ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4047/2021 от 29.11.2021 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                              Дело № А20-1087/2021

30.11.2021

Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2021.

Полный текст постановления изготовлен 30.11.2021.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Марченко О.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамаевым О.А., с участием в судебном заседании представителя Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики - ФИО1 (доверенность от 04.07.2020), представителя ФИО2 - ФИО2 (доверенность от 09.04.2021), в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.08.2021 по делу № А20-1087/2021,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики обратилось Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - истец, министерство) с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянско-фермерского хозяйства ФИО3 (далее - ответчик, предприниматель, ИП КФХ ФИО3) о расторжении соглашения от 27.06.2017 и взыскании 30 156 рублей 58 копеек субсидии, предоставленной на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике.

Заявленные исковые требования мотивированы предоставлением ответчиком недостоверных сведений для получения субсидии на оказание несвязной поддержки в области растениеводства.

РешениемАрбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.08.2021, в удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики к индивидуальному предпринимателю главе крестьянско-фермерского хозяйства ФИО3 о расторжении соглашения от 27.06.2017 и взыскании 30 156 рублей 58 копеек субсидии, предоставленной на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что истцом пропущен срок исковой давности по предъявленным исковым требованиям.

В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда от 11.08.2021 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований к обществу.

В отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему предприниматель просит оставить решение суда от 11.08.2021 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Дело рассматривается в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ при не явке в судебное заседание арбитражного суда сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд в праве рассмотреть дело в их отсутствие.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, апелляционную жалобу – подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается.

Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) является уполномоченным органом по предоставлению субсидий и распределению средств по направлениям.

Постановлением Правительства КБР от 09.12.2016 N 216-1111 (в редакции, действовавшей  на  момент  предоставления  субсидии  ответчику)  утверждены Правила предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Правила).

Указанные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), а также научным организациям, профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (далее -сельхозтоваропроизводители) субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, в области производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян подсолнечника, семян сахарной свеклы, льна-долгунца, технической конопли и овощей открытого грунта (далее - субсидии).

Субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета, предоставляемых республиканскому бюджету Кабардино-Балкарской Республики в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Кабардино-Балкарской Республики, связанных с реализацией государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике», предусматривающей оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в форме предоставления средств из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики по определенным направлениям.

ФИО3 в 2017 году предоставила в Министерство пакет документ, необходимых для получения субсидии на оказание несвязной поддержки в области растениеводства, по результатам рассмотрения которых ей были предоставлены денежные средства в размере 30 156 рублей 58 копеек.

Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики заключило с ФИО3 соглашение о предоставлении субсидии на оказание несвязной поддержки в области растениеводства от 27.06.2017 и включило последнюю в Реестр получателей субсидий.

Сельскохозяйственному товаропроизводителю была предоставлена субсидия из республиканского бюджета на возмещение части затрат, произведенных в 2016 году.

Платежным поручением от 29.06.2017 № 88155 указанная сумма - 30 156 рублей 58 копеек - была перечислена в установленном порядке на счет ответчика.

В соответствии с постановлением Правительства КБР от 09.12.2016 N 216-1111 «Об утверждении Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Кабардино-Балкарской Республики» установлен Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на оказание несвязанной поддержки в 2017 году.

Указанным нормативным правовым актом регламентированы условия, которым должен соответствовать заявитель и перечень документов, необходимых для получения субсидий.

Согласно пункту 3 приложения №3 к плану работы на 2020 год Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования субсидий, предоставленных из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на оказание несвязной поддержки в области растениеводства».

Проверкой установлено, что согласно выпискам из ЕГРИП, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет, в предшествующие годы ФИО3 осуществляла предпринимательскую деятельность, однако с 15 июля 2016 года ее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства была прекращена. В июне 2017 года она вновь зарегистрировалась в качестве ИП главы КФХ.

При этом, в представленном ФИО3 комплекте документов имелся акт от 28.12.2016 №677 о проведении комплексного агрохимического и эколого-токсикологического обследования посевных (посадочных) площадей, выданный ФГБУ «САС «Кабардино-Балкарская» ФИО3 как ИП главе КФХ, то есть в период прекращения ей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, в комплекте документов представлена отчетность по форме № 2-фермер «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур» по состоянию на 1 октября, 1 ноября (20 ноября) 2016 года, подписанная ФИО3 15.11.2016 как главой крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть в период прекращения ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно приказу Росстата от 4.08.2016 № 387 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой» сведения по форме федерального статистического наблюдения № 2-фермер предоставляются только юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской сельскохозяйственной деятельностью без образования юридического лица, имеющих посевы, многолетние насаждения сельскохозяйственных культур, следовательно предоставление такой отчетности физическими лицами исключается.

При таких обстоятельствах, в нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса, пункта 21 Правил предоставления субсидий в 2017-2019 годах Министерством допущено ненадлежащее исполнение полномочий главного распорядителя бюджетных средств в части проведения проверок соблюдения условий, установленных при предоставлений субсидий.

В целях устранения выявленного нарушения, на основании статьи 17 Закона КБР от 29.05.2003 года №53-Р3 «О Контрольно-счетной палате КБР» по результатам проведенного контрольного мероприятия в адрес объекта контроля - Министерства сельского хозяйства КБР направлено представление от 10 ноября 2020 года № 01-03/485 с предложением принять меры по выполнению бюджетных полномочий, предусмотренных пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обеспечения соблюдения получателями субсидий условий и порядка, установленных при их предоставлении, уведомить Контрольно-счетную палату Кабардино-Балкарской Республики о принятых мерах по результатам выполнения представления.

Министерством сельского хозяйства КБР в порядке досудебного урегулирования спора в адрес ФИО3 направлено уведомление от 25.12.2020 N 21-04-2-07/5795 с требованием о необходимости осуществить возврат полученных субсидий в размере 3 0 156 рублей 58 копеек.

Поскольку ответчик указанные требования не исполнил и Министерство сельского хозяйства КБР 17.03.2021 обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении искового заявления министерства, сославшись на положения части 1 статьи 4 АПК РФ на положения статьи 8, статьи 11, статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положения части 1 статьи 4, части 1 статьи 14, части 2 статьи 14, части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее - Закон № 209-ФЗ), положения пункта 2 статьи 78, пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) указал, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что представленными в материалы настоящего дела доказательствами, в том числе материалами проведенной Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики проверки, подтверждается факт неправомерного выделения истцом в 2017 году субсидии ответчику на возмещение части затрат, произведенных в 2016 году.

При этом, суд первой инстанции, сославшись на положения части 1 статьи 9, статьи 195, статьи 196, статьи 199, пункта 1 статьи 200 ГК РФ, положения пунктов 1, 4, 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 15 от 12.11.2001, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 18 от 15.11.2001, положения пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» удовлетворил ходатайство ответчика о пропуске срока исковой давности относительно требования истца по возвращению полученной суммы субсидии.

Суд первой инстанции указал, что для разрешения вопроса об исчислении срока исковой давности по настоящему делу суду необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики узнало или должно было узнать о возможном нарушении ответчиком условий, связанных с получением субсидии. При этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у Министерства права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» указано, что органы предоставляющие государственные услуги обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административным регламентом.

В обязанности уполномоченного Министерством лица входит проверка на соответствие правовым нормам подаваемые документы заявителем.

Следовательно, течение сроков исковой давности по данному заявлению необходимо исчислять с момента подписания Соглашения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, заключаемого между сельскохозяйственными производителями и Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, то есть с 27.06.2017.

Отклонен довод истца о том, что о нарушенном праве ему стало известно с момента вынесения представления Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики -10.11.2020, как необоснованный, поскольку о нарушении Министерство должно было знать при проверке достоверности предоставляемых ответчиком сведений и при принятии решения о выдаче субсидии и перечислении денежных средств в 2017 году.

Поскольку истец обратился в суд с настоящим иском 17.03.2021, то есть за пределами предусмотренного законом трехлетнего срока, то суд первой инстанции сделал вывод о о пропуске срока исковой давности истцом и отказывает в удовлетворении исковых требований.

При этом судов первой инстанции вообще не обоснован отказ в удовлетворении иска в части расторжения соглашения от 27.06.2017 и соответственно не в полной мере учтены следующие обстоятельства.

Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Основания изменения и расторжения договора закреплены в статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу пункта 2 которой по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В соответствии с частью 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Министерством сельского хозяйства КБР в досудебном порядке в адрес ФИО3 направлено уведомление от 25.12.2020 N 21-04-2-07/5795 с требованием о необходимости осуществить возврат полученных субсидий в размере 30 156 рублей 58 копеек, и расторгнуть соглашение о предоставлении субсидииот 27.06.2017. Согласно почтовому уведомлению получено ФИО3 30.12.2020 (т. 1 л.д. 16). Министерство обратилось в суд 17.03.20201, то есть с соблюдением 30 дневного срока и срока почтового пробега сообщения ответчика.

Поскольку получателем субсидии представлены недостоверные сведения, в силу подпункта б) пункта 3.4. соглашения, требование истца о расторжение соглашения от 27.06.2017 подлежит удовлетворению.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ (пункт 1 статьи 196 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).

Условиями заключенного соглашения предусмотрены обязательства получателя субсидии как с определенным сроком исполнения (пункт 2.25), так и без определения срока исполнения (пункт 6.2).

Как следует из материалов дела и установлено судом, сторонами соглашения согласованы условия его расторжения, а также сроки возврата субсидии (пункты 3.4., 3.5.).

Так, срок действия соглашения от 27.06.2017 определен с момента его подписания до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 6.2).

В соответствии с пунктом 5.2 соглашения в случае не достижения сторонами согласия, споры, возникающие между сторонами, рассматриваются в Арбитражном суде Кабардино-Балкарской Республики.

Из материалов дела следует, что направленное в адрес ответчика уведомление с предложением о расторжении соглашения от 27.06.2017 получено им 30.12.2020.

Тем самым соглашение от 27.06.2017 в данном случае не может считается расторгнутым (прекратившем свое действие), поэтому исковые требования в части его расторжения являются обоснованными.

Согласно пункту подпункта б) пункта 3.4. соглашения Ответчик в случае представления недостоверных сведений в процессе реализации соглашения обязан возвратить в бюджетКабардино-Балкарской Республики полную сумму предоставленной субсидии в течение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обязанность возврата субсидии в случае нарушения субъектами малого предпринимательства условий, установленных при ее предоставлении, также предусмотрена, действовавшими в спорный период, пунктами 18 – 21 постановления Правительства КБР от 21.02.2017 N 23-ПП «Об утверждении порядков предоставления субсидий на оказание содействия достижению целевых показателей государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике"».

Таким образом, срок исковой давности надлежит исчислять с момента расторжения соглашения и возникновения у получателя субсидии вернуть ее в бюджет.

При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку ФИО3 предоставлены недостоверные сведения о прекращении ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, чем в частности, нарушены условия предоставления субсидии предусмотренные в пунктами 3.2, 3.4, 3.5, соглашения, то требования министерства являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

Выводы суда первой инстанции об обратном, апелляционная коллегия находит ошибочными как не соответствующие обстоятельствам дела и нормам материального права.Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности подлежали проверке применительно содержанию соглашения от 27.06.2017.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Соответственно расходы по уплате государственной пошлины за поданное заявление отнести на сторону – индивидуального предпринимателя главу крестьянско-фермерского хозяйства ФИО3.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.08.2021 по делу № А20-1087/2021отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Расторгнуть соглашение, заключенное между Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и индивидуальным предпринимателем главой крестьянско-фермерского хозяйства ФИО3 от 27.06.2017.

Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства ФИО3 в пользу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики субсидию, предоставленную по соглашению от 27.06.2017 в размере 30 156 рублей 58 копеек.

Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства ФИО3 в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 2 000 рублей и суде апелляционной инстанции в сумме 3 000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                              Д.А. Белов

Судьи                                                                                             О.В. Марченко

                                                                                                       И.А. Цигельникова