидетельства о государственной регистрации права - 57,60 м; протяженность газопроводов по договорам на техническое обслуживание -680,0 м; протяженность газопроводов - вводов к жилым домам - 5733,8 м.; протяженность газопроводов, принадлежащих Министерству имущественных и земельных отношений КЧР, находящихся на этапе оформления регистрации права собственности - 833,35 м. Протяженность сетей, предполагаемых к выносу; 18720,0 м, состоящих на балансе Общества; 7247,15 м, принадлежащих прочим собственникам. По территориям частных домовладений проложены 90 % всех газопроводов.
Количество абонентов в с. Джага - 499. При этом задолженность абонентов с Джага за потребленный газ составляла в 2018 году 54 379, 98 тыс. руб. (в расчете на 1 абонента - 108,98 тыс. руб.).
Объект «Газопровод среднего и низкого давления в с. Джага Малокарачаевского района» в качестве законченного строительством объекта газораспределительной системы был принят в эксплуатацию по акту от 29.12.2018 и введен в эксплуатацию в качестве основного средства Общества приказом от 31.03.2021 №1-274.
Основными задачами строительства нового газопровода были снижение уровня хищения газа в газораспределительных сетях, повышение уровня собираемости денежных средств за отпущенный газ, а также доведение до потребителей газа качественного энергоресурса. Снижение уровня хищения, в отличие от прежнего подхода транспортировки газа, достигается тем, что к сетям газопотребления каждого абонента подводится подземный газопровод среднего давления. Затем с помощью установленных в индивидуальных шкафных газорегуляторных пунктах каждого абонента (ШРП) регуляторов давления газа предназначенных для снижения входного давления природного газа до заданного уровня и его автоматического поддержания в установленных пределах с высокой точностью и возможностью настойки выходного давления, фильтрации газа, кратковременного сброса избыточного давления, автоматического отключения газа при аварийном повышении или понижении выходного давления сверх допустимых значений, а также учета расхода потребляемого газа, абонент получает качественный энергоресурс, соответствующий требованиям правил в области промышленной безопасности, правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления. Конструктивная особенность ШРП позволяет увеличивать срок службы газорегулирующего оборудования, газового оборудования (прибора учета газа), за счет размещения указанного оборудования в металлическом шкафу, закрывающемся на замок.
В ходе проверки Прокуратурой установлено и Обществом не оспаривается, что в ходе строительства данного газопровода Обществом на территории с. Джага было установлено 390 металлических ящиков с размещением внутри приборов учета, в том числе 134 ШРП (шкафных газорегуляторных пунктов) и 256 ПУРГ (пунктов учета расхода газа).
Приборы учета газа были вынесены за пределы территорий домовладений абонентов. То есть приборы учета газа, до строительства нового газопровода ранее находившиеся в домовладениях абонентов, по результатам строительства были Обществом вынесены за пределы земельных участков абонентов - жителей села Джага.
Суд перовой инстанции, сославшись на положения статья 426, статьи 506, статьей 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 2, статьи 8, статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», положения Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 об утверждении Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила № 549) указал, что договор о поставке газа является разновидностью договора энергоснабжения. Поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. Договор энергоснабжения является публичным.
Поставщиком газа является газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества.
При этом абонент - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Суд первой инстанции, сославшись на положения пункта «а» пункта 21, подпунктов «г», «е» пункта 21, пункта 24, пункту 25, подпункта 40, пункта 41 Правил № 549, положения статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, указал, что при наличии установленного у абонента исправного опломбированного прибора учета газа количество поданного абоненту газа определяется согласно показаниям прибора учета.
Суд первой инстанции, сославшись на положения пунктов 22, 55, 57 Правилами № 549 на поставщика газа возложена обязанность проведения проверок, при этом в проведении проверки могут принимать участие представители государственной жилищной инспекции и специализированной организации, осуществляющей по договору с абонентом техническое обслуживание внутридомового или внутриквартирного газового оборудования (которым в рассматриваемом случае является Общество).
Суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 31, подпункта «г» пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), указал, что на исполнителя возложена обязанность осуществления не реже 1 раза в 6 месяцев снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверка состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета) (подпункт «е»). Исполнитель вправе осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, распределителей, установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета (не чаще 1 раза в месяц в случае установки указанных приборов учета вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя, и в нежилых помещениях), за исключением случаев, когда установленный прибор учета электрической энергии присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом первой инстанции отклонены доводы Общество о том, что в соответствии с положениями пункта 6.45 Свода правил по проектированию и строительству СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб», одобренного Постановлением Госстроя России от 26.06.2003 №112 (далее - СП 42-101-2003), приборы (узлы) учета расхода газа рекомендовано устанавливать, в том числе, в ГРП, ШРП, ГРПБ, поскольку размещении приборов учета расхода газа в ШРП (шкафных газорегуляторных пунктах) носит не обязательный, а лишь рекомендательный характер и не возлагает на поставщика газа обязанности по выносу приборов учета газа за пределы домовладений и земельных участков, принадлежащих абонентам.
При этом, положения пункта 6.45 СП 42-101-2003 о рекомендованном размещении поставщиком прибора (узла) учета расхода газа в ШРП не противоречат наличию еще одного прибора учета непосредственно в домовладении абонента или на территории принадлежащего ему земельного участка.
Следовательно норма пункта 6.45 СП 42-101-2003 исходит из ситуации размещения прибора учета газа поставщиком и не означает лишения потребителя газа (абонента) возможности знать о потребленном количестве газа, вести его самостоятельный учет в целях контроля за вносимыми суммами оплаты за газ, сообщать показания прибора учета газа поставщику, выполнять иные предусмотренные для абонентов Правилами № 549 обязанности и пользоваться предоставленными абоненту правами, тем более в случае, если до установки поставщиком газа ШРП такой прибор учета находился непосредственно в домовладении или на территории абонента.
Норма пункта 6.45 СП 42-101-2003 не предусматривает наличие (отсутствие) возможности установки прибора учета газа в домовладении или на земельном участке абонента в случае оборудования поставщиком газа ПУРГ (пункта учета расхода газа).
ПУРГ представляет собой пункт учета расхода газа на газопроводе высокого и низкого давления, расположенный в металлическом шкафу, как правило, до точки подключения абонента к сети газораспределения.
Шкафной газорегуляторный пункт (ШРП) - технологическое устройство в шкафном исполнении, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданных уровнях в газораспределительных сетях.
Основным предназначением ШРП является снижения давления природного газа до заданного уровня и его автоматического поддержания в установленных пределах с высокой точностью и возможностью настройки выходного давления, фильтрации газа, кратковременного сброса избыточного давления газа, а также автоматическое отключение подачи газа при аварийном повышении или понижении выходного давления сверх допустимых заданных значений, что следует из представленной Обществом Прокуратуре технической документации (технических паспортов ПУРГ, руководства по эксплуатации).
Следовательно, основным предназначением ШРП не является учет потребления газа абонентом, в связи с чем нормой пункта 6.45 СП 42-101-2003 размещению в ШРП приборов (узлов) учета расхода газа справедливо придан лишь рекомендательный характер.
Согласно пункту 3 Правил № 549 внутридомовое газовое оборудование в домовладениях представляет собой находящиеся в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение, газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, индивидуальные баллонные установки сжиженных углеводородных газов, газоиспользующее оборудование, технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и приборы учета газа.
В соответствии с подпунктами «б», «ж», «п» пункта 21 Правил № 549 следует, что абонент обязан незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, о возникшей неисправности прибора учета газа, а также обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» следует, что к понятию «бытовое газоиспользующее оборудование» относится оборудование, предназначенное для использования газа в качестве топлива для бытовых нужд потребителей газа (газовые плиты, автоматические газовые проточные и емкостные водонагреватели, газовые конвекторы и др.). В указанном постановлении также закреплено понятие «внутридомовое газовое оборудование», которое подразделяется на газовое оборудование в многоквартирном доме и на газовое оборудование в домовладениях.
Под «внутридомовым газовым оборудованием в домовладениях» понимаются находящиеся в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение, газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, индивидуальные баллонные установки сжиженных углеводородных газов, газоиспользующее оборудование, технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и приборы учета газа.
В соответствии с пунктом 6.50 СП 42-101-2003 наружная (вне здания) установка счетчика предусматривается под навесом, в шкафах или других конструкциях, обеспечивающих защиту счетчика от внешних воздействий. Разрешается открытая установка счетчика.
Размещение счетчика предусматривают:
- на отдельно стоящей опоре на территории потребителя газа;
- на стене газифицируемого здания на расстоянии по горизонтали не менее 0,5 м от дверных и оконных проемов.
Размещение счетчиков под проемами в стенах не рекомендуется.
Таким образом, при установке газового счетчика вне здания его размещение возможно при условии выполнения вышеизложенных требований, установленных пунктом 6.50 СП 42-101-2003.
Следовательно, по общему правилу приборы учета газа подлежат размещению в пределах домовладений абонентов или принадлежащих им земельных участков, предназначенных для обслуживания газифицируемого помещения.
Обществом доказательств обратного со ссылкой на нормы действующего законодательства в сфере газоснабжения в материалы дела не представлено.
В соответствии с положениями статей 538, 549 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ, Правил № 549, СП 42-101-2003 приборы учета газа относятся к внутридомовому газовому оборудованию, которое должно размещаться в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение потребителя, с учетом того, что абонент несет имущественную ответственность за его исправность и сохранность пломб на нем.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства и доводы сторон в их совокупности с учетом приведенных выше норм права сделал правильный вывод о том, что в действиях общества усматриваются признаки нарушения требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ, Правил № 549, СП 42-101-2003, изложенные в оспариваемом представлении от 18.03.2021 №07-02-2021.
Следовательно, в нарушение вышеприведенных требований законодательства по результатам строительства на территории села Джага Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики нового газопровода среднего и низкого давления Обществом необоснованно приборы учета газа, ранее установленные в домовладениях потребителей (абонентов), либо в границах принадлежащих им земельных участков, были помещены в металлические ящики (ШРП, ПУРГ), размещенные за пределами земельных участков абонентов, что лишило последних возможности знать о потребленном количестве газа, вести его самостоятельный учет в целях контроля за вносимыми суммами оплаты за газ, сообщать показания прибора учета газа поставщику, выполнять иные предусмотренные для абонентов Правилами № 549 обязанности и пользоваться предоставленными абонентам правами. Действия Общества по установке приборов учета за пределами домовладений, земельных участков абонентов с. Джага Малокарачаевского рацйона Карачаево-Черкесской Республики препятствуют возможности абонентов обеспечить выполнение возложенных на них Правилами № 549 обязанностей, ограничивают доступ абонентов к приборам учета газа, не позволяют абонентам обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб в установленном законом порядке, а, следовательно, такие действия Общества нарушают права абонентов и являются незаконными.
Подлежат отклонению как необоснованные доводы Общества о том, что абоненты дали согласие на установку приборов учета газа при строительстве нового газопровода в ШРП, что подтверждается подписанными абонентами без возражений актами, поскольку в актах не было указано, что приборы учета газа будут вынесены за пределы домовладений абонентов.
Также подлежит отклонению довод Общества о том, что до настоящего времени каких-либо заявлений о переносе приборов учета из ШРП в другое место от потребителей с. Джага в адрес Общества не поступало, поскольку в адрес депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО2 поступило коллективное обращение 380 жителей с. Джага Малокарачаевского мунципального района Карачаево-Черкесской Республики с жалобой на незаконные действия Общества, связанные с установкой приборов учета газа вне территории домовладений абонентов. Указанное обращение с целью проверки изложенных в нем фактов было направлено в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации. По результатам рассмотрения обращений граждан Прокуратурой были приняты меры прокурорского реагирования, в том числе внесено оспариваемое представление об устранении нарушений закона.
При этом, по заявлениям абонентов с. Джага ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО8, ФИО12, ФИО13, являющихся инвалидами 1 -3 групп, Прокуратурой в порядке ст. 45 ГПК РФ в целях восстановления нарушенных жилищных прав граждан в суд общей юрисдикции были направлены исковые заявления. На данный момент по исковым заявлениям ФИО3, ФИО4 и ФИО5 вынесены судебные решения об удовлетворении требований прокурора и обязании Общества принять меры по установлению приборов учета в соответствие с требованиями закона.
В подтверждение приведенных обстоятельств Прокуратурой в материалы дела представлено исковое заявление в защиту ФИО3, решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.01.2020 по гражданскому делу № 2-388/20, определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.08.2020, определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 27.01.2021.
При таких обстоятельствах, оспариваемое представление от 18.03.2021 №07-02-2021 является законным, не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим соответствующие правоотношения и имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы Общества, поскольку устанавливает для поставщика газа обязанности, предусмотренные действующим законодательством. Соответственно судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным представления от 18.03.2021 №07-02-2021.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы общества о том, что в оспариваемом представлении не должен содержаться пункт о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц (пункт 3), поскольку указанный пункт не обязывает общество принять акт дисциплинарного воздействия, а лишь предлагает рассмотреть вопрос.
Пункт 3 представления не противоречит положениям статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.04.2017 N 25-АД17-1, в соответствии с которыми следует, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя и производится в законодательно регламентированном порядке.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобыо наличии случав несанкционированного отбора газа, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.08.2021 по делу № А25-920/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Д.А. Белов
Судьи Е.Г. Сомов
О.В. Марченко